Научная статья на тему 'Замораживание накопительной части пенсии в 2014 г. : оценочные характеристики'

Замораживание накопительной части пенсии в 2014 г. : оценочные характеристики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / РENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / FUNDED PART OF THE PENSION / DEFICIT OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / RETIREMENT SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астаев Юрий Григорьевич

В статье рассматриваются вступающие в силу в настоящее время изменения в пенсионном обеспечении в РФ, касающиеся накопительной части трудовой пенсии, приводятся сведения о состоянии Пенсионного фонда РФ, на основе статистической информации формируются выводы о состоянии и динамике Пенсионного фонда РФ, а также даются оценочные характеристики вводимых мер с позиции автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freezing of funded pension in 2014: evaluating characteristics

The article provides descriptive characteristics of the changes in the pension system of the Russian Federation which are taking place. It provides information on the status of the Pension Fund of the Russian Federation and evaluating characteristics imposed measures from the author’s point. Some conclusions about the state of the pension system are made on the basis of statistical information.

Текст научной работы на тему «Замораживание накопительной части пенсии в 2014 г. : оценочные характеристики»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ЮГ. АСТАЕВ

Юрий Григорьевич АСТАЕВ — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.

В 2011 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 1 публикации.

Область научной специализации — пенсионные системы, мировая практика пенсионного страхования, моделирование пенсионных систем.

^ ^ ^

ЗАМОРАЖИВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПЕНСИИ В 2014 г.: ОЦЕНОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*

В последнее время сообщения, касающиеся пенсионной реформы, появляются на первых страницах новостных лент почти каждый день. Еще недавно в обществе активно обсуждался законопроект о снижении накопительной части пенсии с 6 до 2 % по умолчанию, затем правительство вообще решило сократить до нуля накопительную часть пенсии граждан, не сделавших до конца 2013 г. осознанный выбор одного из пенсионных фондов либо управляющих компаний. И вот теперь государство полностью отменило с 2014 г. накопительную часть. Все отчисления на накопительную часть будут переданы в Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) и зачтутся в страховую часть пенсии. Большинство будущих пенсионеров окончательно запутались, те, кто в свое время сделал осознанный выбор в пользу накопительной части, а особенно в пользу негосударственных пенсионных фондов (НПФ), могут расценить данный шаг не иначе как обман, изменения «правил игры» по ходу «игры». Некоторые юристы полагают, что имеются веские основания для подачи заявлений в суд и т. д. Международный валютный фонд (МВФ) также выражает недоумение по поводу изменений, вносимых правительством [2]. Ясно одно, государство в очередной раз подрывает доверие к себе и лишает людей стимулов вести честную «игру» в условиях неопределенности условий этой «игры» в будущем.

Официально данные меры применяются, в том числе, для защиты вкладчиков от возможных потерь из-за недобросовестности или нестабильности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. По новому проекту все отчисления граждан на накопительную часть за 2014 г. изымаются из накопительной системы и передаются в страховую, соответственно, направляются не на инвестирование, а на выплату государственных пенсий нынешним пенсионерам. За это время НПФ должны будут пройти процедуру акционирования, что должно повысить прозрачность их деятельности, пройти проверку регулятора рынка пенсионных накоплений — Центрального банка РФ, вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений. Управляющие компании должны будут пройти проверку Центрального банка. По словам экспертов, поступления за первое полугодие 2013 г. будут переданы в распоряжение пенсионных фондов, однако за второе полугодие все отчисления перейдут на хранение в Пенсионный фонд РФ, откуда будут возвращены пенсионным фондам после их аккредитации, предположительно в 2015 г. Накопления же за 2014 г. полностью и безвозвратно изымаются из накопительной системы [5]. Вообще, негосударственным пенсионным фондам дан срок до 1 января 2016 г., чтобы пройти процедуру реорганизации в акционерные общества. Вкладчик фонда будет уве-

ГРНТИ 06.01.05 © Ю.Г. Астаев, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л.В. Хоревой.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

69

домлен о решении фонда о реорганизации и будет иметь право потребовать немедленного исполнения фондом своих обязательств или перевода своих средств в другой НПФ или Пенсионный фонд РФ.

По планам правительства средства пенсионных фондов, не прошедших необходимые процедуры, будут переведены во Внешэкономбанк (ВЭБ) по умолчанию. Для того чтобы переизбрать пенсионный фонд, гражданину необходимо написать заявление на перевод своих накоплений в выбранный фонд или под управление выбранной управляющей компании после 1 января 2015 г.

Данные меры в цели своей выглядят разумными, призванными упорядочить деятельность негосударственных пенсионных фондов, функционирующих на рынке обязательного пенсионного страхования, и ввести систему страхования пенсионных средств, аналогичную системе страхования банковских вкладов. Данная система призвана в случае, если пенсионные накопления вкладчика на момент исполнения фондом своих обязательств оказываются меньше номинальной внесенной суммы денежных средств за весь страховой период, компенсировать разницу между суммой номинальных взносов и полученной суммой накопления на момент осуществления обязательств. Как видно, данная форма не предполагает компенсации никакой гипотетической доходности накоплений. Сама система страхования должна состоять из двух уровней: внутреннего, т. е. внутри самого фонда, и внешнего, общего для всех фондов, уровня. О самой форме воплощения данных мер и их правомерности можно поспорить. Однако существует еще более очевидная и, в принципе, не скрываемая государством цель данной реформы — пополнение дефицитного Пенсионного фонда РФ, поддержание его баланса, снижение финансирования из бюджета.

Несмотря на рост поступлений в ПФ РФ, средств от налогов и страховых взносов по пенсионному страхованию и в целом расходы фонда растут стремительно, и трансферты из федерального бюджета все еще составляют практически половину доходов Пенсионного фонда (см. табл. 1). Эти трансферты включают и отчисления на выплату материнского капитала, компенсацию «выпадающих» доходов в связи со снижением тарифов страховых взносов для определенных категорий граждан, на обеспечение федеральной доплаты и программы софинансирования накопительной части пенсии. Эти расходы «выпадают», если пытаться рассматривать Пенсионный фонд как сбалансированную по доходам и расходам систему. Соответственно расходы на эти дополнительные программы и послабления должны учитываться и финансироваться в отдельном порядке. Даже несмотря на это непосредственно на обеспечение сбалансированности бюджета ПФ РФ перечисляется порядка 1 трлн руб. каждый год [3; 4].

Дефицитный характер бюджета пенсионных фондов при солидарной структуре пенсионного страхования является ожидаемым явлением в условиях современных демографических изменений в структуре населения. Однако огромные размеры трансфертов из бюджета в условиях замедляющегося роста экономики являются слишком тяжелой обузой для федерального бюджета [12]. Соответственно правительство изыскивает различные способы уменьшить дефицит Пенсионного фонда.

По словам заместителя министра финансов А. Моисеева, средства пенсионных отчислений на накопительную часть и средства материнского капитала, переданные в НПФ или управляющую компанию, за 2014 г. будут безвозмездно переданы в ВЭБ. Средства за 2013 г. планировалось передать ВЭБ с последующим возвратом после 2014 г. [4]

В федеральном бюджете планировалось в 2013 г. на покрытие дефицита ПФР потратить 1,99 трлн руб., в 2014 г. — 861,6 млрд руб., в 2015 г. — 897,5 млрд руб. [1] Сейчас, однако, трансферт планируется в размере 942 млрд руб. в 2013 г., 945 млрд в 2014 г., 1229 млрд руб. в 2015 г. Некоторые авторы предполагают, что правительство планирует получить около 240 млрд руб. в Пенсионный фонд за счет сворачивания накопительной части в 2014 г. Это около 3,5 % всех расходов ПФ РФ, или почти 8 % от общих затрат бюджета, связанных с пенсионными правами граждан, в 2014 г. Однако, на наш взгляд, данная сумма может быть значительно выше. По данным Службы государственной статистики РФ, средняя заработная плата в России на июль 2013 г. составила 30 366 руб. (см. табл. 2).

Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФ РФ за 2012 г. составили 476,9 млрд руб., из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 440,3 млрд руб. [7] В 2011 г. доходы по накопительной части бюджета ПФ РФ насчитывали 418,1 млрд руб., из них взносов — 376,6 млрд руб. [6] Рост суммы взносов составил 16,9 %. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2010 г. — 361,2 млрд руб., из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 324,6 млрд руб. Рост суммы взносов составил 16 % по сравнению с 2010 г. [11]

70

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Таблица 1

Доходы и расходы Пенсионного фонда по годам (млн руб.)

Годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 (утверж- дено) 2014 (утверж- дено) 2015 (утверж- дено)

Поступление 1946817 2730172 3222649 4610084 5255642 5890363 6343330 6894720 7787416

налоги, страховые взносы 1011682 1248504 1273364 1929016 2823740 3038495

Доля от общих поступлений, % 52 46 40 42 54 52 0 0 0

поступления из федерального бюджета 919950 1459124 1941024 2648397 2384200 2819512 2959989 3082149 3509130

Доля от общих поступлений, % 47 53 60 57 45 48 47 45 45

на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда 197126 399335 1316292 924410 1033141 942016 945168 1229768

Доля от общих поступлений, % 0 7 12 29 18 18 15 14 16

Расходы 1786457 2357793 3008660 4249235 4922109 5451218 6088728 6722394 7431542

обязательное пенсионное страхование 1380260 1856379 2374496 3381180 3756816 4157400 4693200 5237800 5802800

Доля от общих расходов, % 77 79 79 80 76 76 77 78 78

финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда 42320 48992 61792 68304 84599

Доля от общих поступлений, % 2,37 2,08 2,05 1,61 1,72

В табл. 2 приведен средний уровень заработной платы за 2012-2013 гг. [8] В среднем за вычетом минимума и максимума за 2012 г. он составляет 26 185 руб. За 2013 г., по имеющимся данным, средняя заработная плата составляет 29 036 руб. Соответственно рост заработной платы примерно 10,9 %.

Таблица 2

Средняя заработная плата в России за 2012-2013 гг.

^''"месяц год Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек.

2012 23 746 24 036 25 487 25 800 26 385 27 494 26 684 25 718 25 996 26 803 27 448 36 450

2013 26 840 26 620 28 693 30 026 29 723 30 986 30 366

Следовательно, можно с большой долей допущения сказать, что рост поступлений по накопительной части по итогам 2013 г. будет не ниже 10-11 % [9; 10]. Это составит 488,7 млрд руб. Если рост в 11 % сохранился бы в 2014 г., то сборы на накопительную часть насчитывали бы 542,5 млрд руб. Это составляет 7,7 % от общих планируемых расходов ПФ РФ на 2014 г., 17,6 % от общих затрат государственного бюджета в сфере пенсионного обеспечения и 57,4 % от планируемых трансфертов из бюджета РФ на покрытие дефицита бюджета ПФ РФ. Эти приблизительные данные позволяют оценить важность этих вливаний в бюджет ПФ РФ. Однако не стоит забывать о возрастании обязательств ПФ РФ в будущем по поводу этих дополнительных поступлений. Следует понимать, что при условии возврата накопительной части после 2014 г. поступления в страховую часть снова упадут, при этом произойдет увеличение обязательств ПФ РФ по страховой части за 2014 г.

Какие-либо окончательные выводы делать сейчас не представляется возможным в силу того, что «правила игры» меняются слишком стремительно. Еще недавно гражданам было предложено выбрать

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

71

тариф накопительной части пенсии. Затем тариф на накопительную часть был принудительно снижен. И вот, наконец, накопительную часть полностью блокируют. Будет ли возвращен накопительный элемент, пока сказать нельзя. Несмотря на заявления о восстановлении накопительной части общее состояние экономики и продолжающееся падение ее роста не позволяют сделать вывод о скорейшем оздоровлении экономики и повышении доходов государства. Соответственно и причин для увеличения пополняемости Пенсионного фонда РФ в ближайшем будущем нет. При непрерывном росте пенсионных обязательств государства нет причин полагать, что бюджет ПФ РФ может быть пополнен из других источников, нежели страховые взносы. А значит, полное замораживание накопительной части является, на наш взгляд, возможным сценарием развития событий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дефицит Пенсионного фонда России достиг 3 трлн рублей. URL: http://argumenti.ru/economics/2012/07/ 188381

2. МВФ раскритиковал пенсионную реформу в России. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2013/10/22/11908 32.html

3. Молчуны прыгают в последний вагон. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/15769841/molchuny-prygayut-v-poslednij -vagon

4. Накопительную часть пенсии отменили на год. URL: http://www.rg.ru/2013/09/30/budjet-site.html

5. НПФ и УК успеют получить пенсионные накопления за первое полугодие 2013 г. URL: http://www.vedomo sti.ru/finance/news/17175351/npf-i-uk-uspeyut-poluchit-pensionnye-nakopleniya-za-i

6. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2011. URL: http://files.pfrf.ru/userdata/presscenter/ docs/2011_godovojotchet.pdf

7. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2012. URL: http://files.pfrf.ru/userdata/presscenter/ docs/2012_godotchet.pdf

8. Средние зарплаты по России. URL: http://person-agency.ru/salary.html

9. Судьба накопительной пенсии. URL: http://fin.fom.ru/Pensiya/11116

10. Уровень безработицы в России в 2013 году. URL: http://person-agency.ru/statistic.html

11. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

12. Экономика у нуля. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/553121/ekonomika-u-nulya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.