СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
А.С. Симошина, студент
Тульский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации
(Россия, г. Тула)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10874
Аннотация. В статье рассматривается динамика основных бюджетных показателей Пенсионного фонда РФ - доходов, межбюджетных трансфертов, дефицита бюджета. Анализируется существующая тенденция в изменении объема межбюджетного трансферта в доходную часть Пенсионного фонда, его структура и возможное направление изменения в перспективе до 2035 года. Рассматриваются положительные аспекты изменения возраста выхода на пенсию для сбалансированности бюджета Пенсионного фонда и возможности повышения пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: пенсионный фонд, сбалансированность бюджета, трансферт, пенсионный возраст.
Многолетняя, устойчивая зависимость доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по-прежнему объясняет актуальность вопроса развития системы пенсионного обеспечения с целью повышения независимости Пенсионного фонда в сбалансированности его бюджета [1].
Обеспечение устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования в РФ в последние годы значительно обострилось в виду увеличения количества пенсионеров до 46 480 тыс. чел. на 01.01.2019 г. по сравнению с 42 367 тыс. чел. в 2012 году [2] и сокраще-
ния количества работающих граждан в возрасте от 15 до 72 лет, приходящихся на одного пенсионера с 1,79 чел. до 1,64 чел., а учитывая, что в это количество входят еще и работающие пенсионеры в возрасте от 55-60 до 72 лет, то соотношение между пенсионерами и гражданами работоспособного возраста будет еще меньше, а проблема обеспечения страховыми взносами бюджета Пенсионного фонда будет выглядеть еще острее [3].
Практически с момента своего создания Пенсионный фонд не обходился без финансовой поддержки со стороны Федерального бюджета в виде межбюджетного трансферта (МБТ) (рис. 1).
10000 8000 6000 4000 2000 0
22:,6
:890,4 6388,4 61:9,1
26,6 762:,2
8260,1 8269,6
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ■ Доходы МБТ
Рис. 1. Динамика доходов (млрд. руб.) и доли межбюджетных трансфертов от доходов ПФ (%) [4, 5]
Из графика видно, что снижение зависимости бюджета ПФ от финансовой помощи в виде межбюджетных трансфертов в основном из Федерального бюджета практически не происходит. Средний уровень МБТ за исследуемый период составил 43,3% в суммарных доходах ПФ за эти годы.
Только в стабильном в экономическом плане 2018 году удалось снизить этот уровень до 39,0%, что свидетельствует о выходе Российской экономики из кризисного состояния, увеличения заработных плат и страховых взносов в ПФ.
Основными элементами структуры межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда, которые предоставляются ему в рамках государственной про-
граммы «Социальная поддержка граждан», являются средства на пенсионное и социальное обеспечение населения.
Трансферт из федерального бюджета обеспечивает не только сбалансированность страховой пенсионной системы, но и выполняет обязательства Российской Федерации, выходящие за рамки пенсионной системы, т.е. не связанные с пенсионными выплатами, а именно материнский (семейный) капитал, ежемесячные денежные выплаты инвалидам, выплаты лицам, осуществляющим уход за инвалидами, ежемесячные денежные выплаты ветеранам и др.
На рисунке 2 представлена доля трансферта, приходящаяся на обязательное пенсионное страхование (ОПС).
доля транферта на ОПС в общей сумме трансферта федерального бюджета ПФР,%
доля трансферта на ОПС, пониженные тарифы, нестрахованные периоды, валоризаию в общей сумме трансфера,%
85,8
2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 2. Доля трансферта на ОПС и трансфертов, связанных с ОПС в общей сумме трансферта федерального бюджета ПФР в 2014-2018 гг. (2014-2017 гг. - на кассовой основе, 2018 г. - на основе бюджетных назначений) [4]
Трансферт на ОПС в бюджет ПФР для достижения сбалансированности пенсионной системы составляет около 20% в 2018 году в общей сумме трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду [6]. В 2015 году трансферт на сбалансированность бюджета существенно возрос, это объясняется тем, что была произведена «разморозка» системы пенсионных накоплений, поскольку в 2014 году на сумму замороженных накоплений граждан фактически сокращался размер трансферта ПФР.
Наличие бюджетного трансферта пенсионной страховой системе не является
главной характеристикой при оценке системы, в т.ч. ее устойчивости.
Немаловажным показателям является дефицит бюджета Фонда (рис. 3). Объем дефицита бюджета Фонда, например, в 2017 году в сумме 59 378 739,7 тыс. рублей, сложился, исходя из профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 109 024 273,0 тыс. рублей и дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 168 403 012,7 тыс. рублей [5].
Рис. 3. Динамика дефицита бюджета ПФ (млн. руб.) [3]
Источники финансирования дефицита ПФ [7]:
- изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов;
- курсовая разница по средствам бюджета ПФ;
- изменение остатков средств пенсионных накоплений, временно размещенных в депозиты в кредитных организациях;
- изменение остатков средств пенсионных накоплений, переданных управляющим компаниям;
- прочие источники финансирования.
Тем не менее, при исследовании финансовой устойчивости пенсионной системы в
России, где главное место занимает распределительная составляющая, т.е. доходы и расходы на выплату страховой пенсии, финансовая устойчивость пенсионной системы подразумевает под собой возможность исполнения принятых пенсионных обязательств в условиях воздействия внешних и внутренних факторов. При этом финансовая устойчивость пенсионной системы определяется не текущей, а перспективной сбалансированностью доходов и расходов по ОПС.
В перспективе прогнозируется снижение доли МБТ в ПФ до 20% (рис. 4).
Рис. 4. Прогноз изменения удельного веса трансферта федерального бюджета в общем объеме расходов на ОПС в результате повышения пенсионного возраста (%) [7]
Несмотря на то, что Пенсионная реформа вызвала критику в адрес Правительства, с позиции социальных гарантий граждан эта мера была необходима для обеспечения баланса бюджета Пенсионного фонда.
Стоит отметить, что повышение пенсионного возраста, хоть и сокращает количе-
ство пенсионеров, однако без должного развития экономики страны, медицины и проведения политики, направленной на развитие человеческого капитала, не сможет решить задачи сбалансированности Пенсионного фонда, увеличения его бюджета и устойчивости пенсионной системы в целом.
Уровень развития медицины оказывает - увеличение численности трудоспо-
существенное влияние на сбалансирован- собных граждан на 12 млн. к 2036 году [8] ность Пенсионного фонда. С развитием и снижение нагрузки на бюджетную сис-медицины будет повышаться уровень про- тему;
должительности жизни пенсионного воз- - сохранение существующей налоговой
раста, что положительно скажется на эко- нагрузки на экономику;
номике страны. - возможность существенного повыше-
К положительным чертам пенсионной ния текущих пенсий сверх уровня инфля-реформы, связанной с увеличением воз- ции. раста выхода на пенсию, можно отнести:
Библиографический список
1. Балашев Н.Б., Аленичев Н.В. Проблемы сбалансированности Пенсионного фонда России в современных условиях // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2018. - № 1. - С. 348-350.
2. Старшее поколение. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/#
3. Балашев Н.Б., Конивец А.Д. Проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-1. - С. 9-13.
4. Ежегодная информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов (данные с 1 января 2011 г.). Статистика. Минфин России [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/statistics/outbud/
5. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/551365456
6. Поправки в бюджет ПФР увеличивают расходы на выплату пенсий. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.pfrf.ru/press_center~2018/07/06/162418
7. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 15.12.2001). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/
8. Поправки в бюджет ПФР увеличивают расходы на выплату пенсий. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.pfrf.ru/press_center~2018/07/06/162418
BALANCE OF THE BUDGET OF THE PENSION FUND OF RUSSIA A.S. Simoshinna, student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Tula branch) (Russia, Tula)
Abstract. The article deals with the dynamics of the main budget indicators of the Pension Fund of the Russian Federation - income, inter-budget transfers, budget deficit. The article analyzes the current trend in the volume of inter-budget transfer to the income part of the Pension Fund, its structure and possible direction of change in the future until 2035. The positive aspects of changing the retirement age for the balance of The pension Fund budget and the possibility of increasing the pension provision are considered.
Keywords: pension fund, balanced budget, transfer, retirement age.