Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕСУРСЫ / СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / WORLD ECONOMY / FEDERAL BUDGET / INVESTMENTS / RESOURCES / STRUCTURAL DEFICIT / EFFICIENCY / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье рассматриваются внешние экономические условия развития российской экономики на перспективу. Особое внимание уделяется современному состоянию мировой и российской экономики, влияющему на выбор модели налоговой и таможенно-тарифной политики России; динамике бюджетных расходов и экономического роста; зависимости экономического развития от институциональной среды. Целью бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2018-2020 годы. Структура программы консолидации, предполагающая не повышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков, а интенсификацию мер по обелению экономики, увеличению отдачи от государственных активов и повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе на основе расширения применения проектных принципов управления, не только обеспечит устойчивую ликвидацию бюджетных дисбалансов, но и будет способствовать устранению структурных препятствий для расширения потенциала экономического развития. Неотъемлемым условием эффективной реализации, обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ТRENDS OF BUDGET, TAX AND CUSTOMS AND TARIFF POLICY

The article discusses the external economic conditions for the development of the Russian economy in the future. Particular attention is paid to the current state of the world and Russian economy, influencing the choice of the model of tax and customs and tariff policy of Russia; the dynamics of budget expenses and economic growth; dependence of economic development on institutional environment. The purpose of the budget, tax and customs tariff policy is to determine the conditions used in drafting the federal budget for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020, approaches to its formation, the main characteristics and projected parameters of the federal budget and other budgets of the budget system of the Russian Federation for the years 2018-2020. The structure of the consolidation program, which implies that the tax burden for bona fide taxpayers is not increased, and the intensification of measures to whitewash the economy, increase the return on state assets and increase the efficiency of budget expenditures, including through expanding the use of project management principles, will not only ensure sustainable elimination of budget imbalances, but it will also contribute to the elimination of structural barriers to expanding the potential for economic development. An integral condition for the effective implementation of the designated budget policy in the upcoming period is to ensure the wide involvement of citizens in the procedures for discussing and adopting budget decisions, and public control over their effectiveness and efficiency.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 336.14

Казова З. М. Kazova Z. M.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

THE MAIN XRENDS OF BUDGET, TAX AND CUSTOMS AND TARIFF POLICY

В статье рассматриваются внешние экономические условия развития российской экономики на перспективу. Особое внимание уделяется современному состоянию мировой и российской экономики, влияющему на выбор модели налоговой и таможенно-тарифной политики России; динамике бюджетных расходов и экономического роста; зависимости экономического развития от институциональной среды.

Целью бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Структура программы консолидации, предполагающая не повышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков, а интенсификацию мер по обелению экономики, увеличению отдачи от государственных активов и повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе на основе расширения применения проектных принципов управления, не только обеспечит устойчивую ликвидацию бюджетных дисбалансов, но и будет способствовать устранению структурных препятствий для расширения потенциала экономического развития.

Неотъемлемым условием эффективной реализации, обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

Ключевые слова: мировая экономика, федеральный бюджет, инвестиции, ресурсы, структурный дефицит, эффективность, контроль.

The article discusses the external economic conditions for the development of the Russian economy in the future. Particular attention is paid to the current state of the world and Russian economy, influencing the choice of the model of tax and customs and tariff policy of Russia; the dynamics of budget expenses and economic growth; dependence of economic development on institutional environment.

The purpose of the budget, tax and customs tariff policy is to determine the conditions used in drafting the federal budget for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020, approaches to its formation, the main characteristics and projected parameters of the federal budget and other budgets of the budget system of the Russian Federation for the years 2018-2020.

The structure of the consolidation program, which implies that the tax burden for bona fide taxpayers is not increased, and the intensification of measures to whitewash the economy, increase the return on state assets and increase the efficiency of budget expenditures, including through expanding the use of project management principles, will not only ensure sustainable elimination of budget imbalances, but it will also contribute to the elimination of structural barriers to expanding the potential for economic development.

An integral condition for the effective implementation of the designated budget policy in the upcoming period is to ensure the wide involvement of citizens in the procedures for discussing and adopting budget decisions, and public control over their effectiveness and efficiency.

Key words: world economy, federal budget, investments, resources, structural deficit, efficiency, control.

Казова Залина Мухамедовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Kazova Zalina Muhamedovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Введение. По итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса.

В числе системных мер предусматривается формирование стабильных налоговых условий для делового сообщества. Так, в частности, предполагается повысить основную ставку НДС с 18% до 20% с фиксацией на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30%. В целях минимизации влияния повышения ставки НДС на социально не защищенные группы людей льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены.

В целях стимулирования экспорта планируется обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений совокупных сумм налогов с 7 до 2 млрд. рублей.

С 1 января 2019 года планируется исключить из объекта налогообложения движимое имущество.

Предусматривается введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора - налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр [2, 4, 5].

Для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим -система налогообложения в виде налога на профессиональный доход.

Методы проведения работы: анализ, аналогия, дедукция, классификация, моделирования, прогнозирование, синтез.

Результаты исследования. С 2019 года может быть отменена пониженная ставка акциза в отношении вин, игристых вин с защищенным географическим указанием и с за-

щищенным наименованием места происхождения. В отношении винограда, используемого производителями винодельческой продукции, может быть введен статус подакцизного товара.

Для стимулирования использования электронных сервисов предлагается снизить размер государственной пошлины до нуля при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа (старт за ноль).

В 2019-2021 гг. планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифро-визации налогового администрирования [3, 8].

С 2017 года федеральный бюджет исполняется в условиях нового бюджетного правила. В 2018 году это правило было модифицировано, ему был придан еще более контрциклический характер. Применение бюджетного правила в его современной формулировке является мощным фактором сдерживания роста бюджетных расходов даже при высоких ценах на нефть, а заодно и роста экономики в целом. Его применение, безусловно, оправдано необходимостью достижения фискальной стабилизации и снижения зависимости от нефтегазовых доходов, но в современных условиях следует подумать о его смягчении с целью расширения возможностей для увеличения производительных расходов - расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Например, речь может идти об увеличении базовой цены нефти до 45 долл. за баррель (в ценах 2017 года), что позволило бы дополнительно финансировать расходы в размере 0,7% ВВП ежегодно.

Можно выделить четыре основных принципа, соблюдение которых позволило странам, проводящим масштабные бюджетные реформы (консолидации), сгладить отрица-

тельный краткосрочный импульс на экономический рост в течение переходного периода:

1. Оптимизация расходов менее болезненна по сравнению с повышением налоговой нагрузки.

2. Структурные реформы позволяют достичь устойчивого баланса бюджета.

3. Широкая общественная поддержка.

4. Тесная координация фискальной и денежно-кредитной политики.

Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий, в российской экономике остается ряд нерешенных внутренних структурных проблем, ограничивающих возможности для экономического роста.

1. Сложная демографическая ситуация. Негативные демографические тенденции усугубляются низкой продолжительностью активной жизни, невысокой мобильностью рабочей силы, а также ограниченными возможностями для работников по повышению квалификации и переквалификации.

2. Недостаточный уровень инвестиций. На фоне высокой степени износа основных фондов расширение производственного потенциала российской экономики требует дополнительных инвестиций в основной капитал.

Прогнозируется постепенное увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2018 году до 2,3% к 2020 году.

Основным драйвером экономического роста будет внутренний спрос. Ряд разработанных мер Правительства Российской Федерации, активная реализация которых запланирована на следующий год, создают условия для роста инвестиционной активности. Средний темп роста инвестиций в основной капитал в 2018-2020 годах ожидается на уровне 5,3 процента.

Неблагоприятные демографические тенденции, с одной стороны, и уверенное восстановление экономической активности, с другой, - продолжат оказывать давление на рынок труда. В этих условиях прогнозируется снижение уровня безработицы с ожидаемых 5,2% в 2018 году до 4,7% в 2020 году.

Завершение подстройки российской экономики к внешним шокам, а также ожидаемое сохранение непростых внешних условий и сохранение/усугубление действия внутренних ограничений для развития предопределяет выход на первый план повестки государст-

венной экономической политики, цели по обеспечению сбалансированного развития страны и расширению потенциала отечественной экономики [1, 6, 10].

Достижение этой цели потребует проведения экономической политики, одновременно обеспечивающей:

1. Создание предсказуемой и устойчивой среды, характеризующейся: 1) низким уровнем восприимчивости внутренних экономических показателей к колебаниям цен на нефть; 2) устойчиво низким уровнем инфляционных ожиданий и долгосрочных реальных процентных ставок; 3) стабильными налоговыми (и неналоговыми, в т.ч. регуляторными) условиями.

2. Устранение структурных дисбалансов и барьеров для развития, связанных в том числе с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, качеством и эффективностью государственного управления, демографическими тенденциями и развитием человеческого капитала.

Оптимизация налоговых льгот также представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом. В этом году уже проделана работа по инвентаризации и систематизации в едином документе всех льгот и освобождений, выделение в их структуре налоговых и неналоговых расходов, оценке их объема за исторический и прогнозный периоды и разнесению таких налоговых расходов, по отдельным госпрограммам [9].

Следующая задача - внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

Текущее состояние конкурентной среды и качество инвестклимата - один из ключевых факторов, сдерживающих потенциал развития экономики. Это обуславливает высокую зна-

чимость мер, направленных на обеспечение равных конкурентных условий для различных групп экономических агентов и улучшение условий ведения бизнеса за счет сокращения административной нагрузки.

Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы. С 2017 года в ведении Минфина России находятся налоговые администраторы, обеспечивающие сбор 90% доходов бюджетной системы. Ключевая задача на ближайшие годы - создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса.

Сейчас в российской экономике наблюдается скромное начало восстановительной фазы инвестиционного цикла, что делает особенно актуальными меры и стимулы, направленные на ускорение инвестиционных программ (отложенных в период кризиса). В этой связи предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет - то есть право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.

Такой налоговый вычет будет предоставляться по решению субъекта Российской Федерации по принципу «двух ключей», исходя из экономической и бюджетной целесообразности предоставления соответствующей льготы при реконструкции/модернизации существующих производств в части имущества по 3-7 амортизационным группам (не распространяется на участников РИП).

В практическом плане за единым таможенным тарифом ЕАЭС сохраняется важная регулятивная функция стимулирования экономической активности и создания условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. В предстоящий период необходимо продолжить реализацию принципа эскалации тарифа с учетом необходимости обеспечения отраслей экономики сырьем, материалами и инвестиционными товарами по конкурентным ценам.

С учетом сохраняющейся значительной импортозависимости в сегменте средств про-

изводства, компонентной базы и потребительской продукции решение указанных задач возможно путем принятия мер по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин в отношении товаров инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории Российской Федерации продукции, в первую очередь, в отношении товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве.

Вместе с тем, несмотря на единые условия и порядок применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках ЕАЭС, различные подходы государств-членов ЕАЭС в части предоставления косвенных налогов провоцируют перераспределение товарных потоков, оказывая влияние на таможенно-тарифную политику государства.

Аналогичная ситуация действует и в части изменения сроков уплаты таможенных платежей: существующие различия между условиями изменения сроков уплаты налогов, установленных государствами-членами ЕАЭС, оказывают влияние на изменение структуры импорта товаров.

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2018-2020 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированного развития страны.

Формирование бюджетной политики в соответствии с принципами, заложенными в новую конструкцию бюджетных правил, позволит не только повысить устойчивость федерального бюджета и гарантировать исполнение всех обязательств государства независимо от подвижности цен на нефть, но также будет способствовать формированию предсказуемых макроэкономических и финансовых условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики и благоприятствовать проводимой Банком России политике таргетирования инфляции. Постепенное сокращение структурного дефицита федерального бюджета в течение 2018-2019 гг. создаст благоприятные условия для стабилизации инфляции на более низком уровне, от-

Э к о но м ич е ски е н ауки

кроет дополнительное пространство для снижения равновесных реальных процентных ставок в экономике и устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки, обеспечив, таким образом, переход экономики к целевому макроэкономическому равновесию, благоприятствующему инвестиционной модели роста. При этом программа постепенного сокращения структурного дефицита сфокусирована на структурных мерах, которые позволяют не только достичь устойчивого сокращения бюджетных дисбалансов, но и способствуют устранению структурных препятствий для расширения потенциала экономического развития

Область применения результатов: региональная экономика.

Выводы. Реализация мер по мобилизации доходной базы среди прочего также позволит:

1) увеличить отдачу от государственных активов, способствуя тем самым повышению эффективности государственных компаний;

2) повысить собираемость ключевых налогов при снижении административной нагрузки для легального бизнеса;

3) повысить эффективность нефтегазового сектора. Реализация мер по приоритизации и

Литература

1. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования; пер. с англ. М., 1999.

2. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета // В сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста»: материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

3. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков // В сборнике «Современные аспекты глобализации экономических процессов»: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 25.

4. Дышекова А.А. Направления инновационной деятельности коммерческих банков // В сборнике «Современные аспекты глобализации экономических процессо»: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 26.

повышению эффективности бюджетных расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между результативностью и объемами бюджетных ассигнований, так и на активное реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики. Это, в свою очередь, предполагает «донастройку» государственных программ с их более четкой привязкой к целям государственной политики, усилением проектных принципов их построения, созданием новой системы их внешнего и внутреннего аудита. Кроме того, должны быть реализованы меры по повышению качества предоставления государственных услуг, процедур проведения государственных закупок, предварительного и последующего государственного финансового контроля.

Неотъемлемым условием эффективной реализации, обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

Literatura

1. Gitman L.Dzh., Dzhonk M.D. Osnovy in-vestirovaniya; per. s angl. M., 1999.

2. Dyshekova A.A. Nalogovye faktory formi-rovaniya dokhodov regionalnogo byudzheta //

V sbornike «Sovershenstvovanie nalogooblozheniHa kak faktor ekonomicheskogo rosta»: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. FGAOU VPO «Seve-ro-Kavkazskij federa'nyj universitet», FGBOU VPO «Dagestanskij gosudarstvennyj universitet». 2014. S. 153-156. 7

3. Dyshekova A.A. Innovatsii kak faktor kon-kurentosposobnosti kommercheskikh bankov //

V sbornike «Sovremennye aspekty globalizatsii ekonomicheskikh protsessov»: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii. 2014. S. 25.

4. Dyshekova A.A. Napravleniya innovate-sionnoj deyatelnosti kommercheskikh bankov //

V sbornike «Sovremennye aspekty globalizatsii ekonomicheskikh protsessov» :sSbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii. 2014. S. 26.

5. Дышекова А.А. Проблемы социально-экономического развития агропромышленного комплекса // В сборнике «Актуальные проблемы науки в современной России»: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. 2014. С. 98-102.

6. Дышекова А.А. Направления формирования инновационной системы АПК // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 228231.

7. Тараканов В.В. Модернизация финансового механизма системы высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы: дис. д-ра экон. наук / Тараканов Василий Валерьевич. Волгоград, 2010. 383 с.

8. Тараканов В.В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. 2009. №2(15). С. 180-187.

9. Дышекова А.А. Кластерные методы развития мезоуровневых систем // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 231-233.

10. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. канд. экон. наук: 12.11.10 / ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.

5. Dyshekova A.A. Problemy sotsialno-eko-nomicheskogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa // V sbornike «Aktualnye problemy nauki v sovremennoj Rossii»: sbornik statej stu-dentov, aspirantov, molodykh uchenykh i prepo-davatelej. 2014. S. 98-102.

6. Dyshekova A.A. Napravleniya formirova-niya innovatsionnoj sistemy APK // Innovatsion-naya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. 2014. №1(4). S. 228-231.

7. Tarakanov V.V. Modernizatsiya finanso-vogo mekhanizma sistemy vysshego professio-nalnogo obrazovaniya: problemy, resheniya, perspektivy : dis. d-ra ekon. nauk / Tarakanov Vasi-lij Valerevich. Volgograd, 2010. 383 s.

8. Tarakanov V.V. Finansovyj mekhanizm sistemy vysshego professionalnogo obrazova-niya: suschnost, struktura, printsipy funktsioniro-vaniya // Vestnik Volgogradskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija 3, Ekonomika. Ekolo-giya. 2009. №2(15). S. 180-187.

9. Dyshekova A.A. Klasternye metody razvitiya mezourovnevykh system // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenst-vovaniya. 2014. №1(4). S. 231-233.

10. Pilova F.I. Integratsiya kak faktor povy-sheniya effektivnosti funktsionirovaniya regio-nalnoj ekonomiki (na materialakh Kabardino-Balkarskoj respubliki): dis. kand. ekon. nauk: 12.11.10 / IIPRU KBNC RAN. Nalchik, 2010. S. 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.