УДК 336
Казова З. М., Люева А. М. Kazova Z. M., Lyueva A. M. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ANALYSIS OF THE EXECUTION OF FEDERAL BUDGET EXPENDITURES
Пандемия COVID-19 сказывается на государственных финансах стран, вызывая увеличение расходов и уменьшение сбора поступлений. Кроме того, меры политики в ответ на кризис, вероятно, создадут новые бюджетные риски. Статья посвящена анализу исполнения федерального бюджета на 2020 г. В статье проводится анализ взаимозависимости и взаимообусловленности расходов бюджетов с задачами и функциями государства, затрагиваются актуальные вопросы формирования структуры расходов федерального бюджета в посткризисный период. Рассматривается изменение общего объема бюджетных ассигнований. Для того, чтобы обеспечить эту эффективность бюджетных расходов необходимо использовать системный подход как к оценке параметров эффективности, так и согласованию приоритетных направлений развития и изменению бюджетных назначений. Приводится информация о перераспределении бюджетных ассигнований на 2020 год по предложениям главных распорядителей на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации за первое полугодие 2020 года.
Ключевые слова: федеральный бюджет, расходы бюджета, бюджетная политика, новый бюджет, мировой кризис, перераспределение бюджетных ассигнований.
The COVID-19pandemic is affecting countries' public finances, causing increased spending and reduced revenue collection. The article is devoted to the analysis of the execution of the federal budget for 2020. The article analyzes the interdependence of budget expenditures with the tasks and functions of the state.
The article touches upon topical issues of the formation of the structure of federal budget expenditures in the post-crisis period. The change in the total volume of budgetary appropriations is considered. In order to ensure this efficiency of budget expenditures, it is necessary to use a systematic approach to both the assessment of efficiency parameters and the coordination of priority development directions and changes in budget assignments. Information is provided on the redistribution of budgetary allocations for 2020 at the suggestions of the main managers for financial support of measures related to preventing the impact of the deteriorating economic situation on the development of economic sectors, with the prevention and elimination of the consequences of the spread of coronavirus infection, as well as for other purposes determined by the Government of the Russian Federation, for the first half of2020.
Key words: federal budget, budget expenditures, budgetary policy, new budget, world crisis, redistribution of budgetary appropriations.
Казова Залина Мухамедовна -
к.э.н., доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ», г. Нальчик Тел.: 8 903 495 37 54 E-mail: [email protected]
Kazova Zalina Muhamedovna -
Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 495 37 54 E-mail: [email protected]
Люева Асият Мухамедовна -
магистрант 3-го года обучения направления подготовки «Экономика», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ», г. Нальчик
Lyueva Asiyat Mukhamedovna -
3rd year undergraduate student of the direction of training «Economics», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik
Введение. В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности данных показателей зависит экономическая стабильность государства. Актуальность анализа расходов федерального бюджета в современных условиях обусловлена тем, что именно в расходной части бюджета отражается реализация основных направлений бюджетной политики. Поскольку государственные средства должны результативно расходоваться не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровне бюджетной системы, необходимо четко определить ответственность за реализацию решений задач в области расходования бюджетных средств, но и самое важное - хорошо организовать процесс управления расходами [1, 2]. Очевидно, что вопросы приоритетности расходов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов становятся актуальными.
Методология проведения исследования. Исследование основано на принципах диалектической логики и системного подхода. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), анализ и синтез, метод научной абстракции, методы-подходы: комплексный, системный.
Результаты исследования. Вирусная эпидемия кардинально изменила макроэкономическую ситуацию во всем мире. Очевидно, бюджетную политику в ближайшее время ожидает кардинальная коррекция. Значительный профицит бюджета, формировавшийся в последние годы и планировавшийся на 2020-2022 гг., наверняка превратится в нынешнем году в дефицит, который, скорее всего, сохранится на протяжении нескольких следующих лет. Бюджетное правило, которое раньше подвергалось критике за избыточную жесткость, теперь потребует переосмысления с совершенно других пози-
ций. То же относится и к дискуссии относительно направлений использования Фонда национального благосостояния [3].
Статьей 1 Федерального закона № 380-Ф3 общий объем расходов федерального бюджета на 2020 год утвержден в сумме 19503 319,9 млн. рублей. Сводная бюджетная роспись по расходам федерального бюджета на 2020 год утверждена в сумме 19503319,9 млн. рублей, что соответствует законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям.
По состоянию на 1 июля 2020 года общий объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 2020 год с учетом изменений составил 21933200,5 млн. рублей, что на 2267210,6 млн. рублей, или на 11,5%, больше объема бюджетных ассигнований на 2020 год, утвержденного Федеральным законом № 380-ФЗ, и на 1502 661,2 млн. рублей (в 3 раза) больше аналогичного показателя 2019 года (764 549,4 млн. рублей). Указанное увеличение сложилось, в основном, за счет остатков не использованных в 2019 году средств федерального бюджета в объеме 1118061,0 млн. рублей, подлежащих использованию в 2020 году на те же цели или направлению в резервный фонд Правительства Российской Федерации (общий объем неиспользованных средств федерального бюджета на 1января 2020года составляет 1120978,9 млн. рублей); денежных средств, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России», направленных в резервный фонд Правительства Российской Федерации, в объеме 1066047,7 млн. рублей [4].
За январь-июнь 2020 года увеличение бюджетных ассигнований сводной росписи за счет остатков неиспользованных средств федерального бюджета в 2019 году, подлежащих использованию в 2020 году на те же цели, составило 820908,1млн. рублей, что на 261978,7млн. рублей, или на 46,9%, больше соответствующего показателя за январь-июнь 2019 года (558929,4 млн. рублей).
Изменения, внесенные в сводную роспись на 2020 год, несущественно повлияли на структуру расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетов по сравнению с Федеральным законом № 380-ФЗ (с изменениями). За январь-июнь 2020 года общий объем положительных изменений сводной росписи с изменениями составил 5426878,8 млн. рублей, или 24,7% показателя сводной росписи с изменениями, что на 4184892,9 млн. рублей, или в 4,4 раза, больше, чем за январь-июнь 2019 года.
Наибольшую долю изменений сводной росписи за январь-июнь 2020 года составляют изменения, вносимые в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (39,2%) и использования (перераспределения) средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (26,4%).
В ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации.
Утверждены Правила внесения изменений в 2020 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения ко-ронавирусной инфекции, а также на иные
цели, определенные Правительством Российской Федерации.
По состоянию на 1 июля 2020 года в сводную роспись на 2020 год внесены изменения, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований на общую сумму 689 927,1 млн. рублей. Основной объем перераспределения бюджетных ассигнований составляет увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации на 679 747,5 млн. рублей, или 98,5% общего объема перераспределения бюджетных ассигнований на 2020 год.
Кроме того, в марте - июне 2020 года на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в сводную роспись внесены изменения по основанию, применяемому по коду вида изменения 254 «Изменения, вносимые в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета (за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы вооружения), в пределах 10 процентов объема указанных бюджетных ассигнований», на общую сумму 2 462,2 млн. рублей.
Так, по Минобороны России перераспределены бюджетные ассигнования в сумме 83,0 млн. рублей в связи с необходимостью увеличения бюджетных ассигнований на перевозку медицинского имущества и оборудования из Китая в Российскую Федерацию в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции за счет соответствующего уменьшения бюджетных ассигнований на международную деятельность в связи со снижением стоимости контракта по результатам проведения торгов, по МВД России - в сумме 589,6 млн. рублей на закупку лекарственных препаратов для осуществления медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, за счет соответствующего уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России на обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа, и со снижением расхода горюче-смазочных материалов.
При этом необходимо отметить, что Правила определяют дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, порядок внесения изменений в сводную роспись в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение в том числе мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирус-ной инфекции.
Минфином России на основании предложений главных распорядителей внесены в сводную роспись на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов изменения, предусматривающие увеличение бюджетных ассигнований на 2020 год на 288,7 млрд. рублей
По сравнению с 2019 годом объем изменений, внесенных в сводную роспись на 2020 год, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований на исполнение государственных контрактов, расчеты по которым в отчетном финансовом году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств, увеличился на 14,0 млрд. рублей, или на 30,5%, на предоставление субсидий юридическим лицам - на 36,8 млрд. рублей, или в 2,4 раза; на исполнение заключенных государственных контрактов, подлежавших оплате в отчетном финансовом году, уменьшился на 22,5 млрд. рублей, или на 7,2%, на предоставление межбюджетных трансфертов «под потребность» - на 2,1 млрд. рублей, или на 13,6% (рисунок 1).
на исполнение заключенных государственных контрактов, подлежавших оплате в 2019 году; на 59,9 млрд. рублей - на исполнение государственных контрактов, расчеты по которым в 2019 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств; на 63,5 млрд. рублей - на предоставление субсидий юридическим лицам «под потребность»; на 13,3 млрд. рублей - на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2019 году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты (таблица 1).
Исполнение расходов федерального бюджета за январь-июнь 2020 года составило 10 046 125,9 млн. рублей, или 51,1% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 45,8% показателя сводной росписи с изменениями.
Уровень исполнения расходов в январе-июне 2020 года (45,8% показателя сводной росписи с изменениями) является достаточно высоким за последние 4 года (рисунок 2).
В абсолютном выражении исполнение бюджетных ассигнований в январе-июне 2020 года выше аналогичного показателя 2019 года на 2 192,0 млрд. рублей (на 27,9%) и аналогичного показателя 2018 года на 2 367,1 млрд. рублей (на 30,8%).
Таблица 1 - Увеличение бюджетных ассигнований сводной росписи по указанным показателям
за последние несколько лет _(млрд. рублей)
Наименование показателя Увеличение бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
На исполнение заключенных государственных контрактов, подлежавших оплате в отчетном финансовом году 71,2 264,1 311,2 288,7
На исполнение государственных контрактов, расчеты по которым в отчетном финансовом году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств 1,6 11,1 45,9 59,9
На предоставление субсидий юридическим лицам «под потребность» 7,6 15,9 26,7 63,5
На предоставление межбюджетных трансфертов «под потребность» 15,4 13,3
Всего 80,4 291,1 399,2 425,4
Рисунок 1 - Анализ исполнения расходов федерального бюджета за январь-июнь в 2010-2020 годах
10,0
9,0
8,0
7,0
6,0
5,0
(%)
■ 9,5 1
8,6 / 8,6
ШЛ > 7,4 7,5 7,8 \ \|6'7 7,0
7,0 63 _ X 6,1/ 6>2 \ \16-4 /
■
январь февраль
-в % к отчету за 2018 год
март апрель май июнь
I % к отчету за 2019 год -*-% сводной росписи с изменениями
Рисунок 2 - Анализ помесячного исполнения расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах
Исполнение бюджетных ассигнований в январе-июне 2020 года выше показателя, предусмотренного в кассовом плане исполнения федерального бюджета по состоянию на 1 января 2020 года, на 476,2 млрд. рублей, или на 5%. Уровень исполнения расходов в феврале, марте и мае 2020 года сложился ниже уровня исполнения за аналогичные периоды 2018 и 2019 годов.
Следует отметить, что в апреле 2020 года расходы федерального бюджета исполнены в объеме 2 137,4 млрд. рублей, уровень исполнения расходов за указанный период превышает аналогичный показатель ряда предыдущих лет.
Уровень исполнения расходов ниже среднего, как и в январе-июне 2019 года, отмечается по разделам «Средства массовой информации», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Культура, кинематография», «Национальная экономика», «Физическая культура и спорт» и «Общегосударственные вопросы» (рисунок 3).
Область применения: экономика Российской Федерации.
Выводы. Таким образом, в заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг [5-7]. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях [8].
В 2020 г. распространение новой корона-вирусной инфекции сначала в странах - торговых партнерах, а затем и на территории России оказывало возрастающее негативное влияние на российскую экономику. Последствия пандемии коронавируса стали тяжёлым бременем для российской экономики.
Рисунок 3 - Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделам за январь-июнь 2019-2020 годов
На фоне введения карантинных ограничений с апреля по июнь ВВП России сократился сразу на 8%, а по итогам всего года снижение может составить порядка 4%. Между тем наблюдаемый экономический спад был более сдержанным, чем в ряде других государств.
С начала пандемии коронавируса российские власти приняли ряд мер, которые позволили помочь населению и бизнесу, а также сдержали экономический спад в стране. Одной из главных инициатив правительства стали налоговые послабления для компаний и предпринимателей. Для пополнения казны было предложено повысить НДПИ, пересмотреть льготы в нефтегазовом секторе, а также индексировать ставки акцизов на табачную продукцию. Помимо этого, дополнительные доходы бюджету должно принести обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран и повышение ставки НДФЛ до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн. рублей в год [9-10].
На покрытие дефицита в 2020 году планируется потратить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) порядка 350 млрд. Также в 2021 году средства будут мобилизованы и за счёт сокращения расходов. Отменяется индексация зарплат госслужащих, на 10% урезаны все бюджетные траты, не связанные с социальными обязательствами, на 5% - госпрограмма вооружений. В результате уже в следующем году бюджет получит дополнительно более 900 млрд. рублей.
Активная поддержка экономики, во-первых, приведет к меньшему спаду производства и, значит, более высоким поступлениям в бюджет в будущем. Во-вторых, она поможет избежать проблем в банковской системе (или хотя бы уменьшить вероятное количество банкротств части банков), решение которых потребовало бы от Центрального банка и/или правительства еще более значительных ресурсов.
Литература
1. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
2. Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» (с изменениями и дополнениями.
3. Балакина Л.П., Бабленкова И.И. Финансы. - М.: Дашков и К, 2016. - 383 с.
4. Дышекова А.А. Влияние «серой заработной платы» на рост доходов россиян // В сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика»: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 102-104.
5. Пилова Ф.И. Содержание и основные понятия инновационной экономики // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. - 2018. - № 1(19). - С. 98-102.
6. https://russian.rt.com/business/article/784 986-rossiya-ekonomika-nalogi
7. https://econs.online/articles/opinions/byud zhetnaya-politika-vo-vremya-pandemii/
8. http://www.vectoreconomy.ru/images/pub lications/2018/6/financeandcredit/Merkulova_H asanova.pdf
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
10. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/
References
1. Federal'nyj zakon ot 02.12.2019 N 380-FZ (red. ot 18.03.2020) «O federal'nom byudz-hete na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov».
2. Federal'nyj zakon ot 12 noyabrya 2019 g. N 367-FZ «O priostanovlenii dejstviya ot-del'nyh polozhenij Byudzhetnogo kodeksa Ros-sijskoj Federacii i ustanovlenii osobennostej ispolneniya byudzhetov byudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii v 2020 godu» (s izmene-niyami i dopolneniyami.
3. Balakina L.P., Bablenkova I.I. Finansy. -M.: Dashkov i K, 2016. - 383 s.
4. Dyshekova A.A. Vliyanie «seroj zarabot-noj platy» na rost dohodov rossiyan // V sbor-nike «Instituty i mekhanizmy innovacionnogo razvitiya: mirovoj opyt i rossijskaya praktika»: sbornik nauchnyh statej 9-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 102-104.
5. Pilova F.I. Soderzhanie i osnovnye po-nyatiya innovacionnoj ekonomiki // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. V.M. Kokova. -2018. - № 1(19). - S. 98-102.
6. https://russian.rt.com/business/article/784 986-rossiya-ekonomika-nalogi
7. https://econs.online/articles/opinions/byud zhetnaya-politika-vo-vremya-pandemii/
11. 8. http://www.vectoreconomy.ru/ima ges/publications/2018/6/financeandcredit/Merku lova_Hasanova.pdf
9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj sta-tistiki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/
10. Sajt Ministerstva finansov RF [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.minfin.ru/ru/