ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В 2018 г.: РОСТ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА*
Т. В. ТИЩЕНКО
В 2018 г. доходы федерального бюджета по сравнению с 2017 г. увеличились на 2,4 п.п. ВВП, в том числе за счет нефтегазовы/х поступлений — на 2,2 п.п. ВВП, а расходы,1 сократились на 1,7 п.п. ВВП. Ограничение расходов федерального бюджета в соответствии с бюджетны/м правилом обеспечило профицит в размере 2,7% ВВП.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.
По оперативным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета в 2018 г. выросли до 18,8% ВВП, составив 19 457,9 млрд. руб., что выше на 2,4 п.п. ВВП, или на 4369,0 млрд. руб., по сравнению с соответствующим показателем 2017 г. (См. табл. 1.) Рост
доходов вызван увеличением как их нефтегазовой составляющей на 2,2 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых поступлений на 0,2 п.п. ВВП.
Расходы федерального бюджета за 2018 г. составили 16,1% ВВП (16 664,7 млрд. руб.), что меньше на 1,7 п.п. ВВП, чем в предыдущем
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета в 2017 и 2018 гг.
2017 г. 2018 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП отклонение от планируемого объема, в % млрд. руб. %ВВП отклонение от планируемого объема, в %* млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 15 088,9 16,4 102,7 19 457,9 18,8 102,7 4369,0 2,4
втом числе:
Нефтегазовые 5971,9 6,5 102,3 9017,8 8,7 102,3 3045,9 2,2
Ненефтегазовые 9117,0 9,9 103,0 10 440,1 10,1 103,0 1323,1 0,2
Расходы 16 420,3 17,8 96,5 16 664,7 16,1 95,5 244,4 -1,7
втом числе:
Процентные 709,1 0,8 97,1 781,0 0,8 99,0 71,9 0,0
Непроцентные 15711,2 17,0 97,6 15 883,7 15,3 95,5 172,5 -1,7
Профицит (+)/Дефицит (-) -1331,4 -1,4 2793,2 2,7 4124,6 4,1
Ненефтегазовый профицит (+)/дефицит (-) -7303,3 -7,9 -6224,6 -6,0 1078,7 1,9
Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 92089 103 627 -
* - С учетом внесения изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2018 г. ** - Оценка Росстата на 11.02.2019 г.
Источник: Минфин России, Росстат, Федеральное казначейство (данные на 07.02.2019 г.), расчеты автора.
Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таП; [email protected]
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 3 (86) (февраль 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
году. В абсолютном выражении они увеличились на 244,4 млрд. руб. Профицит бюджета составил 2,7% ВВП (2793,2 млрд. руб.) против дефицита в размере 1,4% ВВП в 2017 г. (1331,4 млрд. руб.), ненефтегазовый дефицит сократился на 1,9 п.п. ВВП - до 6,0% ВВП.
По данным Минфина России, дополнительные нефтегазовые доходы, полученные в 2018 г. в результате увеличения фактической цены на нефть (до 70,01 долл./барр.) по сравнению с базовой (40,8 долл./барр.), оцениваются в 4261,4 млрд. руб. Таким образом, разница между доходами без учета дополнительных нефтегазовых доходов (15 196,5 млрд. руб.) и расходами федерального бюджета (расчетный дефицит) составила 1468,2 млрд. руб., или 1,4% ВВП1.
Налоговые доходы выросли за 2018 г. на 4186,8 млрд. руб., или на 2,4 п.п. ВВП к уров-
ню 2017 г. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП отмечается по всем видам налоговых доходов, за исключением внутренних акцизов, объем которых сократился на 0,2 п.п. ВВП, или на 48,9 млрд. руб., - в основном их-за снижения поступлений по акцизам на этиловый спирт, автомобильный бензин и табачную продукцию на 4,6, 23,0 и 1,6% соответственно. Поступления в федеральный бюджет по НДПИ и по доходам от внешнеэкономической деятельности выросли в 2018 г. на 1,4 и 0,8 п.п. ВВП соответственно, что связано с повышением цен на нефть марки «ига15» (средняя цена на нефть по итогам 2017 г. составила 53,03 долл./барр. против 70,01 долл./барр. в 2018 г.) и курса доллара относительно рубля (58,3 руб./долл. в 2017 г. против 62,7 руб./долл. в 2018 г.).
Таблица 2
Поступления основных налогов в федеральный бюджет в 2017 и 2018 гг.
2017 г. 2018 г. Изменение
отклонение отклонение
млрд. руб. %ВВП от прогнозируемого объема, в % млрд. руб. %ВВП от прогнозируемого объема, в % млрд. руб. п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 13 551,4 14,6 17 738,2 17,0 4186,8 2,4
в том числе:
Налог на прибыль организаций 762,4 0,8 105,2 995,5 1,0 105,9 233,1 0,2
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 3069,9 3,3 100,6 3574,6 3,4 102,8 504,7 0,1
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 2067,2 2,2 101,4 2442,1 2,3 100,8 374,9 0,1
Акцизы на товары,
производимые на 909,6 1,0 100,8 860,7 0,8 101,8 -48,9 -0,2
территории РФ
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 78,2 0,1 101,3 96,3 0,1 100,9 18,1 0
НДПИ 4061,4 4,4 104,7 6060,3 5,8 103,1 1998,9 1,4
Доходы от
внешнеэкономической 2602,7 2,8 105,3 3708,7 3,6 102,0 1106 0,8
деятельности
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.
1 Расчетный дефицит показывает, что при базовой цене на нефть в 40,8 долл./барр федеральный бюджет не сбалансирован на 1,4% ВВП.
По другим налоговым доходам в 2018 г. отмечался рост относительно предыдущего года: на 0,2 п.п. ВВП - по налогу на прибыль организаций и на 0,1 п.п. ВВП - по внутреннему и «импортному» НДС. При этом поступления по налогу на прибыль, зачисляемые в бюджеты по соответствующим ставкам, выросли на 0,1 п.п. ВВП, или на 29,8% в номинальном выражении. (См. табл. 2.)
Расходы федерального бюджета в 2018 г. составили 16,1% ВВП, что на 1,7 п.п. ВВП ниже уровня 2017 г., при росте на 1,5%, или на 244,4 млрд. руб., в номинальном выражении. (См. табл. 3.)
Сокращение расходов в долях ВВП в 2018 г. относительно 2017 г. отмечается по следующим разделам/статьям:
«Социальная политика» - на 0,9 п.п. ВВП из-за снижения объема бюджетных ассигнований по статье «Пенсионное обеспечение» с 3,9 до 3,0% ВВП; «Национальная экономика» - на 0,4 п.п. ВВП, в том числе вследствие уменьшения расходов на 0,1 п.п. ВВП по статьям «Транспорт» и «Другие вопросы в области национальной экономики»; «Национальная оборона» - на 0,4 п.п. ВВП за счет сокращения расходов по статье «Вооруженные силы Российской Федерации» на 0,3 п.п. ВВП;
«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Общегосударственные вопросы» - на 0,2 и 0,1 п.п. ВВП соответственно.
Таблица 3
Расходы федерального бюджета в 2017 и 2018 гг.
2017г. 2018 г. Изменение
млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, в % млрд. руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд. руб. п.п. ВВП
Расходы - всего 16 420,3 17,8 96,5 16 664,7 16,1 95,5 244,4 -1,7
в том числе:
Общегосударственные вопросы 1162,4 1,3 93,1 1235,8 1,2 88,9 73,4 -0,1
Национальная оборона 2852,3 3,1 93,2 2826,3 2,7 92,3 -26,0 -0,4
Национальная безопасность
и правоохранительная 1918,0 2,1 97,8 1971,0 1,9 96,2 53,0 -0,2
деятельность
Национальная экономика 2460,0 2,7 95,3 2401,8 2,3 93,5 -58,2 -0,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 119,5 0,1 95,6 148,4 0,1 88,1 28,9 0,0
Охрана окружающей среды 92,3 0,1 99,2 116,0 0,1 98,8 23,7 0,0
Образование 615,0 0,7 98,7 722,6 0,7 95,9 107,6 0,0
Культура и кинематография 89,7 0,1 91,1 94,5 0,1 84,3 4,8 0,0
Здравоохранен ие 439,8 0,5 97,3 537,3 0,5 96,3 97,5 0,0
Социальная политика 4992,0 5,4 99,2 4582,1 4,5 99,4 -409,9 -0,9
Физическая культура и спорт 96,1 0,1 93,8 63,9 0,1 86,8 -32,2 0,0
СМИ 83,2 0,1 99,9 88,4 0,1 99,9 5,2 0,0
Обслуживание государственного долга 709,1 0,8 97,1 781,0 0,8 99,0 71,9 0,0
Межбюджетные трансферты 790,7 0,8 95,3 1095,4 1,1 99,7 304,7 0,3
Источник: Федеральное казначейство, расчеты автора.
Рост бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошел только по разделу «Межбюджетные трансферты» - на 0,3 п.п. ВВП, в основном за счет увеличения бюджетных ассигнований по статье «Иные дотации».
В соответствии с поправками, внесенными в Бюджетный кодекс в 2017 г.2, общий объем расходов федерального бюджета в 2018 г. не мог превышать сумму доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть3, нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, прогнозируемых расходов на обслуживание государственного долга, увеличенных на 1% ВВП4. Таким образом, расходы федерального бюджета в 2018 г. не могли превысить 16 952,1 млрд. руб.5. Учитывая, что кассовое исполнение федерального бюджета по итогам 2018 г. составило 16 664,7 млрд. руб., базовый профицит6 оценивается в размере 287,4 млрд. руб., или в 1,7% от общего объема расходов федерального бюджета7.
На 31 декабря 2018 г. государственный долг РФ составил 12 581 млрд. руб. (12,1% ВВП против 12,6% ВВП в 2017 г.), в том числе внутренний долг - 9170 млрд. руб. (рост на 500 млрд.
руб.), внешний - 49,1 млрд. долл. (сокращение на 0,7 млрд. долл.).
Фонд национального благосостояния (ФНБ) на конец года достиг 4036,0 млрд. руб. (рост на 283,1 млрд. руб.), или 3,9% ВВП; курсовая разница от переоценки средств ФНБ в 2018 г. составила 489,7 млрд. руб. В течение 2018 г. проведены следующие операции со средствами ФНБ:
• выбытие в объеме 5,1 млрд. руб. на софи-нансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию;
• выбытие в объеме 1108,2 млрд. руб. на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ;
• поступление 906,7 млрд. руб. в пределах объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 г. Динамика и структура основных параметров федерального бюджета в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом свидетельствуют о развитии ряда положительных тенденций: росте налоговых доходов, а также о поддержании расходов, объема государственного долга и ФНБ на приемлемом для обеспечения национальной финансовой устойчивости уровне. ■
2 Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».
3 И экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара к рублю.
4 Прогнозировавшегося на 2018 г. на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (97 462 млрд. руб.).
5 Расчет: сумма доходов без учета дополнительных нефтегазовых доходов (1196,5 млрд. руб.), расходов на обслуживание государственного долга (781,0 млрд. руб.) и 1% прогнозируемого ВВП (974,6 млрд. руб.).
6 Разность между предельным объемом расходов федерального бюджета, рассчитанным исходя из бюджетного правила, и объемом расходов по факту, оценивает гибкость/уровень соответствия объемов финансирования целей, задач и обязательств правительства ограничениям, накладываемым бюджетным правилом.
7 Положительное значение базового дефицита означает, что правительство может увеличить расходы федерального бюджета на 287,4 млрд. руб., не нарушая бюджетного правила; отрицательное значение (базовый дефицит) показывает, что бюджетное правило не соблюдается.
Federal Budget in 2018: Growth of Oil and Gas Revenues, Budget Surplus
Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
In 2018, the federal budget revenues moved up by 2.4 percentage points of GDP against 2017 not least because of the oil and gas revenues which grew by 2.2 percentage points of GDP and the expenditures contracted by 1.7 percentage points of GDP compared to the previous year. The federal budget limitation due to the budgetary rules has ensured surplus in the amount of 2.7% of GDP.
Key words: federal budget, budget revenues, budget expenditures, budget surplus.