Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нудличаева Д.С.

В статье автором рассмотрены проблемы развития межбюджетных отношений и необходимость принятия мер по совершенствованию этих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нудличаева Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INTERBUDGETARY RELATIONS IN RUSSIA

In the article the author considers problems of development of interbudgetary relations and the need to take measures to improve these relations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ»

При этом в Минфине новые «народные» ОФЗ называют средством повышения финансовой грамотности населения, подчеркивая, что этот инструмент инвестирования пока новый и еще недостаточно «обкатанный». Поэтому о дальнейших подводных камнях, связанных с инвестированием в такие облигации, их держатели узнают уже в процессе владения, а также через три года, когда наступит срок погашения первого выпуска. Притом, что в России инвестируют на фондовом рынке не более 2% населения, действительно, приобретение подобных финансовых инструментов можно считать способом повышения финансовой грамотности. Важно только, чтобы эти уроки не обошлись населению слишком дорого.

Использованные источники:

1. Приказ № 323 от 24.04.2017 Об эмиссии облигаций федерального займа для физических лиц выпуска № 53001RMFS

2. Приказ № 38н от 15.03.2017 Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа для физических лиц

3. Абдрахимова З.Р., Корвякова Е.Н. Облигации федерального займа как инструмент инвестирования в экономику для населения // Вестник ИЭАУ. -2017. - №15. - С.1

4. Бланк Д.А. Новоиспеченный инструмент инвестирования. Перспектива -год // Economics. - 2017. - №3 (24). - С.54-56

5. Минфин России. Облигации федерального займа для населения (ОФЗ-н) - новый инструмент для сбережений россиян [Электронный ресурс] // URL: https://mLnfin.ru/common/upload/library/2017/04/main/2017.03.23_Prezentatsiya_ OFZ-n.pdf - дата обращения 15.05.2017 г.;

6. Статистический бюллетень Банка России №2 //Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс] // URL: https: //www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs 1702r.pdf - дата обращения 17.05.2017 г.;

Нудличаева Д. С.

ФГАОУ ВО Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

РОССИИ

Аннотация. В статье автором рассмотрены проблемы развития межбюджетных отношений и необходимость принятия мер по совершенствованию этих отношений.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, проблемы, межбюджетные трансферты, консолидированный бюджет.

Nudlechaeva D.S.

Federal STATE Autonomous educational institution Volgograd state

University, Volgograd PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INTERBUDGETARY RELATIONS IN RUSSIA

Abstract. In the article the author considers problems of development of interbudgetary relations and the need to take measures to improve these relations.

Key words: interbudgetary relations, problems of inter-budgetary transfers, consolidated budget.

В настоящее время развитие межбюджетных отношений, сложность их реализации на практике являются актуальной темой, которую необходимо исследовать для выработки мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений и принципов их функционирования. Логика исследования данного вопроса определяется в первую очередь неравномерностью территории и специфики каждой части огромной страны.

На взгляд автора, можно выделить ряд проблем развития межбюджетных отношений, среди которых:

- порядок определения налоговой базы региона, порядок исчисления региональных и местных налогов, предельные размеры налоговых ставок для налогов регионального и местного уровня и т.д.;

- увеличение доли зачисления в федеральный бюджет налогов, собранных в регионах, уменьшение доли их зачисления в бюджеты субъектов федерации;

- сокращение объема межбюджетных трансфертов бюджетами субъектов страны.

Для более полного понимания межбюджетных отношений необходим анализ статистических данных, в числе которых динамика объема налоговых доходов, его доля в консолидированном бюджете, динамика межбюджетных трансфертов, предоставляемых федеральным бюджетом субфедеральным, их долю в общем объеме расходов федерального бюджета и т.д.

Основными статьями доходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ в 2015 году стали налог на доходы физических лиц (в среднем по России 30,2%), налог на прибыль организаций (22,6%) и безвозмездные поступления. (18,1%).

Рисунок 1 -Структура доходов региональных бюджетов

Основную долю в структуре доходов региональных бюджетов занимают не налоги на прибыль предприятий, а налоги на доходы физических лиц. Таким образом, если основной источник поступлений в федеральный бюджет - нефтегазовые доходы, то бюджеты регионов зависят от заработных плат россиян. Степень влияния доходов граждан на доходы бюджетов различается, в зависимости от субъекта. В ряде регионов она минимальна и не превышает 10%, в ряде - достигает 40% и более.

Доходы консолидированного бюджета в 2016 г. составили 27746,7 млрд.руб. (32,3% ВВП). Их рост в номинальном выражении по сравнению с 2015 г. был настольно незначительным, что не смог компенсировать даже довольно низкий уровень инфляции

В 2017-2019 гг. прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 16,1% ВВП в 2016 г. до 15,0% ВВП к 2019 г., что будет обусловлен о в первую очередь динамикой нефтегазовых поступлений, которые сокращаются с 5,8% ВВП в 2016-2017 гг. до 5,4% ВВП к 2019 г. Объем ненефтегазовых доходов окажется устойчивым и согласно бюджетным проектировкам не опустится ниже 9,6% ВВП, что соответствует уровню 2015 г.

Основные характеристики федерального бюджета

Год 2015 факт 2016 оценка 2017 проект 2018 проект 2019 (проект) 2015 (факт) 2016 (оценка) 2017 (проект) 2018 (проект) 2019 (проект)

Доходы, млрд.руб 13659 13369 13437 13989 14825 16,9 16,1 15,5 15,2 15,0

В том числе

нефтегазовые 5863 4778 5029 5133 5370 7,3 5,8 5,8 5,5 5,4

ненефтегазовые 7797 8591 8408 8856 9455 9,6 10,4 9,6 9,6 9,6

Расходы 15620 16403 16181 15978 15964 19,3 19,8 18,6 17,3 16,1

Дефицит -1961 -3034 -2744 -1989 -1139 -2,4 -3,7 -3,02 -2,2 -1,2

(-/) профицит (+)

Для сохранения уровня финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с относительно низким уровнем подушевых налоговых и неналоговых доходов в рамках планового периода предусматривается увеличение, с учетом темпов инфляции, общего объема дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Планируется продолжение работы по консолидации субсидий, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, в рамках государственных программ.

При этом предоставление субсидий на софинансирование конкретных региональных и муниципальных объектов будет осуществляться только при условии, что они необходимы для функционирования объектов федеральной собственности. В целях софинансирования других объектов планируется предоставлять единую (комплексную) субсидию в рамках государственных программ, контроль за использованием которой не предусматривает включение региональных и муниципальных объектов в федеральную адресную инвестиционную программу.

Таким образом, в последние годы изменилась структура системы финансовой помощи, что предполагает уменьшение средств, выделяемых на межбюджетное выравнивание. В структуре бюджетных трансфертов, выделяемых на межбюджетное выравнивание наблюдается тенденция сокращения доли дотаций за счет роста доли субсидий и субвенций. Через субсидии федеральный центр стимулирует субъекты Федерации выполнять общегосударственные, а не местные задачи. Таким образом, регионы вынуждены тратить собственные бюджетные средства на софинансирование тех мероприятий, на которые выделяются эти субсидии. Результатом таких действий становится уменьшение средств на реализацию собственных приоритетов регионов.

Использованные источники:

1. Бюджетный федерализм: России нужна новая концепция межбюджетных отношений // Финансы. 2014. № 4.

2. Запорожан А.Я.Проблемы и тенденции развития межбюджетных отношений в России // Управленческое консультирование. 2015. №4 (76). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-mezhbyudzhetnyh-otnosheniy-v-rossii (дата обращения: 03.05.2017).

3. Тетерин Ю. А. Проблемы межбюджетных отношений в России // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 520-523.

4. Источники доходов бюджетов регионов_НДФЛ vs налог на прибыль.URL:https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2016/istochniki-dokhodov-byudzhetov-regionov-ndfl-vs-nalog-na-pribyl/ (дата обращения:

05.05.2017).

УДК 331

Одинцова А.Л. студент 2 курса институт экономики и финансов научный руководитель: Новокшонова Е.Н., к.э.н.

доцент

кафедра банковского дела ФБГОУ ВО СГУ им. Питирима Сорокина

Россия, г. Сыктывкар ГОСУДАРСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ Аннотация: данная статья посвящена одной из главных социально -экономических проблем России - безработице. Представлены статистические данные, дающие представление о масштабе этого явления. Выявлены некоторые причины, а также подчеркнута важность деятельности государства в решении проблем безработицы.

Ключевые слова: безработица, безработный, рынок труда, рабочая сила, государственная политика, содействие занятости.

Odintsova A.L.

2 year student of the Institute of Economics and Finance Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Pitirim Sorokin Syktyvkar State University» Scientific adviser: candidate of economic Sciences, Associate Professor

Department of Banking Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Pitirim Sorokin Syktyvkar State University»

Novokshonova E.N. Russia, Syktyvkar THE ROLE OF STATE IN THE SOLVING PROBLEMS OF

UNEMPLOYMENT Summary: The article is devoted to one of the main social and economic problems in Russia - unemployment. Statistical data are presented that give a representation of the scale of this phenomenon. Some reasons are revealed, and the importance of the state's activity in solving unemployment problems is underlined.

Keywords: unemployment, unemployed, labor market, labor force, public policy, promoting employment.

Безработица как явление характерно для определенной стадии товарного производства. Переход к рыночной экономике неизбежно порождает значительный рост численности безработных. Безработица как социально-экономическое явление характеризует макроэкономическую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.