УДК 336.2
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12244
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Чумакова Марина Константиновна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
РФ, г. Махачкала Шабанова Патимат Мурадовна ст-ка 4 к. направления Экономика, кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
РФ, г. Махачкала
Аннотация: В статье исследуется местный бюджет Российской Федерации в системе межбюджетных отношений. подчеркивается, что предоставление органам местного самоуправления широких бюджетов и имущественных прав усилило их роль и значение в решении социально-экономических задач на своей территории, позволило подняться на качественно более высокую ступень.
Ключевые слова: местный бюджет, межбюджетные отношения, Республика Дагестан, финансовые ресурсы, муниципальные образования
LOCAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF INTERBUDGETARY RELATIONS
Chumakova Marina Konstantinovna
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Finance and credit,
Dagestan state University, Russian Federation, Makhachkala Shabanova Patimat Muradovna St-ka 4 K. directions of Economics, profile "Finance and credit" Dagestan state University Russia, Makhachkala
Abstract: The article examines the local budget of the Russian Federation in the system of intergovernmental relations. It is emphasized that the provision of wide budgets and property rights to local governments strengthened their role and importance in solving socio-economic problems on their territory, and allowed them to rise to a qualitatively higher level.
Keywords: local budget, intergovernmental relations, the Republic of Dagestan, financial resources, municipalities.
В экономической литературе муниципальные финансы рассматриваются в узком и широком экономическом содержании. Под муниципальными финансами в узком смысле понимается совокупность социально-экономических отношений, касающихся формирования и использования денежных доходов, удерживаемых местными органами власти и необходимых для выполнения их функций [5, с.115].
Межбюджетные отношения - это финансовые отношения между федеральными органами и структурами управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые призваны регулировать бюджетные процессы.
Возникновение этих отношений вызвано разницей уровня состояния экономики на разных территориях. На некоторых территориях присутствуют природные ресурсы, ценность других состоит в их стратегическом положении, что определяет значение территории для государства. Все природные богатства принадлежат всему населению, поэтому задача государства соблюсти интересы страны путём перераспределения стоимость ренты за использование ресурсов [2, с.27].
Экономика в регионах развивается неравномерно, некоторые быстро развиваются, другие отстают. Государство может оказывать регионам финансовую поддержку, которая оформлена на законных основаниях и заключается в подписании субъектами соглашения об исполнении бюджета. Финансирование регионов осуществляется из федерального бюджета и перечисляется в регионы через федеральное казначейство.
Российская модель экономического роста, связанная с высокими ценами на нефть, себя исчерпала. Эта модель не учитывает экономические реалии инвестирования и специфику России как крупного федерального государства. Более того, для того, чтобы отечественная модель была устойчивой, рассчитанной на долгосрочную перспективу и минимально зависящей от мировой экономики и международной политики, она должна основываться на фундаментальной позиции, согласно которой экономическая мощь России должна расти за счет усиления экономических реликтов ее регионы [4, с. 209].
В условиях, когда субфедеральный долг увеличивался ежегодно в среднем более чем на четверть, отдельные меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации по урегулированию проблемы кредиторской задолженности регионов, вряд ли можно считать достаточными. Соответствующие расчеты, в которых учтены в среднем 96% от общего объема доходов консолидированного бюджета РФ, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка механизма функционирования межбюджетных отношений в
_Российской Федерации__
2017 год 2018 год 201 9 год
Показатели Бюджеты Бюджеты Бюджеты
субъектов РФ Местные бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты
Доходы бюджетов, 8033,8 3500,4 8591,9 3648,2 9367,0 3849,2
всего, млн р.
Доходы бюджетов, распределенные в рамках первого блока межбюджетных отношений
в млн. р. 6847,9 2224,0 7437,4 2321,3 8084,0 2411,2
в % к общей
сумме доходов 85,2 63,5 86,6 63,6 86,3 62,6
бюджетов
Доходы бюджетов, перераспределенные в рамках второго блока межбюджетных
отношений
в млн р. 894,1 1045,5 1016,8 1167,0 1181,8 1262,5
в процентах к
общей сумме доходов 11,1 29,9 11,8 32,0 12,6 32,8
бюджетов
Источник: рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru /(дата обращения:
01.04.2020г.)
Анализ показал, что в межбюджетном механизме для бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках первого блока находится 85-86% общих доходов; для местных бюджетов - 63-64%. В то же время динамика доходов в 2017-2019 гг. показала отрицательную тенденцию опережающего роста перераспределенных доходов, которые увеличились для региональных и местных бюджетов на 32% и 21% соответственно, тогда как доходы этих бюджетов, зафиксированные на долгосрочной основе только выросли на 18% и 8% соответственно. Сравнивая эти данные с увеличением общих доходов региональных и местных бюджетов (17% и 10% соответственно), можно отметить особенно тревожную ситуацию для местных бюджетов, для которых доля фиксированных / перераспределенных доходов изменилась с 2,1/1 в 2017 году до 1,9/1 в 2019 году.
Формирование доходов регионального и местного бюджета на долгосрочной основе обеспечивается в основном за счет консолидации федеральных налогов, что является исключительной ответственностью Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут принимать решения о перераспределении этих доходов только в краткосрочной перспективе, то есть в политическом аспекте межбюджетные отношения сильно централизованы. Ограничение налоговых полномочий региональных и местных органов власти является основным недостатком межгосударственных отношений, из-за чего акцент необоснованно переносится с использования долгосрочных налоговых инструментов на ежегодное перераспределение межбюджетных трансфертов.
Средства из бюджетов муниципальных образований являются наиболее важным источником финансовых ресурсов, необходимых для решения местных проблем. Размер доходов бюджета муниципального образования и уровень его баланса являются определяющими показателями социально-экономического развития этой территории [3, с. 55].
В рамках бюджета Республики Дагестан создан Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных образований (городских округов). Целью создания этого фонда является выравнивание бюджетного обеспечения муниципальных районов республики. Порядок формирования этого фонда и методика распределения субсидий из него утверждаются законодательством Республики Дагестан.
Для выравнивания бюджетного обеспечения населенных пунктов за счет средств республиканского бюджета создается областной фонд поддержки населенных пунктов. Дотации, подлежащие перечислению в бюджеты населенных пунктов, входящих в муниципальные районы, включаются в республиканский компенсационный фонд, формируемый в составе республиканского бюджета, и распределяются между бюджетами муниципальных районов в виде субвенций. Финансовая помощь из республиканского бюджета городским округам предоставляется в виде дотаций из республиканского фонда финансовой поддержки населенных пунктов.
В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов республиканского бюджета может быть образован республиканский фонд софинансирования социальных расходов. Общий размер республиканского фонда софинансирования социальных расходов и распределение субсидий между муниципальными образованиями утверждаются законом Республики Дагестан о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Местным бюджетам из республиканского бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года.
Условия предоставления средств в местные бюджеты из республиканского бюджета устанавливаются законодательством Республики Дагестан и нормативными правовыми
актами Правительства Республики Дагестан. Если местный бюджет не выплачивает такие займы вовремя, остаток погашается за счет субсидий в местный бюджет из республиканского бюджета, а также за счет вычетов из федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами для зачисления в местный бюджет.
Для оценки роли межбюджетных трансфертов в системе генерирования доходов местного бюджета проанализированы основные параметры бюджета городского округа с городским округом «город Махачкала» в 2017 - 2019 гг.
Таблица 2
Основные параметры бюджета городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в 2017 - 2019 годы
2017 2018 2019 Темп
Показатели млн руб. процент млн руб. процент млн руб. процент роста 2019/ 2017, в %
ДОХОДЫ 6 696,1 100 5 571,4 100 5 674,1 100 84,7
В том числе:
Налоговые и неналоговые 2 331,7 34,8 2 443,6 43,9 2 546,2 44,9 109,2
доходы
в том числе:
Налоговые доходы 1 958,4 29,2 2 052,4 36,8 2 138,6 37,7 109,2
Неналоговые доходы 373,2 5,6 391,2 7,0 407,6 7,2 109,2
Безвозмездные поступления 4 364,4 65,2 3 127,9 56,1 3 127,9 55,1 71,7
Расходы, всего 6 929,2 - 5 799,6 - 5 878,5 - 84,8
Дефицит (профицит) 233,2 10,0 228,2 9,3 204,4 8,0 87,7
Доля налоговых и неналоговых 34,82 - 43,8 - 44,8 - -
доходов в совокупном объеме
доходов местных бюджетов в
России, %
Доля межбюджетных 65,1 - 56,1 - 55,1 - -
трансфертов в совокупном объеме доходов, %
Источник: Составлена автором по данным Решения Собрания депутатов от 27 декабря 2017 года N 21-3 «О бюджете городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Анализ данных таблицы 2 показывает, что значительную часть доходов бюджета городского округа с внутригородским отделением «город Махачкала» за 2017 - 2019 гг. формируют за счет безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней. В структуре местного бюджета их доля значительна и превышает 55%. Был сокращен общий доход в 2019 году по сравнению с 2017 годом почти на 1022 миллиона рублей. или на 15,3% с соответствующим уменьшением доли безвозмездных поступлений на 1236,5 млн. руб. или на 28,3%.
Темпы роста трансфертов за 2018 и 2019 годы такие же и ниже на 28%, чем темпы роста предыдущего года, что является положительной тенденцией. Так, наибольший удельный вес межбюджетных трансфертов в структуре общих доходов городского округа с городским округом «город Махачкала» пришелся на 2017 год и составил 65,1%.
Проект бюджета предусматривает сокращение расходов в 2020 году по сравнению с 2018 годом на 1 050,7 млн. рублей, или на 15,2 процента. В то же время в 2019 году по сравнению с 2018 годом расходы сократились на 1 129,6 млн рублей, или на 16,3 процента.
Отношение дефицита бюджета к годовому объему доходов бюджета в 2017 году составляет 9,9% или 233 154,1 тыс. руб., в 2018 году - 9,3% или 228 154,6 тыс. руб., в 2019 году - 8% или 204 425,2 тыс. руб.
Подводя итог, можно отметить, что доля межбюджетных трансфертов в доходах бюджета городского округа с городским округом «Махачкала» составляет более 60%, что свидетельствует о низкой финансовой обеспеченности местного бюджета своими собственными доходами и его высокая финансовая зависимость от более высоких бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Чтобы решить эту проблему с целью повышения автономности местного бюджета и совершенствования системы межбюджетных отношений, в первую очередь необходимо увеличить собственные доходы местного бюджета.
Список литературы:
1. Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 27 декабря 2017 года N 21-3 «О бюджете городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с изменениями на 25 октября 2018 года) // СПС «Консультант Плюс».
2. Бебишева Н.О., Селимов Р.Х. Проблемы и пути их решения межбюджетных отношений в Российской Федерации//В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Под редакцией М. В. Ивашкина, А. В. Колесникова. 2019. С. 298-301
3. Петрушина О. В., Свиридова М. С. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. 2017. №32. С. 55-58.
4. Углицких О.Н., Сорокина Н.М. Роль региональных и местных налогов в формировании региональных и местных бюджетов//В сборнике: кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. . 2019. С. 209-211.
5. Филимонова И. В. Местный бюджет: анализ правовых проблем формирования доходной и расходной частей / «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». 2017. №16.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru /(дата обращения: 01.04.2020г.).