Научная статья на тему 'Особенности формирования городской казны на примере муниципального образования город Махачкала'

Особенности формирования городской казны на примере муниципального образования город Махачкала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местные налоги / налоговые доходы / местный бюджет / доходы бюджетов муниципальных образований / увеличение налоговых доходов / local taxes / tax income / local budget / income of budgets of municipal units / increase in tax income

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджаматова Джанета Солтаналиевна

В 2017 году проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, определены городские округа и муниципальные районы Республики Дагестан, достигшие наилучших значений показателей деятельности. По итогам проведенной работы Указом Главы Дагестана присуждены призовые места и выделены гранты из республиканского бюджета 15 муниципальным образованиям: 12 муниципальным районам и 3 городским округам, среди которых находится и город Махачкала. Но, не смотря на достигшие результаты, у столицы республики для обеспечения всех нужд муниципалитета собственных доходов не достаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of the city treasury on the example of the municipality of the city of Makhachkala

In 2017 complex assessment of efficiency of activity of local governments is carried out, the city districts and municipal districts of the Republic of Dagestan which have reached the best values of indicators of activity are defined. Following the results of the carried-out work as the Decree of the Head of Dagestan prize-winning places are awarded and grants from the republican budget are allocated to 15 municipal units: To 12 municipal districts and 3 city districts among which there is also a city of Makhachkala. But, despite the achieved results, the capital of the republic for ensuring all needs of municipality of own income hasn't enough

Текст научной работы на тему «Особенности формирования городской казны на примере муниципального образования город Махачкала»

УДК 336

DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ КАЗНЫ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД МАХАЧКАЛА

Аннотация: В 2017 году проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, определены городские округа и муниципальные районы Республики Дагестан, достигшие наилучших значений показателей деятельности. По итогам проведенной работы Указом Главы Дагестана присуждены призовые места и выделены гранты из республиканского бюджета 15 муниципальным образованиям: 12 муниципальным районам и 3 городским округам, среди которых находится и город Махачкала. Но, не смотря на достигшие результаты, у столицы республики для обеспечения всех нужд муниципалитета собственных доходов не достаточно. Ключевые слова: местные налоги, налоговые доходы, местный бюджет, доходы бюджетов муниципальных образований, увеличение налоговых доходов.

Adzhamatova D.S. Features of the formation of the city treasury on the example of the municipality of the city of Makhachkala

Abstract: In 2017 complex assessment of efficiency of activity of local governments is carried out, the city districts and municipal districts of the Republic of Dagestan which have reached the best values of indicators of activity are defined. Following the results of the carried-out work as the Decree of the Head of Dagestan prize-winning places are awarded and grants from the republican budget are allocated to 15 municipal units: To 12 municipal districts and 3 city districts among which there is also a city of Makhachkala. But, despite the achieved results, the capital of the republic for ensuring all needs of municipality of own income hasn't enough.

Keywords: local taxes, tax income, local budget, income of budgets of municipal units, increase in tax income.

При развитии рыночных принципов хозяйствования, функции местных органов власти приобретают расширенный и всё более сложный характер, а проводимые реформы приходятся на нижний уровень бюджетной системы. Именно бюджетам муниципальных образований необходимо уделять особое внимание, ведь они представляют собой гарант финансового обеспечения развития регионов. Средства бюджетов муниципальных образований являются важнейшим источником финансовых ресурсов, которые необходимы для решения вопросов местного значения. Величина доходной части бюджета муниципального образования и степень его сбалансированности во многом определяют уровень социально-экономического развития территории [1].

Махачкала - богатый город, но для обеспечения всех нужд муниципалитета собственных доходов не достаточно. Ситуацию понимают и на уровне руководства республики. В 2015 году была принята государственная программа РД «Обеспечение реализации городским округом с внутригородским делением «город Махачкала» функций столицы Республики Дагестан на 2015-2017 годы».

В 2015 и 2016 годах, согласно программе, Махачкале предусматривалось выделить из республиканского бюджета по 300 миллионов рублей, в текущем году — 200 миллионов. При этом предусматривается софинансирование из городского бюджета в размере 10%. Но необходимо отметить, что из этих средств было недополучено в 2015 году 120 млн рублей, в 2016 году - 105 млн руб.

Аджаматова Джанета Солтаналиевна

Доцент кафедры «Финансы и кредит» ГАОУ ВО ДГУНХ г. Махачкала

ianneta_fin@mail.ru

За счет этих средств администрации удалось немного благоустроить город -реконструировать парковые зоны, скверы, бульвары, восстановить фонтаны. Но по истечении 2017 года программа закончилась. Руководство Махачкалы обратилось в адрес председателя Правительства РД с просьбой пролонгировать программу на 2018-2020 годы.

В 2016 году Глава Дагестана дал поручение комиссионно разобраться и дать заключение по финансовому состоянию Махачкалы. Распоряжением Правительства РД была создана рабочая группа. Разобравшись в реальных проблемах Махачкалы по бюджетной необеспеченности, при формировании республиканского бюджета на нужды столицы Дагестана было заложено 1,2 миллиарда рублей. Эти средства позволили бы снять многие вопросы. Но в марте 2017 года, когда вносились изменения в бюджет РД, из этих средств 700 миллионов было урезано.

Вследствие этого для обеспечения сбалансированности по текущим расходам администрации города пришлось секвестировать городской бюджет и увеличивать и так напряженный план по доходам.

Таблица 1.

Динамика основных показателей бюджета муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»

(тыс. руб.) [2]

№ 2016 2017 2018 2019

факт факт план план

1. доходы 6 719 078,2 6 696 074,0 7371564,6 5780474,5

из них:

1.1 по налоговым и неналоговым сборам 2 230 496,9 2331661,0 2790730,9 2582428,0

безвозмездных

1.2 поступлений из республиканского бюджета 4 488 581,4 4 364 412,7 4580833,7 3198046,8

2. расходам 6 848 050,4 6 929 227,9 7548608,5 5888437,7

3. Дефицит по итогам года 128 972,2 233 154,0 177043,9 107963,2

В проекте бюджета предусматривается уменьшение расходов в 2019 году по сравнению с 2017 годом на 10408 тыс. рублей, или 15 процентов. При этом в 2018 году по сравнению с 2017 годом расходы увеличиваются на 619381 тыс. руб., или на 10 процентов.

К сожалению, в городе нет крупных предприятий, отчисляющих налоги в бюджет. Основные источники доходов - земельный налог и налог на доходы физических лиц.

Основной упор делается на собираемость земельного налога. Тут есть некоторые нюансы. Плательщиком налога является владелец земельного участка, на который у него есть право собственности. Но участок также должен быть зарегистрирован в Росреестре. После этого Росреестр выгружает свою базу к налоговой инспекции. Но так сложилось, что не все участки до сих пор попали в эту базу, и на них, соответственно, не начисляется земельный налог.

Ранее в бюджет города поступало 30% уплаченных платежей налога на доходы физических лиц, 70% шли в республиканский бюджет. С 2014 года в республике принят норматив отчисления в бюджет Махачкалы в размере 16%. С этого момента у города начались проблемы: около 750 миллионов рублей в год выпадающих доходов. За 4 года это около 3 миллиардов рублей.

Администрация города проводит большую работу по актуализации земельных участков. В 2015 году 12 330 участков было передано в базу, в 2016 году - 5 тысяч, в 2017 году - 15 тысяч.

Сравним цифры - 116 тысяч земельных участков поставлено на учет в Махачкале кадастровой палатой, а в базе налоговой инспекции состоят всего 60 тысяч. Как только остальные удастся актуализировать, у города будет хороший потенциал по сбору налогов по данному источнику.

Мэрия доводит до населения информацию о санкциях за неоформленные земельные участки. В Махачкале 28 тысяч земельных участков, у которых есть фактические владельцы, но не оформившие право собственности. На начало 2017 года у них истекает пятилетний срок эксплуатации участков, после чего они могут быть изъяты в муниципальную собственность.

5000000

4500000

4000000

3500000

3000000

2500000

2000000

1500000

1000000

500000

4364412,754

3285443,1

3127866,258 3127866,258

1913;2Д «58«7 2052421,02 "-22,7

391088 373244 391159,71 407588,42

■ ■1 ■■■ ШяШ ■■■

2016г

2017 г.

2018 г.

2019 г.

I налоговые доходы ■ неналоговые доходы ■ поступление из республиканского бюджета

Рис 1. Структура доходов бюджета муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2017 год и плановый

период 2018 и 2019 годов (тыс. руб.) [3]

В 2015 году план по сбору всех налогов город выполнил на 88%, в 2016 году - на 92%, в 2017 - на 23%.

В последние годы руководством города принимаются меры по легализации бизнеса. В 2015 году поставлено на учет 2400 индивидуальных предпринимателей, в 2016-м - 1500, в 2017-м - около 2000.

Но отдача от легализованного бизнеса небольшая. Например, кто имеет торговую точку до 13 квадратных метров, в бюджет города ничего не уплачивает, так как размер отчислений в страховые фонды перекрывает сумму налога. А большинство торговцев на рынках располагают именно такими торговыми местами.

На осуществление своих полномочий бюджет города имеет 2,56 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов. На эти деньги нужно содержать город, выплачивать зарплату, обеспечить питанием образовательные учреждения, оплачивать налоги, проводить работы по благоустройству. Естественно, что этих средств не хватает. Если не учитывать развитие города, только на содержание городского хозяйства необходимо еще минимум полтора миллиарда рублей. А сейчас на начало года задолженность по бюджетным обязательствам составляет более 1,2 миллиарда, не учитывая долговых обязательств.

Источниками средств, необходимых для выполнения муниципальных задач также являются федеральные инвестиционные программы.

Махачкала - единственный субъект в СКФО, который участвует в федеральной инвестиционной программе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и получил субсидии из федерального бюджета в 2017 году в размере 637 миллионов рублей на улучшение качества дорожного полотна и увеличение безопасности на территории муниципального образования.

В рамках приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» около 339 миллионов получила Махачкала. Деньги направлены на благоустройство городских дворов и общественных мест.

Городу активную поддержку оказывает и бизнес-сообщество. Предприниматели внесли свой весомый финансовый вклад в реконструкцию улиц, парков, других мест отдыха горожан. В сентябре 2017 года состоялось празднование 160-летия Махачкалы, многие бизнесмены оказали помощь родному городу.

Для решения основных проблемных вопросов и усиления роли муниципального бюджета г. Махачкалы в стимулировании роста считаем необходимым:

• провести работу по оптимизации муниципальных бюджетных расходов. Определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, на основе анализа и инвентаризации муниципальных бюджетных расходов. При принятии решений о планировании и финансировании должен быть определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать их достижение;

• совершенствовать механизмы межбюджетных отношений с необходимостью установления обязательств по повышению качества управления муниципальными финансами и повышения результативности их деятельности;

• принять меры, направленные на повышение эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Махачкалы, в том числе повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ с муниципальной долей в уставных капиталах;

• обеспечить принятие необходимых мер по погашению кредиторской задолженности и взысканию дебиторской задолженности;

• обеспечить реализацию комплекса мероприятий по расширению и учету налоговой базы бюджетов муниципальных образований, в том числе за счет поддержки малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Список источников:

1.Быкова Н. Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 366-368. — URL https://moluch.ru/archive/132/37018/

2.https://gs.mkala.ru/working/decisions/2017/12/27/ - Решения собрания депутатов МО ГО "город Махачкала"

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект Решения «О бюджете муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

4.http://www.dag.aif.ru/society/v_dagestane_opredeleny_municipalitety-poluchateli_grantov

5.https://www.riadagestan.ru/news/banks_and_money/itogi_2017_korotko_o_sotsialno_eko nomicheskom_razvitii_dagestana/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.