Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СМЕТА РАСХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майкова Е.Н., Майкова П.Н., Захарова Ю.О., Андреасян Г.М.

Образование является важнейшим сектором экономики, источником воспроизводства рабочей силы. В процессе реформирования экономики одним из важнейших источников стабильности общества является результативная работа системы образования, создание условий для реализации гражданами права на образование. В данный момент имеется связь между достойным образованием, конкурентным производством и перспективой создания безопасного и демократического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Resume : education is the most important sector of the economy, a source of labor force reproduction. In the process of reforming the economy, one of the most important sources of stability in society is the effective work of the education system, the creation of conditions for citizens to exercise their right to education. At the moment, there is a link between decent education, competitive production and the prospect of a safe and democratic society.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 339.01

Майкова Е.Н. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Майкова П.Н. студент 3 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Захарова Ю. О. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Андреасян Г.М. студент магистратуры 1 курса Институт математики, физики и информационных технологий

Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: образование является важнейшим сектором экономики, источником воспроизводства рабочей силы. В процессе реформирования экономики одним из важнейших источников стабильности общества является результативная работа системы образования, создание условий для реализации гражданами права на образование. В данный момент имеется связь между достойным образованием, конкурентным производством и перспективой создания безопасного и демократического общества.

Ключевые слова: образование, учебное заведение, бюджетное учреждение, смета расходов, финансирование, образовательная организация, нормативно-правовые документы.

Maykova E.N. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti Maykova P.N.

student 3 year

Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Tolyatti Zakharova Y.O. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti Andreasyan G.M. graduate student 1 course Institute of Mathematics, Physics and information technologies

Togliatti State University Russia, Tolyatti

THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Resume : education is the most important sector of the economy, a source of labor force reproduction. In the process of reforming the economy, one of the most important sources of stability in society is the effective work of the education system, the creation of conditions for citizens to exercise their right to education. At the moment, there is a link between decent education, competitive production and the prospect of a safe and democratic society.

Key words: education, educational institution, budgetary institution, cost estimate, financing, educational organization, regulatory documents.

Доступность образования на муниципальном уровне регулируются принципами региональной политики в сфере образования и науки на уровне местных округов. Органы местного самоуправления являются учредителями городских муниципальных организаций. Они предоставляют населению образовательные услуги в размере и в соответствии с федеральным законодательством, ведут наблюдение и надзор оказываемых услуг и их качество, а также осуществляют финансовый и хозяйственный контроль учреждений [1]. Основной закон российского государства обеспечивает право соотечественникам на получение образования. Не всегда эти гарантии обеспечиваются в полной мере. Образование для каждого, повышение качества, результативность - эти первостепенные проблемы, которые обозначены перед системой образования. Разрешение этих задач немыслимо без организации экономических связей в сфере образования, иных ресурсов, первоначально финансовых поступление в образовательные учреждения [1, ст.5]. В соответствии с Федеральным законом. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» проблемы оказания бесплатного дошкольного образования отнесены к вопросам местного значения. Для сохранения существующей структуры и количества детских садов на местах, для более полного удовлетворения жителей муниципального округа в предоставлении данной социальной услуги, с начала 90 -х годов муниципальные органы власти были вынуждены принимать на свой баланс детские сады, ранее принадлежащие ведомственным структурам. Долевое соотношение дошкольных образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, увеличилось в несколько раз. Это привело к значительным дополнительным расходам органов местной власти [1].

Последние десять лет на уровне субъекта Федерации вопросами оптимизации финансирования школ практически не занимались, поскольку школы являются муниципальной собственностью.

Цели и задачи органов местного самоуправления в данной сфере имеют место:

- ст. 43 Конституции, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,

- Закон № 273 «Об образовании»,

- Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования»,

- нормативный документ ФЗ - «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

- некоторые нормативно-правовые документы (постановления Правительства РФ, приказы Министерства образования РФ, региональные законодательные акты).

В соответствии с законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области образования на территории субъекта относятся вопросы:

- предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным направлениям обучения,

- предоставление образования вне учреждения,

- реализация бесплатного образования детей 3-7 лет,

- организация досуга детей в каникулярное время,

- опеки и попечительства,

- формирование, преобразование и устранение местных школ, детских садов, подготовка инфраструктуры,

- создание списка детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы;

Действие органов местного самоуправления в сфере образования строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, развитие

системно-деятельностного подхода с учётом индивидуального потенциала учащегося. [2].

Разделение обязанностей в сфере надзора над образованием идёт на разных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Оно регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3].

Министерство просвещения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и исполнению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно -технической деятельности. Министерство контролирует деятельность в сфере молодёжной политики, опеки и попечительства, социальной политики, вносит в Правительство страны проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и другие документы, по которым необходимо заключение в сфере образования [2].

Региональные Министерства образования являются исполнительным органом государственной власти, осуществляют функции по формированию и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах образования, патриотического воспитания граждан, научно-технической и инновационной деятельности, осуществляют управление в сфере образования. Таким органом в Пермском крае является Министерство образования и науки Пермского края. [1].

Одной из задач государства является предоставление равного доступа граждан к муниципальным услугам вне зависимости от их проживания [2].

Органом местного самоуправления в г. Краснокамске Пермского края в сфере образования является Управление Системой Образования. В его задачи входит организация образования для всех категорий, введение дополнительного и профессионального образования обучающихся, обеспечение содержания корпусов и построек, благоустройство соседних земель, гарантия работы системы образования в субъекте, создание условий для летнего отдыха детей, обеспечение трудом подростков во время каникул, обеспечение целевого использования бюджетных средств [1].

Таким образом, ведущими целями в сфере образования являются: повышение числа дошкольников в детских садах, предоставление качественного общего образования, внедрение инноваций, реализация ФГОС, внедрение инклюзии и создание условий для развития потенциала современного обучающегося, поддержка учительских кадров и стимулирование развития профессиональных компетенций педагога.

К учебным заведениям, согласно ст.22 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» относятся государственные, муниципальные и частные учреждения, которые могут создаваться в формах, предусмотренных гражданско-правовыми актами для некоммерческих организаций [3].

Учреждения могут быть государственными, муниципальными, частными.

Федеральный Закон №7 ст. 9.2. «О некоммерческих организациях» даёт следующее определение: «бюджетным учреждением считается некоммерческая организация, созданная субъектом РФ или муниципальным образованием для того, чтобы оказывать услуги, предусмотренные законодательством РФ в сферах науки и образования» [1].

Автономным учреждением называется некоммерческая организация, созданная субъектом РФ в целях оказания услуг в сферах науки, образования и других случаях, установленных федеральными законами. [2].

Для каждого вида бюджетной организации формируется муниципальное задание, которое утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, прописанными в уставе образовательного учреждения. Выделение денежных средств осуществляется в виде субвенций из бюджета бюджетной системы РФ. Оказание данных субвенций регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ [2].

Основным учредительным документом бюджетных организаций является Устав. Этот документ утверждается собственником имущества, в порядке, установленном Правительством РФ. В Уставе обязательно содержатся сведения:

- тип учреждения и его полное название,

- сведения о собственниках имущества,

- номенклатура возможных видов деятельности, соответствующих задачам создания организации,

- данные об органах управления учреждениях (вышестоящих организациях).

Бюджетное учреждение финансируется на основе сметы за счет средств соответствующего бюджета [3].

Образование - есть деятельность, направленная на обучение и воспитание подрастающего поколения. В обучении детей заинтересовано не только государство, для которого важна грамотность населения и его культура, возможность создать образ желаемого и ценностные ориентиры, но и общество - социализация граждан. Поэтому, образование - это общественное благо и его создание возложено на плечи государства, в рамках Конституции и Закона №273 ФЗ [1].

Статья 2 ФЗ №273 трактует образование как комплекс приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности для развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [13].

Статья 2 ФЗ № 273 рассматривает воспитание как «воспитательную деятельность, в рамках которой происходит развитие и индивидуальности личности, его способностей, навыков и умений. Создаются возможности для успешного овладения нормами, традициями и ценностями культуры,

развитие нравственности и самосознания обучающихся. Прививается элементарная культура поведения в обществе и навыки поведения в повседневной жизни с возможностью применения полученных знаний» [3].

Образовательная организация может использовать привлечённые внебюджетные средства для более качественного и полного предоставления образовательных услуг. В организациях нет чёткого планирования бюджета.

Такое финансирование образовательных учреждений является неэффективным. А именно, это обусловлено:

- нет необходимых механизмов бюджетного планирования;

- зависимостью между бюджетными расходами и итогами применения бюджетных средств;

- отсутствием надзора, который проводился бы ежемесячно и позволил дать оценку результативности государственных расходов на образование;

- отсутствием интереса в экономии бюджетных средств [2].

Использованные источники:

1. Гарнов И.Ю. Финансовое планирование затрат бюджетными учреждениями // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. №3. С. 2-7.

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 21.01.2020)

3. Заболотнева Л. К вопросу об эффективности и результативности бюджетных расходов / Л. Заболотнева, Е. Захарченко // Бюджет и финансы. - 2015. № 2. С. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.