Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ'

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СТАНДАРТ ISO 9000 / ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТ КАЧЕСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майкова П.Н., Майкова Е.Н., Захарова Ю.О., Андреасян Г.М.

В данной статье рассмотрены структура и основные элементы СМК. Будут рассмотрены факторы внедрения СМК на предприятиях, так как в большинстве случаев решение о внедрении и разработке СМК на предприятии принимает не само руководство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND MAIN ELEMENTS OF THE ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

This article discusses the structure and basic elements of the QMS. The factors of implementation of the QMS at enterprises will be considered, since in most cases the decision on the implementation and development of the QMS at the enterprise is not made by the management itself.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК: 338.36

Майкова П.Н. студент 3 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Майкова Е.Н. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Захарова Ю. О. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Андреасян Г.М. студент магистратуры 1 курса Институт математики, физики и информационных технологий

Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в данной статье рассмотрены структура и основные элементы СМК. Будут рассмотрены факторы внедрения СМК на предприятиях, так как в большинстве случаев решение о внедрении и разработке СМК на предприятии принимает не само руководство.

Ключевые слова: система менеджмент качества, стандарт ISO 9000, принципы системы менеджмента качества, стандарт качества, повышение качества

Maykova P.N. student 3 year

Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Tolyatti Maykova E.N. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti

Zakharova Y.O. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti Andreasyan G.M. graduate student 1 course Institute of Mathematics, Physics and information technologies

Togliatti State University Russia, Tolyatti

THE STRUCTURE AND MAIN ELEMENTS OF THE ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Abstract: This article discusses the structure and basic elements of the QMS. The factors of implementation of the QMS at enterprises will be considered, since in most cases the decision on the implementation and development of the QMS at the enterprise is not made by the management itself.

Keywords: quality management system, ISO 9000 standard, quality management system principles, quality standard, quality improvement

В большинстве случаев решение о внедрении и разработке СМК на предприятии принимает не само руководство, так как к этому его принуждают:

- потребители продукции;

- отечественные и иностранные партнеры;

- нормативно-правовые акты Российской Федерации и других стран;

- мировое сотрудничество.

Основные элементы системы менеджмента качества представлены на рисунке 1. Данные элементы взаимосвязаны. Стандарты качества описывают элементы в виде перечня, данный перечень зависит от жизненного цикла продукции.

Основные элементы

Организация

Документы

Процессы

Ресурсы

Краткая характеристика элементов

На предприятии действует определенная группа работников, обладающая специальными познаниями в сфере данной деятельности, следовательно, идет дифференциация полномочий и обязанностей, их взаимоотношений

Сегодня без документации просто невозможно представить деятельность любой организации. В СМК входят разные документы, по сути, описывающие технологию выполнения тех или иных функций и действий.

Взаимосвязь и взаимодействие элементов деятельности, трансформация входов в выход.

Все что обеспечивает деятельность данной системы. В качестве примеров можно определить следующие виды ресурсов: людские ресурсы; материальные ресурсы, оборудования и т. д.

Рисунок 1 - Элементы системы менеджмента качества

Данные элементы можно рассмотреть шире, например: планирование деятельности организации; разработка политики в области качества; проведение анализа, улучшения; проведение коррекции, корректирующих и предупреждающих действий; распределение ответственности; анализ со стороны руководства предприятия; мониторинг деятельности предприятия; непрерывное улучшение [3]. Рассмотрим каждый из представленных на рисунке 2 элементов.

Стандарт ГОСТР Р ИСО 9000-2015 дает следующее определение понятию организация «группа сотрудников и необходимых средств, с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений» [2].

«СМК позволяет организации достичь целей и задач, изложенных в ее политике и стратегии. Он обеспечивает согласованность и удовлетворенность с точки зрения методов, материалов, оборудования и т. д. и взаимодействует со всеми действиями организации, начиная с идентификации требований клиентов и заканчивая их удовлетворением в каждом интерфейсе транзакций» [2].

Поэтому сокращение сбыта выпускаемой продукции и явное снижение или вовсе отсутствие прибыли практически вынуждают предприятие принять решение о повышение качества продукции. А решением таких проблем как раз и служит внедрение и разработка СМК на предприятии [2].

Документированная информация «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». На рисунке 2 представлены структура документации.

Политика в области качества, Политика по направлению деятельности, Цели в области качества плановая документация

(V) уровень Документация, задающая ориентиры развития

1. Организационные документы: Руководство по качеству, Документированные процедуры, Карты процессов, Положения, Порядки, Инструкции, Правила, Регламенты, Положения о структурных подразделениях, положения о совещательных и коллегиальных органах, должностные инструкции. 2. Номенклатура дел

Записи

(протоколы, акты, отчеты, договоры, журналы регистрации и т.п.)

Информационно-справочные документы

базовый уровень

1. Законы, нормативные акты, приказы Министерства образования и науки и т.д. 2. Международные и национальные стандарты. 3. Сертификаты, лицензии. 4. Организационно-правовые документы: устав, коллективный договор, штатное расписание. 5. Распорядительные документы: приказы, распоряжения, решения УС.

@ уровень Документация, описывающая

и регламентирующая деятельность университета

@ уровень л Документация, включающая достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности V (4) уровень

Документация, создаваемая на основе документации 2 уровня Л и носящая информационный и справочный характер

Документация, закладывающая «фундамент» в структуре документации

Рисунок 2 - Структура документации СМК

Требования, предъявляемые к документации это - системность, идентифицируемость, полнота, простота, актуальность [1].

Следующим элементом, является процесс. Согласно определению, приведенному в международном стандарте, «процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, использующие входы для получения намеченного результата» [3]. Процессный подход позволяет выделить ключевые процессы и уделять им больше внимания для их своевременного улучшения. Также это позволит оптимизировать работу предприятия и распределять ресурсы предприятия по назначению. Международный стандарт ИСО 9001 определяет ряд требований к процессам [1]. Например, такие как: выделить процессы, определить входы и выходы, установить показатели результативности, установить владельцев процессов, выделить риски и возможности и т.д.

Следующий элемент - ресурсы. Для внедрения системы менеджмента качества и производство качественной продукции в организации должны быть человеческие ресурсы (ведь от рук человека зависит конечный

результат). Также немало важные ресурсы: материальные, технические, внешние, финансовые, информационные и т.д.

Выше перечисленные элементы вытекают из принципов СМК. Основой системы менеджмента качества являются принципы, на которых он базируется.

«Под принципами менеджмента качества принято понимать базовые правила, которые формируют основу и определяют характер оптимального осуществления процессов управления качеством функционирования соответствующей системы» [2]. На рисунке 3 представлены данные принципы.

Рисунок 3 - Принципы СМК и их трактовка

Таким образом, при внедрении данных принципов в организации повышается результативность работы предприятия. Также при их внедрении будет наблюдаться оптимальная система. Цель разработки

элементов - это создание такой системы управления, которая позволит постоянно улучшать деятельность предприятия. Это позволит перейти на стабильный уровень работы над качеством продукции или услуги [3].

Использованные источники:

1. Антохина Ю.А. Современные инструменты менеджмента и качества / Ю.А. Антохина. — СПб.: ГУАП, 2017. — 238 с.

2. Аронов И. Стандарты ИСО 9000 в жизни. Рисованный комментарий к ГОСТ РИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». 2-е изд. / И. Аронов, Л. Штерн. — М.: КДУ, 2016. — 96 с.

3. Вдовин С.М. Система менеджмента качества организации: учеб. пособ. для вузов / С.М. Вдовин. - М.: Наука, 2018. 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.