Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / ДОО / СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ю.О., Майкова П.Н., Майкова Е.Н., Андреасян Г.М.

В данной статье мы рассмотрим какую роль имеет образование в развитии государства, а также уровни образования. Роль образования в развитии государства и повышении уровня жизни населения огромна и об этом свидетельствует наличие национальных проектов в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF THE STATE

In this article we will consider what role education has in the development of the state, as well as levels of education. The role of education in the development of the state and raising the standard of living of the population is enormous, and this is evidenced by the presence of national projects in the field of education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 37.018

Захарова Ю. О. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Майкова П.Н. студент 3 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Майкова Е.Н. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Андреасян Г.М. студент магистратуры 1 курса Институт математики, физики и информационных технологий Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим какую роль имеет образование в развитии государства, а также уровни образования. Роль образования в развитии государства и повышении уровня жизни населения огромна и об этом свидетельствует наличие национальных проектов в сфере образования.

Ключевые слова: образование, уровни образования, закон об образовании, ДОО, ступени образования

Zakharova Y.O. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti Maykova P.N. student 3 year

Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Tolyatti

Maykova E.N. graduate student 2 year Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Tolyatti Andreasyan G.M. graduate student 1 course Institute of Mathematics, Physics and information technologies Togliatti State University Russia, Tolyatti

THE ROLE OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF THE

STATE

Annotation: In this article we will consider what role education has in the development of the state, as well as levels of education. The role of education in the development of the state and raising the standard of living of the population is enormous, and this is evidenced by the presence of national projects in the field of education.

Keywords: education, levels of education, law on education, preschool education, stages of education

Роль образования в развитии государства и повышении уровня жизни населения огромна. Об этом свидетельствует наличие национальных проектов в сфере образования. Первая ступень образования - так называемое дошкольное образование, значение которого трудно переоценить. Именно на этом уровне закладывается основа для развития потенциала человека. Однако, как и все прочие ступени, в деятельности детских дошкольных учреждений существует огромное количество проблем, прежде всего связанных с неэффективностью управления ими. Кроме того, реализация национального проекта в области образования требует от руководителей дошкольных учреждений изменения стратегии и тактики управления организацией.

Рисунок 1 - Функции образования в развитии государства

«Современная дошкольная образовательная организация работает в условиях постоянно обновляющихся требований, продиктованных основными документами стратегического развития страны. Изменениям подвержены демографическая ситуация, образовательные потребности детей, их родителей (законных представителей), требования учредителя»

[3].

Обновления в сфере дошкольного образования вызвали следующие основные факторы:

• изменения в окружающей социальной и экономической среде (появление жесткой конкуренции дошкольных учреждений);

• распространение новых форм индивидуального дошкольного образования, в том числе семейного, а также от частных компаний;

• утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

• отказ от универсальной единой программы развития и появление огромного количества «новаторских» программ;

• появление возможности самостоятельно привлекать внебюджетные средства для финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений и др.»

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

Основные элементы системы образования

органы управления образованием и подведомственные им

учреждения и

организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);

нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании" и др.); образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т. д.);

образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т. д.);

учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т. п.)

образовательные концепции, программы, стандарты;

учебную и методическую литературу;

периодические издания (журналы, газеты и т. п.).

Рисунок 2 - Основные элементы систем образования

В связи с этим становится актуальной проблема реагирования дошкольных образовательных организаций на эти изменения и требования макросреды (демографические, экономические, технико-экологические, природные, политические, культурные). Как организовать учебный процесс, чтобы, с одной стороны, максимально учесть эти требования, а с другой - сохранить уже накопленный багаж)? Выход один - разработка стратегии ДОО. Реакция образовательной организации на изменения макросреды не должна быть спонтанной, она должна быть результатом серьезного анализа тенденций. Лидер и педагогический коллектив организации, выстраивая стратегию образовательного учреждения, должны стараться их прогнозировать, предвидеть и обязательно учитывать при планировании деятельности. В целях определения долгосрочных перспектив и реализации стратегических изменений рассчитываем ресурсы, менеджерами разрабатываются программы развития образовательных организаций. Такая программа является стратегическим документом, без которого невозможно представить поэтапное целевое развитие ДОО.

«Образование - единый целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития, который особо значим для общества и осуществляется в интересах человека» [1].

Согласно закону «Об Образовании в Российской Федерации» в России образование делится на 4 группы: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Все они вместе дают возможность реализовать право человека на продолжения образования.

В свою очередь общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. Составные части общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Профессиональное образование осуществляется по уровням: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Рисунок 1 - Уровни образования

Основные образовательные программы соответствуют каждому уровню системы образования. Эти программы определяют содержание обучения. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации [2].

Использованные источники:

1. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. Известия УральскогоРАО. - 2016. - №6. - С. 5-19.

2. Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования // СГЗ. - 2017. - №3. - С. 150-156.

3. QS World University Rankings. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www. topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012/results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.