Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорошенко Ю.О., Бачинский А.Г., Майкова П.Н.

Необходимо оздоровление и поиск новых подходов к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, так как здоровье детей и развитие их организма - одна из важнейших задач современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дорошенко Ю.О., Бачинский А.Г., Майкова П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE ORGANISM OF CHILDREN OF ELEMENTARY GRADES

It is necessary to improve and search for new approaches to the physical education of children of primary school age, since the health of children and the development of their body is one of the most important tasks of modern society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

УДК 37.037.1

Дорошенко Ю. О. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт

Бачинский А.Г. студент магистратуры 1 курса Институт машиностроения Майкова П.Н. студент 2 курса Институт Финансов, Экономики и Управления Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ Аннотация: Необходимо оздоровление и поиск новых подходов к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, так как здоровье детей и развитие их организма - одна из важнейших задач современного общества.

Ключевые слова: Здоровье, физическое воспитание, воспитание.

Doroshenko Y.O. magistrant

1 year, Humanitarian- pedagogical Institute

Togliatti State University Togliatti, Russia Bachinsky A. G. undergraduate 1 year, Institute of Mechanical Engineering

Togliatti State University Tolyatti (Russia) Maykova P.N. student

2 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Tolyatti (Russia)

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE ORGANISM OF CHILDREN OF ELEMENTARY

GRADES

Annotation: It is necessary to improve and search for new approaches to the physical education of children of primary school age, since the health of children and the development of their body is one of the most important tasks of modern society.

Key words: Education, health, physical education.

Одним из важнейших условий эффективной трудовой и учебной

деятельности является здоровье человека.

Ухудшение показателей здоровья и различные отклонения являются значительными препятствиями для достижения успехов в образовательном процессе. В связи с этим проблема укрепления и поддержания здоровья была и всегда будет актуальной.

Понятие здоровья рассматривается во многих науках, таких как медицина, социология, педагогика и др. Обобщенное определение о здоровье представлено Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В Большой советской энциклопедии под здоровьем понимается состояние уравновешенности организма с окружающей средой и отсутствие болезней.

Здоровье - это сложная категория, которая понимается как результат взаимодействия человека с окружающей средой, включающей условия его существования, ведущие мотивы жизнедеятельности и мироощущение [1].

Здоровье является комплексной категорией, включающей несколько взаимосвязанных компонентов:

- соматический;

- физический;

- психологический;

- нравственный.

На здоровье оказывают влияние множество различных факторов, таких как: условия и образ жизни, наследственность, экология и медицина. В этом комплексе наиболее важную роль играет образ жизни, поскольку именно от него в большей степени зависит сохранении и укреплении здоровья человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому в работе по созданию здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства данному аспекту должно уделяться значительное внимание.

Формирование основ здорового образа жизни необходимо с ранних лет, особое значение работа по созданию здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства приобретает в школьном образовании.

Это обусловлено несколькими факторами, приводящими к нарушению здоровья, такими как:

- возрастающая учебная нагрузка;

- гиподинамия современных школьников;

- увлечение компьютерными играми.

Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса возложена на образовательные организации в соответствии с законом «Об образовании в РФ», который провозглашает приоритет жизни и здоровья человека, а так же возлагает ответственность на образовательные организации не только в сфере создания необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, но и в

организации питания учащихся и работников организации.

Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся определены статьей 41 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Охрана здоровья обучающихся», которые направлены на: оказание первичной медико-санитарной помощи; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

По статистическим данным в настоящее время состояние здоровья младших школьников характеризуется негативными тенденциями. Отметим/, что всего лишь 14 - 23 % школьников имеют крепкое здоровье, тем временем 50% школьников имеют функциональные отклонения, остальные же - хронические заболевания.

Таким заболеваниям как близорукость и нарушение осанки по результатам медицинских осмотров подвержен каждый третий выпускник, каждый четвертый — патологию сердечно-сосудистой системы, поскольку состояние здоровья детей и подростков ухудшается примерно в 4-5 раз за период обучения в школе.

На основании результатов исследований Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, выявлено, что за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза.

По причине увеличения количества детей в школе с заболеваниями нервной системы вызывает тревогу состояние нервно-психического здоровья школьников, поскольку данная группа заболеваний включает органические заболевания, функциональные нарушения, а так же генетически обусловленную и генетическую патологию, психозы встречаются крайне редко.

В 1,5 раза чаще психические расстройства отмечаются у подростков, нежели у детей до 14 лет, что обусловлено психосоциальными факторами и особенностями подросткового возраста.

Необходимо отметить, что ухудшению нервно-психического здоровья учащихся способствует множество причин связанных со школой, однако можно выделить 3 основные причины:

- неприятие коллективом внутри класса;

- личное отношение педагога;

- умственная перегрузка учащихся.

Согласно научным исследованиям, необходимо отметить, что фактический объем недельной нагрузки в учреждениях нового типа приводит к увеличению продолжительности учебного дня школьника до 1012 часов в начальных классах, и до 15-16 часов в сутки для учащихся старших классов.

Так же необходимо отметить тот факт, что 75% школьников находятся

в условиях гиподинамии, поскольку они не занимаются физической культурой вне школы.

Недостаточная физическая активность, низкий уровень физической подготовки, неумение детей организовать свой активный отдых, увлеченность компьютерами и видеоиграми пагубно влияют на здоровье детей, и как следствие, отражается на состоянии всех систем организма -нервно-мышечном аппарате, сердечно-сосудистой и дыхательной системах[2].

Гиподинамия ведет к нарушению общего самочувствия, развитию хронических заболеваний, снижению умственной и физической работоспособности, быстрой утомляемости.

О влиянии двигательной активности на состояние здоровья в научной литературе существует множество информации, и по мнению многих авторов, одним из важнейших компонентов здорового образа жизни является физическая активность, поскольку без нее невозможно сохранение и укрепление здоровья, особенно в детском возрасте, когда идет процесс формирования всех функциональных систем организма. Поэтому важным критерием здоровья школьников можно считать уровень их физического развития и физической подготовленности.

Зависимость физических качеств от уровня развития школьников изучал А.А. Гужаловский, в свою очередь уровень физического развития он оценивал комплексом антропометрических показателей и состояния здоровья.

Им было выявлено существование тесной связи между уровнем сформированности физических качеств и антропометрическими показателям.

Данная связь в свою очередь, отражается и на уровне физической и умственной работоспособности школьников. У детей соматически ослабленных, часто болеющих наблюдаются сниженный уровень общей выносливости, недостаточный уровень физической подготовленности, нарушения произвольного внимания и памяти.

Приведенные выше данные указывают на то, что систематическая, целенаправленная и комплексная работа по физическому воспитанию необходима на всех этапах образования подрастающего поколения, особенно это актуально на ранних этапах взросления детей, на этапе младшего школьного возраста, когда ребенок только поступает в школу. Чтобы укрепить его здоровье и предотвратить дальнейшие нарушения необходимо создавать условия для двигательной активности.

Максимально благоприятные условия для развития физических и духовных качеств школьников позволит создать педагогическая система физического воспитания, включающая не только урочные формы организации физического воспитания, но и внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом.

В «Комплексной программе физического воспитания учащихся»

авторов В.И. Ляха и А.А. Зданевича цель физического воспитания современных школьников формулируется следующим образом: «Содействие всестороннему развитию, овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность» [3].

Необходимость внедрения дополнительного часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений обусловлена тем, что роль физической культуры в воспитании современных школьников, укреплением их здоровья занимает неодоценена.

Для сохранения и укрепления здоровья школьников необходимо создание координированной работы всех служб образовательной организации: медицинской службы, психологической и социальной. Важную роль в сохранении здоровья младших школьников играет учитель физической культуры.

Задача учителя физической культуры состоит в физическом воспитании учащихся с учетом их возрастных и физических возможностей, применении различных оздоровительных средств, направленных непосредственно на улучшение состояния здоровья школьников благодаря двигательной активности.

Так же к задачам учителя физической культуры необходимо отнести формирование необходимые прикладных умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, привитие желания и привычки к систематическим занятиям спортом и физической культурой.

Использованные источники:

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2016.

2. Информационно-аналитический научно-образовательный журнал / СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018.

3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.