Научная статья на тему 'Проектирование здоровьеформирующей технологии физического воспитания для часто болеющих детей младшего школьного возраста'

Проектирование здоровьеформирующей технологии физического воспитания для часто болеющих детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЧАСТОБОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / HEALTH-FORMING TECHNOLOGIES / FREQUENTLY ILL CHILDREN / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Светлана Сергеевна, Воробьев Николай Борисович, Чаулина Марина Сергеевна, Иванов Александр Дмитриевич

Разработана здоровьеформирующая технология, включающая подобранные формы, средства и методы физического воспитания и предусматривающая активное использование потенциала семьи и школы в организации и проведении физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников с ослабленным здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Светлана Сергеевна, Воробьев Николай Борисович, Чаулина Марина Сергеевна, Иванов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTION OF HEALTH-FORMING TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCA TION FOR THE FREQUENCY OF SCHOLARS OF YOUNGER SCHOOL AGE

The process of designing health-forming technologies for frequently ill children of primary school age is presented on the basis of using and conducting in the organization of physical culture and health and sports and mass work aimed at the formation of a healthy lifestyle of younger schoolchildren, the potential of families and schools.

Текст научной работы на тему «Проектирование здоровьеформирующей технологии физического воспитания для часто болеющих детей младшего школьного возраста»

УДК 796.011:376.23

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.С. Иванова, Н.Б. Воробьев, М.С. Чаулина, А.Д. Иванов

Разработана здоровьеформирующая технология, включающая подобранные формы, средства и методы физического воспитания и предусматривающая активное использование потенциала семьи и школы в организации и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, направленной на формирование здорового образа жжизни младших школьников с ослабленным здоровьем.

Ключевые слова: здоровьеформируюие технологии, частоболеющие дети, обучающиеся начальной школы.

В настоящее время существует большая проблема воспитания социально активного, всесторонне гармонично развитого члена общества. Особенно это касается общеобразовательных организаций, так как здоровье современных школьников вызывает серьезные опасения специалистов. Из года в год в образовательных учреждениях увеличивается число физически ослабленных и часто болеющих детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам, поэтому одной из важнейших задач начальной школы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ослабленным здоровьем [4].

Здоровьеформирующая технология, разработанная для часто болеющих детей (ЧБД) начальной школы, состоит из двух взаимосвязанных частей, как представлено на рисунке.

Здоровьеформирующая технология

Формирование гигиенических знаний и воспитание культурно-гигиенических умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления физического и психического здоровья и предупреждения заболеваемости

Комплексное применение средств физической культуры в целях повышения работоспособности, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, развития физических и нравственно-

волевых качеств

Структура здоровьеформирующей технологии для часто болеющих детей младшего школьного возраста

В разработанной здоровьеформирующей технологии большое внимание уделено развитию гигиенических знаний, умений и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья младших школьников. Она предусматривает применение широкого комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся начальных классов.

Таким образом, обучающиеся младших классов должны знать начальные основы формирования здорового образа жизни, иметь представление о своем здоровье. Они должны знать начальные основы личной гигиены, рационального питания, закаливания, двигательного режима, способствующие формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

Основные компоненты, составляющие содержание здоровье-формирующей технологии физического воспитания ЧБД младшего школьного возраста:

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование гигиенических знаний у детей младшего школьного возраста является одной из основных задач начальной школы и семьи [2]. С целью воспитания культурно-гигиенических навыков и развития гигиенических знаний необходимо проводить просветительную работу среди школьников и родителей: специальные беседы на темы: «Личная и общественная гигиена», «Гигиена младшего школьника»; индивидуальные и групповые беседы с учащимися начальных классов на тему: «Соблюдение правил личной гигиены».

С целью пропаганды гигиенических и педагогических знаний нужно размещать специальные уголки здоровья, вывешивать санитарные бюллетени и проводить выставки, смотры-конкурсы с выявлением победителей.

2. Закаливание ЧБД младшего школьного возраста в условиях семьи и школы. В режиме дня младших школьников необходимо использовать закаливающие процедуры (например, воздушные ванны, сквозное проветривание классных комнат и т. д.). Для слабых и часто болеющих детей в большей мере необходимо соблюдать принципы постепенности и индивидуальности закаливания. Для них должны создаваться более щадящие условия применения закаливания (постепенное понижение температуры воды и воздуха, увеличение длительности силы воздействия используемых водных процедур) [5].

3. Организация и проведение систематических занятий по физической культуре, в том числе на открытом воздухе. Рационально организованный режим является эффективным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности младших школьников и

включает различные формы физического воспитания, которые проводятся в учебное и внеучебное время: уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, секционные занятия, дополнительные занятия в группах здоровья, общей физической подготовки. Исследования авторов показали [1, 4], что разумно организованные занятия физическими упражнениями в условиях общеобразовательной школы и семьи способствуют: укреплению здоровья и повышению работоспособности; формированию навыков здорового образа жизни; развитию двигательных способностей, физических и нравственно-волевых качеств; воспитанию потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями в целях укрепления здоровья и повышения работоспособности.

Кроме того, занятия физической культурой способствуют профилактике различных заболеваний, а также коррекции и восстановлению функции пострадавших в результате болезни органов и систем организма.

4. Физкультурно-оздоровительная работа. Она предусматривает комплексное применение средств физической культуры в целях укрепления здоровья, развития двигательных способностей, воспитания физических и нравственно-волевых качеств и формирование здорового образа жизни.

Здоровьеформирующая технология для ЧБД младшего школьного возраста направлена на решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

- развитие теоретических знаний о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, а так же формирования здорового образа жизни;

- воспитание положительного отношения детей к физкультурным занятиям и здоровому образу жизни;

- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

- формирование правильной осанки и устранение имеющихся отклонений в опорно-двигательном аппарате;

- повышение физиологической активности органов и систем организма школьников, ослабленных болезнью;

- развитие физических и нравственно-волевых качеств, необходимых в жизнедеятельности школьника;

- устранение учебной перегрузки и гиподинамии и повышение физической и умственной работоспособности школьников;

- освоение двигательных умений и навыков из числа предусмотренных программой по физической культуре для начальной школы;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в целях обеспечения активного отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Успешное решение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач физического воспитания младших школьников возможно при комплексном использовании средств физической культуры с оздоровительным направлением в сочетании с закаливанием и развитием культурно-гигиенических навыков. С этой целью в школах применяются различные формы занятий физическими упражнениями, кроме урока физической культуры: утренняя гимнастика, физкультминутки, секционные занятия, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки.

С целью формирования потребности обучающихся в здоровом стиле жизни и воспитания положительного отношения к физкультурным занятиям необходимо проводить индивидуальные и групповые беседы. Также нужно применять методы убеждения, разъяснения и положительного примера, которые используются на уроках физической культуры, во время проведения секционных занятий, физкультурных праздников, вечеров, дней здоровья, соревнований, бесед, докладов, лекций, посвященных вопросам физического воспитания младших школьников [3].

С целью стимулирования учебно-познавательной деятельности и повышении активности детей на уроках физической культуры и внеклассных занятиях применяются различные виды поощрения: словесные поощрения (молодцы, вы сегодня хорошо занимались и правильно выполняли упражнения); одобрительные поощрения (аплодисменты товарищей после правильного выполнения упражнений); материальные поощрения (награждение детей значками, грамотами, дипломами, объявление благодарности).

На уроках физической культуры с оздоровительным направлением значительное внимание уделяется формированию умения младших школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями и использовать их в свободное время в целях обеспечения активного отдыха повышения работоспособности и укрепления здоровья. С этой целью даются индивидуальные домашние задания, предусматривающие выполнения специальных упражнений. В качестве домашних заданий -простые, хорошо знакомые упражнения, направленные на формирование правильной осанки, сохранение правильного положения тела во время ходьбы, сиденья за письменным столом, просмотра телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать выполнение домашних заданий.

Особое внимание на уроках физической культуры и внеклассных занятиях уделяется формированию правильной осанки и коррекции имеющихся её нарушений. С этой целью используются специальные упражнения (ходьба, приседание с удержанием груза на голове и сохранением правильного положения тела) и гимнастические упражнения с различными предметами. Такие упражнения выполняются, стоя у зеркала, чтобы дети смогли фиксировать правильное положение тела. Для профилактики и предупреждения плоскостопия применяются специальные упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени.

На физкультурных занятиях широко использовались дыхательные упражнения, направленные на выработку глубокого дыхания в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа). Основное содержание дыхательных упражнений - различные движения (ходьба, бег, приседания, полуприседания, повороты и наклоны туловища), выполняемые с имитацией различных звуков при форсированном выдохе.

Для ЧБД при занятиях физическими упражнениями необходимо создавать щадящие условия: устанавливать индивидуальную нагрузку, постепенно с учетом состояния здоровья и их возможностей увеличивать объем, темп и интенсивность выполняемых упражнений, представлять более длительные интервалы отдыха между повторениями заданий, по возможности ограничивать упражнения, требующие проявления максимальной силы, скорости и выносливости. Также нужно ограничивать упражнения, вызывающие перенапряжение и задержку дыхания.

На уроках физкультуры и внеклассных занятиях следует использовать доступные физические упражнения с постепенным нарастанием их трудностей. Так, например, в начале учебного года упражнения в равновесии выполняются на полу, в середине года на гимнастической скамейке, в конце учебного года упражнения в равновесии можно выполнять на повышенной и ограниченной площади опоры (на бревне). От занятия к занятию по мере повышения уровня тренированности и подготовленности детей, выполняемые упражнения должны постепенно усложняться.

Учитывая большие индивидуальные различия внутри одного возраста детей в физическом развитии и подготовленности, нужно использовать разные по сложности учебные задания и способы их выполнения. На начальном этапе обучения школьники каждого класса дифференцируются в соответствии с их физической и функциональной подготовленностью.

Учащимся первой (сильной) подгруппы даются более сложные задания с большей интенсивностью и большим количеством повторений, а детям из второй (слабой) подгруппы - более легкие упражнения с

постепенным усложнением. Так, например, для развития быстроты учащимся сильной подгруппы - бег на дистанцию 40-45 м с интервалами отдыха между повторениями 2-3 мин, а для слабой подгруппы дистанция бега составляет 30-35 м с интервалами отдыха 3-4 мин. Сильные ученики выполняют это задание 3-4 раза, а слабые 2-3 раза. Такой методический приём дает возможность в большей мере осуществлять индивидуальный подход к сильным и слабым ученикам, позволяет дифференцировать физическую нагрузку с учетом возможностей и уровня подготовленности детей.

Физическая нагрузка на физкультурных занятиях контролируется по внешним признакам утомления и по частоте сердечных сокращений (ЧСС) . Интенсивные физические нагрузки с ЧСС 155-160 уд/мин чередуются с малыми нагрузками (ЧСС 130-140 уд/мин) и с периодами активного отдыха до снижения ЧСС до 100-110 уд/мин. Чередование таких нагрузок способствует сохранению работоспособности младших школьников в течение урока и повышению уровня тренированности их организма. Дозирование физической нагрузки осуществляется увеличением или уменьшением объема, темпа, интенсивности выполняемых упражнений (увеличением или уменьшением количества выполняемых упражнений и числа повторений и количества подходов; сокращением или увеличением времени на выполнение заданий; сокращением или увеличением интервалов для отдыха и т. д.).

При проектировании и реализации здоровьеформирующей технологии ЧБД младшего школьного возраста в общеобразовательной организации особое внимание уделяется взаимодействию педагогов, родителей и медицинских работников.

Основными формами работы с родителями по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста являются: родительские собрания, дни открытых дверей, открытые занятия, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, на уроках физкультуры и секционных занятиях, а также встречи с учителями, классными руководителями и медицинскими работниками школы. В результате таких мероприятий у большинства родителей повышается интерес к физическому воспитанию детей, они учатся руководить самостоятельной двигательной активностью своих детей в условиях семьи.

Таким образом, разработанная здоровьеформирующая технология, включающая различные формы, средства и методы физического воспитания, предусматривает активное использование потенциала семьи и школы в организации и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников с ослабленным здоровьем.

Список литературы

1. Бурханова И.Ю. Здоровьеформирующие технологии в условиях детского оздоровительного лагеря // Новая наука: опыт, традиции, инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч.1. Стерлитамак: РИО АМИ, 2015. С. 8-11.

2. Вяльшина С., Нестерова Л.П. Личная гигиена как фактор здорового образа жизни младшего школьника // Вестник международных научных конференций. 2015. № 2(6). С. 97-101.

3. Дмитриев С.В., Быстрицкая Е.В., Бурханова И.Ю. Предметно организованное образовательное пространство личности и деятельности // Мир психологии. 2015. № 4. С. 200-211.

4. Иванова С.С., Стафеева А.В. Технология подготовки кадров и пути её реализации в системе профессионального физкультурного образования молодёжи Нижегородской области // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 145.

5. Кайль Я.В. Студенческое волонтерство: опыт проектной работы с детьми с ослабленным здоровьем // Теория и практика социальной работы: история и современность: сборник науч. трудов. Барнаул, 2016. С. 122-125.

Иванова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, старший преподаватель, svetlana-604@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Воробьев Николай Борисович, канд. психол. наук, доц., nikolay.nn@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Чаулина Марина Сергеевна, магистрантка, m4s@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Иванов Александр Дмитриевич, студент, ivanovad@st. mininuniver. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

PROJECTION OF HEALTH-FORMING TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION FOR THE FREQUENCY OF SCHOLARS OF YOUNGER SCHOOL AGE

S.S. Ivanova, N.B. Vorobyev, M.S. Chaulina, A.D. Ivanov

The process of designing health-forming technologies for frequently ill children of primary school age is presented on the basis of using and conducting in the organization of physical culture and health and sports and mass work aimed at the formation of a healthy lifestyle of younger schoolchildren, the potential of families and schools.

Key words: health-forming technologies, frequently ill children, primary school

students.

Ivanova Svetlana Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, svetlana-604@,mail. ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University,

Vorobyev Nikolai Borisovich, candidate of psychological sciences, associate professor, nikolay. nn@mail. ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University,

Chaulina Marina Sergeevna, master student, m4s@,yandex. ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University,

Ivanov Alexander Dmitrievich, student, ivanovad@st.mininuniver.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University

Reference

1. Burhanova I.Yu. Zdorov'eformiruyushchie tekhnologii v usloviyah detskogo ozdorovitel'nogo lagerya // Novaya nauka: opyt, tradicii, innovacii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ch.1. Sterlitamak: RIO AMI, 2015. S. 8-11.

2. Vyal'shina S., Nesterova L.P. Lichnaya gigiena kak faktor zdorovogo obraza zhizni mladshego shkol'nika // Vestnik mezhdunarodnyh nauchnyh konferencij. 2015. № 2(6). S. 97-101.

3. Dmitriev S.V., Bystrickaya E.V., Burhanova I.Yu. Predmetno organizovannoe obrazovatel'noe prostranstvo lichnosti i deyatel'nosti // Mir psihologii. 2015. № 4. S. 200-211.

4. Ivanova S.S., Stafeeva A.V. Tekhnologiya podgotovki kadrov i puti eyo realizacii v sisteme professional'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya molodyozhi Nizhegorodskoj oblasti // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2015. № 12. S. 145.

5. Kajl' Ya.V. Studencheskoe volonterstvo: opyt proektnoj raboty s det'mi s oslablennym zdorov'em // Teoriya i praktika social'noj raboty: istoriya i sovremennost': sbornik nauch. trudov. Barnaul, 2016. S. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.