Научная статья на тему 'Влияние физкультурной образованности учащихся младшего школьного возраста на состояние здоровья'

Влияние физкультурной образованности учащихся младшего школьного возраста на состояние здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барбашов Сергей Викторович

Исследовалось состояние здоровья и физкультурная образованность 511 учащихся начальной школы г. Новокузнецка. Определено, что уровень заболеваемости детей снижается к 3-му классу. Физически подготовленные дети соотносят здоровье с работоспособностью, а процесс укрепления здоровья представляют в виде двигательной активности и закаливания. Ослабленные дети характеризуют здоровье как отсутствие болезней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барбашов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of sports erudition of pupils of younger school age on a state of health

The state of health and physical culture knowledge in 511 pupils of Novokuznetsk was researched. It was determined that the level of pupils" morbidity reduced to third class. The pupils in good physical conditions correlate health with working capacity but the process of health strength they imagine as a motive activity and health-hardiness. The pupils in bad physical conditions define health as absent of illnesses.

Текст научной работы на тему «Влияние физкультурной образованности учащихся младшего школьного возраста на состояние здоровья»

ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

С.В. БАРБАШОВ, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация

Исследовалось состояние здоровья и физкультурная образованность 511 учащихся начальной школы г. Новокузнецка. Определено, что уровень заболеваемости детей снижается к 3-му классу. Физически подготовленные дети соотносят здоровье с работоспособностью, а процесс укрепления здоровья представляют в виде двигательной активности и закаливания. Ослабленные дети характеризуют здоровье как

отсутствие болезней.

Abstract

The state of health and physical culture knowledge in 511 pupils of Novokuznetsk was researched. It was determined that the level of pupils“ morbidity reduced to third class. The pupils in good physical conditions correlate health with working capacity but the process of health strength they imagine as a motive activity and health-hardiness. The pupils in bad physical conditions define health as absent of illnesses.

Ключевые слова: младшие школьники, физкультурная образованность, состояние здоровья.

Одной из важнейших проблем современного общества является снижение уровня здоровья детского населения страны. Попытки разрешить эту проблему в контексте оптимизации двигательных режимов и улучшения уровня физической подготовленности не приносят желаемого результата. Современные исследования связывают эффективность совершенствования оздоровительного направления физкультурной деятельности с формированием мо-тивационно-потребностной сферы [1, 2], повышением уровня физкультурно-оздоровительной активности [3].

В программно-нормативных документах указывается на необходимость формировать физическую культуру личности посредством освоения основ физкультурной деятельности с общеразвивающей и оздоровительной направленностью; в обязательном минимуме содержания образования говорится о необходимости достижения осмысленно-самостоятельного уровня подготовки уже младших школьников [4]. В то же время в практике школьного физкультурного образовательного процесса основопола-

гающим является обучение двигательным действиям. Развивающие и оздоровительные механизмы физических упражнений не актуализируются и остаются нераскрытыми, что затрудняет в дальнейшем их использование при построении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

С целью изучения актуального состояния здоровья и теоретического представления детей младшего школьного возраста о собственном здоровье было проведено исследование, в котором приняли участие 511 учащихся 1-3-х классов г. Новокузнецка. Состояние здоровья детей определялось на основе анализа медицинских карт. Дополнительно проводился анализ классных журналов для выявления количества обращений в поликлинику по поводу заболевания и определения показателя заболеваемости (соотношение количества случаев заболеваний к числу наблюдаемых учащихся, умноженное на 100%). По классным журналам также определялась общая успеваемость и физическая подготовленность учащихся.

(шШ)

Исследование состояния здоровья всей совокупности детей показало (табл. 1), что количество детей, относящихся к 1-й группе здоровья, составляет 33%, ко 2-й группе -60% и к 3-й - 6%. В течение 3 лет обучения численность детей, относящихся к различным группам здоровья, изменяется незначительно.

Средний показатель заболеваемости детей младшего школьного возраста исследуемой выборки равен 171% (табл. 2). Снижение показателя заболеваемости от 1-го класса к 3-му в целом характеризует процесс адаптации детей к обучению в школе. Исследования показали, что изо всей совокупности детей младшего школьного возраста 41% имеет высокий уровень здоровья, 41% имеет два случая заболевания в год, 19% - два и более случая заболевания в год (низкий уровень здоровья).

Результаты анализа изменений заболеваемости младших школьников г. Новокузнецка отчетливо продемонстрировали снижение заболеваемости в течение трех лет обучения в начальной школе, выражающееся в повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды и адаптации к учебному процессу.

Усиление негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся, выражающееся в нарушениях состояния опорно-двигательного аппарата, ухудшении зрения, увеличении числа простудных заболеваний, связано с появлением некоторых групп учащихся, для которых процесс обучения сопровождается существенным ухудшением состояния здоровья.

Для изучения структуры физкультурной образованности проводилось исследование, в котором учащимся было предложено в свободной форме закончить предложения:

1) Здоровье - это...

2) Для того чтобы быть здоровым, нужно...

Состояние здоровья детей I

Контент-анализ предложений показал: в представлении младших школьников на протяжении всех трех лет обучения доминирующей характеристикой здоровья является смысловая категория «отсутствие болезней». Девочки по сравнению с мальчиками в большей степени склонны характеризовать здоровье со стороны работоспособности, среди последних обнаружен большой объем выборов, характеризующих здоровье как некоторое физическое состояние. Также следует отметить, что мальчики испытывают большие затруднения при характеристике здоровья. 18% мальчиков затруднились закончить данное предложение.

Анализируя представления детей во взаимосвязи с физической подготовленностью, можно выделить следующие особенности: чем выше уровень физической подготовленности, тем в большей мере учащиеся ассоциируют здоровье с таким понятием, как «работоспособность». Очевидно, это связано с тем, что дети с высоким уровнем физической подготовленности ведут более активный образ жизни и в результате какого-либо недуга испытывают больший дискомфорт по поводу ограничения двигательной активности. Учащиеся с низким уровнем физической подготовленности в большей степени связывают здоровье с отсутствием болезней. Такие дети имеют наименьший объем выборов по смысловым группам «работоспособность» и «состояние». Кроме того, среди них чаще встречаются учащиеся, затрудняющиеся дать характеристику здоровью.

Соотнося характеристики здоровья с общешкольной успеваемостью младших школьников, были выявлены следующие особенности: процентный объем выборов по всем смысловым группам имеет прямую зависимость от уровня успеваемости. Среди затрудняющихся дать характеристику здоровью большая часть детей с низким уров-

Таблица 1

дшего школьного возраста

Класс Кол-во учащихся Кол-во детей по группам здоровья, % Кол-во детей, состоящих на диспансерном учете, %

1 2 3 нарушения ОДА фтизиатр ЛОР окулист невропатолог

1 172 34 60 6 18 19 9 7 2

2 165 36 56 8 18 17 7 7 4

3 174 30 64 6 40 17 4 9 5

Общ. 511 33 60 7 26 18 7 8 4

Таблица 2

Показатели заболеваемости детей младшего школьного возраста

Класс Показатель заболеваемости, % Кол-во заболеваний в год Уровень здоровья

0 1 2 2 и > высокий средний низкий

1 204 6 15 50 29 24 54 32

2 163 11 37 34 18 48 34 18

3 146 21 32 35 13 52 35 13

Общ. 171 13 28 41 19 40 41 19

нем успеваемости. Вероятным объяснением данного факта может быть то, что дети с высоким уровнем успеваемости, как правило, более начитанны, имеют широкий кругозор.

Дети с высоким уровнем здоровья более других характеризуют здоровье как «работоспособность» (19% выборов) и «физическое, психическое состояние» (14 и 17% соответственно). В представлении младших школьников с низким и средним уровнями здоровья доминирующей характеристикой здоровья является «отсутствие болезней». Наибольшее количество учащихся, затрудняющихся дать характеристику здоровью, - среди часто болеющих детей.

Контент-анализ второго предложения был направлен на выяснение операциональных знаний о здоровье. Все предложенные испытуемым виды деятельности, сохраняющие здоровье, были поделены на шесть смысловых групп: двигательная активность, в которую вошли такие ранги (смыслы), как «занятия спортом», «игры», «прогулки», «выполнение утренней гигиенической гимнастики»; соблюдение правил гигиены («правила личной гигиены», рекомендации «одеваться по погоде», «соблюдение режима дня»), в отдельную категорию было вынесено закаливание, так

как имело большой объем выборов; лечение («принимать лекарства», «посещать доктора»); отсутствие вредных привычек («не курить», «не пить», «не употреблять наркотики»); правильное питание («есть больше фруктов», «принимать витамины», «не переедать» и т.д.).

В представлении младших школьников в качестве здоровьесберегающих видов деятельности доминируют «двигательная активность» и «закаливание» (табл. 3). Девочки в большей степени, чем мальчики, склоняются к соблюдению правил гигиены, правильному питанию и закаливанию как к видам деятельности, сберегающим здоровье. У мальчиков в качестве таких видов деятельности выделяется «отсутствие вредных привычек».

При анализе здоровьесберегающих видов деятельности младших школьников во взаимосвязи с физической подготовленностью можно выделить следующие особенности: смысловые группы «двигательная активность» и «закаливание» находятся в прямой зависимости от уровня физической подготовленности. Возможно, этот факт можно объяснить практическим опытом детей. Дети с низкой физической подготовленностью наиболее значимыми в здоровьесбережении считают «соблюдение правил гигиены».

Таблица 3

Качественные характеристики операциональных знаний младших школьников в сфере здоровья

Виды деятельности, сберегающие здоровье Объем выборов по классам,%

1 2 3 общее

1. Двигательная активность 52 23 44 40

2. Соблюдение правил гигиены 8 21 34 21

3.Закаливание 47 71 74 64

4. Лечиться 13 9 2 8

5. Отсутствие вредных привычек - 1 1 1

6. Правильное питание 12 13 11 12

Школьники с высоким уровнем успеваемости более других склонны считать, что соблюдение правил гигиены и правильное питание благоприятно сказываются на здоровье. Такая смысловая группа, как «отсутствие вредных привычек», у детей с высоким уровнем успеваемости не встречается вообще, больше всего выборов по этой категории у детей с низкой успеваемостью. Следует отметить, что объем выборов по данной смысловой группе в целом имеет низкое процентное представительство среди младших школьников нашей выборки.

Дети с низким уровнем здоровья склонны считать, что закаливание более эффективно как форма сохранения здоровья. Двигательная активность в качестве здоровьесберегающего вида деятельности наиболее популярна среди детей со средним уровнем здоровья. Редко болеющие младшие школьники склоняются к закаливанию (49,2% всех выборов) и двигательной активности (47,8%) как наиболее эффективным действиям по укреплению и сохранению здоровья. Часто болеющие дети более других сверстников выделяют «лечение» как форму сохранения здоровья.

Выводы

1. Результаты исследования состояния здоровья детей младшего школьного возраста показали, что количество детей, относящихся к первой медицинской группе, за годы обучения в начальной школе несколько снижается (с 34 до 30%). Среди учащихся младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, более других представлена категория детей, имеющих

нарушения опорно-двигательного аппарата, - 26%. За три года обучения количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, возрастает до 41%; в среднем на 3% увеличивается количество учащихся с нарушениями органов зрения. Наибольшие значения показателя заболеваемости - 204% - наблюдаются у детей первого года обучения.

(шШ)

4

Теория и методика спорта высших достижений

1939; Я.В. Верховский, 1940; А.О. Галустян, 1940, все -ГЦОЛИФК; Г.Д. Харабуга, 1940 - ГОЛИФК им. П.Ф. Лес-гафта).

В середине 50-х годов состоялись защиты кандидатских диссертаций по подготовке физкультурных кадров (М.Е. Догадин, 1951; Л.К. Антонов, 1952; Б.Е. Кулагин, 1952 (ГЦОЛИФК); В.Г. Кузовлев, 1951 (ГДОИФК им. П.Ф. Лес-гафта). Первые докторские работы защищены в 1970 г.

В.А. Парфеновым на базе учебника по плаванию для педагогических вузов и К.В. Градополовым на базе учебника по боксу для институтов физической культуры в 1971 г. (ГЦОЛИФК).

В конце 1980-х гг. резко увеличивается число кандидатских диссертаций, в основном по проблемам подготовки кадров в институтах физической культуры, позднее - работы по проблемам их подготовки в педагогических вузах. Появились отдельные работы по изучению вопросов подготовки абитуриентов к обучению в физкультурных учебных заведениях.

В настоящее время (1991-2007 гг.) в 10 раз по сравнению с таким же периодом в СССР увеличилось число докторских диссертационных работ по подготовке физкультурных кадров, а кандидатских - в 3 раза. Если в 1970-е гг. соотношение между числом докторских и кандидатских диссертаций составляло 1:15, то в настоящее время оно составляет 1:5 (табл.1).

Условием достижения студентами физкультурных вузов преподавательских, тренерских и организаторских умений в области физического воспитания и спорта является освоение знаний из многих учебных дисциплин, понимание процессов развития и формирования молодого специалиста, знание генетических и экологических факторов, воспитательных механизмов, умение использовать достижения научно-технического прогресса в процессе подготовки спортсменов, умение прогнозировать и моделировать физическое развитие и достижение спортивных результатов, а также дальнейшее самообразование и совершенствование в этих направлениях. В этой связи

Таблица 1

Количественные показатели докторских и кандидатских диссертаций, защищенных по проблемам подготовки физкультурных кадров

Годы Высшее физкультурное образование Среднее физкультурное образование Повышение квалификации Подготовка спортивных менеджеров Олимпийское образование Подготовка туристских кадров История физической культуры и спорта Теоретические вопросы ФКиС Всего

До 1940 -/6 -/6

1941-1945 -/2 -/2

1946-1950 -/11 -/1 -/12

1951-1955 -/3 -/1 -/1 -/14 -/1 -/20

1956-1960 -/1 -/9 -/10

1961-1965 -/4 -/19 -/3 -/26

1966-1970 1/3 1/34 1/2 3/39

1971-1975 1/8 -/2 -/1 6/52 -/10 7/73

1976-1980 1/21 -/6 -/1 -/15 4/5 5/48

1981-1985 -/30 -/2 -/8 3/16 1/5 4/61

1986-1990 3/75 -/4 1/9 -/2 -/2 4/18 1/10 9/120

СССР 6/145 -/7 1/26 -/2 -/4 14/196 7/37 28/417

1991-1995 13/50 -/1 -/14 -/1 1/2 3/6 17/74

1996-2000 19/107 1/20 -/19 -/2 1/8 1/21 6/13 4/8 32198

2001-2005 30/145 4/14 4/35 1/7 2/10 15/30 3/15 3/10 62/266

2006-2007 8/64 1/2 -/11 -/5 -/1 5/15 1/7 -/3 15/108

Россия 70/366 6/37 4/79 1/14 3/20 21/66 11/37 10/27 126/646

Всего 76/511 6/44 5/105 1/14 3/22 21/70 25/233 17/64 154/1063

1

2. По результатам исследования видно, что у учащихся 1-3-х классов понятие «здоровье» еще не сформировано. На протяжении всех трех лет обучения в представлениях младших школьников доминирующей характеристикой здоровья является «отсутствие болезней». Фактически для младших школьников занятия физической культурой не являются осознанным видом деятельности.

3. Младшие школьники в качестве здоровьесберегающих видов деятельности акцентированно выделяют «двигательную активность» и «закаливание». Девочки в большей степени, чем мальчики, склоняются к соблюдению правил гигиены, правильному питанию и закаливанию как к видам деятельности, сберегающим здоровье. У мальчи-

ков в качестве таких видов деятельности выделяется категория «отсутствие вредных привычек».

4. В представлениях успешных в обучении младших школьников физическая культура выступает как средство самореализации, укрепления здоровья и как некоторая неотъемлемая часть дальнейшей жизнедеятельности. В представлениях физически хорошо подготовленных детей физическая культура выступает средством укрепления здоровья и самореализации, здоровье более всего характеризуется как работоспособность, в качестве здоровьесберегающих видов деятельности предпочтение отдается двигательной активности и закаливанию. Физически слабо подготовленные дети характеризуют здоровье как отсутствие болезней.

Литература

1. Барбашов С.В. Физическая культура в школе: методология разработки системы многоориентированного образования // Научные труды: Ежегодник. - Омск: Сиб-ГАФК, 1997. - С. 100-105.

2. Быков В. С. Потребностно-мотивационный подход к физическому совершенствованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 3. -

С. 39-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Матюнина Н.В. Методика формирования валеоло-гических знаний в системе физкультурного образования младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 263 с.

4. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: Дис. ... в виде науч. докл. д-ра пед. наук. - Омск, 2000. - 87 с.

т

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.