Научная статья на тему 'Проблемы физического воспитания и обучения в современных условиях образовательной школы'

Проблемы физического воспитания и обучения в современных условиях образовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2030
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ОБУЧЕНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / SCHOOL / STUDENTS / EDUCATION OF CHILDREN / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Алексей Иванович, Саакова Карине Рафаиловна, Татаринцева Олеся Алексеевна

Существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается, поэтому особенно актуальными являются проблемы физического воспитания в наше время. Детям, которые перенесли какие либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма. Проблемы физического воспитания школьников не дают эффективно решать задачи физического воспитания и достигать его цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Величко Алексей Иванович, Саакова Карине Рафаиловна, Татаринцева Олеся Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL SCHOOL

Significant improvement in the health and physical development of children and adolescents in recent years has not been noted, so the problems of physical education in our time are particularly relevant. Children who have suffered any disease or often and long term ill, especially necessary motor activity corresponding to the functional state of the body. Problems of physical education of schoolchildren do not allow to effectively solve the problems of physical education and achieve its goal.

Текст научной работы на тему «Проблемы физического воспитания и обучения в современных условиях образовательной школы»

УДК: 796.01

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL SCHOOL

Величко Алексей Иванович

старший преподаватель

кафедра «Безопасность жизнедеятельности и профилактики наркомании» Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма

г. Краснодар, Россия

Velichko Alexey Ivanovich senior lecturer

Department of "life Safety and drug abuse prevention»» Kuban state University of physical culture sports and tourism

Krasnodar, Russia

Саакова Карине Рафаиловна

старший преподаватель

кафедра «(Безопасность жизнедеятельности и профилактики наркомании»»» Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма

г. Краснодар, Россия Saakova Karine Rafailovna senior lecturer

Department of "life Safety and drug abuse prevention»» Kuban state University of physical culture sports and tourism

Krasnodar, Russia

Татаринцева Олеся Алексеевна

специалист

Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма

г. Краснодар, Россия Tatarintseva Olesya Alekseevna

specialist

Kuban state University of physical culture sports and tourism

Krasnodar, Russia

Аннотация. Существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается, поэтому особенно актуальными являются проблемы физического воспитания в наше время. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма. Проблемы физического воспитания школьников не дают эффективно решать задачи физического воспитания и достигать его цель.

Abstract. Significant improvement in the health and physical development of children and adolescents in recent years has not been noted, so the problems of physical education in our time are particularly relevant. Children who have suffered any disease or often and long-term ill, especially necessary motor activity corresponding to the functional state of the

body. Problems of physical education of schoolchildren do not allow to effectively solve the problems of physical education and achieve its goal.

Ключевые слова: физическое воспитание, школа, обучающиеся, воспитание детей, обучение.

Keywords: physical education, school, students, education of children, training.

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии - пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию - правильная организация физического воспитания с раннего детства.

Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем [4].

В стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, а также модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, дальнейшему развитию физической культуры в стране будет способствовать развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. В ходе обсуждений и дискуссий участники конференции отметили, что в последние годы в демократической России упрочилась система государственной власти, защищающая интересы народа. Сегодня в стране реализуются национальные проекты в системе здравоохранения, образования, науке, ЖКХ и т.д. Люди стали жить несколько лучше, постепенно восстанавливается связь и доверие между народом и властью. Что незамедлительно сказалось и на развитии физической культуры и спорта в регионах и Южный федеральный округ, здесь, не исключение, а правило. физкультурной образованности учащейся и студенческой молодежи.

Большинство учащихся общеобразовательных школ сегодня живут по схожему распорядку дня. Дети просыпаются, завтракают не самой здоровой пищей, отправляются в школу, где проводят, сидя за партой, по шесть и более часов в день. После возвращения домой, они делают уроки и проводят остаток дня перед компьютером или телевизором. Конечно, в таком режиме живут не все школьники, но велико число тех, кто находится в схожем графике. И это порождает большие проблемы.

Для решения этой задачи были предприняты ряд мер:

• введение третьего часа урока физкультуры в школе позволило повысить двигательную активность школьников;

• введение новых федеральных образовательных стандартов, которые призваны сделать урок физкультуры современным, интересными, веселыми,

и клубы. Во многих фитнес-центрах существуют целые департаменты по направлению «детский фитнес», ведется активная пропаганда здорового образа жизни.

В то же время, число школьников, имеющих те или иные хронические заболевания, неуклонно растет. Интерес к спорту у подростков невелик, а уроки физической культуры, в средней и старшей школе кажутся ученикам скучными. И в этом есть определенная правда.

На современном уроке перед учителем физической культуры стоит много задач. Как в 45 минутах урока осуществить учебно-тренировочный процесс с уч етом индивидуальных физических особенностей и возможностей каждого ученика, оставаясь и при этом в рамках учебно-тематического планирования. На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей и подготовке к сдаче норм ГТО поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях. Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания.

Физическое воспитание - это часть общего воспитания, педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитее форм и функций организма человека.

Цель физкультурного образования - всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры.

Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения. Развитие науки и передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека

[5].

Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов -внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека [6].

Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения - все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями школьных программ.

Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у обучающихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Подросток ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества [5,6]. Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью. Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности, которое открывает широкие возможности в овладении избранной профессией. Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувства неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм [2].

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества -уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности старшеклассников, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность. Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике. В настоящее время необходимо провести классификацию педагогической проблематики, связанной со школьным физкультурным образованием. Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других. Осуществ-

ляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфическими закономерностями принципами и требованиями.

Школьное физкультурное образование формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Это осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности [1]. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в школе. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» - структурная единица системы образования. Необходимо заметить физическое воспитание осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в процессе самовоспитания. Социально значимыми результатами школьного физкультурного образования являются физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимы для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и релаксация.

В современном физкультурном образовании физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем, многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки учащихся [3].

Для реализации цели личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы были сформулированы базовые задачи, в число которых входит:

• формирование у школьников мотивации к занятиям физической культуры;

• обучение их умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры;

• формирование понимания смысла занятий личной физической культурой.

Формирование мотивации основывается на следующих потребностях:

• физиологических (активные двигательные действия);

• в безопасности (от боли, неприятных ощущений, страдания, гнева, неустроенности);

• в социальных связях (идентификация в коллективе, социальная причастность к определ енной группе, дружба, привязанность и др.);

• в самоуважении (достижение успеха, признание со стороны окружающих, одобрение старших, в том числе учителя);

• в самоактуализации (реализация индивидуальных возможностей, способностей, понимание и осмысление окружающего мира).

Обучение знаниям, умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической

культуры подразумевает владение следующими умениями:

• самостоятельно поставить цель занятий личной физической культурой;

• выбрать адекватные средства и методы достижения поставленной цели;

• самостоятельно организовать занятия личной физической культурой;

• технически верно выполнить физические упражнения;

• осуществить контроль, оценку реакции своего организма на тренировочную нагрузку.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей, учащихся и студентов [1]. Общее среднее образование в сфере физической культуры осуществляется не только в условиях урочных форм занятий. Своей целевой направленностью и предметностью оно представляется и во внеклассных и факультативных формах занятий физическими упражнениями и спортом, в особенностях организации и содержания режима дня и внешкольных самодеятельных мероприятий учащихся. Подобная системная организация физкультурного образования позволяет обеспечивать не только закрепление осваиваемого учебного материала или более широкое овладение его базовыми основами, но и создавать условия и возможности учащимся демонстрировать результаты своей образованности, усиливать их положительный эффект в формировании интереса к физической культуре, своему здоровью, организации своего культурного досуга. При этом познание себя в разнообразных формах и условиях физической активности, познание особенностей индивидуального развития и возможностей активно формировать себя как личность наделяют процесс физкультурного образования определ енными личностными и социальными задачами, делают его одним из базовых оснований всестороннего и целостного развития личности учащихся в условиях образования в школе.

Литература

1. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. 2004. №1. С. 21-26.

2. Гогунов Е. Н, Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М. : Академия, 2016. 224 с.

3. Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В. Научно-практические и методические основы/ физического воспитания учащейся молодежи. М. : Советский спорт, 2016. 208 с.

4. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М. : Просвещение, 2016. 224 с.

5. Каинов А. Н., Курьерова Г И. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича. М. : Советский спорт, 2013.171 с.

6. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы/ здорового образа жизни :

учебное пособие. Рн/Д: Феникс, 2012. 252 c.

References

1. Weiner E. N. Formation of health-saving environment in the system of General education // Valeologiya.-2004.-№1.-P. 21-26.

2. Gogunov E. N. Psychology of physical education and sports / E. N. Gogunov, B. I. Martianov. - Moscow: Academy, 2016. - 224 c.

3. Guba V. P. Scientific-practical and methodical bases of physical education of students /V P. Guba, O. S. Morozov, V. V. Parfenkov. - Moscow: Soviet sport, 2016. - 208 c.

4. Il'in, E. P. Psychophysiology of physical education / E. P. Ilyin. - Moscow: Education, 2016. - 224 c.

5. Kainov A. N. Physical culture 1-11 classes: a comprehensive program of physical education of students VI Lyakh, AA Zdanevich. / A. N. Cain, G. I. Kurganova. - Moscow: Soviet sport, 2013. -171 c.

6. Kobyakov Yu. P. Physical culture. The basics of a healthy lifestyle: a Training manual / Y. P. Kobyakov. - PH: Phoenix, 2012. - 252 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.