Научная статья на тему 'Система государственно-частного партнерства как инновационный фактор развития туристической отрасли'

Система государственно-частного партнерства как инновационный фактор развития туристической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТУРИЗМ / СИСТЕМА / КОМПОНЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TOURISM / SYSTEM / COMPONENT / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисицына Инна Игоревна

В статье отмечена актуальность внедрения государственно-частного партнерства в туристическую отрасль, предложено определение понятия «государственно-частное партнерство в туризме», рассмотрены компоненты системы ГЧП, дано их краткое описание. Указано проявление эффективности функционирования системы государственно-частного партнерства в туризме, а также обозначены перспективы дальнейших исследований в данном научном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article notes the relevance of public-private partnership implementation in tourism industry, provides definition of the term "public-private partnership in tourism", considers the components of the PPP and their description. The author also observes the effects of system of public-private partnership in tourism, as well as the prospects for further research in the given scientific field.

Текст научной работы на тему «Система государственно-частного партнерства как инновационный фактор развития туристической отрасли»

И.И. Лисицына

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В соответствии с Индексом конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма [11] Украина находилась на 85 месте в 2011 г. среди 139 стран. Аналитики Всемирного экономического форума считают, что в связи с менее прогрессивным развитием Украина требует значительных инвестиций в обновление инфраструктуры, необходимой для поддержки развивающегося сектора путешествий и туризма [11].

Исследование, осуществленное Европейской бизнес ассоциацией в 3 квартале 2012 г., выявило, что инвесторы оценивают деловой климат Украины и условия ведения бизнеса на 2,4 балла (из 5 возможных) [12].

Сложившаяся ситуация, которую отражают приведенные данные, негативно влияет на развитие туристической отрасли и требует внедрения эффективных решений и механизмов в практику хозяйствования. Одним из подобных механизмов является государственно-частное партнерство.

Результаты подобных исследований обусловили актуальность темы данной статьи и свидетельствуют о необходимости внедрения механизмов государственно-частного партнерства в туристической отрасли (ГЧПТ).

Вопросы появления, функционирования и развития государственно-частного партнерства изучали ряд иностранных ученых, таких как: J. Buchanan L. О'Toole, J. Delmon, T. Bovaird,

B. Weiss, W. Knüpfer, G. Hamilton, J.C. Cambrils, A. Saravanan, В.Г. Варнавский, В.И. Якунин, М. Дерябина, Е.А. Дынин, В.А. Михеев, С.Д. Данасарова.

Среди украинских исследователей данного направления следует отметить Б.М. Данылышина, Т.И. Ефименко, С.Г. Захарову, Ю.С. Вдовенко, Б. Винниць-кого, А.В. Пыльтяя, И.В. Запатрину, И.Н. Сараеву.

Упомянутые ученые рассматривают довольно широкий ряд вопросов, однако недостаточно внимания уделено исследованию государственно-частного партнерства как системы, а также описанию компонентов такой системы.

Таким образом, целью данной статьи является обозначение составляющих компонентов системы государственно-частного партнерства и краткое их описание.

Для реализации цели статьи поставлены следующие задачи:

- обобщив накопленный опыт ученых, дать определение понятия «государственно-частное партнерство в туризме»;

- предложить компоненты системы государственно-частного партнерства в туризме и дать их описание;

- сделать выводы о целесообразности внедрения системы ГЧП в туристическую отрасль;

- определить направления дальнейшего исследования государственно-частного партнерства в туризме.

Стоит отметить, что сотрудничество государства и частного сектора экономики в западной научной литературе описано термином Public-Private Partnership, который начал активно употребляться в начале 90-х гг. ХХ века в следующих странах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре, Чехии [9].

После анализа и обобщения подходов [1, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 3, 8] к определению понятия «государственно-частное партнерство» и «государственно-частное партнерство в туризме» по-

следнее предлагается рассматривать как рефлексивную систему отношений между органами государственной власти, регулирующими развитие туристической отрасли, частными субъектами на макро-, мезо- и микроуровнях, при котором достигается определенный синер-гетический, общественно значимый эффект и становится возможным создание (улучшение) туристической инфраструктуры, товаров, услуг либо ресурсов на принципах социальной ответственности, экологичности и экономической эффективности.

Возможные компоненты системы государственно-частного партнерства в туризме представлены на рис.1.

Рис.1. Составляющие элементы системы государственно-частного партнерства в туристической отрасли

Описать компоненты системы ГЧПТ представляется возможным следующим образом.

1. Субъекты (партнеры). Государственный сектор представляют органы государственного управления в отрасли туризма на макро-, мезо- и микроуров-

нях; субъектами от частного сектора выступают туристические агенты и операторы; субъекты, предоставляющие услуги, формирующие туристический продукт.

2. Консультативные организации. Научными учреждениями могут высту-

пать высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты; институты развития туризма могут быть представлены банками и агентствами развития, страховыми агентствами, инвестиционными фондами, специальными экономическими зонами, экспертно-аналитическими центрами, туристическими ассоциациями, туристическими информационными центрами [5]. В число некоммерческих общественных организации можно включить организации по защите прав потребителей, по содействию развитию государственно-частного партнерства, экологические, туристические, спортивные организации [2].

3. Объекты. К числу объектов, которые будут преобразованы (либо построены) в процессе функционирования системы ГЧПТ, можно отнести: замки, отели, туристические базы, санаторно-оздоровительные комплексы; кафе, рестораны, дегустационные залы; музеи, театры, галереи, концертные залы, библиотеки, торговые и развлекательные центры, спортивные комплексы, конференц-залы; заповедники, парки, моря, реки, озера; туристические поезда, паромы, морские и речные суда, туристические автобусы; все виды туризма [6].

4. Ресурсы. Туристическими ресурсами могут выступать природно-рекреационные и культурно-исторические ресурсы; материально-технические - транспортная инфраструктура, средства размещения, питания, экскурсионного сопровождения, строительные компании, торговые предприятия. Трудовые ресурсы - государственные служащие, работники отрасли туризма, работники прочих отраслей экономики. Финансовыми ресурсами могут быть бюджеты всех уровней власти; прибыль частного партнера, акционерный капитал, гранты, пожертвования, банковские кредиты, лизинг машин, оборудования. К информационным ресурсам можно отне-

сти каналы средств массовой информации, Интернет, рекламные агентства, консалтинговые предприятия [2, 4]. Уникальными ресурсами каждого из партнеров могут выступать:

а) со стороны государства - административные ресурсы, тарифная политика, фискальная политика, система и элементы управления туристической отраслью, таможенно-миграционная политика, законодательная политика;

б) со стороны частного партнера -предпринимательская инициатива, управленческие финансовые решения, управленческие ресурсы, производственные ресурсы, инновационные и интеллектуальные ресурсы [4].

5.Инструментом реализации цели ГЧПТ могут стать общественные обсуждения относительно особенностей использования ресурсов ГЧПТ, результатов партнерства, перспектив дальнейшего использования вновь созданных либо усовершенствованных объектов или услуг. Кроме того, эффективным способом организации взаимодействия сторон-партнеров в рамках ГЧПТ является создание и реализация ими проектов таких типов: поддержка управления, эксплуатация и обслуживание, лизинг, концессия, «Строительство-Развитие-Эксплуатация», «Строительство-Эксплуатация-Передача» [19].

6. Средой функционирования системы ГЧПТ могут выступать политические, юридические, социальные правила осуществления ГЧПТ; географическое положение страны и политическая обстановка в ней; восприятие партнерства населением и туристами, их способность воспользоваться результатами ГЧПТ; количественные и качественные характеристики спроса и предложения, стратегии ценообразования, особенности деятельности конкурентов; обеспеченность ГЧПТ ресурсами, их сбалансированность [7].

7. Результат ГЧПТ может проявляться в покупке нового оборудования,

создании туристического предприятия, информационного центра, тематического парка; создании туристического кластера, дестинации; увеличении продолжительности туристического сезона; менеджменте территории, объекта, ресурсов; репозиционировании дестина-ции путем проведения тематической маркетинговой кампании, создании комплексной программы развития туризма, туристического маршрута; активизации развития всех видов и типов туризма [20].

8. Конечными потребителями могут быть граждане, проживающие на территории, участвующей в реализации проекта ГЧПТ, вне ее; резиденты и нерезиденты Украины; занятые в туристической отрасли, прочих отраслях, незанятые, туристы (въездные, выездные, внутренние; виртуальные и реальные, с низким, средним, высоким уровнем дохода), органы государственного регулирования (на всех уровнях, регулирующие функционирование как отрасли туризма, так и прочих отраслей экономики), бизнес-структуры (субъекты частного сектора экономики, деятельность которых как прямо, так и опосредованно связана с производством и распространением туристического продукта), а также инвесторы (украинские и зарубежные).

Таким образом, в период функционирования системы государственно-частного партнерства в туризме в процесс развития туристической отрасли вовлекаются все стороны, принимающие участие в формировании, распространении и потреблении туристического продукта, начиная от органов государственной власти до иностранных ту-

ристов и местных жителей, которые еще только формируют свое желание совершить туристическую поездку. Основой функционирования системы ГЧПТ является поддержание обратной связи со всеми потребителями результатов партнерства на всех стадиях жизненного цикла проекта ГЧПТ.

Эффективность функционирования системы ГЧПТ проявляется в приросте валового регионального и национального продукта, увеличении количества рабочих мест, повышении уровня продуктивности и трудоспособности населения, повышении интеллектуального капитала, увеличении туристического потока (в том числе внутреннего), повышении качества услуг (в том числе туристических), улучшении международного имиджа страны, повышении уровня доверия между государственными структурами, частным сектором, населением и туристами, снижении рекреационной нагрузки на туристические ресурсы, уменьшении налогового бремени для частного бизнеса, снижении рисков ведения бизнеса. Эти факторы позволяют охарактеризовать систему ГЧПТ как инновационный фактор развития туристической отрасли и перспективный инструмент решения многих проблем в туристической сфере.

Перспективой дальнейших исследований рассмотренного вопроса представляется определение методов сбалансирования ресурсов, необходимых для функционирования системы ГЧПТ, оценка выгод для каждого из партнеров в соответствии с объемом ресурсов и степенью риска, принадлежащих каждому из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.