финансов Республики Беларусь, 11.01.2010, № 2: с изм. и доп. // http://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/postmf_110110_2.pdf.
2. Страховое дело: Учебник. В 2 т. (пер. с нем. О.И. Крюгер и Т.А. Федоровой). - т.1: Основы страхования / под ред. О.И. Крюгер. - М.: Экономистъ, 2004. - 447 с.
3. Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 25.08. 2006, № 530// http://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/ukaz_250806_530.pdf.
4. Финансовая стабильность в Республике Беларусь. Ежегодник 2015 // http://www.nbrb.by/publications/finstabrep/FinStab2015.pdf.
5. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь 2016// http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2016_01_ot.pdf.
Гусак А.С.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Донецкий государственный университет управления
Ключевые слова: туризм, страхование, риски, государственно-частное партнерство
Аннотация: в данной статье рассмотрены теоретические основы страховой защиты рисков на государственном уровне в форме государственно-частного партнерства в сфере туризма.
Key words: tourism, insurance, risk, public-private partnership.
Abstract: This article deals with the theoretical foundations of the insurance risk protection at the state level in the form of public-private partnership in the tourism sector
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в регионе достаточно сложная, поскольку основные туристско-рекреационные зоны Донецкого региона (Святогорье, Славянский район и др.) не доступны для жителей республики. Незначительную долю рекреационной емкости составляют Региональный ландшафтный парка «Зуевский», территория Азовского побережья п.г.т. Седово Новоазовского района, находящаяся в распоряжении ДНР и являющаяся единственным туристско-рекреационным центром морского купально-пляжного отдыха в регионе. Для эффективного использования туристско-рекреационного потенциала необходимо проведение
последовательных комплексных мер для создания благоприятных
условий по формированию конкурентоспособного туристского рынка, ориентированного на развитие внутреннего туризма и обеспечение межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в сфере туризма.
Развитие туризма на территории Донецкой Народной Республики ставит своей целью повышение социально-экономического уровня региона, а также создание благоприятных условий для использования рекреации как эффективного механизма воздействия на ускорение адаптации населения, перенесшего психологические переживания и последствия в связи с военными действиями. На современном этапе решение этих вопросов связано со структурными преобразованиями социально-экономической основы общества и требуют совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере туризма, разработки механизма по содействию продвижения туристского продукта, создание образа региона благоприятного для туризма.
Повышение социально-экономической значимости туристской сферы обуславливает необходимость поиска новых возможностей для развития туризма в регионе. Одним из направлений является исследование теоретических основ решения этих проблем на государственном уровне в форме государственно-частного партнерства (ГЧП).
Потребность в разработке теоретических основ ГЧП продиктована тем, что для государства государственно-частное партнерство является решением проблемы недостатка средств государственного бюджета для содержания или строительства новых объектов государственной собственности. Для бизнеса - это, прежде всего, стремление частных лиц получить экономическую выгоду от участия в государственно-частном партнерстве в виде налоговых льгот предпринимательской деятельности, дохода от использования объектов государственной собственности [1].
Важное научное и практическое значение в этом направлении приобретает разработка принципов развития государственно-частного партнерства, координация процессов взаимодействия участников партнерства, а также организационных основ информационного обеспечения управленческих решений и экономических механизмов участия физических и юридических лиц в проектах развития инфраструктурных объектов туристической отрасли, которые функционируют на основе государственно-частного партнерства [2].
Активизация эффективного и взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса в форме развития государственно-частного
партнерства для сферы туризма позволит повысить уровень жизни населения и рост его занятости, эффективное использование государственного имущества, развитие инновационных технологий в туризме. При этом бизнес-партнерами могут быть представлены отдельными предприятиями и их объединениями различных видов деятельности, относящихся к сфере туризма.
В сфере туризма на основе государственно-частного партнерства в РФ реализуются проекты на основе следующих видов: комплексные (создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа), целевые (по отдельным направлениям или задачам развития туристской индустрии) и обеспечивающие (опосредованно влияющие на туризм - например, по развитию транспортной инфраструктуры). При этом основными формами государственно-частного партнерства в сфере экономики и государственного управления являются государственные контракты, арендные отношения, государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения [3].
Формирование страховой защиты является одной из неотъемлемых составляющих в сфере туризма, поскольку страхование дает возможность туристской фирме переложить часть рисков от предпринимательской деятельности на страховщика, что является очень важным для сферы туризма, зависящей от очень большого числа неуправляемых факторов, связанных с форс-мажорными и другими обстоятельствами. С целью обеспечения объемов и структуры туристских услуг, повышения эффективности использования рекреационных ресурсов общества необходимо разработка комплекса мер, направленных на стимулирования страховой защиты рисков туристической сферы. Наряду с общими принципами реализации интересов субъектов страхования, основанных на традиционных его видах, особенности туристической сферы предопределяют необходимость использования специфических приемов предложения оригинальных страховых продуктов.
Спрос на рекреационные услуги сдерживается несовершенством, а в некоторых случаях, отсутствием системы гарантийных обязательств со стороны государства по обеспечению эффективной защиты интересов страхователей и страховщиков. Государство может участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми и законодательными актами. Взаимодействие государства, туристического бизнеса и страховщиков на основе государственно-
частного партнерства является сравнительно новым направлением в развитии туризма, поскольку государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливает его положительные стороны, оказывает существенное влияние на повышение устойчивости экономики. Сотрудничество административных органов государственного и регионального управления в туризме способствуют привлечению финансовых средств частного сектора с целью выполнения соответствующих государственных задач и зависят от моделей, видов и форм государственно-частных партнерств в сфере регулирования туристической деятельности. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг, туристические фирмы и страховые компании заинтересованы в привлечении клиентов и получении прибыли. Все стороны заинтересованы в сотрудничестве, поскольку такие отношения активизируют привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, позволяют создавать новые туристические продукты на основе их страховой защиты. Особенностью развития туризма как бизнеса является его высокая степень неустойчивости.
Механизмы государственно-частного партнерства способны оказывать существенное влияние на национальную экономику, т. к. их реализация ведет к снижению нагрузки на государственный бюджет, положительный эффект может быть достигнут также в связи с использованием преимуществ частного бизнеса для реализации общественно-значимых государственных функций, стимулированием деловой активности в условиях кризисных явлений, созданием дополнительных возможностей инвестирования в инфраструктурные отрасли. В связи с этим разработка системы страховой защиты для предприятий туристской индустрии, которые имеют свою специфику, позволит оказывать положительное влияние на состояние туризма в целом и на повышение устойчивости его развития. Ключевая роль государства в проектах ГЧП предопределяется значимостью сферы туризма и его мультипликативным влиянием на социально-экономическое развитие региона (рис. 1).
Для реализации модели комплексной защиты туристических услуг на основе принципов государственно-частного партнерства необходимо решение следующих задач:
- исследование институционных предпосылок, которые формируют среду для обеспечения страховых отношений в сфере туризма;
- выявление и классификация рисков, присущих предприятиям туристической индустрии;
Рисунок 1 - Роль государства в страховой защите инвестиций в сферу туризма в форме ГЧП
- анализ рыночных предложений, которые предоставляются страховщиками для страховых услуг предприятиям туристической сферы;
- систематизация современных практических подходов в международной практике к организации и предоставлению страховой защиты предприятиям туристической сферы в условиях государственно-частного партнерства с целью формирования перечня основных видов страхования, которые могут представлять практическую ценность для защиты туристической отрасли на основе государственно-частного партнерства данной территории;
- совершенствование научно-методического подхода относительно распределения рисков между участниками страховых отношений и их страхования в туристических проектах, которые реализуются на принципах государственно - частного партнерства.
Таким образом, формирование страховых отношений в туристической сфере позволяет реализовать механизм страховой защиты рисков как предприятий туризма, так и потребителей туристского продукта. Разработка направлений по совершенствованию страховых отношений в туристической индустрии на принципах
государственно-частного партнерства позволит получить эффективный инструмент комплексной страховой защиты рисков в туризме, а также повысить экономическое стимулирование совокупного спроса на рекреационные услуги.
Список литературы
1. Алиуллов И.Ф. Страхование рисков при «упаковке» проектов государственно-частного партнерства / Социальная роль системы страхования в условиях рыночной экономики России: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции: -Казань, Изд-во Казан. ун-та, 2014. - С. 6-10.
2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.
3. Власова Т.И. Государственно-частное партнерство - один из основных факторов динамичного развития индустрии туризма и гостеприимства //Материалы международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов / Пертрозаводск -Кондопога , 8-10 июня 2010г. - С.49-52.
Дегтярев А.В.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: работа в «облаке», инновации, ИКТ в страховании, управление персоналом, эффективность бизнеса
Аннотация: в данной статье рассмотрен инновационный механизм формирования социально-трудовых отношений, рекомендуемый автором для страховых компаний. Данный подход автор называет работа в «облаке». При данном подходе и работник и работодатель находятся в виртуальном пространстве при этом решая реальные задачи. Работа в «облаке» способна стать ключевым элементом повышения эффективности бизнеса в управлении страховыми компаниями в условиях нестабильности.
Keywords: work in a "cloud", innovation, ICT, insurance, personnel management, business efficiency.
Abstract: This article under review an innovative mechanism of social and labor relations, which an author recommended for insurance companies.