УДК 334
К.В. Шувалова
ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается современная туристская отрасль Забайкальского края как часть экономической системы региона и выделяются некоторые особенности государственно-частного партнерства в развитии региональной экономики. Раскрываются роль и значение туристской отрасли в развитии региона. Основной акцент делается на основные показатели, характеризующие развитие отрасли в регионе. Анализируются статистические данные туристской отрасли Забайкалья, Китайской Народной Республики, провинций Хейлунцзян и Внутренняя Монголия. На основе полученных данных автором приводится ряд выводов как социально-экономический кризис повлиял на развитие туризма в регионе. Рассматриваются ключевые проблемы туристского рынка на региональном уровне. Подчеркивается необходимость изучения уровней интереса всех участников рыночного взаимодействия. Автором делаются обоснованные выводы о направлениях, вариантах сотрудничества государства и бизнес-структур. Одним из самых функциональных вариантов реализации комплексных проектов государственно-частного партнерства является создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Автором предложены функциональные блоки региональных программ развития туризма. На основе проведенного исследования сделаны выводы о ключевых направлениях развития туристской отрасли Забайкальского края: наиболее востребованными являются экологический и лечебный туризм, которые, в свою очередь, располагают огромной ресурсной базой.
Ключевые слова: туристская отрасль, Забайкальский край, государственно-частное партнерство, регион, взаимодействие участников рынка, бизнес-структуры, рынок и государство.
На сегодняшний день развитие туристической отрасли в экономике региона является одной из важнейших стратегических целей субъектов РФ. Современное управление туристской сферой в рамках эффективного развития региона требует актуализации её рассмотрения как объекта развития целостной экономической системы, которая определяется возможностью перспективного развития среди многих отраслей.
В настоящее время, как отмечается многими исследователями (З.Б. Лукьяненко, Н.В. Югова [4], Е.Ф. Никитская [5], и др.), экономическая проблематика туристской отрасли в регионе в целом становится проблемой понимания сущности «ресурсного потенциала туристской отрасли региона», где выделяется однотипный подход, как совокупность туристско-рекреационных ресурсов, определяющих возможности развития отдельных видов туризма на территории региона [6].
На сегодняшний день в условиях межрегиональной конкуренции экономическое и социальное значение туристского потенциала для развития экономики регионов является приоритетным, так как большинство из них являются депрессивными. Данная проблема рассматривалась в монографии Е.О. Ушаковой, И.И. Золотарева, С.А. Вдовина «Методологические основы оценки ресурсов развития туризма региона» [6] в работах: Д.С. Кабирова «Проблемы дотационных субъектов РФ» [3], С.С. Артоболевским, Г. Вилкенс «Группировка российских регионов с целью территориальной концентрации федеральной поддержки» [2].
Необходимо рассмотреть современную туристскую отрасль Забайкальского края как часть экономической системы региона и выделить некоторые особенности государственно-частного партнерства в развитии региональной экономики.
Основными проблемами развития туризма в Забайкальском крае являются:
• слаборазвитая материальная база туристской индустрии;
• отсутствие качественно разработанных турпродуктов;
• узкий спектр предлагаемых услуг индустрии развлечений;
• недостаточное продвижение регионального турпродукта на региональном, российском и зарубежном рынках;
• несоответствующая требованиям и ожиданиям туристов квалификация персонала объектов туризма и его инфраструктура.
Для решения данных проблем в туристической сфере Забайкальского края наиболее эффективными и действенными инструментами являются программно-целевой метод и механизмы государст-
венно-частного партнерства, так как объекты культурного наследия и обеспеченность региона природными ресурсами не являются достаточным условием для успешного развития туризма в регионе.
Любое производство (оказание услуг) предполагает возможность сбыта соответствующей продукции (услуг). Сбыт продукции (услуг) возможен не только при наличии потребности со стороны потенциальных потребителей, но и при определенном уровне их платежеспособности. Проанализируем основные тенденции в туристической отрасли.
Таблица 1
Динамика туристского потока Забайкальского края
Год Число граждан России, отправленных в Китай, чел. Число граждан Китая, посетивших Россию, чел.
2010 870 500 36 317
2011 923 302 79 854
2012 750 353 59 209
2013 624 686 97 214
2014 420 367 106 459
2015 77 753 174 000
Примечание. Составлено автором по данным Национального бюро статистики КНР. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/html/1713EN.jpg)
По данным Федеральной службы государственной статистики число граждан России, посетивших Китай в течение последних пяти лет, неуклонно снижается. При этом число граждан Китая, посетивших Россию, наоборот, возрастает (табл.1).
Из приведенных статистических данных видно, что число граждан КНР, посетивших РФ, выросло в 4,8 раз, число граждан РФ, выехавших в КНР, сократилось в 11 раз. Во-многом такая тенденция обусловлена динамикой курса рубля по отношению к иностранным валютам, что способствует росту въездного туризма и уменьшает поток граждан, выезжающих за границу. Курс юаня к российскому рублю в 2014 г. начал с отметки 53,9608 руб. за 10 юаней и к концу 2014 г. достиг отметки 90,7072.
С другой стороны, рост благосостояния китайских граждан находит свое отражение в увеличении потребления ими туристических услуг.
Таблица 2
Количество китайских граждан, выезжавших за границу, без уточнения страны посещения,
10 000 чел./раз
2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Количество китайских граждан, выезжавших за границу, без уточнения страны посещения, 10 000 чел.-раз 6 411,79 7 705,51 9 197,08 11 002,91 12 172,00
Примечание. Составлено автором по данным Национального бюро статистики КНР. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/html/1713EN.jpg)
Данные табл. 2, составленной Национальным бюро статистики Китая, подтверждают выше обозначенные тенденции. Отличие в представлении данных обусловлено иными методами статистического учета. Национальным бюро статистики Китая учитывается количество выездов за границу в таких единицах, как «человеко-раз», что позволяет более реально оценить реальный и потенциальный туристический поток. В 2015 г. по сравнению с 2011 г. количество китайских граждан, выехавших за границу, выросло на 48%. Данная динамика из приведенных выше статистических данных дает основание полагать, что отчасти экономический кризис имеет положительное влияние на развитие туристической отрасли Забайкальского края. Так, например, в 2014 г. предприниматели г. Чита отмечали значительный рост спроса на ювелирные изделия и покупку жилья в Забайкальском крае гражданами КНР [9].
Для туристической отрасли Забайкальского края наиболее значимыми (с учетом сложившейся конъюнктуры и тенденциям роста въездного туризма) являются показатели приграничных районов Китая.
Табл. 3 отражает увеличение доходов от международного туризма в провинциях Внутренняя Монголия и Хейлунцзян.
Таблица 3
Доходы от международного туризма по регионам, млн долл. США
Регион 1995г. 2000г. 2005г. 2010г. 2014г. 2015г.
Провинция Внутренняя Монголия 90,52 126,45 352,07 601,9 1002,96 962,49
Провинция Хейлунцзян 60,62 189,05 340,43 762,5 563,56 395,33
Примечание. Составлено автором по данным Национального бюро статистики КНР.
URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/html/1714EN.jpg)
Как видно из табл. 3, до 2014 г. имеет место стабильный рост доходов от международного туризма. Однако в 2015 г. доходы от туризма для обеих провинций характеризуются отрицательной динамикой. В значительной мере это связано с падением курса рубля. По данным Управления по делам туризма автономного района Внутренняя Монголия почти 92 % турпотока 2016 г. составили туристы из Российской Федерации. По данным за первые шесть месяцев Внутренняя Монголия приняла 273,4 тыс. российских туристов, их доля в общем количестве зарубежных туристов, совершивших поездки в этот район, составила 36,29 %, увеличившись на 47,57 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом падение курса рубля отчасти переориентировало направления туризма, сделав выгодным для России въездной туризм. Для Забайкальского края потенциальными зарубежными потребителями туристических услуг являются в первую очередь жители северных провинций Китая.
В обеих провинциях имеет место устойчивая тенденция к росту располагаемых среднедушевых доходов населения, что при предложении качественного туристического продукта обеспечит стабильный сбыт туристических услуг, стабильные доходы туроператоров и отчисления в бюджет. Динамика располагаемых среднедушевых доходов населения в провинциях Внутренняя Монголия выросла на 19,3 %, провинции Хейлунцзян на 16,9 % с 2013 г. по 2015 г. (Составлено автором по данным Национального бюро статистики КНР. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm).
Таблица 4
Динамика экспорта и импорта услуг в области туризма и путешествий
по Забайкальскому краю
Услуги в области туризма и путешествий, тыс. долл. США 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Экспорт (поступление средств) 779,2 813,5 360,6 313,1 130,4 92,3
Импорт (платежи средств) 2 015,4 1 178,8 298,1 336,0 42,9 167,3
Сальдо -1 236,2 -365,3 62,5 -22,9 87,5 -75,0
Примечание. Составлено автором по данным интернет-публикаций территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю. URL: http://stat.chita.ru:8080/bgd_site/ bgd.aspx
Однако, как показывают данные табл. 4-6, в туристической отрасли Забайкальского края наблюдаются крайне негативные тенденции, связанные как с уменьшением количества туристических фирм (из 30 в 2011 г., 10 в 2015 г.) и численности персонала (уменьшилось в 3,3 раза), так и с уменьшением их доходов. Стоимость реализованных турпакетов в 2015 г., по сравнению с объемом 2011 г., упала на 74,8 %.
Связаны эти тенденции в первую очередь с тем, что местные туристические фирмы прежде всего ориентированы на выездной туризм или на внутренний рынок.
Таблица 5
Средства, поступившие от реализации туристского продукта (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Туроператорская деятельность 68 073,5 15 484,2 78 325,3 41 526,2 16 458,4
Туроператорская и турагентская деятельность 228 732,6 299 403,2 543 415,2 565 839,6 78 479,5
Турагентская деятельность 62 335,9 62 320,8 91 469,6 35 450,5 5 577,6
Экскурсионная деятельность 3 000,0 1,2 0,0 25,0 330,0
Всего 362 142,0 377 209,4 713 210,1 642 841,3 100 845,5
Таблица 6
Стоимость реализованных турпакетов, тыс. руб.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Туроператорская деятельность 70 279,3 16 076,7 167 229,5 41 526,2 4 697,8
Туроператорская и турагентская деятельность 368 373,1 574 239,0 847 023,4 742 793,4 123 941,3
Турагентская деятельность 286 844,5 267 666,1 314 778,1 346 428,5 54 299,4
Всего 725 496,9 857 981,8 1 329 031,0 1 130 748,1 182 938,5
В качестве основных показателей, характеризующих развитие отрасли в регионе, являются показатели уровня специализации региона. Отрасли специализации определяют место региона в территориальном разделении труда. Специализация регионального комплекса обусловлена прежде всего возможностями эффективно производить массовую продукцию, то есть такую продукцию, которая, будучи дешевой, имела бы значительную долю в общегосударственном балансе [7]. Удешевление продукции происходит за счет использования благоприятных природных и экономических условий. Особо важную районообразующую роль выполняют главные (профилирующие) отрасли специализации, дающие наибольший экономический эффект.
Для развития регионального туризма приоритетными могут быть региональные программы, включающие следующие функциональные блоки:
1) формирование региональной нормативно-правовой базы;
2) защита туристического рынка путем предоставления налоговых льгот и государственных гарантий;
3) разработка кадастра эколого-туристских территорий;
4) дальнейшее развитие системы сертификации и лицензирования для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхования путешествующих;
5) формирование имиджа Забайкальского края как современного туристского рынка;
6) совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма;
7) интеграция регионального и российского туристского рынка, развитие международного сотрудничества;
8) развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
На сегодняшний день одним из наиболее эффективных методов развития региональной экономики в сфере туризма является государственно-частное партнерство.
Основными видами проектов государственно-частного партнерства в индустрии туризма и гостеприимства являются комплексные, целевые и обеспечивающие проекты.
Целевые программы развития туризма федерального и регионального уровня являются комплексными проектами, так же как создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Контракты, поддерживающие развитие туристской отрасли по отдельным направлениям или решающие конкретные задачи, носят характер целевых проектов.
2017. Т. 27, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Обеспечивающие проекты влияют на развитие туристской сферы опосредованно, путем, к примеру, развития транспортной инфраструктуры.
В сфере экономики и государственного управления определены основные формы государственно-частного партнерства, к которым относятся:
• государственно-частные предприятия;
• государственные контракты;
• арендные отношения, финансовая аренда (лизинг), концессионные соглашения;
• соглашения о разделе продукции и услуг.
Одним из самых функциональных вариантов реализации комплексных проектов государственно-частного партнерства является создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). Создание и регулирование ОЭЗ ТРТ определяется федеральными законами «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 03.06.2006 г. № 76-ФЗ [1].
По данным Министерства экономического развития РФ, на территории России формируются и действуют следующие ОЭЗ ТРТ:
1. Республика Алтай, «Алтайская долина»: экологический туризм, горнолыжный и водный туризм, культурно-развлекательный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, активный туризм, экстремальный туризм, курорт для семейного отдыха.
2. Республика Бурятия, «Байкальская гавань»: лечебно-оздоровительный, круизный, горнолыжный, экскурсионный, религиозный.
3. Алтайский край, «Бирюзовая Катунь»: гостиничный бизнес, общественное питание, турист-ско-экскурсионное обслуживание, спортивно-оздоровительные услуги.
4. Ставропольский край, «Гранд СпаЮца»: развлекательный туризм; спортивный туризм; экскурсионный туризм; лечебно-оздоровительный туризм; экотуризм; археологический туризм.
5. Иркутская область, «Ворота Байкала»: деловой туризм; спортивный туризм; экскурсионный туризм; лечебно-оздоровительный туризм; водный туризм; круизный туризм.
6. Приморский край, «Остров Русский»: лечебно-оздоровительный туризм; водный и круизный туризм; гостиничные комплексы; экотуризм; бизнес-туризм; спортивный и экстремальный туризм; рекреационный туризм; 8ра-туризм; бальнеологический туризм (минеральные воды).
7. Туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея: экотуризм; спортивный и экстремальный туризм; рекреационный туризм; бизнес-туризм; водный туризм; 8ра-туризм; бальнеологический туризм (минеральные воды).
Государственно-частное партнерство в такой форме предполагает совместное инвестирование бюджетных (средства всех уровней бюджетной системы) и частных средств в развитие ОЭЗ ТРТ.
Направления развития туристической отрасли Забайкальского края
На взгляд автора, нет территорий, на которых развитие туризма невозможно. Одним из актуальных направлений развития туризма в Забайкальском крае является экологический и лечебный туризм, развитие которых возможно с помощью сотрудничества с монгольскими туристическими компаниями и формирования въездного туризма для жителей Монголии, а также въездного туризма для жителей КНР через Монголию.
Существующим направлением монгольского туризма является лечебный туризм. Условно он распадается на две составляющие: 1) туры в Японию - для категорий населения с высоким уровнем доходов; 2) туры в КНР - для остальных категорий населения. Однако доминирование в китайской медицине так называемых «традиционных» методов является фактором, ослабляющим спрос на «лечебные» туры. Кроме того, при формировании спроса на российские туристические услуги (включая лечебный туризм) значительную роль может сыграть духовная близость наших народов, что во многом определяется историческим взаимодействием наших стран и народов.
Важным направлением является формирование маршрута через административный центр Восточного аймака, четвертый по величине город в Монголии - Чойбалсан.
Исторически это место является остановкой на караванном пути. В настоящее время Чойбалсан стал «перевалочным» туристическим пунктом на пути к Байкалу: из Чойбалсанского аэропорта осуществляются регулярные рейсы в Улан-Батор, а с 2008 г. начались международные рейсы в Хайлар (КНР).
Существующий маршрут на Байкал: Чойбалсан - Улан-Батор - Улан-Удэ является достаточно длинным и более затратным. Гораздо выгоднее сформировать маршрут на основе действующей ветки железнодорожной линии Забайкальской железной дороги - Чойбалсан связан железнодорожной линией со станцией Соловьёвск (и Борзя). В настоящее время Торгово-промышленная палата Забайкальского края совместно с монгольской туристической компанией рассматривает вариант реализации маршрута через Читу.
Тем не менее реализация данного проекта не решит проблем с притоком туристов. Существующий поток туристов из КНР ориентирован на посещение других регионов, а на Забайкальский край приходятся в лучшем случае 1-2-дневные туры (в основном на города Краснокаменск и Борзю). Одной из основных проблем слабого туристического потока является неудовлетворенность существующим транспортом.
При реализации крупных проектов с Китаем просто необходимо сформировать авиамаршруты Чита-Хайлар, Чита-Маньчжурия.
Поскольку большинство граждан КНР проживают в крупных городах, зачастую имеющих проблемы с загрязнением воздуха и плохой экологией, выезжая за рубеж, туристы КНР ориентированы в том числе на экологический туризм.
Таким образом, в Забайкалье развитие туризма может стать одной из приоритетных отраслей развития региональной экономики. С учетом клиенто-ориентированного подхода наиболее востребованными являются экологический и лечебный туризм, которые, в свою очередь, располагают огромной ресурсной базой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ-№116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г.
2. Артоболевский С.С., Вилкенс Г. Группировка российских регионов с целью территориальной концентрации федеральной поддержки. М.: Мысль. 2014. 416 с.
3. Кабиров Д.С. Проблемы дотационных субъектов РФ // VII Междунар. студ. электронная науч. конф. «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2015». 2015. № 2. С. 1-5.
4. Лукьяненко З.Б., Югова Н.В. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой //ARS ADMINISTRANDI. 2014. № 2. С. 72-78.
5. Никитская Е.Ф. Концепция управления инновационным потенциалом территориальных субъектов рынка // Науковедение. 2012. № 4. С. 1-18.
6. Ушакова Е.О., Золотарев И.И., Вдовин С. А. Методологические основы оценки ресурсов развития туризма региона. Новосибирск: СГГА. 2014. 194 с.
7. Шувалова К.В. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туристской отрасли и некоторые особенности программно-целевого подхода в депрессивных регионах // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). 128 с.
8. Туристический вестник. URL: http://www.tourvest.ru/trz/ (дата обращения: 07.06.2017).
9. Информационное агентство «Росбалт». URL: http://www.rosbalt.ru/russia/2014/12/22/1351067.html (дата обращения: 02.09.2017).
Поступила в редакцию 18.08.17
K.V. Shuvalova
THE TOURISM INDUSTRY OF TRANSBAIKAL KRAI IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY
In this article, the author considers the current tourism industry of the Transbaikal territory as part of the region's economic system and identifies some features of public-private partnership in the development of the regional economy. The author reveals the role and importance of tourism sector in the development of the region. The main focus is on the indicators that characterize the development of the industry in the region. Statistical data of modern tourism industry in Transbaikal krai, People's Republic of China, provinces Inner Mongolia and Heilongjiang are analyzed. Based on the findings, the author presents a number of conclusions as the socio-economic crisis affected the development of tourism in the region. The key problems of the tourist market at the regional level are considered. The need to study the levels of interest of all market participants is emphasized. The author makes valid conclusions about the directions, options for cooperation between the state and business structures. One of the most functional options for implementing complex projects of public-private partnership is the creation of a special economic zone of a tourist-recreational type. The author proposes functional blocks for regional programs of tourism development. Based on the study, conclusions were
drawn on the key areas of the tourist industry development in the Transbaikal region: the most popular are ecological and medical tourism, which, in turn, have a huge resource base.
Keywords: tourism industry, Transbaikal krai, public-private partnership, region, interaction of market participants, business structures, the market and the state.
Шувалова Ксения Васильевна, аспирант Shuvalova K.V., postgraduate student
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» Baikal State University
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Lenina st., Irkutsk, Russia, 664003
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]