Научная статья на тему 'State and development prospects of medical and recreative tourism in Novosibirsk Region and Guangxi'

State and development prospects of medical and recreative tourism in Novosibirsk Region and Guangxi Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / РОССИЯ / КИТАЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / MEDICAL AND RECREATIVE TOURISM / RUSSIA / CHINA / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Lay Sun, Bobrov L. K.

Data on development of tourism in Russia and People's republic of China is presented. The characteristic of Novosibirsk Region and Guangxi Zhuang Autonomous Region as regions of development of medical and recreative tourism is given. The SWOT analysis results of the mentioned regions are discussed. Key success factors of development of tourism in Novosibirsk Region and Guangxi Zhuang Autonomous Region are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «State and development prospects of medical and recreative tourism in Novosibirsk Region and Guangxi»

УДК 338.48

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОВИНЦИИ ГУАНСИ

Лэй Сунь, Л.К. Бобров

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» e-mail: sunlei@list.ru, bobrov@nsuem.ru

Приводятся данные о развитии туризма в России и Китайской Народной Республике. Дается характеристика Новосибирской области и Гуанси-Чжуанского автономного района КНР как регионов развития лечебно-рекреационного туризма. Обсуждаются результаты сравнительного анализа указанных регионов. Формулируются ключевые факторы успеха развития туризма в НСО и ГЧАР

Ключевые слова: лечебно-рекреационный туризм, Россия, Китай, сравнительный анализ.

STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF MEDICAL AND RECREATIVE TOURISM IN NOVOSIBIRSK REGION AND GUANGXI

Lay Sun, L.K. Bobrov

Novosibirsk State University of Economics and Management e-mail: sunlei@list.ru, bobrov@nsuem.ru

Data on development of tourism in Russia and People's republic of China is presented. The characteristic of Novosibirsk Region and Guangxi Zhuang Autonomous Region as regions of development of medical and recreative tourism is given. The SWOT analysis results of the mentioned regions are discussed. Key success factors of development of tourism in Novosibirsk Region and Guangxi Zhuang Autonomous Region are formulated.

Key words: medical and recreative tourism, Russia, China, SWOT-analysis.

Введение

На современном этапе туристическая отрасль стала одной из наиболее прибыльных и, следовательно, привлекательных - ее доля составляет [1]:

• в объеме мирового валового дохода - около 10%;

• в общем объеме мирового экспорта - 8%;

• в мировом объеме реализации услуг - от 30 до 35%.

Мировой туризм сегодня характеризуется прогрессирующим ростом. Это обусловлено активизацией хозяйственных процессов в сфере туризма, когда страны и регионы отдают приоритет развитию въездного и внутреннего туризма, стремясь увеличить ввоз иностранного капитала и валютных сбережений зарубежных граждан с целью улучшения своего платежного баланса.

В статье исследуется туристический потенциал Новосибирской области Российской Федерации (далее - НСО РФ) и Гуанси-Чжуанский автономный район Китайской Народной Республики (далее - ГЧАР КНР), которые богаты лечебно-рекреационными ресурсами, но не отвечают международным

© Сунь Лэй, Бобров Л.К., 2012

требованиям по развитию въездного туризма. Проанализированы внутренняя и внешняя среда, сложившаяся и желаемая ситуация в развитии лечебно-рекреационного туризма обоих регионов. Представлены предложения по повышению конкурентоспособности въездного лечебно-рекреационного туризма НСО и ГЧАР

Сфера туризма в России и КНР: цифры и факты

Экономическая привлекательность сферы туризма является побудительным фактором интенсивного развития туристической отрасли РФ и КНР! Приведенные ниже данные убедительно показывают, что обе страны прилагают немалые усилия для активизации работ в данном направлении, что и отражают достигнутые положительные результаты.

Табл. 1 и 2 характеризуют состояние выездного и въездного туризма в России1.

Таблица 1

Выездной туризм в России

Страна По данным Росстата в период январь-сентябрь 2011 г. Изменение по данным Росстата в период январь-сентябрь 2011 г. (%) Среднее изменение по показателям туроператоров в 2011 г., (%)

Турция 2 471 039 +14,1% +27%

Китай 1 098 939 +8,9% +5%

Египет 905 623 -39,5% -40%

Финляндия 681 449 +32,4% +15%

Греция 568 226 +58,0% +50%

Испания 563 811 +58,8% +50%

Германия 527 876 +51,2% +30%

Таиланд 514 844 +95,0% +40%

Италия 465 268 +28,6% +15%

Болгария 323 366 +28,4% +20%

Кипр 272 492 +40,5% +20%

Чехия 267 722 +35,2% +25%

ОАЭ 244 051 +32,4% +25%

Украина 225 700 +32,8% +30%

Франция 201 706 +16,3% +15%

Израиль 162 334 +31,4% +25%

Черногория 154 300 +16,1% +10%

Австрия 144 122 +41,8% +20%

Тунис 128 038 -17,9% -25%

Великобритания 118 603 +30,1% +15%

Швейцария 112 130 +18,6% +15%

Хорватия 103 970 +7,6% +30%

По всем странам 11 366 224 +16,2% +20%

1 Источник: аналитическая служба АТОР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. slideshare.net/ATORUS/ator2Q11-new

Таблица 2

Въездной туризм в России

Страна Январь-сентябрь 2010 г. Январь-сентябрь 2011 г. % изменения

Германия 306 261 306 872 0,2

Китай 127 944 195 907 53,1

Соединенные Штаты 145 290 150 683 3,7

Великобритания 145 290 110 152 -24,2

Финляндия 109 789 109 737 0,0

Италия 105 913 107 103 1,1

Испания 79 697 92 277 15,8

Франция 79 714 80 902 1,5

Израиль 47 485 59 358 25,0

Турция 40 862 58 463 43,1

Республика Корея 36 006 41 440 15,1

Япония 35 585 32 050 -9,9

Нидерланды 29 243 31 601 8,1

Канада 28 238 30 683 8,7

Латвия 28 345 26 207 -7,5

Эстония 27 950 25 991 -7,0

Польша 21 343 25 598 19,9

Австрия 25 179 24 535 -2,6

Швеция 18 204 23 030 26,5

Швейцария 20 739 22 784 9,9

Австралия 18 747 22 186 18,3

Норвегия 19 169 19 748 3,0

Всего 1 807 086 1 975 783 9,3

Из табл. 1 видно, что Китай занимает второе место в части въезда российских туристов. В то же время по данным 2010 и 2011 гг. (см. табл. 2) Китай занимает второе место и в перечне стран, туристы которых посетили Россию, причем популярность России стремительно растет - прирост китайских туристов в 2011 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 53,1%. Подтверждением этого могут служить также данные за 2011 г., приведенные в справочнике по туризму и отдыху TOURest (рис. 1, 2)2.

Сравнительная таблица въезда - выезда туристов3 (табл. 3) свидетельствует о том, что в 2011 г. объемы туристических услуг существенно приросли сравнительно с предыдущим годом. При этом отдельные отрицательные результаты связаны с геополитическими событиями и природными катаклизмами в ряде стран (например, Египет и Тунис, а также Япония). Выездной туризм вырос на 15%, т.е. поток туристов увеличился почти на 2 млн человек. Въездной туризм также отражает хорошую положительную тенденцию, он возрос на 9%, и это в четыре с лишним раза превышает соответствующий показатель 2010 г., составлявший 2%.

2 http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011

3 http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011

Выезд российских граждан за рубеж в 2011 г., чел.

Кипр

323 631

Болгария 339 643

Чехия 367 461

ОАЭ 394 581

Франция

Прочие 2 942 537

645 303

Турция

Германия 702 346

Китай 1502 344

Египет 1 452 813

Финляндия 912105

Рис. 1. Выездной туризм в России (по странам)

Въезд иностранных граждан в Россию в 2011 г., чел.

Канада 34 926

Нидерланды 37 874 '

Япония 37 985

Прочие

75 468 "

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Турция 80 754

Франция Испания 94 069 100 770

Германия

1Л6. £Т7

США 69 703

Рис. 2. Въездной туризм в России (по странам)

Таблица 3

Сравнительная таблица въезда - выезда туристов

Сравнительная таблица показателей выезда российских граждан за рубеж с целью туризма за 2010 и 2011 гг. Сравнительная таблица показателей въезда иностранных граждан за рубеж с целью туризма за 2010 и 2011 гг.

№ п/п Страна 2010 г. 2011 г. Изм, % № п/п Страна 2010 г. 2011 г. Изм, %

1 Турция 2 367 560 2 681 662 13 1 Германия 347 214 346 627 0

2 Китай 1 440 364 1 502 344 4 2 Китай 158 061 234 127 48

3 Египет 2 198 320 1 452 813 -34 3 США 162 383 169 763 5

4 Финляндия 709 009 912 105 29 4 Финляндия 139 216 133 630 -4

5 Таиланд 264 046 780 234 195 5 Великобритания 126 454 128 533 2

6 Германия 470 730 702 346 49 6 Италия 122 973 125 062 2

7 Испания 411 438 645 303 57 7 Испания 86 732 100 773 16

8 Греция 386 700 612 464 58 8 Франция 94 282 94 863 1

9 Италия 451 452 571 603 27 9 Турция 56 376 80 754 43

10 ОАЭ 286 856 394 581 38 10 Израиль 58 694 75 468 29

11 Чехия 267 494 367 461 37 11 Корея 42 573 46 991 10

12 Болгария 263 225 339 643 29 12 Япония 42 176 37 985 -10

13 Кипр 234 312 323 631 38 13 Нидерланды 34 907 37 874 8

14 Франция 222 718 267 167 20 14 Канада 31 536 34 926 11

15 Израиль 184 776 225 976 22 15 Латвия 33 796 33 522 -1

16 Австрия 135 536 190 840 41 16 Эстония 34 589 31 255 -10

17 Великобритания 119 783 153 998 29 17 Польша 25 616 29 908 17

18 Швейцария 121 338 148 694 23 18 Австрия 28 290 28 034 -1

19 Тунис 180 080 145 359 -19 19 Швеция 22 061 27 408 24

20 США 85 829 112 213 31 20 Швейцария 23 918 26 277 10

21 Хорватия 99 198 106 447 7 21 Австралия 21 167 24 775 17

22 Латвия 72 644 89 646 23 22 Норвегия 22 527 23 338 4

23 Нидерланды 72 774 89 496 23 23 Литва 22 761 22 114 -3

24 Корея 74 233 74 960 1 24 Греция 18 117 17 060 -6

25 Куба 37 796 57 008 51 25 Чехия 11 457 12 972 13

26 Швеция 25 323 50 359 99 26 Таиланд 7 521 9 402 25

27 Польша 43 018 48 895 14 27 Болгария 6 004 6 800 13

28 Литва 58 142 47 192 -19 28 Венгрия 6 436 6 463 0

29 Венгрия 31 721 43 905 38 29 Румыния 5 192 6 142 18

30 Норвегия 12 805 25 581 100 30 Хорватия 4 348 4 511 4

31 Эстония 11 509 25 079 118 31 Малайзия 3 435 4 249 24

32 Мальта 17 929 20 131 12 32 Словакия 3 421 4 080 19

33 Япония 26 124 13 096 -50 33 Кипр 3 291 4 077 24

34 Иордания 10 204 8 555 -16 34 Филиппины 3 123 2 944 -6

35 Канада 4 898 5 494 12 35 Египет 2 425 2 705 12

36 Словакия 755 1 556 106 36 Куба 1 107 1 572 42

37 Румыния 2 018 1 533 -24 37 Мальта 1 031 1 092 6

38 Иордания 950 967 2

39 Тунис 507 440 -13

40 ОАЭ 304 393 29

Всего по всем странам 12 605 053 14 495 894 15 Всего по всем странам 2 133 869 2 335 977 9

Ситуацию на китайском рынке в части выездного туризма наглядно иллюстрирует рис. 3, а, б, отражающий уверенный рост числа поездок на протяжении 17 лет с 1993 по 2009 г.4

а)

б)

Рис. 3. Динамика выездного туризма в Китае

Объемы въездного туризма наглядно характеризует тот факт, что хотя к концу сентября 2011 г. в КНР было принято на 1% меньше иностранных туристов, чем в 2010 г., но их число составляло внушительную цифру в 100 млн человек, принесших 35 млрд долл. дохода (т.е. на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.). В табл. 4 приводятся данные по приему туристов различными городами и провинциями Китая в 2011 г. в сравнении с 2010 г.5

4 Источники: Pasific Asia Travel Association, China Outbound Tourism Research Institute, http:// www.china-mike.com/china-travel-tips/china-tourism-statistics/

5 По данным сайта http://www.travelchinaguide.com/tourism

При этом в топ-листе стран, лидирующих по числу въездов в Китай с целью туризма, Россия занимает третье место, а по прогнозам Всемирной туристской организации предполагается, что в Китае число иностранных туристов будет ежегодно возрастать на 43 млн чел. в течение ближайших 20 лет и к 2030 г. их количество может достигнуть 1,8 млрд6.

Таблица 4

Прием туристов различными городами и провинциями Китая

№ п/п Провинции и города Доходы от туризма (в сотнях млн долл. США) Рост (%) Прием туристов (в десятках тыс. чел.) Рост (%)

1 Гуандун 100,28 9,30 2747,80 1,0

2 Шанхай 47,44 -4,58 533,39 1,3

3 Пекин 43,57 -2,30 412,51 8,8

4 Цзянсу 40,16 3,50 556,83 2,3

5 Чжэцзян 32,42 6,60 570,64 5,7

6 Фуцзянь 25,99 8,59 312,03 6,4

7 Ляонин 18,56 21,62 293,20 21,2

8 Шаньдун 17,65 26,90 310,04 22,2

9 Тяньцзинь 11,83 18,10 141,02 15,6

10 Юньнань 11,72 16,34 284,49 13,7

11 Шэньси 7,71 16,81 145,08 15,4

12 Хунань 6,73 8,95 130,87 17,9

13 Гуанси 6,43 6,93 209,85 4,4

14 Хэйлунцзян 6,39 -26,58 142,51 -29,0

15 Аньхой 5,66 24,51 156,16 18,2

16 Внутренняя Монголия 5,58 -3,27 128,96 -16,8

17 Чунцин 5,37 19,44 104,81 20,2

18 Хубэй 5,10 15,29 133,46 12,4

19 Хэнань 4,33 15,65 125,85 20,6

20 Шаньси 3,78 25,71 106,78 13,7

21 Хэбэй 3,08 12,36 84,22 12,3

22 Цзянси 2,90 15,12 96,43 20,2

23 Сычуань 2,89 25,42 84,99 21,5

24 Хайнань 2,77 -11,86 55,15 -21,9

25 Цзилинь 2,43 14,90 68,05 10,2

26 Синьцзян 1,37 0,63 35,49 -2,3

27 Гуйчжоу 1,10 -5,58 39,95 1,0

28 Тибет 0,79 152,99 17,49 157,2

29 Цинхай 0,15 52,00 3,61 20,9

30 Ганьсу 0,13 -21,80 6,07 -27,0

31 Нинся 0,04 47,16 1,45 25,3

6 По данным сайта http://www.travelchinaguide.com/tourism/2006statistics/inbound/

Туризм в Новосибирской области и провинции Гуанси

В табл. 5 приведено краткое описание НСО и ГЧАР как туристических регионов Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

Таблица 5

Краткая характеристика НСО и ГЧАР

Новосибирская область Гуанси-Чжуанский автономный район

Расположена в центре России, занимает юго-восточную часть Западной Сибири. Климат континентальный, умеренно холодный. Зима в области продолжительная и холодная, в январе средняя температура составляет -19 оС. Снежный покров устанавливается примерно в первой декаде ноября на 5 мес. Лето длится со второй половины мая до середины сентября. С 10 июня до 15 августа обычно днем выше 20 оС, а ночью не ниже 10 оС. По территории области протекает 430 рек, в том числе одна из крупнейших рек мира - Обь, образуемая при слиянии горных алтайских рек Бия и Катунь и впадающая в Северный Ледовитый океан. Новосибирская область имеет 9 разведанных месторождений минеральных вод. В Новосибирской области зарегистрировано около 50 памятников природы и имеется более двух десятков заказников, область обладает богатыми охотничьими ресурсами, что создает определенный потенциал для развития туризма Расположен на юге Китая, соседствует с провинцией Гуандун и Гонконгом, Макао, Юго-Восточной Азией, граничит с Вьетнамом, площадь территории 230 тыс. кв. км. Северный залив расположен на юге 1уанси, имеет 1595 км морского берега, климат Гуанси относится к субтропическому морскому, средняя годовая температура от 16 до 23 оС, в самом холодном месяце (январе) средняя температура 5,5-15,2 оС. Туристский сезон продолжается круглый год. На пляжах Гуанси много солнечных дней, длина серебряного пляжа Бэйхая 24 км. В Гуанси имеются соответствующие ресурсы для повышения долголетия. Уезд Бама - один из пяти крупнейших «краев долгожителей мира». В связи с секретами долголетия развитие научно-исследовательского туризма по способам укрепления здоровья рассматривается как фактор привлечения въездного потока. Помимо этого в Гуанси имеются достаточные ресурсы для развития этнического и познавательного туризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туризм в провинции Гуанси

Как видно из табл. 4, провинция Гуанси является заметным участником туристического рынка, занимая 13 позицию в списке наиболее значимых провинций и городов Китая, имея годовой доход от туристических услуг в 643 млн долл. и ежегодно принимая более двухсот десятков тысяч туристов.

Управление по делам туризма ГЧАР констатирует прирост (21%) иностранных туристов в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом (общее число человеко-поездок более трех млрд), и это принесло 1 млрд 51,875 млн долл. выручки (на 30,32% больше, чем в 2010 г.). Топ-лист стран по количеству посетивших Гуанси туристов включает соответственно Вьетнам, Малайзию, Республику Корея, США, Францию, Сингапур, Индонезию, Японию, Великобританию и Германию7.

Провинция Гуанси активно устанавливает связи с другими странами, стремясь увеличить приток туристов. В частности, в Гуанси-Чжуанском автономном районе предполагается специально для привлечения российских туристов открыть курортную базу. В результате двухстороннего обсуждения этого вопроса российские и китайские участники выразили намерение создать Бэй-хайскую туристическую компанию, нацеленную на развитие въездного туризма в г. Бэйхай и улучшение туристической инфраструктуры города с тем,

7 По данным сайта http://www.cntv.ru/2012/07/11/ARTI1341974266415785.shtml

чтобы привлекать больше туристов из России и стран ближнего зарубежья8. Фактически это означает намерение развивать такую пока еще недостаточно представительную область российско-китайского сотрудничества, как лечебно-рекреационный туризм.

Одним из важных вопросов развития туризма является подготовка соответствующих кадров. В Китае этому уделяется серьезное внимание. К концу 2009 г. там насчитывалось 1733 колледжа туризма с общим контингентом 952 400 учащихся.

С учетом развития российско-китайского сотрудничества в сфере туризма провинция Гуанси проявляет интерес к российско-китайскому межвузовскому сотрудничеству и международным образовательным программам, имеющимся в российских вузах [1].

Туризм в Новосибирской области

В последние годы Новосибирская область прилагает усилия для развития практически всех видов туризма (в том числе деловой, лечебно-оздоровительный и рекреационный, спортивный, образовательный, научный, сельский, охоту и рыбалку).

Для этих целей имеется 124 гостиницы, 31 база отдыха, более четырех десятков санаториев и курортов, 11 современных горнолыжных комплексов, 26 охотничьих баз и др. (всего свыше 300 туристско-рекреационных объектов).

Однако по данным Национального рейтингового агентства «Эксперт РА», в Новосибирской области наметилась отрицательная тенденция как по инвестиционной привлекательности (в рейтинге субъектов РФ область занимала 19-е место в 2009 г., тогда как в 2007 г. - 17-е), так и по туристическому потенциалу (46-е место в 2007 г. и 29-е в 2005 г.)9.

Особо следует отметить то, что из 240 новосибирских туристических фирм только примерно четверть занимается въездным туризмом, в то время как внутренним туризмом занимается около 80% фирм, и все 100% заняты выездным туризмом10.

С целью исправления данного положения в 2011 г. Правительство Новосибирской области приняло долгосрочную целевую программу развития туризма на 2012-2016 гг. [7]. В программе констатируется, что развитие туризма в Новосибирской области сдерживают такие факторы, как недостаточно активное оформление земель и закрепление за ними статуса земель рекреационного назначения, слабое развитие инженерной инфраструктуры, слабая поддержка туристского бизнеса органами местного самоуправления и др., а также слабое продвижение туристского потенциала Новосибирской области (в том числе через использование индустрии баз данных [2] и ресурсов Интернет).

Программа ориентирована на использование программно-целевого подхода, в рамках которого предполагается создать условия для развития сети туристско-рекреационных объектов, стимулировать инвестиционную активность, а также построить систему информирования туристско-рекреационно-го потенциала Новосибирской области.

8 По данным сайта http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2008-08/28/content_706422.htm

9 http://www.rg.ru/2011/11/17/novosib-prog-turizm-reg-dok.html

10 По данным сайта http://nprospekt.ru/razvitie-turizma-v-novosibirskoj-oblasti-page-55.html

Лечебно-рекреационный туризм в НСО и ГЧАР: SWOT-анализ

Для более тщательного исследования развития лечебно-рекреационного туризма НСО и ГЧАР воспользуемся инструментарием SWOT-анализа, позволяющим строить стратегию развития с учетом внутренних возможностей территории (ее сильные и слабые стороны) и внешней ситуации, находящей отражение в возможностях и угрозах (табл. 6).

Таблица 6

SWOT-анализ НСО РФ и ГЧАР КНР

Категории НСО РФ ГЧАР КНР

1 2 3

Сильные стороны 1. Хороший природный и ресурсный потенциал. 2. Статус центра Сибирского федерального округа (СФО) и развитая институциональная структура федеральных и региональных государственных органов. 3. Близость к государствам азиатского континента. 4. Наличие пригородных рекреационных зон. 5. Наличие достаточного количества водных ресурсов высокого качества. 6. Высокий научно-образовательный уровень населения. 7. Самобытное культурно-историческое наследие. 8. Развитая научно-инновационная инфраструктура. 9. Наличие ряда передовых медицинских технологий, предприятий разработки и производства лекарственных средств. 10. Высококвалифицированные кадры в области информатики и программирования. 11. Поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях. 12. Положительная динамика потока туристов (в том числе наличие внутреннего спроса). 13. Хорошая транспортная доступность г. Новосибирска. 14. Наличие развитых международных и внутригосударственных связей. 15. Наличие федеральных и областных стимулирующих программ. 16. Разнообразие флоры и фауны 1. Удачное географическое расположение, близость к государствам Юго-Восточной Азии. 2. Благоприятный климат. 3. Экзотическая природа. 4. Богатейшее историческое наследие. 5. Большое количество культурно-исторических памятников. 6. Наличие рекреационных ресурсов (море, пляж, побережья, реки и горы, водопады, парки). 7. Эффективность традиционной чжуанской медицины. 8. Уникальная самобытная культура и национальные традиции. 9. Поддержка программ развития туризма на государственном уровне. 10. Растущий из года в год поток туристов (в том числе наличие внутреннего спроса). 11. Хорошая транспортная доступность. 12. Наличие развитых международных и внутригосударственных связей. 13. Наличие федеральных и областных стимулирующих программ. 14. Помощь международных организаций

Слабые стороны 1. Удаленное положение относительно важных центров России, Европы и мира. 2. Ярко выраженная сезонность. 3. Недостаточно высокая квалификация персонала в туристической сфере. 4. Отсутствие высококлассных гостиниц и другой современной инфраструктуры. 5. Отсутствие единых стандартов обслуживания. 6. Дороговизна размещения и сервиса при их общем невысоком уровне. 7. Высокие транспортные тарифы. 8. Недостаточная подготовленность многих потенциально привлекательных туристических объектов для приема иностранных туристов и нехватка инвестиций. 1. Недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры. 2. Недостаточная развитость системы коммуникаций (связь, транспорт и др.). 3. Нехватка прямых международных рейсов в направлении России. 4. Недостаточный уровень образования, культуры обслуживания, квалификации персонала в туристической сфере. 5. Слабая информированность иностранных туристов, в частности русских, о туристских ресурсах ГЧАР.

Окончание табл. 6

1 2 3

Слабые стороны 9. Нехватка прямых международных рейсов. 10. Слабая информированность иностранных туристов, в частности китайских, о туристических ресурсах региона. 11. Низкая конкурентоспособность лечебно-рекреационного туризма на внутреннем и внешнем рынках. 12. Недостаточно активное и целенаправленное проведение охранных мероприятий для объектов культурного наследия. 13. Слабая поддержка туристского бизнеса органами местного самоуправления. 14. Недостаточно активное оформление земель и закрепление за ними статуса земель рекреационного назначения 6. Низкая конкурентоспособность лечебно-рекреационного туризма на внутреннем и внешнем рынках. 7. Невысокий уровень менеджмента. 8. Низкие доходы на душу населения. 9. Слабое проведение охранных мероприятий для объектов культурного наследия. 10. Низкий уровень бюджетной обеспеченности для освоения лечебно-рекреационных ресурсов. 11. Недостаточный ассортимент лечебно-рекреационных услуг. 12. Нехватка инвестиций

Возможности 1. Развитие разносторонних видов туризма. 2. Строительство и ввод в эксплуатацию новых горно-лыжных трасс. 3. Использование статуса Новосибирска как центра СФО для привлечения инвесторов. 4. Эффективное использование геополитического и географического положения города. 5. Доведение уровня туристского обслуживания до международных стандартов. 6. Формирование благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере туризма. 7. Финансовая поддержка туризма со стороны государства и правительства области. 8. Стимулирование интереса сетей мировых и российских гостиниц. 9. Рост финансовых доходов населения и увеличение платежеспособного спроса. 10. Развитие сотрудничества с другими регионами РФ и международного сотрудничества. 11. Внедрение инновационного менеджмента в туристической индустрии. 12. Использование высокого научного, образовательного и инновационного потенциала для развития научного и образовательного туризма. 13. Формирование эффективной экологической инфраструктуры 1. Быстрый рост экономики района. 2. Рост интереса к району со стороны иностранных туристов. 3. Заинтересованность госаппарата в поддержке быстрого темпа роста отрасли туризма. 4. Использование географического положения для привлечения иностранных инвесторов. 5. Стабильное улучшение социально-экономического положения района. 6. Рост частного сектора, задействованного в туризме. 7. Восстановление и реконструкция основных достопримечательностей с помощью международных организаций. 8. Заинтересованность соседних государств в реализации совместных проектов в области туризма. 9. Стимулирование интереса сетей мировых и российских гостиниц. 10. Рост финансовых доходов населения и увеличение платежеспособного спроса. 11. Развитие геронтологического лечебного-рекреационного туризма. 12. Расширение сфер китайско-российского сотрудничества

Угрозы 1. Продолжение спада численности населения. 2. Экологические проблемы. 3. Угроза существованию объектов культурного наследия из-за бурного роста объемов строительства на объектах туристической инфраструктуры без проведения охранных мероприятий. 4. Истощение природных ресурсов. 5. Сокращение зеленого фонда. 6. Несоответствие транспортной инфраструктуры растущим потребностям автомобилизации. 7. Большое количество сильных конкурентов из других регионов Сибири. 8. Дальнейший вывоз туристами денежных средств за рубеж в связи с отсутствием туристского продукта высокого качества в Новосибирской области 1. Занятие иностранным капиталом основных экономических ниш рынка туристических услуг района. 2. Рост расходов на ведение и развитие туристического бизнеса. 3. Рост инфляции. 4. Экологические проблемы. 5. Угроза существованию объектов культурного наследия из-за бурного роста объемов строительства на объектах туристической инфраструктуры без проведения охранных мероприятий. 6. Истощение природных ресурсов. 7. Появление большого количества конкурентов

На основании проведенного анализа можно констатировать, что исследуемые регионы имеют хорошие перспективы в плане развития туризма. При этом в обоих регионах существуют благоприятные предпосылки для активизации лечебно-рекреационного туризма. Новосибирская область и Гуанси-Чжуанский автономный район обладают необходимыми рекреационными ресурсами (в частности, это бальнеологические ресурсы и лечебные грязи уникального состава, минеральные воды НСО и традиционные Чжуанские лечебные средства) для интенсивного развития лечебно-оздоровительного туризма. В соответствии с этим одним из приоритетных направлений развития экономики НСО и ГЧАР должна быть санаторно-курортная рекреация.

В Новосибирской области и ее ближнем окружении также имеются ресурсы для развития спортивного туризма (есть места, где можно заняться альпинизмом и скалолазанием, пройти на плотах по горным рекам и др.), а в Гуанси имеются ресурсы для развития морского и речного туризма. Наличие в Новосибирске и провинции Гуанси крупных вузов, научно-исследовательских организаций и технопарков как основы инновационной инфраструктуры [6] создает благоприятные предпосылки для активного научного и образовательного туризма. Дополнительным направлением и источником доходов обоих регионов может служить также развитие делового, этнического и событийного туризма.

В то же время рассмотрение слабых сторон и угроз отчетливо показывает, что развитие лечебно-рекреационного туризма как в Новосибирской области, так и в Гуанси-Чжуанском автономном районе КНР сопряжено с рисками невостребованности туристических продуктов ввиду высокой конкуренции, а также требует преодоления серьезных проблем политического, экономического и организационного характера. Задачи управления рисками каждая из сторон может решать самостоятельно, используя уже имеющиеся инструментальные наработки [3, 4], а решение отмеченных проблем сторонам целесообразно проводить, используя преимущества международной кооперации и партнерства.

Выводы

Поддержка туриндустрии со стороны государств и регионов, наличие стимулирующих программ могут содействовать активному развитию лечебно-рекреационного туризма и формированию качественного ассортимента туристских услуг обоих регионов. В то же время разработка соответствующих региональных целевых программ должна вестись исходя из сильных сторон и возможностей с обязательным учетом слабостей, рисков и возможных угроз развитию туризма.

Ключевыми факторами успеха стратегического развития лечебно-рекреационного туризма в Новосибирской области и Гуанси-Чжуанском автономном районе являются:

• сохранение и развитие уникальных особенностей регионов в долгосрочной перспективе;

• развитие лечебно-оздоровительной инфраструктуры и системы информационных и транспортных коммуникаций НСО и ГЧАР;

• стимулирование инвестиций в туристическую отрасль обоих регионов;

• согласованная подготовка высококвалифицированных кадров для сферы туризма, совершенствование и развитие системы непрерывного и дополнительного образования;

• развитие инновационных подходов к управлению лечебно-рекреационным туризмом, внедрение и совершенствование системы оценки и мониторинга качества туристических услуг обоих регионов;

• интенсификация интеграционных процессов в деле развития лечебно-рекреационного туризма НСО и ГЧАР с целью расширения экспорта туристских услуг, ребрендинга и взаимного продвижения туристского потенциала сторон.

Литература

1. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 49-56.

2. Бобров Л.К. Мировая индустрия онлайновых баз данных // Вычислительные технологии. 1997. Т. 2. № 3. С.7-24.

3. БобровЛ.К., Рыжков О.Ю. Расчет страхового тарифа на основе обобщенного актуарного базиса с учетом деления риска // Вестник НГУЭУ 2012. № 1. С. 188-196.

4. БобровЛ.К., Щеглов Ю.А. Учет рисков при выборе стратегий управления информационными продуктами и услугами // Вестник НГУЭУ. 2012. № 2. С. 233-243.

5. Крюкова Е.В. Оценка возможностей межрегиональных туристских проектов и их влияние на развитие внутреннего туризма // Туризм и рекреация: иновации и ГИС-технологии: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 13-25 мая 2010 г.). Астрахань, 2010. С. 8.

6. Шокин Ю.И., Гришняков Б.Ю., Бобров Л.К. Технопарк «Новосибирск» как звено инновационной инфраструктуры региона // Вестник НГУЭУ. 2012. № 2. С. 10-20.

7. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Новосибирской области на 2012-2016 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/20l1/11/17/novosib-prog-turizm-reg-dok.html

Bibliography

1. Bobrov L.K. V kontekste internacionalizacii obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 9. P 49-56.

2. BobrovL.K. Mirovaja industrija onlajnovyh baz dannyh // Vychislitel'nye tehnologii. 1997 T. 2. № 3. P. 7-24.

3. Bobrov L.K., Ryzhkov O.Ju. Raschet strahovogo tarifa na osnove obobwennogo aktuar-nogo bazisa s uchetom delenija riska // Vestnik NGUJeU. 2012. № 1. P 188-196.

4. Bobrov L.K., Weglov Ju.A. Uchet riskov pri vybore strategij upravlenija informacionnymi produktami i uslugami // Vestnik NGUJeU. 2012. № 2. P 233-243.

5. Krjukova E.V. Ocenka vozmozhnostej mezhregional'nyh turistskih proektov i ih vlijanie na razvitie vnutrennego turizma // Turizm i rekreacija: inovacii i GIS-tehnologii: materialy III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Astrahan', 13-25 maja 2010 g.). Astrahan', 2010. P 8.

6. Shokin Ju.I., Grishnjakov B.Ju., Bobrov L.K. Tehnopark «Novosibirsk» kak zveno innova-cionnoj infrastruktury regiona // Vestnik NGUJeU. 2012. № 2. P 10-20.

7. Dolgosrochnaja celevaja programma «Razvitie turizma v Novosibirskoj oblasti na 20122016 gody». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rg.ru/2011/11/17/novosib-prog-turizm-reg-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.