Научная статья на тему 'Туристический рынок Китая: перспективы и уроки для России'

Туристический рынок Китая: перспективы и уроки для России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
807
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Блинова Е.А.

В статье приводится характеристика и динамика развития туристического рынка КНР, дается анализ аспектов развития выездного туризма в КНР, актуальных для российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the profile and dynamics of the development of Chinese travel market, the analysis of the outgoing tourism in the country which is acute for Russia too.

Текст научной работы на тему «Туристический рынок Китая: перспективы и уроки для России»

2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

3. Лесопромышленный комплекс России ХХ1 в.: Материалы VI форума. 12-16 октября. СПб., 2005.

4. Малинецкий Г. Г. Сценарии, стратегические риски, информационные технологии // Информационные технологии и вычислительные системы. 2002. № 4.

5. Подоляк И. В., Сараев В. Н. Системно-сценарный метод // Вестник Кузбасского государственного университета. 2001. № 1.

6. Подоляк И. В., Сараев В. Н. Опыт сценарного программирования процессов глобализации // Экономические стратегии. 2004. № 2.

Е. А. Блинова

ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК КИТАЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

В статье приводится характеристика и динамика развития

туристического рынка КНР, дается анализ аспектов развития

выездного туризма в КНР, актуальных для российского рынка.

Китайский туристический рынок - один из самых молодых. Несмотря на то, что его история насчитывает всего двадцать лет, прогнозы развития выездного туризма в КНР на данный момент самые оптимистичные. С учетом его значительных объемов и перспектив развития для России данный рынок особенно интересен.

Путешествия с целью туризма и отдыха начали осуществляться гражданами КНР позже, чем в большинстве стран - активных участников международного туризма. Долгое время путешествия с целью туризма и отдыха рассматривались китайскими властями как опасное буржуазное проявление и жестко регламентировались государством. Фактически почти все зарубежные путешествия в период до 1978 г. осуществлялись гражданами КНР в служебных целях и рассматривались как составная часть дипломатической и иной, связанной с внешней политикой деятельности.

После 1978 г. КНР вовлекается в международный туризм при огромной поддержке и энтузиазме со стороны населения, который поначалу сдерживался государством, опасавшимся проникновения в КНР вредных идей Запада. Провозглашенная руководством КНР «политика реформ и открытости» предполагала развитие туризма в первую очередь как источника поступления иностранной валюты, необходимой для финансирования реформ. В связи с этим государством делался упор на развитие въездного туризма. Внутренний туризм почти с самого начала «политики открытости» рассматривался руководством КНР как эффективное средство борьбы с дефляцией за счет стимулирования расходов граждан [1. С. 70-86].

После провозглашения в КНР «политики открытости» постепенно начал развиваться выездной туризм. На первом этапе в КНР были разрешены частные зарубежные поездки китайских граждан к родственникам и друзьям в Гонконг и Макао и некоторые страны Южной Азии. Эти поездки способствовали укреплению связей с этническими китайцами за рубежом. До 1990 г. частные поездки, не связанные с посещением родственников и друзей, не были официально одобрены китайским руководством. Продемонстрированная новой городской элитой, сформировавшейся в КНР в ходе реформ, потребность в зарубежных путешествиях, а также в расширении международных торговых и экономических контактов на частном уровне, подтолкнула китайское правительство предоставить более широкие возможности для частных поездок китайских граждан за рубеж.

Тем не менее лишь с начала ХХ1 столетия количество выездных туристов из КНР составило 1% от населения страны, а к 2005 г. - уже 31 млн. человек. Из них 10 млн. могут считаться выездными туристами в прямом смысле этого слова. Остальные путешественники посещали Гонконг и Макао, фактически являющиеся территорией КНР. Из этих 10 млн. значительная доля туристов выезжала в такие близлежащие к КНР страны, как Бирма, Тайланд и Вьетнам, а также другие страны Азии.

По прогнозам Всемирной туристской организации, количество международных путешественников из КНР к 2020 г. составит не менее 100 млн. Из них туристы, выбравшие страны дальнего зарубежья (для КНР - страны Америки, Европы, Африки, Ближнего Востока и удаленных стран Азии), составят не менее 40 млн. По мнению многих исследователей [1. С. 70-86], в случае стабильного развития и отсутствия серьезных катастроф эта цифра может быть значительно больше прогнозируемой.

Важность выездного туризма для КНР будет возрастать по мере развития экономики страны. Причина кроется в особой роли выездного туризма, который в переходной экономике способствует трансформации общества, процессу приобщения к мировым культурным, экономическим и техническим достижениям.

Если выездной туризм как явление применительно к Китаю существовал тысячелетия, то о массовом выездном туризме КНР можно говорить, лишь рассматривая два последних десятилетия (в период с 1949 по 1978 г. в Китае массовый выездной туризм отсутствовал).

Массовый туризм как новая форма мобильности (зародился во второй половине ХХ в. в бывших колониальных империях Европы и Америки), в отличие от элитарного туризма, существовавшего испокон веков, оказывает значительное влияние на экономики стран. В Китай массовый туризм как социальное и экономическое явление приходит лишь в начале ХХ1 в. В эпоху глобализации, которой свойственны такие феномены, как мобильность и стандартизация, затрагивающие практически каждое общество, туризм приобретает новое свойство, становясь явлением двустороннего движения. Старое представление о направленности выездного туризма из более развитых стран в менее развитые уступает место понятию двустороннего движения. Уже четверть международных туристов в мире [2] являются гражданами стран, которые ра-

нее практически не направляли туристов за рубеж. Этот феномен в полной мере относится и к современному Китаю.

Китайский выездной туризм

Развитие китайского выездного туризма представляет собой многосторонний феномен, который требует для своего изучения междисциплинарного подхода (социологический, экономический, антропологический, географический, семиотический, кросс-культурный и др.). Политические аспекты развития туризма также важно учитывать при рассмотрении феномена китайского выездного туризма. Формирование выездного туризма в КНР обусловливают два основных фактора: с одной стороны, спрос на туристические, в том числе зарубежные, поездки в КНР со стороны населения, а также других государств, а с другой - политические и экономические интересы руководства страны в преломлении к международному туризму. Эти два фактора, две движущие силы китайского выездного туризма взаимодействуют между собой достаточно сложным образом.

Рассмотрим историю этого взаимодействия. Китайское правительство после 1978 г. начинает поэтапное и постепенное развитие международного туризма, разделив пошагово его развитие на несколько этапов.

Первый этап (1978-1990) предполагал сделать акцент в первую очередь на развитие и стимулирование въездного туризма как источника иностранной валюты.

Следующим этапом (1990-2002) стало предоставление возможностей гражданам КНР посещать родственников в ближнем зарубежье с целью укрепления связей с этническими китайцами за рубежом (хуацяо). Этот этап также имел определенные экономические цели, поставленные китайским руководством, а именно укрепление экономических связей с зарубежьем, а главное, расширение возможностей по привлечению инвестиций в китайскую экономику от хуацяо.

Лишь на третьем этапе (с 2002 г. по настоящее время) китайские граждане начинают посещать дальнее зарубежье в составе туристических групп. Этот вид туризма, потребность в котором у жителей КНР возникла значительно раньше, долго сдерживался китайским руководством, опасающимся тлетворного влияния Запада. Мотивационную структуру китайского выездного туризма имеет смысл рассматривать отдельно как феномен взаимодействия потребностей платежеспособного населения и достаточно серьезных интересов государства.

Как въездной, так и выездной туризм КНР в основном сконцентрирован в прибрежных зонах: провинции, муниципальные образования и автономные области Ляонин, Хэбей, Пекин, Тяньцзинь, Шаньдун, Цзянсу, Шанхай, Чжец-зян, Фуцзщянь, Гуандун, Гуанси, Хайнань (перечислены с севера на юг). Здесь проживает 41% населения КНР, которое обладает наибольшим платежеспособным спросом. Самые важные «поставщики» туристов, выезжающих из КНР, - это Пекин, Шанхай и провинция Гуандун. Поездки, финансируемые государственными и частными компаниями, составляют по официальной статистике 5,89 млн. человек - 19% от общего числа выездных туристов (данные

Китайской национальной туристической администрации за 2006 г.), а частные поездки и поездки с целью отдыха - 25,14 млн. человек (81% от общего числа поездок) [4. С. 66-72].

В настоящий момент лишь малая часть населения КНР обладает достаточной для путешествий за рубеж платежеспособностью. Потенциальное число граждан КНР, способных позволить себе поездку в дальнее зарубежье (кроме Гонконга, Макао и специальных экономических зон), по данным исследователей международного туризма, находится в пределах от 50 млн. до 80 млн. человек [4. С. 66-72]. Эти цифры составляют менее 10% населения КНР (более 1,3 млрд. человек). В абсолютных значениях эти числа очень весомы для участников рынка принимающего туризма. Уже в 2004 г. более 28 млн. китайских туристов выехало за рубеж. В 2005 г. эта цифра составила 31 млн. человек (на 7,5% больше, чем в предшествующем году). Из них 19% (5,8 млн. человек) составляют поездки, финансируемые государственными и частными компаниями, и 81% (25,14 млн. человек) финансируются частными лицами и являются поездками с целью отдыха. В 2006 г. число выехавших за рубеж превысило 35 млн. человек.

Большинство исследований китайского туризма в основном фокусируются на въездном туризме в КНР. Следует отметить малую исследованность темы китайского выездного туризма как в китайской, так и в западной и российской литературе. Причинами этого являются краткая история существования китайского выездного туризма как массового явления, а также политика китайского руководства, активно стимулирующего въездной туризм в КНР и сдерживавшего до последнего времени выездной туризм.

Начиная с 1997 г. государственное регулирование выездного туризма было несколько ослаблено, что привело к некоторой либерализации этого рынка. В 1995 г. вводится система так называемого «статуса одобренных стран выезда». В 1997 г. публикуются Предписанные нормы управления выездным туризмом за счет собственных средств граждан. Упрощается система выдачи зарубежных паспортов, обмена валюты, получения виз для китайских граждан. С 2003 г. все больше стран открывают свои двери для туристических групп из КНР.

Выездной туризм из КНР в РФ

Российско-китайский групповой туризм начал активно развиваться с конца 1980-х гг. В 1988 г. была достигнута договоренность об обмене туристических групп из приграничного города Хейхэ (провинция Хейлунцзян) с туристическими группами из Благовещенска. Обмен производился на так называемой бартерной основе. Туристы оплачивали тур, включающий проживание, питание, экскурсионные услуги, транспорт и наценку, формирующую прибыль направляющего агентства. Принимающая сторона также получала средства с граждан своей страны. Тур имел продолжительность один день. Эти первые туристы фактически совмещали так называемый шопинг-туризм с осмотром достопримечательностей (познавательным туризмом). В первый год такого «бартерного туризма» количество туристов, выехавших в Россию, составило 520 человек, а в 1992 г. - через пять лет - уже 49000 человек.

С 1989 г. «бартерные туры» продолжительностью от 4 до 7 дней стали реализовываться между Хабаровском и Харбином. В 1990 г. начались бартерные обмены туристами между Владивостоком и Цицихаром. После распада СССР бартерные обмены постепенно сошли на нет.

С 1995 г. в КНР вводится система так называемых «стран, одобренных для посещения» с целью туризма (далее СОП) для регулирования выездного туризма со стороны государства. Выездной групповой туризм осуществляется в соответствии с этой системой только в страны, входящие в «одобренный» список и подписавшие соответствующие соглашения с КНР. Туристы могут путешествовать в составе групп, которые получают визы в упрощенном порядке (так называемая групповая виза), а также имеют облегченные возможности для получения паспорта и обмена валюты. Туры в страны, не включенные в такой список, туристические агентства в КНР не могут рекламировать.

Россия вошла в список СОП в 2002 г. В связи с этим в Китае разрешение на оформление групповых туров в РФ получили около 700 туристических компаний. Это способствовало активизации выездного туризма из КНР в Россию, особенно в Москву и Санкт-Петербург. Большинство европейских стран вошло в такой список двумя годами позже (2003-2004 гг., Великобритания -2005 г.). С момента подписания данных соглашений европейскими странами поток туристов в Европу стал возрастать более высокими темпами в сравнении с РФ.

В 2007 г. в основных городах (центрах приема китайских туристов в европейской части РФ - Москве и Санкт-Петербурге) насчитывается более 100 фирм, заявивших о своем желании оказывать визовую поддержку групповым туристам из КНР.

В соответствии с новыми требованиями законодательства о туризме, введенными в РФ с 2007 г., для рецептивных туроператоров предусмотрено условие о предоставлении банковской гарантии в размере 5 млн. рублей. Это однозначно делает затруднительным участие малых и средних туристических фирм в процессе обслуживания китайских въездных туристов. Данное нововведение может повлиять на качество обслуживания китайских туристов в РФ как в сторону повышения качества услуг с одновременным повышением цен на туры, так и в сторону ухудшения качества при той же цене. Если раньше небольшие туристические компании активно участвовали в обслуживании китайских групп на территории Москвы и Санкт-Петербурга в так называемый «высокий сезон», предоставляя гибкий сервис при невысоких ценах, то теперь они могут предоставлять лишь частичные услуги китайским въездным туристам, которые будут прибывать в Москву и Санкт-Петербург через крупные компании или гостиницы, способные предоставить банковскую гарантию и соответственно визовую поддержку. (В соответствии с новыми требованиями Ростуризма операторы по приему, желающие получить право визовой поддержки китайских туристических групп, должны, как минимум, обладать возможностью предоставления банковской гарантии.) Данные нововведения также могут привести к увеличению числа китайских, в том числе и небольших, фирм, а также китайских частных предпринимателей, участвующих в обслуживании китайских туристов на территории РФ.

Привлечение и удержание китайских туристов на туристическом рынке России требует пристального изучения особенностей спроса и предложения для китайского потребителя российского туристического продукта, специфики и механизмов его формирования, что при малой изученности темы выездного туризма из КНР в Россию представляет большой научный и практический интерес.

Список литературы

1. Чжан Гуанжуй, Вей Сяоань, Лю Децянь. Зеленая книга китайского туризма. Вып. 4. Пекин: Академическое изд-во гуманитарных наук, 2006.

2. China National Tourism Administration // China Tourism Almanac Beijing, 2007.

3. The Economist Intelligence Unit Limited, 2006.

4. Wang Jinjun, Liang Zhi. Proceedings of the Second International Forum on Chinese Outbound Tourism. Beijing, 2005.

5. The Economist. 2006. 22 June.

Канд. техн. наук А. В. Рыжакова Е. П. Медведева

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СЕНСОРНОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА КОНФЕТ

На основе дескриптивного анализа предлагается новый подход к комплексной качественной оценке состояния конфетных изделий в процессе их товародвижения.

На современном этапе развития кондитерской промышленности оценка органолептических характеристик изделий, в том числе и конфетных, приобретает особую значимость для потребителя и должна стать частью системы управления качеством данной продукции.

Органолептические показатели, приведенные в ГОСТе 4570 - 93 «Конфеты. Общие технические условия», можно рассматривать как систему ориентиров, которая позволяет быстро определить требуемые показатели качества конфет. Однако действующая нормативная документация не позволяет оценить ряд значимых сенсорных аспектов и дать объективное заключение о продукте. Важно отметить, что ГОСТ не учитывает такие показатели качества, как структура и консистенция конфет, хотя они связаны с процессами, приводящими к порче изделий. Поэтому нами разработана программа сенсорного качества конфетных изделий, в основную часть которой входит обеспечение стабильности органолептических характеристик на протяжении всего жизненного цикла продукта. Программа состоит из следующих этапов: определение критериев сенсорного контроля; структурирование атрибутов сенсорного качества конфетных изделий; определение взаимосвязей между изменчивостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.