Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития туризма в Новосибирской области'

Проблемы и перспективы развития туризма в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2093
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / RECREATION-TOURISM CLUSTER / ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД / PROGRAM APPROACH / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / COMPETITIVENESS ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дутова Т.И.

В статье рассматриваются вопросы рационального использования рекреационно-туристического потенциала Новосибирской области, дана краткая характеристика рынка туристических услуг. Обосновывается необходимость совершенствования управления развитием туристического бизнеса, а также разработки программ развития туризма в муниципальных образованиях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues of a recreation-tourism potential of the Novosibirsk province rational utilization are discussed in the article. The author briefly characterizes a tourism services market, grounds a necessity to develop a management of tourism development business and designing tourism development programmers in municipalities.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития туризма в Новосибирской области»

В статье рассматриваются вопросы рационального использования рекреационно-туристического потенциала Новосибирской области, дана краткая характеристика рынка туристических услуг. Обосновывается необходимость совершенствования управления развитием туристического бизнеса, а также разработки программ развития туризма в муниципальных образованиях.

Ключееые слова: конкурентные преимущества, туристско-рекреационный кластер, программный подход, государственно-частное партнерство

Проблемы и перспективы развития туризма в Новосибирской области

Т. И. ДУТОВА,

генеральный директор ООО «Капитан Грант», Новосибирск

E-mail: dutova@capgrant.ru

Ориентация на туризм

Новой тенденцией в развитии субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований является отход от ориентации исключительно на промышленное развитие. Ландшафты, бальнеологические свойства территории становятся самостоятельной ценностью, а рациональное использование земель и площадок - одним из реальных эффективных инструментов муниципального управления*.

В марте 2008 г. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами представило на выставку «Интурмаркет» «великолепную семерку» новых туристско-рекреационных зон и курортных проектов. Проекты отбирались на конкурсной основе в 2007 г.; в тендере участвовали 26 субъектов РФ. Победителями стали: «Новая Анапа» (Краснодарский край), «Гранд Спа Юуа» (Ставропольский край), «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Куршская коса» (Калининградская область), «Байкал» (Республика Бурятия), «Байкал» (Иркутская область). Каждая зона должна служить моделью развития по специализированным направлениям:

• «Новая Анапа», «Куршская коса» - пляжный отдых;

• «Гранд Спа Юуа» - экотуризм и санаторно-курортный отдых на базе термальных источников;

• «Бирюзовая Катунь», «Алтайская долина», «Байкал» - экотуризм.

По замыслу, эти туристско-рекреационные зоны станут полноценными современными курортами, поэтому их можно продвигать как популярные бренды не только на внутреннем, но и на международном рынке туристских услуг.

Туризм и рекреация в Новосибирской области

Большие неиспользованные ресурсы Новосибирской области связаны с наличием привлекательного потенциала туристско-рекреационных ресурсов, представленных как природно-климатическими условиями, так и уже имеющейся инфраструктурой, обеспечивающей лечебно-оздоровительные услуги, возможности для отдыха и досуга. Поэтому важнейшим направлением

* Вопросы развития туризма в России и ее регионах уже обсуждались на страницах «ЭКО» (см., например: ШарафутдиновВ. Н. Сочинская олимпиада в реалии мирового туризма? - ЭКО. - 2008. - №9; Протопопова Ю. Б. Развитие туризма в Сибири. - ЭКО. - 2007. - №45).

социально-экономического развития области в долгосрочной перспективе должно стать формирование новой индустрии отдыха, спорта и досуга, отвечающей мировым стандартам и требованиям научно-технического прогресса.

Несмотря на значительные усилия, предпринятые в последние годы для развития сферы отдыха и развлечений (реконструкция театра оперы и балета, открытие биатлонного стадиона, развитие сети спортивных комплексов в районах области, способствующих закреплению здесь молодого населения, и т. д.), в целом этот сегмент социальной сферы Новосибирской области пока не отвечает требованиям времени. Развитие культуры, спорта и отдыха - необходимая компонента комфортной и достойной жизни жителей региона - должно быть приравнено к приоритетам других национальных проектов и рассматриваться как одно из важнейших направлений повышения инвестиционной и социальной привлекательности области.

Эти сферы необходимо развивать в жесткой увязке с другими направлениями стратегического развития области, используя механизмы брендирования наиболее значимых направлений. В процессе развития туристско-рекреационно-го бизнеса важно использовать механизмы сетевого, кластерного развития, когда каждый из составных элементов усиливает привлекательность всего бизнеса.

Современное состояние развития туристско-рекреационно-го бизнеса в Новосибирской области показано в таблице.

Многие муниципальные образования Новосибирской области, оценив свои конкурентные преимущества, делают ставку на формирование туристско-рекреационных кластеров.

В Маслянинском районе, обладающем исключительно благоприятными условиями для развития горнолыжного спорта, построен крупный комплекс «Юрманка». Успешно реализуется ряд агропромышленных проектов, которые в совокупности увеличивают возможность формирования в районе современного горнолыжного курорта.

В Чановском районе на базе подземных источников лечебных вод на протяжении многих лет действует курорт «Карачи»; существуют объективные предпосылки для его превращения в современный курорт как минимум российского значения. То же самое относится к Доволенскому и Краснозерскому районам.

В Колыванском районе предпосылки развития туризма связаны с наличием большого количества исторических памятников, старинной деревянной архитектуры, женского монастыря, природных ландшафтов.

Основные показатели развития туристского рынка Новосибирской области (НСО) в 2001—2008 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество выехавших туристов, тыс. чел. 88,4 91,4 93,1 101,4 120,6 134,9 168,6 180,0

Количество туристов, посетивших НСО, тыс. чел. 27,5 27,7 29,6 29,6 66,8 92,1 164,1 175,0

Количество местных жителей, отдохнувших на территории НСО, тыс. чел. 17,2 16,8 17,9 19,7 2,1 2,2 2,4 2,2

Туристский оборот, тыс. чел. 133,0 135,9 142,3 150,7 1,6 1,7 1,9 1,7

Въездной поток, % 20,6 20,4 21,0 19,7 19,5 19,8 20,2 18,9

Выездной поток, % 66,5 67,3 66,3 67,3 67,9 68,4 69,5 67,9

Внутренний поток, % 12,9 12,4 12,7 13,0 13,8 14,3 14,7 13,9

Для привлечения туристов в области оборудуются пруды для ловли форели, разрабатываются маршруты для сплава на байдарках и надувных плотах, создаются полигоны для скалолазания, спуска на горных велосипедах, пешеходные и конные туристские тропы.

Новосибирск был хорошо подготовлен к полному солнечному затмению в августе 2008 г.: для жителей области и приезжих было оборудовано 16 площадок, установлено более 100 телескопов. В город прибыли 3 тыс. иностранных и 10 тыс. российских туристов, транзитом на Алтай проехали более 700 иностранных туристов.

Кластерный подход

Конкурентоспособность рекреационный сферы Новосибирской области может быть обеспечена лишь за счет кластерного подхода (комплексное развитие всех структур, широкое использование инноваций для профилактики и восстановления здоровья, предоставление уникальных качественных услуг).

Так, например, в стратегии г. Бердска развитие туристско-рекреационного кластера признано одним из главных направлений, опирающихся на объективные конкурентные преимущества:

• город находится на берегу живописного Бердского залива в Обском водохранилище;

• побережье представляет собой песчаные пляжи;

• вблизи побережья расположены большие лесные массивы;

• наличие значительной инфраструктурной базы туристско-рекреа-ционной зоны (санатории, профилактории, дома отдыха, катки, стадионы). В Бердске создан уникальный нейрохирургический центр «Ортос», в котором не только производятся протезы, соответствующие мировым стандартам качества, но разработана и используется эксклюзивная методика восстановления двигательных способностей инвалидов;

• город расположен близко от Новосибирска с его значительным культурным потенциалом и быстро развивающейся сетью сферы развлечений и отдыха;

• высокая транспортная доступность и возможность использования различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный, речной).

Из общей численности занятых в экономике г. Бердска более 40% прямо или косвенно заняты в отраслях, имеющих отношение к рекреационно-оздоровительной зоне.

Проблемы рекреации

Общий анализ состояния жизнеобеспечивающих систем и потенциала городов и районов области позволяет выделить первоочередные проблемы развития туристско-рекреационной зоны:

• наиболее критическое звено в системе жизнеобеспечения многих территорий - отсутствие качественного водоснабжения; этот фактор будет сдерживать создание современной привлекательной зоны рекреации и туризма;

• не развита сеть гостиниц, рассчитанных на людей с разным достатком и запросами;

• практически отсутствует система подготовки квалифицированных кадров для работы в сфере обслуживания;

• недостаточно развита сеть учреждений, обеспечивающих досуг и развлечения;

• требуется серьезная работа по обустройству пляжей, проведению планировочных и инженерных работ на прилегающих к ним территориях;

• необходима разработка грамотной маркетинговой политики по продвижению услуг туристско-рекреационной зоны на соответствующий рынок.

Все перечисленные проблемы не могут быть решены силами лишь частного бизнеса. Туристско-рекреационный бизнес

может успешно развиваться лишь в условиях широкого использования принципа государственно-частного партнерства. Следует подчеркнуть, что важным фактором, благоприятствующим развитию данного кластера, является его привлекательность для малого и среднего бизнеса, в чем так заинтересовано государство.

Программа развития

Выявленные благоприятные экономические предпосылки развития муниципальных образований - это лишь потенциал территории, необходимое условие формирования конкурентных преимуществ. Реализация потенциала определяется наличием устойчивого спроса на ресурсы, продукцию и услуги территории.

Активная и грамотная муниципальная политика поддержки малого и среднего бизнеса в сочетании с государственной может привести к тому, что туристско-рекреационная индустрия на долгие годы станет главным эффективным направлением развития муниципальных образований.

Развитие туристско-рекреационного направления должно осуществляться посредством разработки целевых программ. Управление ими в Новосибирской области необходимо поручить специализированным агентствам развития культуры, спорта и туризма. При разработке программ культурного, спортивного и туристического развития области следует учитывать их интегрированность в программы регионального развития, здравоохранения, образования, развития агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, транспорт-но-логистического кластера, а также степень их ориентированности на самореализацию жителей региона.

В механизм реализации программ должны быть заложены такие составляющие, как социальный заказ, мониторинг, оценка эффективности, маркетинговое планирование. Каждая из заявленных сфер развития рассматривается как отдельная бизнес-единица, генерирующая денежный поток, и регулируется правилами рынка и добросовестной региональной конкуренции.

Стратегия развития туризма в области должна базироваться на основных принципах кластерного подхода: системности и комплексности, приоритетности, сбалансированного взаимодействия. Можно выделить четыре группы приоритетных направлений

развития туризма, которые должны получить поддержку областной администрации:

• наиболее приоритетные (рекреационный, социальный, научный, транзитный туризм);

• высокоприоритетные (деловой, спортивный, детский и молодежный туризм);

• значимые (культурно-познавательный, экологический, событийный, образовательный туризм);

• перспективные (специальные виды туризма).

Следует отметить, что в Новосибирске сформировалась достаточно серьезная инфраструктура туристско-рекреацион-ного бизнеса: появились туристические фирмы, относящиеся к негосударственному сектору экономики, практически исчез социальный туризм, завершилось формирование операторского рынка. Работают такие крупные фирмы, как «Полярная звезда», «Акрис», «Глобус», «СИАТТ», «Скатт», «Гларус», «Капитан Грант», «Олимпия-Райзен-Сибирь», турагентство авиакомпании «Сибирь» и др.

Дальнейшее развитие туристско-рекреационного кластера станет одним из факторов, способствующих решению проблемы занятости городского и сельского населения. С учетом мультипликативного эффекта туризм может содействовать созданию в области до 6 тыс. новых рабочих мест как в этой сфере, так и в сопряженных отраслях (магистральный и городской транспорт, торговля, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевая и легкая промышленность, предприятия бытовых услуг, фермерские хозяйства и др.). В результате будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия.

Следует разработать специальную областную программу, главной целью которой должно быть повышение социальной и инвестиционной привлекательности Новосибирской области через формирование уникального социокультурного пространства, а также через создание условий для реализации предпринимательских и социальных инициатив жителей региона.

Снижение интереса к внешнему туризму в условиях мирового кризиса, с одной стороны, и сохранение потребности в отдыхе - с другой, создают объективные предпосылки для развития в области внутреннего рынка туристических услуг. Для некоторых муниципальных образований туризм может стать эффективной районообразующей сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.