Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в туризме как инструмент защиты национальных интересов государства'

Государственно-частное партнерство в туризме как инструмент защиты национальных интересов государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1267
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ИНСТРУМЕНТ / ЗАЩИТА / МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) / TOURISM INDUSTRY / GOVERNMENT REGULATION / TOURISM / INSTRUMENT PROTECTION / WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирян В.А.

В статье рассматриваются перспективы развития частных партнерских отношений между государственной властью и бизнесом в сфере туризма, исследуются возможные направления сотрудничества, его формы. А государственно-частное партнерство в туризме рассматривается как инструмент защиты национальных интересов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the prospects for the development of private partnerships between public authorities and business in the tourism sector, examines possible areas of cooperation, its form. A public-private partnership in tourism is seen as an instrument to protect the national interests of the state.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в туризме как инструмент защиты национальных интересов государства»

Багирян В.А.,

аспирантка кафедры «Международная торговля и таможенное дело» РГЭУ (РИНХ)

E-mail: yana_bagiryan@mail. ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТУРИЗМЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются перспективы развития частных партнерских отношений между государственной властью и бизнесом в сфере туризма, исследуются возможные направления сотрудничества, его формы. А государственно-частное партнерство в туризме рассматривается как инструмент защиты национальных интересов государства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), туристическая отрасль, государственное регулирование, туризм, инструмент, защита, мировое хозяйство.

Bagiryan V.A.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN TOURISM AS A TOOL FOR THE PROTECTION OF NATIONAL

INTERESTS OF THE STATE

This article discusses the prospects for the development of private partnerships between public authorities and business in the tourism sector, examines possible areas of cooperation, its form. A public-private partnership in tourism is seen as an instrument to protect the national interests of the state.

Keywords: public-private partnership (PPP), the tourism industry, government regulation, tourism, instrument protection, the world economy.

Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристических услуг, однако занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Так, согласно оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн иностранных туристов, а не 7 млн, как в настоящее время. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

• недостаточная развитость рекламы и средств маркетинга;

• сложность получения российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении;

• неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2*-3*) с современным уровнем комфорта;

• невысокое качество обслуживания российской туристической индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;

• несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;

• отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур;

• невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

• несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам.

В 2012 году Россия стала официально полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО) после долгих 18 лет переговоров. Но наряду с положительными аспектами, такими как интеграция РФ в мировое хозяйство и открытие в связи с этим новых возможностей для роста национальной экономики, имеются и определенные угрозы. При этом те обязательства, которые принимает страна по повышению открытости экономики, в свою очередь требуют пересмотра механизмов защиты национальных интересов в различных отраслях. И несмотря на то что происходит принятие общих принципов концепции неолиберализма, предполагающей уменьшение участия государства в экономике и полную либерализацию внешнеэкономической деятельности, стоит отметить, что мир еще не готов к отмене границ и внешнеэкономических барьеров. Вместе с этим при формировании современной структуры экономики необходимо использование форм защиты внутренних рынков, которые бы не искажали мировую торговлю. Одним из таких инструментов может выступать государственно-частное партнерство. На примере туристской отрасли рассмотрим, как грамотно организованное сотрудничество государства и бизнеса поможет им взаимодействовать между собой и помогать друг другу в условиях глобализации и растущей международной конкуренции.

В настоящее время существует множество определений государственно-частного партнерства (англ. PPP -Public-Private Partnership), но в широком смысле оно представляет собой «объединение (сотрудничество) для реализации совместных проектов между государственным и частным секторами». В западной практике термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) используется в узком смысле: он представлен как инструмент, который может привлекать бизнес выполнять государ-

ственные и муниципальные задачи, связанные с предоставлением публичных услуг, развитием общественной инфраструктуры, осуществлением крупных и сложных проектов развития технологий1. Но в то же время концепция ГЧП намного шире и включает в себя самые разные формы взаимодействия государства и бизнеса.

Несомненно, возможность привлечения финансовых ресурсов частного сектора происходит в те сферы, развитие которых находится в ведении государства, однако требующее расходов, намного превосходящих возможности бюджета. Это и является одним из главных достоинств ГЧП. Данное обстоятельство относится практически ко всем инфраструктурным и стратегическим объектам, которые не могут быть переданы в частную собственность. Проекты ГЧП, как правило, реализуются в таких сферах, как ЖКХ, медицинские услуги, образование, спорт и туризм, то есть в социально ориентированных отраслях, интересных бизнесу при определенных условиях, например, когда государство строит необходимую инфраструктуру за счет бюджетных средств2. Так, возможно использовать следующее определение ГЧП: «государственно-частное партнерство представляет собой специфическую, состоящую из различных видов и форм взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики область, основополагающей чертой которой является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации». Наиболее общее определение рассматриваемой области интересов дал экономист В.Г. Варнавский, отметив,

1 Баженов А.В. ГЧП для инфраструктуры [Электронный ресурс] // Экспертный канал Высшей школы экономики «Открытая экономика». URL: http://opec.ru/1240402.html

2 Сиротин А. ГЧП для ЖКХ, и не только [Электронный ресурс] // Экспертный канал Высшей школы экономики «Открытая экономика». URL: http://opec.ru/1243784.html

что «государственно-частное партнерство - это не что иное, как институциональный и организационный союз между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг»1. Теперь, когда рассмотрено определение ГЧП и его особенности, вернемся к туризму. Туризм и его роль претерпели существенное возрастание в период мирового финансового кризиса, и в особенности с началом процесса восстановления мировой экономики.

Туризм стал важным инструментом развития инфраструктуры, искоренения нищеты, стимулирования роста и создания рабочих мест, выступая в качестве одной из крупнейших экспортных отраслей, продолжающей укрепляться даже в условиях нынешней экономической неопределенности. Совокупность данных факторов подчеркивает необходимость усиления политической поддержки над рассматриваемым сектором2.

В мировой практике накоплено огромное количество примеров и форм сотрудничества государства и бизнеса для развития туризма. Например, благодаря ГЧП был построен Диснейленд в Париже - яркий пример развития развлекательного туризма и, как следствие, экономического роста всей восточной части парижского пригорода. ЮАР является также примером ГЧП в области развития экотуризма: так, произошло создание объектов туристической инфраструктуры в национальных парках на условиях концессии, и даже в сфере

1 Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов [Электронный ресурс] // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16-24. URL: http:// www. cultinfo. ru/cultura/2006-04/partnerstvo. htm

2 Варнавский В. Альянс на неопределенный

срок // Фельд Почта. 2004. № 29. С. 5.

маркетинга формой эффективного государственно-частного партнерства в туризме являются национальные туристические организации. Однако в России механизм ГЧП в туристической сфере, к сожалению, пока слабо представлен .

В настоящее время туризм в нашей стране находится на острие государственной политики. Со стороны государства достаточно серьезно уделяется внимание. Происходит это потому, что с этим сектором связывают возможность экономического роста, решения социальных проблем, развития регионов, воспитания патриотизма, повышения имиджа страны4. В то же время и государство, и бизнес-сообщество начали отдавать себе отчет в том, что данный потенциал реализовать без взаимной помощи и поддержки не является возможным. Поскольку такая отрасль как туризм является довольно уязвимой в условиях повышения конкуренции со стороны иностранных поставщиков туристских услуг, это требует поддержки и грамотного регулирования со стороны государства. При этом без обратной связи, без финансовой помощи частного сектора и усилий органов власти - все эти действия будут малоэффективными. Для того чтобы доказать эти утверждения, следует проанализировать саму суть такого культурно-экономического явления, как туризм, разобраться, как же функционирует туристская отрасль.

Рассмотрим, какой же вклад вносит каждый из секторов в эту отрасль. Например, государство отвечает за создание среды, которая будет благоприятной для развития туризма, то есть занимается сохранением культурного наследия и окружающей среды, разработкой отраслевого законодательства,

URL: http://www.strategy.ru/UserFiles/File/ Turizm/GChP%20turizm.pdf 4 UN WTO World Tourism Barometer, PR12044. Madrid, 09.07.2012 // Официальный сайт Всемирной туристской организации: www.unwto.org

созданием туристской инфраструктуры (дороги, общественный транспорт, парковки для туристских автобусов, информационные центры, система указа-

Когда государство реализует свои функции качественно и в полном объеме, это создает предпосылки для развития бизнеса, строятся отели и рестораны, объекты индустрии развлечений, создаются и продвигаются турпродук-ты, происходит рост числа занятых в отрасли. И как следствие, бизнес становится прибыльнее, государству отходят налоговые поступления, происходит рост ВВП, создаются дополнительные рабочие места, происходит диверсификация и увеличение объемов экспорта. Но все же, несмотря на очевидные социально-экономические выгоды от развития туристской отрасли, для государства эта отрасль является достаточно обременительной, поскольку большая часть прибыли (около 80%) достается частному сектору, но расходы при этом отходят на поддержание самой туристской инфраструктуры, а они являются довольно значительными и чаще всего не покрываются его доходами. Чтобы

телей и тому подобное), продвижением страны как направления для безопасного и комфортного туризма на международной арене.

сохранить и развивать дальше бизнес, частный сектор вынужден вкладывать туда заработанные деньги, однако в целом у него образуется некоторый излишек, который он готов в дальнейшем инвестировать. Когда появляется недостаток денежных средств у государства и их избыток у бизнес-сообщества - тогда приходит необходимость создания государственно-частного партнерства.

Таким образом, наличие и успешность государственно-частного партнерства становится одним из факторов, который оказывает огромное влияние на развитие туризма и конкурентоспособность отрасли. Без сомнения, уровень конкуренции в туризме очень высок, причем часто соперничество идет не столько между туристическими компаниями, сколько между направлениями. То есть это связано с тем, что турист сначала определяется с тем, в какую страну ему ехать, а уже потом выбирает фирму для реализации своего путеше-

Сравнение практики ГЧП в туризме в мире и России

Инструменты/формы ЧГП Мир* Россия

Устранение законодательных и процедурных ограничений •

Качественная подготовка инвестиционных площадок • 0

Создание координирующих (управляющих) организаций • 0

Улучшение транспортной и инженерной инф раструкгуры инвестиционных площадокза государственный счет • 0

Концессионное соглашение в

Выделение привлекательныхтерриторий - ОЭЗ (3

Программные государственные инвестиции (3 «

Льготы по налогам, кредитам, субсидии, гарантии и поручительства • 0

Создание национальных (региональных) туристических организаций • 0

Совместное финансирование проектов в области маркетинга • 0

ф Инструмент широко грименяется ( ; Инструмент практически не

используется

ствия. На его решение о поездке влияет как стоимость туристического пакета, так и целый комплекс прочих факторов, таких как уровень безопасности, политическая ситуация в стране, доброжелательность местного населения, развитость туристской инфраструктуры, уровень сервиса и тому подобное. Многие из перечисленных позиций входят в зону ответственности государства, в связи с этим данное обстоятельство возвращает нас к идее развития партнерских отношений между бизнесом и государством. Бизнес-сообщество может быть представлено отдельными предприятиями, различными отраслевыми объединениями, и во взаимоотношения с государством также может выступать любой из этих компонентов. Виды деятельности, которые относятся к туризму, довольно разнообразны, они оказывают прямое или косвенное влияние на эту отрасль, имеют разветвленную систему и регулируются на государственном уровне. Как известно, вся туристская политика основывается на разных уровнях власти и на взаимодействии различных министерств и ведомств. Чтобы происходило широкое развитие отрасли, необходимо чтобы и ответственность между сторонами распределялась грамотно. Для успешного партнерства точки соприкосновения следует искать в точках пресечения. Например, в системе классификации отелей этот вопрос также имеет место, поскольку необходимо определить, какие обязанности относятся к государственным, а какие - к частным секторам. Совершенно очевидно, что минимальные стандарты безопасности и гигиены в соответствующих средствах размещения должны быть гарантированы государственными органами.

Частный сектор должен быть ориентирован на коммерческую эффективность, он должен обеспечивать качественную и прозрачную информацию о гостиничных объектах, об уровнях обслуживания в них для потребителей. В

связи с этим целесообразно использование ГЧП: именно оно может быть эффективно использовано для достижения поставленных целей.

При рассмотрении цепочки создания стоимости национального туристического продукта можно проследить, что здесь активно участвуют обе стороны, внося тем самым равноценный вклад в развитие данной отрасли. В определении правовых рамок, в разработке маркетинговой стратегии и продуктовой концепции, в формировании требований к уровню знаний и качеству информации, в разработке концепций развития и внедрении инноваций, в ресурсном обеспечении (территория, инфраструктура, человеческий капитал, технологический капитал, финансирование) довольно активно принимают участие государственный и частный сектора.

В результате партнерства этих двух сторон будут выделены следующие основные области сотрудничества: менеджмент направления (дестинации), разработка продукта, маркетинг, исследования, планирование и анализ развития региона, развитие человеческих ресурсов, поддержка отечественных производителей, совместное управление охраняемыми зонами. То есть очевидно, что каждая из сторон получает выгоду. Так, государственный сектор может получить доступ к новым источникам капитала, к ускоренному развитию активов инфраструктуры, возможностям разделения рисков, обслуживанию или улучшению сервисного обслуживания, доступ к навыкам в планировании, управлении и предоставлении услуг, дополнительным выгодам от развития экономики. Что же касается частного сектора, то он получает доступ к новым рынкам, которые ранее они не могли бы освоить самостоятельно, получили возможность повысить эффективность профессионального уровня, расширить спектр предоставляемых продуктов,

услуг, улучшить условия кредитования, получили возможность получения высокого уровня прибыли.

Однако, несмотря на довольно высокую обеспеченность природными ресурсами, наша страна занимает в рейтинге ВЭФ лишь 59-е место по конкурентоспособности туристской отрасли. Согласно концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)», государственно-частное партнерство определяет «эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направляющихся на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов». Поэтому именно туризм и все его разновидности, которые развивается в рамках ГЧП, должен стать важнейшим средством активизации туристского потенциала Российской Федерации и обеспечения сохранности памятников исторического наследия и природных ресурсов1.

Подводя итог вышеописанному, следует заключить, что сегодня эффективное решение вопросов, связанных с индустрией, стало возможным решать в рамках развития ГЧП, при этом разнообразие форм партнерства позволяет подобрать оптимальный вариант для данных конкретных условий. Несмотря на сталкивание с некоторым отставанием от международных лидеров отрасли, все же имеются возможности со стороны государства применять механизмы ГЧП для повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке туристических услуг. Использование международного опыта предполагает широкое примене-

1 Global Competitiveness Report 2011 // Официальный сайт Всемирного экономического форума. URL: http://www.weforum.org

ние государственно-частного партнерства, поскольку оно является наиболее эффективной формой развития туристической сферы. Именно поэтому многие страны широко используют в своей практике сотрудничество ГЧП. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баженов А.В. ГЧП для инфраструктуры [Электронный ресурс] // Экспертный канал Высшей школы экономики «Открытая экономика». - Режим доступа: http://opec.ru/1240402.html

2. Сиротин А. ГЧП для ЖКХ, и не только [Электронный ресурс] // Экспертный канал Высшей школы экономики «Открытая экономика». - Режим доступа: http://opec.ru/1243784.html

3. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов [Электронный ресурс] // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. -№ 12. - С. 16-24. - Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-04/partnerstvo.htm

4. Варнавский В. Альянс на неопределенный срок // Фельд Почта. -2004. - № 29. - С. 5.

5. UN WTO World Tourism Barometer, PR12044.Madrid, 09.07.2012 // Официальный сайт Всемирной туристской организации: www.unwto.org

6. Минкультуры ждет от регионов не постановки задач, а конкретных предложений и решений // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии RATA-news, 10.10.2012. -№ 3144. - Режим доступа: http:// ratanews.ru/news/news_10102012_1.stm

7. Global Competitiveness Report 2011 // Официальный сайт Всемирного экономического форума: http://www.weforum.org

8. http://www.strategy.ru/UserFiles/ File/Turizm/GChP%20turizm.pdf

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Bazhenov A.V. PPPs for infrastructure // Expert Channel Higher School of Economics «open economy». - URL: http://opec.ru/1240402.html

2. Sirotin A. PPPs for housing and communal services, and not only // Expert of the Higher School of Economics channel «open economy». - URL: http://opec.ru/1243784.html

3. Amunts D.M. Public private partnership. The concession model of joint state and private sector participation in the implementation of projects fi-nansovoemkih // Reference manager of cultural institutions. - 2005. - № 12. -P. 16-24. - URL: http://www.cultinfo.ru/ cultura/2006-04/partnerstvo.htm

4. Varnavskiy B. Alliance indefinitely // Feld Post. - 2004. - № 29. - P. 5.

5. UN WTO World Tourism Barometer, PR12044.Madrid, 09.07.2012 // Official site of the World Tourism Organization: www.unwto.org

6. The Ministry of Culture expects the regions are not setting goals, and specific proposals and solutions // Daily electronic newspaper of the Russian Union of Travel Industry RATA-news. -10.10.2012. - № 3144. - URL: http:// ratanews.ru/news/news_10102012_1.stm

7. Global Competitiveness Report 2011 // Official site of the World Economic Forum: http://www.weforum.org

8. http://www.strategy.ru/UserFiles/ File/Turizm/GChP%20turizm.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.