УДК -378
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
И. В. Галкина
В статье с позиции системного подхода анализируются процесс формирования профессионально важных качеств будущих специалистов. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленность. Автором рассматривает виды профессиональной деятельности человека, выделяя функции гуманитарных дисциплин в процессе подготовки специалиста экономического профиля.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, творческая личность, система подготовки, профессионально важные качества, свойства личности, системный подход, структура личности, мотивационно-ценностный компонент, операционно-практический компонент, эмоционально-волевой компонент.
Подготовку конкурентоспособного специалиста, легко адаптирующегося к современным социально-экономическим условиям, необходимо осуществлять через систему формирования творческой личности будущего экономиста.
Решение этой проблемы возможно через формирование в вузе творческой личности экономиста с привлечением к этому процессу дисциплин гуманитарной направленности. Основными принципами программы гуманитарно-экономического цикла являются сочетания системности и синхронности изучения материала, наличия межпредметных связей. Такие системы и структуры дисциплин позволяют обеспечить подготовку специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.
При этом студент, по утверждению В. Шахова и В. У горе лова [13], должен стать активной, самоутверждающейся личностью, которая имеет широкие возможности выбора своего места в жизни. Необходимым критерием для получения образования должна быть личная ответственность студента за реализацию полученных естественнонаучных, гуманитарных и экономических знаний. Он должен стать активным субъектом обучения, т.е. осознанно и самостоятельно определять содержание учебы, формировать собственную программу образования на основе сочетания общеобразовательных и элективных дисциплин
Учитывая многогранность личности экономиста, многообразие ее профессиональных качеств, возникает необходимость обеспечения ее всестороннего развития, что обуславливает функционирование целого ряда систем, которые направлены на формирование основных качеств личности.
Каждая система значима лишь в том случае, если она существует не изолированно, а включена в комплекс всей учебно-воспитательной работы. Следовательно, система формирования профессионально важных качеств будущих экономистов средствами гуманитарных дисциплин есть функциональная система, которая решает специфические задачи, используя при этом соответствующие виды деятельности и учебно-воспитательные средства. Целью такой системы является максимальное развитие в современных условиях важнейших качеств личности будущего экономиста.
По мнению Б.Г. Ананьева, В.П. Беспалько, и др. системный подход к процессу формирования профессиональных качеств личности предполагает:
• выделение существенных признаков структуры, которые отражали бы ее целостную специфику;
• целостное восприятие структуры перед ее анализом;
• анализ компонентов в связи с целым [1,3,10].
С точки зрения В.Н. Садовского [11], существуют следующие признаки системы:
• система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных компонентов;
• любая система представляет собой компонент системы более высокого порядка;
• компоненты любой системы выступают как системы более низкого порядка.
Необходимо также учитывать, что:
• целое характеризуется свойствами, возникающими в результате взаимосвязи и взаимосогласованности частей:
• части не могут быть познаны вне целого; целое определяет их природу;
• познание целого осуществляется движением от его состава к структуре, т.е. к внутреннему строению и к его функциям как целостной системы [2,6]. Следуя от общего (социума) к конкретно-единичному (личности), необходимо иметь в виду, что выражение социальной сущности человека есть сложная социальная система [2,9]. Ее целостность определяется единством отношений и деятельности, взаимосвязью, совокупностью экономических, социальных, психологических качеств личности, единством целей и деятельности. Свойства личности, их взаимодействие образуют ее структуру, проявление этих свойств в процессе деятельности - ее функции. В структуре личности целостным образованием будут цели обучения, отраженные в понятии «готовность к труду». Человек как личность и как субъект деятельности может достичь своей индивидуальности, неповторимости, стать подлинно творческим человеком, если обладает выраженной склонностью к труду. Склонность к труду в сочетании с другими психологическими свойствами создает базу для творчества.
Анализируя человека в субъектно-деятельностном аспекте, отмечая его неудачи в учении, общении, в самых разных видах труда, необходимо своевременно выявлять имеющиеся у человека способности и развивать соответственно той деятельности, которая становится основой его профессионального выбора.
По утверждению ряда ученых [12] человек уже имеет свои индивидуальные характеристики. Социальные условия или организация жизни могут способствовать их функционированию в оптимальном режиме, оказывая влияние на развитие личности. Чувство долга, глубокая заинтересованность в профессиональных знаниях, в успешном разрешении научных и деловых проблем - эти и другие мотивы важны не только для активизации интеллекта человека, но и для успеха его профессиональной деятельности. Познавательная эрудиция, ориентация в аспектах проблемы, понимание главного и второстепенного в ней, знание взаимозависимостей между различными сторонами явлений и др. позволяет личности выбрать способ поведения, адекватный социальной ситуации, в которой она пребывает, а также предвидеть перспективу своей деятельности, сформировать алгоритм действий.
Готовность личности к выполнению социальных функций определяется совокупностью ее нравственно-содержательного, мотивационного, содержательно-процессуального аспектов [8]. Критериями готовности к труду будут: осознанная потребность в знаниях, умениях и навыках; интерес к учебному труду, к профессии; соотношение личных и общественных целей: наличие самостоятельного, творческого мышления; понимание своих интересов, способностей, возможностей.
В работе над любой системой необходимо руководствоваться основными положениями системного подхода:
• целое определяет природу частей;
• целое есть нечто большее, чем сумма частей;
• части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого;
• части между собой находятся в постоянной зависимости и взаимосвязи.
Ученые-психологивыделяет трехкомпонентную структуру личности:
• направленность личности, определяемая мировоззрением, убеждениями, стремлениями, интересами;
• опыт, куда входят знания, умения, навыки;
• особенности психических процессов: воля, чувства, восприятие, мышление, эмоции
[7].
Соответственно, можно определить три компонента структуры формирования профессионально важных качеств специалиста в процессе преподавания гуманитарных дисциплин:
• мотивационно-ценностный;
• операционно-практический;
• эмоционально-волевой.
Первый компонент структуры - мотивационно-ценностный. Его реализация побуждает к формированию профессиональных потребностей, направленных на овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками для осуществления будущей профессиональной деятельности.
Начальным моментом учебного процесса является осознанная потребность (интерес) в овладении предметом. Интерес и потребности, ценности, которые могут их удовлетворить, служат побудителями (мотивами) учебного процесса. Мотивы учебы студентов различны. К
возникновению профессионального интереса будущих экономистов ведет увлеченность изучением нового профессионально важного материала, желание повысить уровень профессиональной подготовки, стремление к самообразованию. В высшей школе это может быть реализовано путем обеспечения профессиональной направленности учебной деятельности.
Профессиональный интерес стимулирует формирование профессионально важных качеств, влияя на выбор целей, которых стремится достичь студент. Цели и задачи направляют и регулируют волю обучаемых, придают обучению целесообразный и целенаправленный характер. Профессиональный интерес является значительным фактором формирования профессионально значимых качеств, побуждающим студента настойчиво и целеустремленно овладевать знаниями, умениями и навыками для профессионального самосоверш енств ования.
Следующий компонент - операционно-практический, который является основой для формирования способностей студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, создает базу для ее осуществления. Превращение цели в результат происходит благодаря усвоению содержания обучения (изучаемых предметов). Чтобы это усвоение было результативным, содержание должно отвечать определенным требованиям: научности, системности, всесторонности, целенаправленности, связи теории с практикой.
Реализация этого компонента способствует формированию способности студентов к качественному усвоению не только чисто профессиональных, но и гуманитарных дисциплин, умений применять полученные знания и принимать ответственные решения в различных практических ситуациях. Следовательно, за годы обучения необходимо сформировать такие качества, как инициативность, деловитость, самостоятельность в принятии личных конкретных решений.
Вооружение студентов необходимыми знаниями, умениями, навыками освоения будущей специальности осуществляется путем сближения учебного процесса с профессионально-направленной деятельностью. Восприятие и осмысление изучаемых дисциплин дают общее представление о предмете, его сторонах и аспектах. Формы и методы обучения способствуют раскрытию содержания профессиональной деятельности.
Третий компонент - эмоционально-волевой, который обеспечивает готовность студента с чувством ответственности принимать самостоятельные решения в различных профессиональных ситуациях.
Эмоционально-волевой компонент включает такие качества, как настойчивость, решительность, эмоционально-адекватное поведение в различных профессиональных ситуациях, желание самостоятельно решать разнообразные сложные задачи, чувство ответственности за результаты своей работы.
Перечисленные выше компоненты взаимодействуют между собой. Мотивационно-ценностный компонент проявляется, в основном, через профессиональный интерес и влияет на содержательно-операционный и эмоционально-волевой, определяя применение тех или иных форм, методов, средств подачи материала. Мотивационно-ценностный компонент влияет на качество профессиональных знаний, умений и навыков, мобилизует творческую активность студентов.
Операционно-практический компонент характеризуется необходимыми знаниями и умениями, которые студент приобретает в процессе учебы; способностью применять знания в учении и в трудовой деятельности; усвоением и применением знаний в творческой активной деятельности. Эти качества операционно-практического компонента влияют на мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой, так как владение профессиональными знаниями, умениями и навыками придает уверенность в принятии целесообразных решений в сложных профессиональных ситуациях, дает возможность адекватно владеть своим эмоциональным состоянием.
Эмоционально-волевой компонент воздействует на мотивационно-ценностный и операционно-практический, способствуя созданию творческой атмосферы, желания добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности.
Таким образом, компоненты структуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Умения, знания, навыки реализуются в деятельности, вне которой человек не может формироваться вообще.
Чтобы осуществить познавательную профессионально-направленную деятельность, студент должен отчетливо представлять себе цель деятельности, уметь планировать свои действия, обосновывать их, выбирать способы деятельности или конструировать новые, отбирать знания,
необходимые для выполнения задания, осуществлять самоконтроль. Предпринимая эти действия, студент должен получить новый познавательный результат, который выступает в виде новых знаний, новых способов деятельности, новых комбинаций уже известных способов. Этот результат должен быть достигнут его собственными усилиями. Важным условием достижения этой цели является овладение приемами профессионально-направленной познавательной деятельности. Среди них можно выделить: сравнение, обобщение, конкретизация, определение понятий, установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей, постановка вопросов - предположений, доказательства, оценка, аналогии.
Педагоги, психологи делят деятельность человека на два основных вида. Первый — воспроизводящий, репродуктивный, связанный с памятью (в этом случае не создается ничего нового, основой деятельности является более или менее точное повторение того, что было). Второй - комбинирующий, творческий, направленный на создание новых образов и действий (в этом случае из элементов прежнего опыта создаются новые положения, новое поведение). Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Исследователи доказали, что задатки, выступающие как природная основа последующего развития у человека психических свойств (характера и способностей) останутся нереализованными, если основные виды деятельности (учение, труд, общение с окружающими) не будут создавать условий для творческих проявлений человека [4].
Именно организация жизнедеятельности должна стимулировать умственные усилия человека, развивать в нем заинтересованность и стремление в получении неординарных результатов своей деятельности. Чувство долга, влюбленность в свою профессию, глубокая заинтересованность в успешном развитии научных и деловых проблем - эти мотивы важны для успешной профессиональной деятельности.
В процессе обучения в вузах студенты должны получать не только профессиональные знания, навыки, но и формироваться как личности. Не только научно-экономическая подготовка определяет лицо специалиста, но большую роль играют знания в области социологии, правоведения, политологии, истории, философии и т.д.
Необходимо также выделить функции гуманитарных дисциплин в процессе подготовки специалиста экономического профиля:
• профессиональная готовность студента к повышению самообразования на основе гуманитарных знаний и методов познания мира, способов человеческой деятельности;
• формирование мировоззрения студента как будущего специалиста и целостной личности на основе усвоения им в процессе обучения гуманитарным дисциплинам диалектических законов развития природы, общества, личности;
• формирование общегражданских качеств: ответственность, перспективность, трудолюбие и
т.д.;
• готовность самосовершенствования в процессе обучения и профессиональной деятельности с учетом изменений окружающего мира.
Наиболее эффективными в современных условиях становятся модели обучения, в которых наиболее полно синтезируются задачи профессиональной подготовки с развитием личности будущего специалиста в соответствии с ведущими сферами предстоящей дельности.
In this article the process of the formation of professional qualities of the future economists is under analysis from the position of systematic approach. The author gives us the characteristic of the structural components, its formation in the process of teaching of the humanitarian disciplines and proves its correlation and its interconditionality. The kinds of professional work of the person are considered and the functions of the humanitarian disciplines in the process of training of the economists are determined. The key words: competitive specialist, creative person, system of the training, professionally important qualities, personal characteristics, systematic approach, personal structure, motivationally valued component, operationally practical component, emotionally volitional component.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.:Педагогика, 1980. Т.2.287с.;
2. Афанасьев В. Г. О целостных системах // Вопросы философии. 1980. №6. С.62-78.;
3. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.144с.;
4. Бодалев A.A., Рудкевич Л.Л. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. №3. С. 19-23.
5. Бокарева Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки смтудентов. Калининград, 1985.264с.;
6. Братусь В. С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 121-124.
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод, материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 272с.
8. Гурова Р.Г. социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 176с.
9. Краевский В. В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. 105с.
10. Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогитка. 1970. №9. С.103-116.;
11. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 280с.
12. Сичивица О.М., Смирнов Е.Е., Гуранский В.И. Проблемы совершенствования вузовской подготовки специалистов // Социология и высшая школа. Горький ГГУ, 1975. вып. 4.105с.
13. Шахов В., Угорелов В. Социальное развитие высшей школы: некоторые итоги и перспективы // Высшее образование в России. 1995. №1. С.44.
Об авторе
Галкина И.В. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].