известия вгпу
аспирантам и студентам института постоянно ощущать себя «в мировом контексте», получать дополнительную информационную и научно-методическую поддержку, обмениваться опытом, результатами научно-учебных изысканий, а также способствовать формированию профессиональной компетентности участников образовательного процесса.
Таким образом, развитие МБЦПО в поисково-экспериментальном режиме в составе его традиционных и инновационных структурных подразделений послужит важным фактором повышения качества педагогического образования, стимулом развития региональной системы образования, а также позволит выявить сильные и слабые стороны реализуемой модели развития системы непрерывного педагогического образования.
литература
1. Постановление выездного заседания Бюро Президиума Российской академии образования (10 октября 2012 г.). URL : http://www.raop.ru/mdex.-php?id=1209.
2. Шукшина Т.И., Замкин П.В. Развитие культурно-продуктивной личности в условиях базового центра педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2013. №1. С. 60-66.
3. Шукшина Т.И., Замкин П.В. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 13-18.
Basic Centre of Pedagogic Education as the experimental ground of the Russian Academy of Education (from the experience of the Mordovia State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevyev)
There are represented the theoretical and methodological, scientific and methodological, value and target, procedural and substantial aspects of the Mordovia Basic Centre of Pedagogic Education (MBCPE) as the experimental ground of the Russian Academy of Education. Great attention is paid to the main areas of work and the stages of experimental research cycle of establishment of MBCPE directed at development of culture productive personality of a future teacher.
Key words: pedagogic education, Basic Centre of Pedagogic Education, experimental ground, culture productive personality.
и.П. особов
(луганск, украина)
роль вузовской образовательной среды в формировании креативности студентов
Анализируются особенности вузовской образовательной среды и ее возможности в формировании профессиональной креативности у будущих специалистов социально-гуманитарной сферы. Рассматриваются психолого-педагогические условия и факторы, оказывающие значительное влияние на формирование креативности у студентов гуманитарных специальностей в процессе их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: креативность, условия, образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.
Стремительно развивающиеся технологии и инновации, гуманизация украинского общества и образования потребовали кардинальных изменений в требованиях к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Креативность и компетентность стали базовыми индивидуально-психологическими качествами, характеризующими успешность выполнения профессиональной деятельности. В связи с этим в педагогике и психологии появилось множество исследований по проблеме создания необходимых условий для формирования будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.
На данном этапе развития профессиональной педагогики феномен креативности как способности к творчеству достаточно глубоко изучен. однако до конца не выявлены оптимальные психолого-педагогические условия формирования креативности в учебнообразовательном процессе высшего учебного заведения. Таким образом, среди актуальных исследовательских педагогических задач подготовки студентов остаются выявление, разработка и обоснование педагогических условий по развитию креативности.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности вузовской образовательной среды, которая обеспечивает возможность формирования профессиональной креативности у будущих специалистов социально-гуманитарной сферы. Условия, способствующие развитию креа-
© Особов И.П., 2013
тивности, были изучены нами в рамках экспериментального исследования на базе гуманитарных факультетов Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.
Анализ работ, характеризующих современный вузовский образовательный процесс, приводит к выводу о решающем значении образовательной среды, которая отвечает требованиям креативного типа образования и создает условия для развития творческих способностей студентов-гуманитариев. В связи с этим встает вопрос о соотношении понятий «образовательная среда» и «педагогические условия». В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [15]. Условие составляет ту среду, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются. В современных педагогических и психологических исследованиях категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что в итоге значительно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Мы опираемся на педагогическую трактовку данной категории, которая представлена в работе российского исследователя В.И. Андреева. Он рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей [1, с. 137].
В своем исследовании мы опираемся на определение образовательной среды как совокупности социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [9]. Она должна обеспечивать условия актуализации внутреннего мира учащегося, его самореализации. Такие условия могут быть созданы в креативной образовательной среде, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счет широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий [8].
Подчеркнем опыт российских ученых
Н.М. Бортыко и В.В. Зайцева, которые заявляют об острой необходимости создания условия для полной самореализации человека (в том числе творческой). Так, В.В. Зайцев счи-
тает, что в первую очередь у студентов необходимо развивать «способность к самостоятельному построению стратегии своей учебной деятельности, постановке целей и рефлексии полученных результатов» [6, с. 65]. Однако Н.М. Борытко предостерегает от чрезмерного увлечения проблемами самореализации, самопознания и самоактуализации, т.к. это может привести к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски использует окружение [3, с. 41].
Анализ педагогических условий находим также в работах С. Дыниной, А. Найна, М. Зверевой, Н. Ипполитовой, Н. Стерховой,
Н. Яковлевой и др. Предлагаются классификации педагогических условий на основе таких признаков [7]:
- по сфере воздействия (внешние и внутренние);
- по характеру воздействия (объективные и субъективные);
- по специфике воздействия (общие и специфические).
Применительно к нашему исследованию мы сосредоточились на таких специфических педагогических условиях, как организационно-педагогические [14, с. 280], психолого-педагогические [10], дидактические [12]. Организационно-педагогические условия мы рассматриваем как совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [2]. Психолого-педагогические условия «призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее, в свою очередь, повышение эффективности образовательного процесса» [7]. Дидактические условия - это наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации [12].
Практически важными для нас при выработке психолого-педагогических условий формирования креативности у студентов являются рекомендации, высказанные Дж. Гилфордом [4]. Он называл такие условия стимуля-
ции творческой активности: обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес учащихся, обогащение окружающей среды разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития любознательности, предоставление возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям деятельности, а также обеспечение возможностей для упражнения и практики.
В процессе проведения нашего исследования мы учитывали предложенную Е.П. Торренсом педагогическую модель, которая стимулирует продуктивность творческой деятельности с помощью методов, удовлетворяющих таким требованиям: возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, обеспечивать реалистическое столкновение со проблемой (погружение в нее), эмоциональную вовлеченность; приводить к столкновению противоположных понятий, образов, идей [5, с. 146].
Представляет интерес опыт отечественного психолога В.Н. Дружинина, который считает, что креативность актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей со взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями); создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [11, с. 25].
Педагогические условия формирования креативности студентов - это совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс развития творческих способностей. Мы понимаем под педагогическими условиями обстоятельство процесса формирования креативности студента, представляющее собой результат организационных форм подготовки для достижения цели его профессионального саморазвития, а также отбора, конструирования и применения элементов содержания и конкретных методов. Эти условия выступают необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов. При этом учитываются такие основ-
ные психолого-педагогические условия эффективного развития профессиональной креативности в сфере образования, как направленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности когнитивных, мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и ценностно-смысловых характеристик; инновационная учебная деятельность, активное использование нетрадиционных активных форм обучения, тренингов и деловых игр, мультимедийных технологий, специальная программа развития познавательной активности и профессиональной креативности; обогащенная творческая среда в учебной формирующей работе, в том числе творчески ориентированная личность педагога [13].
При определении педагогических условий, способствующих формированию креативности студентов, мы учитываем потребности общества в специалистах, способных решать многосложные нестандартные задачи; определяем специфику подготовки будущих специалистов в вузах, критерии, уровни формирования креативности у студентов на основе личностно-деятельностного подхода. Кроме того, были обозначены типичные недостатки традиционной системы организации педагогического процесса высшего учебного заведения, устранение которых приведет к повышению уровня формирования креативности студентов.
Обобщив разработанные специалистами методические рекомендации по развитию креативности учащихся (В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, А.И. Савенков, Е.В. Рябова и др.), мы опирались в экспериментальной работе на те из них, которые представляются нам наиболее продуктивными в креативном образовательном процессе. При этом необходимо:
- проявлять уважение к личности обучающегося, корректно вести дискуссии;
- обеспечивать свободную атмосферу на занятии со студентами, стимулировать внутреннюю свободу, раскованность обучающихся;
- поддерживать осознание студентами значимости творческой деятельности, чувствительность к противоречиям;
- не допускать формирования конформного мышления, укреплять уверенность в своих силах;
- проявлять лояльность в оценке идей, умение слушать свое Я и проявлять уважение к другим;
- поощрять высокую самостоятельность учебной деятельности, стимулировать студентов к выбору целей, задач и средств их решения;
- поддерживать доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- поддерживать мотивацию стремления к успеху и нейтрализовать мотивацию избегания неудач, стимулировать склонность обучающихся к оправданному риску в поиске решений;
- развивать организационно-деятельностные способности студентов (самоопределение, самоорганизация, целеполагание, нормотворчество, целеустремленность, рефлексия и др.);
- инициировать интуитивные действия, направляя их на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи;
- развивать воображение и фантазию;
- поощрять стремление к самооценке, самореализации, самосовершенствованию;
- опираться на положительные эмоции (радость, удивление, симпатия, эмпатия, переживание успеха);
- создавать на занятиях ситуации, требующие принятия творческих решений;
- использовать задачи открытого типа, которые предполагают поиск ряда возможных правильных решений (даже фантастических);
- показывать эволюцию научного знания, обеспечивать доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- активно использовать нетрадиционные тренинги, деловые игры, мультимедийные технологии.
Выявленные условия опираются на возможности высшего профессионального образования как наиболее технологичной и подвижной его части и включают в себя формирование личностных качеств и основных компонентов креативности будущих специалистов.
Таким образом, организуя процесс развития креативности у студентов в высшем учебном заведении, необходимо учитывать, что основной мотивационной чертой креативной личности является потребность индивида в активном, творческом созидании. Основной путь для формирования креативной личности - это ориентация всего вузовского учебновоспитательного процесса на развитие креативного потенциала, что достигается посредством внедрения педагогических условий, стимулирующих творческую деятельность студентов.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2001.
2. Беликов В.А. Философия образования личности : деятельностный аспект : моногр. М. : Вла-дос, 2004.
3. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостная стратегия воспитания // Изв. Волгогр. гос. нед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2008. №1(25). С. 40-44.
4. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (но методике Дж. Гилфорда и Дж. Рен-зулли): первый год обучения (для детей 6-10 лет). СПб. : ГП «Иматон», 1996.
5. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 19В6.
6. Зайцев В.В. Некоторые проблемы модернизации педагогического образования на современном этане // Изв. Волгогр. гос. нед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2003. №1(02). С. 62-66.
7. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. URL : http://genproedu.com/paper/2012-01/ full_008-014.pdf.
В. Кречетников К.Г. Проектування креативного освітнього середовища на основі інформаційних технологій у вузі : моногр. М. : Госькоорцентр, 2002.
9. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1.
10. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления : автореф. дис. ... канд. нед. наук. Магнитогорск, 1999.
11. Понасенкова С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект) // Праблемы выхавання. 2003. №2.
12. Рутковская М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников : автореф. дис. ... канд. нед. наук. Л., 1955.
13. Рябова Е.В. Познавательная активность как условие развития профессиональной креативности в подготовке будущих педагогов : дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006.
14. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональнопедагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. №4. С. 279-282.
15. Філософія : навч. посіб. / Л.В. Губерський,
І.Ф. Надольний, В.Б. Андрущенко [та ін.]; за ред.
І. Ф. Надольного. 5-те вид., випр. і дон. К. : Вікар, 2005.
З9
Role of higher school educational environment in formation of students’ creativity
There are analyzed the peculiarities of higher school educational environment and its potential in formation of creativity offuture specialists in socio-humanities sphere. There are considered the psychological and pedagogical conditions and factors that have great influence on formation of creativity of students specializing in the humanities in the process of their professional training.
Key words: creativity, conditions, educational environment, information and communication technologies.
Е.Е. ЧУДИНА (Волгоград)
научно-методические особенности элективного курса «руководство научноисследовательской работой школьников»
Раскрыта авторская научно-методическая разработка элективного курса, ориентированная на формирование профессиональных компетенций магистрантов в условиях реализации ФГОС высшего образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, научное общество учащихся, исследовательские умения.
В современной социокультурной ситуации обществу необходимы выпускники, способные практически решать встающие перед ними проблемы (жизненные и профессиональные). Для реализации потребностей социума главным результатом образовательного процесса является формирование компетентного человека, ориентированного на творческую инициативу, самостоятельную ответственность за принятое решение в конкретных жизненных проблемных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями дает возможность человеку решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
Результатом освоения основных образовательных программ магистратуры в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» является способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4) [1] . Обращение к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования показывает необходимость овладения учащимися умениями видеть проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям) [2] .
В результате проведенного анализа 67 презентационных выступлений участников регионального конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского г. Волгограда, городского конкурса «Я и Земля» мы обнаружили, что учащиеся в своих работах формулируют достаточно глобальные цели, ориентированные на деятельность образовательных учреждений, указывают теоретические методы исследования, которые фактически подменяются другими методами исследования. Кроме того, обращают на себя внимание некорректные формулировки тем учебно-исследовательских работ. Результаты опроса 46 педагогов-руководителей учебно-исследовательских работ обучающихся гимназии №11, МОУ СОШ № 37, лицея № 8 «Олимпия», МОУ СОШ № 21 во время обучающих семинаров показали, что учителя испытывают трудности в определении целей, задач конкурсных работ, в подготовке тезисов соответствующих работ.
Данные обстоятельства позволили сделать вывод о наличии проблемы, связанной с разработкой целостной системы по подготовке руководителей научного общества учащихся, и определили необходимость разработки элективного курса «Руководство научноисследовательской работой школьников» для магистрантов магистерской программы «Среднее образование». При проектировании содержания данного курса мы использовали идеи концепции непрерывного педагогического образования Н.К. Сергеева; научные исследования общих закономерностей учебновоспитательного процесса в высшей школе, эффективные технологии обучения и воспитания будущих учителей (С.И. Архангельский, Н.М. Борытко, А.А. Вербицкий), психолого-
© Чудина Е.Е., 2013