Научная статья на тему 'Базовый центр педагогического образования как экспериментальная площадка российской академии образования(из опыта работы мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева)'

Базовый центр педагогического образования как экспериментальная площадка российской академии образования(из опыта работы мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЗОВЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / КУЛЬТУРНО-ПРОДУКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / PEDAGOGIC EDUCATION / BASIC CENTRE OF PEDAGOGIC EDUCATION / EXPERIMENTAL GROUND / CULTURE PRODUCTIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадакин Василий Васильевич, Шукшина Татьяна Ивановна, Замкин Петр Васильевич

Показаны теоретико-методологические, научнометодические, ценностно-целевые, процессуально-содержательные аспекты Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО) как экспериментальной площадки РАО. Внимание акцентируется на основных направлениях деятельности и этапах экспериментально-исследовательского цикла становления МБЦПО, направленных на развитие культурно-продуктивной личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are represented the theoretical and methodological, scientific and methodological, value and target, procedural and substantial aspects of the Mordovia Basic Centre of Pedagogic Education (MBCPE) as the experimental ground of the Russian Academy of Education. Great attention is paid to the main areas of work and the stages of experimental research cycle of establishment of MBCPE directed at development of culture productive personality of a future teacher.

Текст научной работы на тему «Базовый центр педагогического образования как экспериментальная площадка российской академии образования(из опыта работы мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева)»

непрерывное профессиональное образование

В.В. КАДАКИН, Т.и. ШУКШИНА,

П.В. ЗАМКИН (Саранск)

базовый центр

педагогического образования как экспериментальная площадка российской академии образования

(из опыта работы мордовского государственного педагогического института имени м.Е. Евсевьева)*

Показаны теоретико-методологические, научнометодические, ценностно-целевые, процессуальносодержательные аспекты Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО) как экспериментальной площадки РАО. Внимание акцентируется на основных направлениях деятельности и этапах экспериментально-исследовательского цикла становления МБЦПО, направленных на развитие культурно-продуктивной личности будущего педагога.

Ключевые слова: педагогическое образование, базовый центр педагогического образования, экспериментальная площадка, культурно-продуктивная личность.

Новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные функции обусловливают актуальность проектирования новой модели, учитывающей инновации, новые технологии, прагматизм и личностно ориентированный путь формирования современного специалиста.

В русле современной парадигмы профессионально-педагогического образования Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (МордГПИ) остановил свой выбор на проектировании модели профессионального объединения различных учреждений и выступил с инициативой создания Мордовского базового центра

* Статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2012 - 2016 гг.

педагогического образования (МБЦПО). Создание центра поддержано Министерством образования и науки РФ и Правительством Республики Мордовия. Об этом свидетельствует победа института в конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры вузов в 2010 г., а также в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки РФ в 2012 г.

Сегодня МБЦПО зарекомендовал себя как жизнеспособный социально-профессиональный институт нового образца, получивший позитивную общественно-государственную оценку. Так, в октябре 2012 г. опыт МордГПИ был обобщен в рамках выездного расширенного заседания Бюро Президиума Российской академии образования [1]. По его итогам институту был присвоен статус экспериментальной площадки РАО. Это новый виток в развитии МБЦПО, поставивший коллектив вуза перед необходимостью оптимизировать смысловые, теоретико-методологические, научно-методические, ценностно-целевые, процессуально-содержательные, организационно-управленческие аспекты самой модели МБЦПО и перспективной деятельности участников проекта.

В ценностно-целевом плане деятельность МБЦПО направлена на поиск решений метазадачи современного образования - обеспечения условий для становления и развития культурно-продуктивной личности. Интегративный образ современного типа культурнопродуктивной личности характеризуется ее способностью к реализации своего интеллектуального, творческого потенциала в социально значимых, созидательных видах деятельности, познавательной направленностью и преобразующей позицией по отношению к себе, окружающей действительности, критичностью мышления, чувством перспективы, способностью к осознанному и самостоятельному целеполаганию, выстраиванию различных стратегий творческого поведения и деятельности в условиях выбора и неопределенности

© Кадакин В.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В., 2013

[2, с. 60-66]. Черты нового типа культурнопродуктивной личности обусловлены поступательным переходом к новой социальноэкономической формации общества, основанной на знаниях и инновационных технологиях во всех сферах жизнедеятельности человека, что существенно меняет требования к результатам функционирования образовательных систем на всех уровнях. Идея становления культурно-продуктивной личности, имея свое специфическое содержание на каждом уровне системы образования, вместе с тем становится метазадачей образования как фактора социокультурного и экономического развития. Как показывает анализ, создание и реализация целевых программ модернизации образования достигнет своих целей в том случае, если в единстве с решением других проблем будет предусматриваться развитие в вышеуказанном смысле личностного и профессионального потенциала будущего учителя.

С учетом обозначенного ценностно-целевого вектора развития образования теоретико-методологическими ориентирами развития МБЦПО как экспериментальной площадки РАО являются идеи:

- «синхронизации» и взаимообусловленности деятельности традиционных и инновационных структурных подразделений педагогического вуза, учреждений образования и культуры, физической культуры и спорта, органов управления образованием, общественности, реализуемые через различные типы как сложившихся, так и новых связей;

- консолидации интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов различных образовательных структур и сообществ на решении актуальных проблем и перспективных задач их инновационного развития, повышения качества педагогического образования;

- опережающего, стратегического, ценностно-ориентированного и программно-целевого управления;

- единства стабилизации и развития образования через его обновление;

- многомерности образовательного пространства (социальная, культурная, экономическая, собственно образовательная, здоровьесберегающая составляющие);

- многовариантности образовательных маршрутов, проектируемых и реализуемых совместно субъектами образовательного процесса;

- партисипативности (демократичности) взаимодействия субъектов МБЦПО;

- системного мониторинга и гуманитарной экспертизы деятельности МБЦПО.

Рассмотрим программно-целевые аспекты деятельности МБЦПО как экспериментальной площадки РАО через призму обозначенных методологических идей. Цель деятельности МБЦПО как экспериментальной площадки РАО - проектирование и апробация модели педагогического вуза как базового центра педагогического образования. Основными задачами поисково-экспериментальной работы являются:

- разработка и апробация содержания, технологий, организационно-управленческих механизмов подготовки компетентных и мобильных педагогических кадров;

- выявление механизмов и условий эффективной интеграции субъектов региональной системы образования в целях их инновационного развития и повышения качества образования;

- проектирование и апробация эффективных стратегий деятельности МБЦПО как научно-методического центра развития непрерывного образования в регионе;

- выявление факторов и условий развития и педагогизации социокультурного пространства будущего учителя, обеспечивающего ориентацию студентов на ценностносмысловые стратегии профессионального и личностного роста;

- изучение и адаптация зарубежного опыта подготовки педагогических кадров для современных российских и региональных социокультурных и экономических условий [3].

Для решения этих задач определены четыре основных этапа экспериментальноисследовательского цикла развития МБЦПО. На первом этапе разрабатываются концепции экспериментальной площадки и программы поисково-экспериментальной деятельности МБЦПО (обоснование исходных предпосылок поисково-экспериментальной работы; выявление и формулировка проблем и противоречий, на решение которых направлена поисково-экспериментальная деятельность центра педагогического образования; определение объекта, предмета поисковоэкспериментальной работы; целей, задач и методов эксперимента; прогнозирование его результатов; определение необходимых научных, кадровых, материально-технических и других ресурсов, а также предполагаемых источников финансирования; выявление возможных рисков и корректировочно-

компенсирующих механизмов (мероприятий, резервов и др.)). Второй этап направлен на разработку теоретико-методологических оснований базовых центров педагогического образования, научно-методического обеспечения проектирования и реализации регионального центра педагогического образования; определение и обоснование организационноуправленческих, социально-экономических, кадровых, материально-технических и других условий эффективной реализации проекта МБЦПО. На третьем этапе планируются проведение мониторинга и оценка эффективности деятельности базового центра педагогического образования в режиме развития, что предполагает определение критериев и показателей оценки эффективности инновационной деятельности; разработку системы мониторинга эффективности деятельности МБЦПО; общественную, научно-педагогическую экспертизу; публичную защиту результатов поисковоэкспериментальной деятельности. Четвертый этап направлен на обобщение и диссемина-цию результатов эксперимента на региональном и федеральном уровнях (определение возможностей, областей и уровней внедрения результатов эксперимента; разработка предложений по возможному использованию и распространению результатов поисково-экспериментальной работы).

В качестве основных направлений поисково-экспериментальной работы коллектива МБЦПО выделены следующие:

1) разработка научно-методических проблем педагогического образования;

2) исследование эффективных механизмов и форм консолидации интеллектуальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов, направленных на решение приоритетных задач развития педагогической науки и образования в регионе, подготовку компетентного и мобильного учителя;

3) становление МБЦПО как научнометодического центра развития системы непрерывного образования;

4) проектирование и развитие социокультурного пространства будущего учителя;

5) изучение и адаптация зарубежного опыта подготовки педагогических кадров для современных российских и региональных социокультурных и экономических условий.

Поисково-экспериментальная работа в рамках первого направления предполагает реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества и оптимизацию пе-

дагогического образования, среди них следующие:

- разработка научно-методического сопровождения адресной подготовки студентов к проектированию и реализации педагогической деятельности в новых изменяющихся образовательных условиях;

- проектирование субъектно-развивающего образовательного процесса в педагогическом вузе;

- обновление содержания педагогического образования и его обогащение современными средствами в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;

- изменение профессиональной позиции преподавателя, его побуждение к саморазвитию, реализации индивидуально-творческого потенциала;

- усиление практико-ориентированной направленности подготовки педагогов посредством целостного оформления теоретических оснований, содержательно-процессуального, технологического и организационного обеспечения педагогической практики в вузе;

- формирование компетенций будущего педагога, обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени;

- подготовка будущего педагога к проектированию и реализации программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации; программы коррекционной работы;

- разработка организационно-методических основ системы независимого мониторинга качества обучения в вузе.

В рамках реализации обозначенных направлений предстоит организовать работу по модернизации базовых учебных программ и внедрению новых учебных дисциплин; совершенствованию учебно-методической работы в обеспечении инновационной направленности учебного процесса; применение новых методов индивидуальной целевой подготовки и внедрение инновационных образовательных технологий, в том числе гуманитарных; внедрение дистанционного обучения; создание современных практикумов, специальных междисциплинарных курсов; проведение конференций, молодежных школ и т. д.

Решение данных задач потребует обеспечения тесного взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с образовательным

процессом на всех его стадиях, включая использование результатов совместных научноисследовательских работ в лекционных курсах, экспериментальной базы для выполнения учебно-исследовательских, лабораторных, курсовых и дипломных работ, производственной и преддипломной практики. Хорошо зарекомендовали себя как эффективно действующие структуры научно-образовательные центры и научно-исследовательские лаборатории, способные успешно реализовать указанные интеграционные процессы.

В целях дальнейшего развития данного направления необходимо:

- актуализировать и поддерживать исследования социально-педагогических проблем, решение которых связано с оптимизацией и повышением качества педагогического образования в современных социальноэкономических условиях;

- активнее привлекать к выполнению исследований не только ведущих российских и зарубежных ученых, но и практикующих педагогических работников и руководителей системы образования, осуществляющих свою деятельность в инновационном режиме;

- проводить работу по укреплению статуса ведущих исследовательских коллективов, занимающихся разработкой актуальных проблем в области гуманитарных наук и образования;

- усилить работу научно-исследовательских лабораторий естественнонаучного и технического направлений деятельности по поиску своей ниши в инновационнотехнологической системе региона (технопарк, дата-центр, малые инновационные предприятия и др.).

В рамках второго направления, нацеленного на исследование эффективных механизмов и форм консолидации интеллектуальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов, направленных на решение приоритетных задач развития педагогической науки и образования в регионе, подготовку компетентного и мобильного педагога, предстоит дальнейшая работа по развитию инфраструктуры научно-исследовательской деятельности, созданию и оптимизации деятельности творческих коллективов из числа ведущих ученых и практиков, докторантов, аспирантов и студентов. Накопленный опыт работы научно-образовательных центров и научноисследовательских лабораторий, выработанные механизмы, позволяющие эффективно

аккумулировать интеллектуальные, кадровые, финансовые и материальные ресурсы на решении актуальных и перспективных задач образования, должны быть направлены на становление и активное развитие научных школ с привлечением ведущих российских и зарубежных ученых, педагогического, психологического, методического профилей [3].

Необходимость создания эффективной организационной формы развития междисциплинарных исследований делает целесообразной разработку проекта Технопарка института социогуманитарной направленности. Его реализация обеспечит, во-первых, интеграцию и анализ академического опыта в сфере социально-гуманитарного знания во всем его многообразии; во-вторых, формирование современной научно-организационной платформы, позволяющей выполнять гуманитарные исследования, вести разработку программ и стратегий разных уровней сложности как в Республике Мордовия, так и в Приволжском федеральном округе; в-третьих, насыщение образовательного процесса в вузе актуальной научно-исследовательской работой для подготовки компетентных кадров; в-четвертых, развитие механизмов академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студенчества.

Реализация третьего направления, связанного со становлением МБЦПО как научнометодического центра развития системы непрерывного образования, предполагает, с одной стороны, укрепление статуса педагогического образования в обществе и его главного носителя - педагогического института в едином образовательном пространстве региона, с другой - усиление его генерирующей роли в развитии педагогического сознания социума, в выработке инновационных идей, моделей и образцов педагогической деятельности, инновационных процессов в региональном образовательном пространстве. Прогнозируемым результатом реализации данного направления является также укрепление позиций педагогического института как базового центра педагогического образования, осуществляющего теоретическое, научно-методическое, кадровое, инновационно-консалтинговое и мониторинговое обеспечение системы образования региона на уровнях дошкольного, общего, инклюзивного, начального и среднего профессионального, высшего педагогического образования.

Для успешного решения обозначенных задач необходимо:

- поддерживать и развивать опережающие фундаментальные и прикладные исследования в области перспектив развития образовательных и культурных процессов в регионе;

- расширять направления деятельности, развивать накопленный опыт научнометодического взаимодействия и вырабатывать новые комплексные формы сотрудничества с образовательными учреждениями, органами управления образованием республики в рамках деятельности Научнообразовательного комплекса и инновационных научно-практических центров;

- развивать систему экспертного и научнометодического сопровождения региональных образовательных проектов;

- совершенствовать организационноуправленческие механизмы работы Малой Школьной Академии, внедрять новое учебное содержание и технологии, расширять спектр образовательных услуг, предоставляемых учебно-исследовательскими школами, при этом усиливать роль дистанционных образовательных технологий;

- расширять спектр образовательных и развивающих программ, реализуемых факультетами и инновационными структурными подразделениями (научно-практическими центрами) в соответствии с запросами региональной системы образования и рынка труда;

- повышать исследовательскую активность профессорско-преподавательского состава и обучающихся, ориентированную на разработку научно-методических проблем современного образования;

- совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в соответствии с их образовательными запросами и нуждами региона;

- развивать систему научно-методического и психологического сопровождения профессиональной деятельности выпускников педагогического института.

Решение обозначенных задач разворачивается в рамках дальнейшего развития научно-образовательного комплекса и научнопрактических центров (Акмеологический центр, Региональный научно-практический центр физической культуры и здорового образа жизни, Научно-практический центр художественного образования, Центр продленного дня для детей дошкольного и младшего школьного возрастов и др.), а также тех, кто стоит

у истоков создания новых (например, Центр развития и коррекции речи и др.). Весьма перспективными структурами современного вуза, способствующими развитию культурнопродуктивного типа личности, представляются малые инновационные предприятия. Образование ООО «Новые возможности» и хозяйственного общества «Универсал» позволяет получать продукцию, основанную на результатах интеллектуальной деятельности, а также создавать дополнительные рабочие места для преподавателей, аспирантов, докторантов и даже студентов.

Четвертое направление поисково-экспериментальной работы связано с выявлением факторов и проектированием условий развития и педагогизации социокультурного пространства будущего учителя, обеспечивающего ориентацию студентов на ценностносмысловые стратегии профессионального и личностного роста. Реализация этого направления предполагает поддержку деятельности студенческого самоуправления, различных студенческих объединений и сообществ; развитие педотрядовского движения и студенческого волонтерства; формирование идеологии здорового образа жизни; развитие социальной и культурной инфраструктуры вуза. Повышению социальной активности молодежного педагогического сообщества способствует проект по созданию Центра молодежных педагогических инициатив, а также реализуемая программа по развитию студенческого самоуправления.

Пятое направление, связанное с изучением зарубежного опыта подготовки педагогических кадров и его адаптацией к современным российским и региональным социокультурным и экономическим условиям, предполагает, с одной стороны, развитие сотрудничества профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов с зарубежными коллегами - педагогами, учеными, представителями научных школ для решения конкретных исследовательских задач, информационного и научнометодического обмена, с другой - содержательное наполнение программ обменов специалистами, создание совместных научных трудов и научных пособий, организацию международных научных конференций. На развитие международных учебных, научных, культурных связей института нацелено создание Центра международного сотрудничества МордГПИ. Это позволит преподавателям,

известия вгпу

аспирантам и студентам института постоянно ощущать себя «в мировом контексте», получать дополнительную информационную и научно-методическую поддержку, обмениваться опытом, результатами научно-учебных изысканий, а также способствовать формированию профессиональной компетентности участников образовательного процесса.

Таким образом, развитие МБЦПО в поисково-экспериментальном режиме в составе его традиционных и инновационных структурных подразделений послужит важным фактором повышения качества педагогического образования, стимулом развития региональной системы образования, а также позволит выявить сильные и слабые стороны реализуемой модели развития системы непрерывного педагогического образования.

Литература

1. Постановление выездного заседания Бюро Президиума Российской академии образования (10 октября 2012 г.). URL : http://www.raop.ru/mdex.-php?id=1209.

2. Шукшина Т.И., Замкин П.В. Развитие культурно-продуктивной личности в условиях базового центра педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2013. №1. С. 60-66.

3. Шукшина Т.И., Замкин П.В. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 13-18.

Basic Centre of Pedagogic Education as the experimental ground of the Russian Academy of Education (from the experience of the Mordovia State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevyev)

There are represented the theoretical and methodological, scientific and methodological, value and target, procedural and substantial aspects of the Mordovia Basic Centre of Pedagogic Education (MBCPE) as the experimental ground of the Russian Academy of Education. Great attention is paid to the main areas of work and the stages of experimental research cycle of establishment of MBCPE directed at development of culture productive personality of a future teacher.

Key words: pedagogic education, Basic Centre of Pedagogic Education, experimental ground, culture productive personality.

и.П. особов

(луганск, украина)

роль вузовской образовательной среды в формировании креативности студентов

Анализируются особенности вузовской образовательной среды и ее возможности в формировании профессиональной креативности у будущих специалистов социально-гуманитарной сферы. Рассматриваются психолого-педагогические условия и факторы, оказывающие значительное влияние на формирование креативности у студентов гуманитарных специальностей в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: креативность, условия, образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.

Стремительно развивающиеся технологии и инновации, гуманизация украинского общества и образования потребовали кардинальных изменений в требованиях к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Креативность и компетентность стали базовыми индивидуально-психологическими качествами, характеризующими успешность выполнения профессиональной деятельности. В связи с этим в педагогике и психологии появилось множество исследований по проблеме создания необходимых условий для формирования будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.

На данном этапе развития профессиональной педагогики феномен креативности как способности к творчеству достаточно глубоко изучен. Однако до конца не выявлены оптимальные психолого-педагогические условия формирования креативности в учебнообразовательном процессе высшего учебного заведения. Таким образом, среди актуальных исследовательских педагогических задач подготовки студентов остаются выявление, разработка и обоснование педагогических условий по развитию креативности.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности вузовской образовательной среды, которая обеспечивает возможность формирования профессиональной креативности у будущих специалистов социально-гуманитарной сферы. Условия, способствующие развитию креа-

© Особов И.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.