Юбилей
63
Н.В. РЯБОВА, доктор пед. наук, координатор Мордовского базового центра педагогического образования
Инновационная инфраструктура педагогического вуза
В статье раскрыт опыт создания центра педагогического образования на базе Мордовского государственного педагогического института. Представлена инновационная инфраструктура центра, раскрыты особенности научной и образовательной деятельности новых структурных подразделений.
Ключевые слова: инновационное развитие, центр педагогического образования, инновационная инфраструктура института, научно-образовательный центр, научнообразовательная лаборатория, научно-исследовательская лаборатория, научно-практический центр, учебно-исследовательская школа, научно-образовательный комплекс, малое инновационное предприятие.
На протяжении последних десятилетий высшее образование в России находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации в направлениях, в основном согласующихся с общемировыми тенденциями. Движущей силой процессов, происходящих в отечественной высшей школе, является ее сложное материальноэкономическое положение, с одной стороны, и стремление войти в мировую образовательную систему в качестве полноправного члена - с другой. Большинство российских вузов сегодня ориентируется на концепцию высшего профессионального образования, суть которой заключается во взаимодействии между образованием, научными исследованиями и инновациями, учитывающими особенности конкретного региона. Поэтому важной составляющей в развитии современной высшей школы является наличие инноваций. Они «выражаются в тенденциях накопления и видоизменения различных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которое в совокупности приводит к более или менее глобальным изменениям» [1]. При этом механизм инноваций предполагает: во-первых, обеспечение соответствующих социокультурных и материальных условий; во-вторых, создание творческой атмосферы; в-третьих, инициирование поисковых образовательных систем и их под-
держку; в-четвертых, интеграцию перспективных проектов в действующие на данный момент [2]. Располагая развитой инфраструктурой, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевье-ва является, по существу, инновационным центром педагогического образования Республики Мордовия [3].
Концепция создания Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО) возникла в 2009 г. В ее основе -идея интеграции интеллектуальных, кадро-
(
64
Высшее образование в России • № 5, 2012
вых, финансовых, производственных и материальных ресурсов республики, сконцентрированных в учреждениях дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования. Ожидаемый результат - высококвалифицированные кадры нового поколения, востребованные системой образования и ориентированные на профессиональную деятельность в условиях ее обновления
[4]. Воплощение данной идеи началось с разработки нормативно-правовой базы и структурно-функциональной модели центра. Ученые нашего вуза стали активными субъектами процесса проектирования и реализации инновационного образования не только в республике, но и в регионе, принимая участие в разработке законодательных и программных документов, организации и проведении научных, научно-образовательных, методических мероприятий различного уровня. Высокое качество работ и постоянный поиск эффективных форм координации и управления научной деятельностью, а также средств взаимодействия с органами управления, руководителями и педагогами образовательных учреждений не остались незамеченными и принесли искомый результат. Создание базового центра было поддержано Минобрнауки России и Правительством Республики Мордовия. Об этом свидетельствует победа нашего института -единственного педагогического вуза - в конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования.
В составе МБЦПО функционируют следующие инновационные подразделения:
■ научно-образовательные центры;
■ научно-исследовательские и научнообразовательные лаборатории;
■ научно-практические центры;
■ Малая школьная академия;
■ научно-образовательный комплекс;
■ малые инновационные предприятия.
Задачи деятельности МБЦПО: 1) непре-
рывное совершенствование содержания и структуры образовательных программ, расширение спектра направлений подготовки специалистов для системы образования и общества в целом; 2) разработка и внедрение инновационных образовательных технологий и их коммерциализация; развитие сотрудничества с образовательными учреждениями региона, разработка и реализация совместных образовательных, исследовательских и социальных проектов; 3) изучение и прогнозирование спроса на научные исследования и образовательные услуги; 4) разработка программ научно-исследовательской, образовательной и хозяйственной деятельности в интересах заинтересованных юридических или физических лиц; 5) организация и проведение научных исследований,научно-технических и опытно-экспериментальных работ; консультационная деятельность; 6) оказание консалтинговых услуг в сфере образования, экспертирование и рецензирование образовательных планов, программ, проектов, учебно-методических материалов; 7) подготовка научных кадров высшей квалификации, готовых и способных к инновационной деятельности, организация обучения, стажировок, практикумов и семинаров в соответствии с программой научноисследовательской, образовательной и хозяйственной деятельности.
Научно-образовательные центры (НОЦ) призваны координировать учебную, научную и инновационно-внедренческую деятельность подразделений. Это реализуется в проведении различных видов научных исследований, коммерциализации их результатов, создании новых программ, технологий и методов, развивающих и объединяющих научные исследования и учебный процесс (например, только в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009— 2013 годы участниками НОЦ осуществляется работа по 21 поисковой научно-исследовательской теме). Так, в 2011 г. НОЦ
Юбилей
65
«Гуманитарные науки и образование» выступил с инициативой проведения педагогической ломоносиады «М.В. Ломоносов: педагог-энциклопедист», в которой приняли участие преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты института.
Апробация процессов интеграции научной, образовательной, методической и инновационной деятельности осуществляется через научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории. Сегодня в институте функционируют 12 лабораторий. Например, с целью подготовки учителя, владеющего технологиями профилактики экстремизма и ксенофобии, создана лаборатория, проектирующая научно-методическое обеспечение данного процесса в системе российского образования. Руководителем НИЛ является доктор исторических наук, профессор А.В. Мартыненко, специалист по мусульманско-христианскому межкультурному диалогу.
Одним из критериев инновационности выступает «... оказание образовательных услуг, удовлетворяющих не только потребности государства и общества, но и потребности личности в развитии ее способностей в постоянно меняющихся условиях жизни »
[5]. С целью оказания услуг, удовлетворяющих интересы и потребности различных субъектов образования, в структуре МБЦПО функционируют пять научно-практических центров (НПЦ). Так, созданию личностно-ориентированной художественно-образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию и качественное дополнительное образование обучающихся, способствует центр художественного образования. Повышение мотивации студенческой молодежи и населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни - задача центра физической культуры и здорового образа жизни. С целью разработки технологичных стратегий и тактик в осуществлении процесса профессионального и личностного развития человека создан НПЦ «Ак-
меологический центр». Он призван помочь молодежи определиться с выбором индивидуальных программ личностно-профессионального развития и карьерного роста, кроме того, в его функции входит социокультурное и психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития субъектов различных сфер деятельности, что будет содействовать развитию человеческих ресурсов региона.
В структуру МБЦПО входит «Малая школьная академия», объединяющая в своем составе пять учебно-исследовательских школ, которые представляют собой комплекс постоянно действующих образовательных программ дополнительного общего среднего образования по естественнонаучному, общественно-научному, лингвистическому направлениям.
Развитие научно-образовательного комплекса (НОК), объединяющего сегодня 60 учреждений системы образования Республики Мордовия, связано с реализацией идеи взаимодействия образовательных учреждений республики с целью создания единой образовательной среды, консолидации профессионально-педагогического сообщества на основе взаимных интересов, накопления уникального регионального опыта (профессионально-педагогического, предметно-содержательного, научно-образовательного).
Переход к рыночным отношениям поставил институт перед необходимостью создания малых инновационных предприятий. В связи с этим весьма перспективными структурами МБЦПО являются ООО «Новые возможности» и ООО «Универсал». Деятельность ООО «Новые возможности » обеспечивает, с одной стороны, реализацию образовательных услуг, основанных на результатах интеллектуальной деятельности (РИД), а с другой - создание 10 дополнительных рабочих мест не только для преподавателей, но и для студентов, аспирантов. Зарегистрированное малое инновационное предприятие ООО «Универсал» осу-
66
Высшее образование в России • № 5, 2012
ществляет разработку программного обеспечения, формирование и использование баз данных и информационных ресурсов, производство электронных вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации.
В структуре МБЦПО действует музейный комплекс, являющийся уникальным собранием учебного и культуроведческого материала, базой для научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов. Комплекс включает в себя музей истории образования и педагогической мысли Мордовии, музей истории МордГПИ им. М.Е. Евсевьева, музей археологии и этнографии, музей охраны природы, музей мордовской культуры.
Отметим, что опыт деятельности МБЦПО был представлен на V Международной выставке-конференции “Moscow Education Online - 2011”. Бюро Отделения профессионального образования РАО признало опыт создания Мордовского базового центра педагогического образования перспективным, рекомендовав его для распространения в других образовательных учреждениях России. Полагаем, что дальнейшее развитие всех подразделений и направлений деятельности МБЦПО позволит решить возложенные на него задачи и де-
лает его объединяющим началом всех образовательных инноваций в регионе.
Литература
1. Взятышев В, Романов Л., Сергиевский В.
От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 29-37.
2. Паршукова Г.Б. Университет как центр
культуры региона // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 114-119.
3. Кадакин В.В. Базовый центр педагогичес-
кого образования - инновационная инфраструктура вуза // Народное образование Республики Мордовия. 2010. №4-6.
4. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр
педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя // Российский научный журнал. 2011. №4(23). С. 76-86.
5. Уманский И. Университет: инновационный
путь // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 113-114.
RYABOVA N. DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE TEACHER’S TRAINING COLLEGE
In article describes the experience in creation of the innovative centre of pedagogical education on the basis of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. The innovative infrastructure of the centre is presented, the features of scientific and educational activities of new structural divisions are shown.
Key words: innovative development, the pedagogical education centre, innovative infrastructure of institute, research and education centre, research and education laboratory, research laboratory, centre of research and practice, studies and research school, research and education complex, small innovative enterprise.