Научная статья на тему 'Моделирование занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности'

Моделирование занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ / MODELING / CREATIVITY / PROFESSIONALLY ORIENTED CREATIVITY / MECHANISM OF CREATIVITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович, Харченко Леонид Николаевич

Представлен процесс моделирования занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности обучающихся, а также механизм формирования и компонентный состав профессионально-ориентированной креативности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович, Харченко Леонид Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is described the process of modeling of the lesson aimed at students’ creativity development, as well as the mechanism of formation and the components of professionally oriented creativity of future specialists.

Текст научной работы на тему «Моделирование занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности»

к.с. АйБАТЫРОВ (Махачкала),

Л.Н. хАРЧЕнкО (ставрополь)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ

Представлен процесс моделирования занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности обучающихся, а также механизм формирования и компонентный состав профессионально ориентированной креативности будущих специалистов.

Ключевые слова: моделирование, креативность, профессионально ориентированная креативность, механизм формирования креативности.

Потребность в моделировании учебных занятий, ориентированных на формирование креативности студентов, выросла из теоретического анализа современных требований образовательных стандартов и рефлексии собственного научно-педагогического опыта. В частности, федеральный государственный стандарт высшего образования, например, ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлениям 190700 «Технология транспортных процессов»; 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» [1-3], вводит требование формирования креативности (готовности к осуществлению профессиональных действий в условиях неопределенности), а аналогичный стандарт общего образования [4] ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), среди которых креативность и критическое мышление, активное и целенаправленное познание мира, сознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества.

Главной идеей педагогики креативной ориентации [5] является достижение созидательной цели в любой продуктивной человеческой деятельности (в том числе учебной), что, в сущности, представляет собой решение какой-либо проблемы, задачи, замысел (в общем - проект) и осуществляется в процессе и по законам проектирования.

Анализ показал, что в настоящее время целенаправленное формирование креативности у людей разных возрастов и разных категорий специалистов осуществляется преимущественно в рамках тренинговых компаний или

отдельных диссертационных исследований. Психологические исследования направлены в основном на изучение самого феномена креативности. Однако краткосрочные тренинги не решают проблему, т.к. формирование устойчивых навыков креативности возможно лишь на регулярной основе в течение достаточно продолжительного времени.

Поэтому возникает необходимость направить педагогический потенциал профессиональной предметной подготовки на формирование профессионально ориентированной креативности студентов. Реализация этой идеи осуществлялась на основе принципа интеграции, позволявшего придать процессу формирования креативности целевое единство, целостность и осмысленную последовательность. В разработанной нами модели учебного занятия интегрировались компоненты креативности: мотивационный (мотивы), когнитивный (знания) и деятельностный (умения, навыки, деятельность), формирование которых у обучающихся происходило в процессе предметной (биологической, математической и т.д.) подготовки.

Прежде чем представить процесс формирования креативности обучающихся в виде модели, мы, основываясь на анализе научнопедагогической литературы (А.Г. Алейников. А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Торренс, А.В. Хуторской и др.), выделили компоненты креативности (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и осуществили структурно-содержательное их наполнение в соответствии с проблемой нашего исследования (см. табл. 1 на с. 77), затем обосновали механизм и выделили этапы формирования данного качества обучающихся.

Обобщенно механизм формирования профессионально ориентированной креативности студентов выглядел следующим образом: ориентация (устойчивая мотивация) обучающихся и учебного процесса на креативизацию в рамках предметной подготовки ^ развитие у обучающихся представлений о сущности креативности и креативной деятельности, способах ее формирования; оценка (с помощью специальных методик) обучающимися своих индивидуальных креативных возможностей ^ достижение уровня предметных знаний, позволяющего оперировать ими на креативном уровне, ^ трансформация когнитивного содержания в эмоциональное (развитие устойчивого интереса к процессу креативизации и изучаемым предметам, эмоциональная вовлеченность в творческую деятельность) ^ трансформация когнитивного содержания и эмоцио-

© Айбатыров К.С., Харченко Л.Н., 2014

инновлции в общем и профессиональном образовании ----------------------

Таблица 1

компоненты креативности обучающихся и их структура

Компонент креативности Структурно-содержательное наполнение компонентов креативности

Мотивационный • Ориентация (устойчивая мотивация) на креативизацию • Чувство новизны, критичность • Интерес к нестандартным задачам • Способность быстро включаться в процесс креативизации • Эмоциональная вовлеченность в творческую деятельность • Стремление к творческому сотрудничеству в процессе решения предметных задач • Направленность на процесс достижения цели, получения результата креативной деятельности

Когнитивный • Представления о сущности креативности и способах ее формирования • Знания о своих индивидуальных креативных особенностях • Представления о требованиях, предъявляемых к личности специалиста на производстве • Представления о сферах приложения креативных умений (креативных предметных умений) • Уровень предметных знаний, позволяющий оперировать ими на креативном уровне • Представления о креативном учебном поведении

Деятельностный • Беглость (умение генерировать идеи и выдвигать гипотезы по решению предметных задач, несколько решений задач) • Гибкость (способность предлагать разные виды, типы, категории решения предметных задач) • Способность к структурированию, проявление воображения, чувства юмора и развитие гипотез • Находчивость, изобретательность (умение изменять и преобразовывать предметные задачи; предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения) • Способность абстрагироваться и степень сосредоточенности в процессе решения задачи • Умение осуществлять перенос знаний и умений в другие предметные области • Умение представлять учебный материал разнообразными (нетрадиционными: визуализация, ассоциация и др.) способами, уметь комментировать данный процесс • Оригинальность, изобретательность и продуктивность (умение демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения задачи) • Независимость, нестандартность (умение воздерживаться от принятия первого пришедшего в голову, типичного, общепринятого решения задачи, выдвигать различные способы решения и выбирать лучший)

нального фона в учебную предметную деятельность (в умение изменять и преобразовывать предметные задания; осуществлять перенос предметных знаний и умений в незнакомые ситуации, в другие предметные области) ^ установка на проявление креативности в учебной деятельности и решении личных проблем.

Важнейшим принципом, положенным в основу механизма формирования креативности студентов в процессе предметной подготовки, являлся принцип интеграции, который позволил интегрировать психологические, педагогические, дидактические и собственнопредметные знания в процессе формирования креативности.

В практической плоскости успешность функционирования механизма формирования кретивности студентов в процессе предметной подготовки обеспечивалась благодаря:

- созданию в учебном процессе фона центробежного, открытого метазнанию (включающего другие, кроме узкой предметной области, знания, выход за пределы собственно предметного знания) взаимодействия субъектов обра-

зовательной деятельности; решение предметных задач личностной и учебной направленности и коммуникативно-сотворческая деятельность преподавателя и студентов с целью формирования креативности у последних;

- созданию в учебном процессе надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую, мотивирующую критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей студентов; предполагает создание субъективно нового (ориентированного на проявление креативности) опыта учебной деятельности;

- реорганизации учебного процесса по изучению предметной области таким образом, чтобы студент стал созидателем, а основной учебный предметный материал - средством достижения созидательной цели; предполагает создание обучаемым субъективно нового продукта учебной деятельности в виде решения задач творческого или близкого к нему уровня;

- введению в процесс и содержание предметной подготовки дополнительного учебного материала, включающего эвристические мето-

------------------------ известия вгпу ------------------------------------------

Таблица 2

основные отличия креативного подхода от репродуктивного (традиционного)

Элемент предметной подготовки Вид предметной подготовки

репродуктивный креативный

Постановка предметной задачи преподавателем Объектная Функциональная

Метод или способ решения предметной задачи Как правило, однозначен и указан обучающим Обучающийся сам выбирает методы и способы решения, а также использует эвристические стратегии, тактики, методы, приемы

Обучающий пример Преподаватель указывает прототип решения задачи Студент сам выявляет и использует аналогии свойств и отношений в предметной (технической, математической и т.п.) области

Результат решения предметной задачи для преподавателя и студента Как правило, однозначен и известен Как правило, многозначен и не известен (формируются новые знания)

ды и приемы (методы активного и интерактивного обучения, тренинги креативности), позволяющие студенту резко повысить эффективность творческой (креативной) деятельности, т.е. актуализации профессионально ориентированной креативности на основе креативного учебного процесса. Основные отличия креативного подхода к предметной подготовке от традиционного подхода показаны в табл. 2.

Сравнение подходов показало, что креативный подход к предметной подготовке студентов в рамках профессиональной подготовки подразумевает проблемно-целевую постановку задачи, а не объектную; выбор или разработку методологии решения, а не его задан-ность; необходимость поиска аналога решения, а не его наличие; осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения, причем результат не предопределен и не известен.

В процессе осмысления механизма формирования креативности обучающихся мы опирались на взгляды Д.Н. Узнадзе о коинциден-ции (лат. со- вместе + incidens (incidentis) -случающийся) - одновременном протекании каких-либо событий; стечении обстоятельств -внутренних и внешних). Ученый, опираясь на взгляды С.Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее» и А.Н. Леонтьева о «действии внутреннего через внешнее», выдвинул идею о взаимодействии субъекта с миром, вернее, о модусе такого взаимодействия -установке, которая является тем детерминантом, в котором внешняя и внутренняя детерминации диалектически едины. Модусом такого взаимодействия является установка в том ее понимании, в каком она представлена в

большинстве работ Д.Н. Узнадзе и его последователей [6].

В нашем исследовании такая установка представляла собой направленность предметной подготовки на формирование профессионально ориентированной креативности студентов как важнейшего личностного качества, что достигалось посредством коинциденции педагогических условий (внешнего), создаваемых в процессе предметной подготовки обучающихся, с креативным потенциалом личности обучающегося (внутреннего), так называемой биологической креативностью, давая тем самым максимально проявиться последней.

Модель обучения должна органично сочетать в себе дидактические, управленческие и технологические условия, отсюда очевидна необходимость выделения принципов проектирования, базирующихся на общих теоретико-прикладных закономерностях дидактики, управления и собственно моделирования. Основываясь на исследованиях Л.Н. Харченко, О.В. Асфарова [7], мы выделили следующие основные принципы проектирования педагогической модели:

а) дидактические - наличие проекта учебной деятельности; объединение действия и среды действия в единый структурный элемент; мотивационное, информационное, операционное обеспечение учебного процесса; регламентация действий субъектов педагогического взаимодействия; дифференциация нормообразующей и творческой деятельности субъектов; разграничение субъект-субъектных и субъект-объектных систем педагогических отношений; коммуникативнотворческое взаимодействие субъектов учебнопознавательного процесса; пооперационная ал-

горитмизация разрешения проблемных ситуаций;

б) управленческие - использование «резонанса» локальных управляющих воздействий во всех частях, звеньях и переходных состояниях проектируемой модели учебного процесса; распределение психологических, физиологических, технических и иных ресурсов; рациональность информационного обеспечения технологической цепочки; учет масштаба времени, определяющего своевременность управленческих решений, оперативность и ритмичность процессов педагогической модели; соответствие, устанавливающее взаимосвязь и взаимообусловленность субъекта и объекта управления; интеграция технологических схем в рамках функционирования целостной системы педагогического управления;

в) технологические - формирование «банка технологических задач» с обеспечением для их решения; отбор методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся, и предметных задач, позволяющих влиять на формирование отдельных компонентов креативности; технологическая адаптация имеющегося учебно-методического обеспечения.

В качестве ведущих технологических процессов, оптимизирующих процесс предметной подготовки и формирования креативности обучающихся, были избраны: 1) использование творческого педагогического потенциала проблемного, развивающего, эвристического обучения, личностно ориентированного подхода и личностно ориентированной предметной подготовки; 2) организация самостоятельной творческой работы обучающихся на основе деятельностной теории учения; 3) методы, активизирующие учебно-познавательную деятельность, и тренинги, направленные на формирование креативности.

Названные принципы впоследствии легли в основу выявления и обоснования педагогических условий, выбора форм организации учебного процесса, методов обучения и форм контроля, которые в совокупности позволяли осуществлять процесс формирования креативности обучающихся.

Необходимо отметить, что личностные качества обучающего (тип личности, особенности психических процессов, система ценностей, самооценка и пр.) и, прежде всего, направленность обучающего на развитие устойчивой мотивации к формированию креативного учебного поведения (поощрение, поддержка, одобрение) составляют компонент

педагогического процесса, определяющий его успешность.

В данном случае важным условием формирования креативности обучающихся является демонстрация креативного поведения (мы его обозначили как наличие на занятиях образца креативного учителя). Осуществленное нами исследование показало, что решающая роль принадлежит позиции самого обучающего, его творческому энтузиазму, создаваемой им атмосфере свободы мысли и самопро-явления. Для этого существует ряд приемов: проявлять интерес к действиям обучающихся; признавать и поощрять множество вариантов ответов; показывать другую точку зрения на знакомые предметы, явления и т.п. Образцом для подражания выступает не определенный алгоритм действий и операций, а, прежде всего, творческая направленность личности обучающего, его профессионально ориентированное креативное поведение. Но, как показало исследование, креативный (творческий) характер деятельности обучающего следует не из должности (креативщик по должности или по специальности, по нашему мнению, - нонсенс), а из определенных свойств личности.

Следует особо подчеркнуть, что креативная эффективность является лишь одной из составляющих спектра характеристик обучающего. Она выходит на первый план среди других не менее ценных способностей, когда возникает необходимость в качественном развитии именно этой личностной черты обучающихся.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2, пп. 6-8, 12.

2. ФГОС ВПО 190700. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 803.

3. ФГОС ВПО 190600. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.12.2009 г. № 706.

4. ФГОС ОО // Российская газета. 17 февр. 2011: Официальный сайт.

5. Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестн. высш. шк. 1989. №12. С. 29-34.

6. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси: АНГВУЗ ССР, 1961.

7. Харченко Л.Н., Асфаров О.В. Технология формирования креативности студентов. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012.

* * *

1. Federalnyiy 2акои Rossiyskoy Federatsii оХ 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «ОЬ obrazovanii V Rossiyskoy Federatsii». St. 2, рр. 6-8, 12.

2. FGOS VPO 190700. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.12.2009 g. № 803.

3. FGOS VPO 190600. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 08.12.2009 g. № 706.

4. FGOS OO // Rossiyskaya gazeta. 17 fevr. 2011: Ofitsialnyiy sayt.

5. Aleynikov A.G. O kreativnoy pedagogike // Vestn. vyissh. shk. 1989. №12. S. 29-34.

6. Uznadze D.N. Eksperimentalnyie osnovyi psihologicheskoy ustanovki. Tbilisi: ANGVUZ SSR, 1961.

7. Harchenko L.N., Asfarov O.V. Tehnologiya formirovaniya kreativnosti studentov. Stavropol: Izd-vo SGU, 2012.

Modeling of the lesson aimed at creativity development

There is described the process of modeling of the lesson aimed at students’ creativity development, as well as the mechanism of formation and the components of professionally oriented creativity of future specialists.

Key words: modeling, creativity, professionally oriented creativity, mechanism of creativity formation.

(Статья поступила в редакцию 14.04.2014)

м.о. первушина

(санкт-Петербург)

самостоятельная работа как путь становления образованной ЛИЧНОСТИ

На примере работы кружка «История физики в деталях» продемонстрированы приобретение навыков самостоятельной организации и проведения исследовательской работы, повышение успешности в освоении дисциплины.

Ключевые слова: самостоятельная работа, физические знания, исследования, внеучебная деятельность.

Накопление знаний, приобретение теоретических и прикладных умений и навыков -составляющие процесса обучения. В условиях современого образования большая часть учебного времени затрачивается студентом не на аудиторную, а на самостоятельную работу.

Таким образом, для студента становится важным не только уметь самостоятельно применять полученные знания, но и приобретать новые, что, в свою очередь, требует формирования таких способностей на всех этапах обучения [1-2].

Самостоятельная работа студента подразделяется на учебную и внеучебную, что определяет цели, задачи и принципы деятельности. На примере работы кружка «История физики в деталях» продемонстрируем приобретение навыков самостоятельной организации и проведения исследовательской работы, повышение успешности в освоении дисциплины.

Так, при изучении электромагнитных явлений (ЭМ) рассмотреть все исторические аспекты на аудиторных занятиях невозможно ввиду ограничения времени учебного процесса, но это возможно в рамках заседания исторического кружка. Работа проводится группами студентов по 3-4 человека. В основе исследования лежат следующие направления.

1. Хронология развития теоретических знаний о явлении:

• даты, имена ученых;

• качественное и количественое описание явления.

2. Хронология развития экспериментальных знаний о явлении:

• даты, имена ученых;

• вид установки, средства измерения, вид зависимости.

3. Хронология практического применения знаний, в данном случае развитие телеграфии - в силу специфики вуза:

• даты, имена ученых;

• внешний вид прибора, достоинства, недостатки, усовершенствование.

В процессе работы используются следующие источники информации:

• книги, журналы, газеты;

• фотографии, схемы, таблицы;

• аудио- и видеоинформация;

• интернет-ресурсы.

Результаты исследования по каждому заявленному направлению представляются в кружке в виде презентации от каждой группы учащихся. Обобщение проведенной работы -коллективное, под руководством преподавателя, хронологическая таблица событий исследования составляется на заседании кружка, ее пример приведен в табл. 1.

© Первушина М.О., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.