Педагогические н ну ки
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Е. Т. Рубцова
CONCEPTION OF DEVELOPING PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL STUDENT'S TECHNOLOGICAL CULTURE
Rubtsova E. T.
The place of technological culture In the system of professional pedagogical education is investigated in the article. The stages of developing the technological culture of humanitarian students while learning pedagogical disciplines are shown.
Key Words: technology, technological culture of personality, a model of technological culture development.
В статье исследуется место технологической культуры в системе профессионального педагогического образования. Показаныi этапыI формирования технологической культурыI студентов гуманитарных специальностей при изучении педагогических дисциплин.
Нлючевы/е слова: технология, технологическая культура личности, модель формирования технологической культуры .
УДК 378
На современном этапе развития общества появились педагогические проблемы, исключительно сложные по своему содержанию. Одной из важнейших среди них является проблема современного образования, в том числе профессионального. Специалист сегодня поставлен перед необходимостью учиться на протяжении всей жизни, а его профессиональная подготовка должна опережать практику жизни. Решению этой задачи способствует технологический подход в образовании. В Армавирском государственном педагогическом университете имеется опыт развития технологического подхода в образовании. Позитивные наработки в этом плане особо отличают педагогический коллектив факультета технологии и предпринимательства. Между тем технологическая культура педагога может формироваться и у студентов других специальностей.
Опытная работа ведётся на протяжении нескольких лет в рамках нашего вуза, филиалов, колледжей, педагогических классов школ, гимназий, МУПК; в течение последнего времени к ней подключились аспиранты и соискатели. Учитывая позитивные итоги опытно-экспериментальной работы по формированию технологической культуры будущего учителя, анализируя и корректируя недоработки, можем определить собственные исследовательские позиции в данной концепции.
Нацеленность аттестации профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектиро-
вания стандартов профессий, в том числе педагогических. Смыслообразующими единицами профессиональных стандартов педагогических профессий являются квалификационные характеристики, профессионально значимые знания, умения и навыки, качества личности педагога. Их формирование опирается на фундаментальную подготовку и способствует её усилению. Для того чтобы они стали факторами профессионального образования, надо определить их структуру, состав, выявить эффективные образовательные технологии, в конечном итоге сформировать технологическую культуру будущего учителя.
Концепция модернизации профессионального образования предусматривает отработку различных моделей интеграции начального, среднего, высшего профессионального образования, обеспечения его мно-гоуровневости. В числе задач интеграции первостепенное значение имеют технологические подходы в образовании, решение проблемы формирования технологической культуры будущего специалиста; особое внимание уделяется послевузовскому образованию. Необходимо повысить профессионализм педагогов в соответствии с запросами современной жизни, это важное условие модернизации всей системы образования. Очень важно коренным образом обновить систему образования, технологию организации педагогического процесса вуза. Рациональным средством решения этой проблемы является формирование технологической культуры специалиста. В учебных планах значительно увеличивается доля самостоятельной работы. Как показывает опыт, это большая проблема профессиональной школы.
Несмотря на демографические проблемы общества, потребность в квалифицированных педагогических кадрах возросла. В школах, других образовательных учреждениях различного уровня и направленности нужны знающие и социально подготовленные учителя, владеющие новыми информационными технологиями, технологической культурой.
Появление технологического направления в профессиональном педагогическом
образовании не случайно. Учёные-педагоги исследуют возможности достижения качественно высокого результата в подготовке будущего учителя. Педагогика, реагируя на изменения социальных условий, создает все новые подходы и формы.
При выборе новых концепций и технологий преподаватели обращают внимание на их эффективность. Технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны давать высокий уровень эффективности. Технологическая культура сегодня востребована в непрерывном профессионально-педагогическом образовании. Объективный анализ современного состояния профессионального образования, владение информацией о качестве профессиональной подготовки педагогических кадров даёт основание говорить об отсутствии надлежащей гибкости и эффективности системы их подготовки и переподготовки, особенно психологической и интеллектуальной готовности преподавателей к самосовершенствованию, что может стать ощутимым препятствием на пути внедрения новых технологий. Решение этой проблемы зависит, прежде всего, от осознания педагогом необходимости переоценки ранее приобретенного опыта и отказа от авторитарности мышления, а также от умения самостоятельно учиться, восходя по ступеням педагогического мастерства. Эта сложная задача связана с изменением менталитета современного педагога, преодолением трудностей модернизации школы, поиском, созданием и освоением педагогических технологий, позволяющих формировать у педагогов эффективные способы самостоятельной учебной деятельности. Технологическая культура помогает овладеть актуальными и рациональными способами формирования профессионально активной педагогической позиции будущего специалиста.
Для оценки возможности технологической культуры в подготовке педагога необходимо уточнить сущность понятия «технология», в частности «технология педагогическая». Анализ различных мнений отечественный и зарубежных учёных, собствен-
ные наблюдения и педагогический опыт позволяют предположить, что педагогическая технология представляет собой целенаправленный, последовательный, строго логичный процесс чёткого взаимодействия компонентов педагогической системы, гарантирующий стабильно высокий результат.
Особый интерес представляет активно обсуждаемый в науке культурологический подход в современном профессиональном педагогическом образовании. Его аспекты рассматриваются в трудах различных исследователей (1, 2, 3, 4, 5, 6). Нам близка точка зрения В. Д. Симоненко, который под технологической культурой понимает развитие преобразовательной деятельности человека, выраженного в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющего ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой (5, с. 74). Вместе с тем считаем, что технологическая культура в условиях модернизации педагогического образования исключительно важна не только в естественнонаучном, техническом образовании, но и в гуманитарном, хотя, безусловно, имеет свою специфику. Рассматривая все блоки образования в тесной взаимосвязи, мы полагаем, что важно наполнить профессионально-педагогическое образование, подготовку педагогов, даже гуманитариев, технологическим компонентом, когда преподаватель имеет возможность применять профессионально ориентированные технологии обучения и проектировать педагогическую систему, реализация которой предполагает изучение той или иной учебной дисциплины. Элементы технологической культуры применяются в АГПУ при преподавании педагогических дисциплин.
Педагогика изучается на академических занятиях, во время самостоятельной работы студентов, в процессе педагогической практики, при участии студентов в научно-исследовательской и воспитательной работе. При изучении дидактики применялись компьютерные технологии, технология работы в «динамических парах». Студенты
реально наблюдали, как меняется роль учителя: он выступал как организатор учебного процесса, как консультант. В преподавании теории обучения использовалась возможность показать студентам при изучении различных тем разнообразные технологии, образцы опорных знаков, схем, таблиц, составленных преподавателем. После этого студенты сами составляли схемы, рисунки, таблицы, овладевая культурой самостоятельной и творческой работы. У них формировалось технологическое мышление. Будущие педагоги составляли алгоритмы, познавательные игры, проектировали модели уроков. В школе имели возможность в ходе учебной практики наблюдать и уроки по предмету своей специальности, и деятельность учителя, учеников на уроке, в ходе изучения спецкурса «Основы научно-педагогического исследования» у них формировались элементы исследовательской культуры. Полагаем, что это помогает формированию более обстоятельных знаний, развитию творческих умений у будущего педагога, культуры педагогического труда.
Считаем, что неотъемлемым компонентом технологической культуры является профессионально активная педагогическая позиция. Исследуя преподавание педагогики на гуманитарных факультетах нашего вуза, мы обратили внимание на то, что в её изучении всегда присутствует «живой», практический компонент, способствующий эффективному овладению искусством воспитания, насыщению его гуманистическими отношениями, например, в процессе академических занятий по педагогическим дисциплинам. Изучение педагогики осуществляется с первого по пятый курс. На академических занятиях и в процессе практики студенты встречаются с учителями, администрацией школ, пишут сочинения о любимых учителях, анализируют педагогический опыт. При изучении теории обучения они обращают внимание на воспитательный потенциал уроков иностранного языка, русского языка, литературы, кружковой работы, предметных мероприятий, разрабатывают их. Осваивая «Теорию и методику воспитания, социальную педагогику», анализируют внеклассные
воспитательные мероприятия, овладевают элементами технологической культуры, готовят себя к роли помощника классного руководителя (воспитателя), постигают технологии перевоспитания, проводят педагогический консилиум. Возможности для анализа собственного ученического опыта с точки зрения технологического подхода, конфликтных ситуаций; решения педагогических задач; составления мультимедийных презентаций заключают в себе «Педагогические технологии» и «Психолого-педагогический практикум». При изучении «Управления образовательными системами» студенты имеют возможность ознакомиться с опытом и технологией организации учебно-воспитательного процесса лучших школ города, края. На кафедре имеются курсы по выбору и факультативы, которые совместно с дисциплинами федерального компонента способствуют овладению технологическим мировоззрением и знаниями. В процессе практики будущие воспитатели обучаются традиционным и новым технологиям организации учебно-воспитательной деятельности, с новых позиций анализируют свой ученический опыт, чтобы потом успешно применять всё наработанное. При посещении занятий и внеклассных мероприятий друг друга используется технология взаимного обучения. Это создаёт условия становления личности молодого педагога, в ходе различных операций происходит овладение технологическими умениями и навыками.
Технологическая культура раскрывает деятельность педагога, способы и приёмы взаимодействия преподавателей и студентов, культуру общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий. Она характеризуется осознанностью необходимости развития спектра собственных педагогических способностей, как залога успешности педагогических действий и предупреждения вероятных ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития этих способностей. Культура педагогической деятельности приобретается в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения дос-
тижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.
Педагогическую технологию характеризуют два момента, которые не присущи методике: технология должна гарантировать конечный положительный результат и технология - это проект будущего учебного процесса. Анализируя педагогическую практику последних лет, мы обратили внимание на тенденции: усиление технологичности как повышение эффективности учебного процесса и степень устойчивости к воспроизведению. Считаем, что технологическая культура должна способствовать повышению эффективности образовательного процесса в профессиональной педагогической школе, чтобы обновлялась система образования и технология организации педагогического процесса вуза. В содержании образования аспирантов и слушателей отделения «Преподаватель высшей школы» усилилась гуманитарная часть. Вузовским преподавателям предоставлялась определённая самостоятельность в выборе спецкурсов, новых программ, учебных пособий, приёмов и способов педагогической деятельности. Повышению профессиональной подготовки специалиста способствовала и конкурентная образовательная среда. В этих условиях особое внимание уделяется развитию творческого начала в деятельности преподавателя и студента, формированию активной педагогической позиции, эрудиции, мировоззрения, интеллекта, культуры. Мы включаем и аспирантов кафедры в опытную работу: они в теории и на практике знакомятся со спецификой применения телекоммуникаций, изучают мультимедиа, методику использования электронных учебников, каталогов, возможности компьютерного тестирования, проводят совместные с учителями научно-практические мероприятия.
Мы реально ставим аспиранта, соискателя кафедры в позицию вузовского преподавателя, учим составлять программы, презентации, тесты, конспекты лекций и занятий, проводить их с использование новых информационных технологий, анализировать свою деятельность, участвовать в обсу-
ждении исследований, проводимых на кафедре педагогики. В опытную, проектную работу по формированию технологической культуры включены не только ученики педагогических классов, студенты, но и аспиранты различных специальностей. Обосновывая важность технологической культуры в педагогическом образовании, следует отметить её значимость и в начальном профессиональном, и в среднем, и в высшем, и в послевузовском, т. е. непрерывном, образовании. Именно технологическая культура способствует современной профессиональной подготовке педагога на всех уровнях, формированию его активной педагогической позиции, его профессиональному становлению.
В понятие «технологическая культура педагога» включаем систему технологических знаний, умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности; технологическое мышление, ориентированное на рациональные способы педагогической работы, гарантирующие результат; технологическое мировоззрение как систему специфических взглядов на природу, общество, человека; личностные качества: трудолюбие, профессиональную мобильность, компетентность, предприимчивость, ответственность; профессионально активную педагогическую позицию. Технологическая культура реализует функции: диагностическую, адаптивную, социализации, инновационную, прогностическую, акмеологическую.
Цель формирования технологической культуры будущего педагога - подготовка будущего специалиста к выполнению профессиональных функций в современном технологически ориентированном социуме.
Задачи её формирования реализуются по направлениям:
1. Система технологических знаний, умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности: обеспечить качественное освоение студентами-гуманитариями знаний общепрофессиональных дисциплин как основы технологической подготовки, в ходе изучения всех разделов педагогики обучить будущих специалистов рациональному ведению самообразования, технологическим приёмам отбора информации т.п.;
при изучении педагогических технологий и технологии профессионального педагогического образования, педпрактики всех видов сформировать готовность к творческой преобразовательной деятельности, умению извлекать полезную информацию из сети Интернет и др.
2. Технологическое мышление, ориентированное на наиболее рациональные способы педагогической работы, гарантирующие результат: в ходе обучения и научно-исследовательской деятельности сформировать мышление, направленное на изменение окружающей действительности в интересах человека; научить студентов гуманитарных специальностей критически оценивать и анализировать сведения, получаемые как из традиционных источников, так и с помощью новых информационных технологий; обучить современным технологиям поиска решения педагогических задач (мысленный эксперимент, «мозговой штурм» и т. д.; сформировать умственные действия, направленные на умение оценивать собственную педагогическую деятельность и её результаты; стимулировать применение технологических знаний для прогнозирования и проектирования конечного результата своей профессиональной деятельности.
3. Технологическое мировоззрение как система специфических взглядов на природу, общество, человека: обеспечить фундаментальную подготовку педагогов гуманитарных специальностей как основу технологической культуры; сформировать у будущих педагогов взгляды о том, что в основе общественного развития лежит способ преобразовательной деятельности людей; выработать представление о технологической культуре профессионала; направить взгляды будущих педагогов на создание инновационных проектов или придание традиционным формам и методам инновационных качеств.
4. Личностные качества, такие как: трудолюбие, профессиональная мобильность, компетентность, предприимчивость, ответственность и др.: в процессе аудиторной и самостоятельной работы развивать вышеуказанные качества человека и специа-
листа; используя научную и учебно-исследовательскую деятельность студентов, развивать у них потребность в исследовательской работе, самостоятельность, технологичность и рациональность в организации своей работы; на протяжении всех лет обучения нацеливать будущих педагогов на формирование адекватного профессионального самоопределения; способствовать постоянному повышению своей педагогической квалификации.
5. Профессионально активная педагогическая позиция: обучить будущих специалистов технологии самопознания, самовоспитания и образования; трансформировать интеллектуально-духовное и профессиональное развитие педагога, в том числе специалиста-гуманитария, в технологическую среду; формировать и развивать активную жизненную позицию человека и педагога на всех уровнях; обеспечить чёткое функционирование системы профессиональной подготовки будущего специалиста с целью формирования его активной педагогической позиции; постоянно включать в педагогический процесс, ставя в активную педагогическую позицию.
В системе работы со студентами мы опираемся на такие принципы, как: целенаправленность в формировании педагога, целостность и системность, культуросообраз-ность и природосообразность, интегратив-ность, проектность, ценностная ориентированность, практическая и профориентацион-ная направленность, информативность, модульность.
Наша система работы нацелена на непрерывное педагогическое образование и охватывает уровни: начальное профессиональное образование, которое получают ученики школ, гимназий, учебно-производственных комбинатов в педагогических классах; среднее профессиональное образование, которое даётся в педагогических училищах и колледжах; высшее профессиональное образование, приобретаемое в педагогических и классических университетах, академиях, педагогических институтах; послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре, стажировках, курсах и инсти-
тутах повышения квалификации, самообразовании педагогов.
Модель формирования технологической культуры включает направления: учебная работа на занятиях, самостоятельная познавательная деятельность, научно-профессиональное исследование, педагогическая практика, внеаудиторная профессионально-досуговая деятельность, самостоятельная работа в педагогической сфере. В реализации модели формирования технологической культуры на всех уровнях выделяем следующие этапы: диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование.
С помощью диагностики прослеживаем результативность работы студента и преподавателя. Диагностика из инструмента познания превращается в инструмент формирования технологической культуры будущего педагога. В данном случае основной функцией диагностики является активное включение студентов в реальную деятельность по формированию технологической культуры. Важными для нашего исследования направлениями диагностики выступает диагностика педагогического взаимодействия и диагностика результативности процесса формирования технологической культуры. Объектом педагогической диагностики служит процесс формирования технологической культуры будущего педагога. Структура диагностического исследования: чёткое определение содержания понятия «технологическая культура педагога», выражающего конечную её нацеленность, измеряемые признаки и способы объединения диагностической информации в систему; создание специальных методик диагностического обследования, соответствующих операционному, например, технологические знания и умения; специфическое логическое мышление. Для квалифицированного диагноза необходимо овладеть методами и методиками изучения процесса формирования технологической культуры.
Прогнозирование рассматриваем как педагогическое целеполагание: от личности будущего педагога к соответствующей постановке цели. Педагогическое прогнозирование - процесс получения опережающей
информации о сформированности технологической культуры объекта, опирающейся на научно обоснованные положения, технологические подходы и методы (моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент). Исходя из внешних условий и логики развития процесса формирования технологической культуры, мы осуществляем поисковое прогнозирование - определяем будущее состояние объекта: уровень сфор-мированности технологической культуры педагога-профессионала. В данном исследовании применяем нормативное прогнозирование, т. е. находим оптимальные пути и условия достижения заданного состояния. Для формирования технологической культуры необходима целенаправленная качественная работа на всех уровнях, создание эффективной системы формирования технологической культуры, обучение будущих учителей современным образовательным и информационным технологиям, обеспечение опережающего развития профессионально-педагогического образования и другие условия. Педагогическое прогнозирование предвосхищает результаты деятельности по формированию технологической культуры. Цель педагогического прогнозирования -смоделированный результат ещё не осуществлённой деятельности по формированию технологической культуры, представленный в сознании как проект. В работе с учениками педагогических классов, учащимися педагогических колледжей, студентами вузов, аспирантами, соискателями, учителями используем педагогическое прогнозирование -стратегическое, тактическое и оперативное, - решая задачи, вытекающие из общей цели, задачи реального процесса формирования технологической культуры, и текущие, ближайшие. Сформулировав задачи для себя, стремимся к тому, чтобы участники опытной работы поставили их перед собой, включились в решение. Прогнозирование и целеполагание составляют базу педагогического проектирования.
Проектирование процесса формирования технологической культуры педагога представляет собой содержательное, органи-
зационно-методическое, психолого-педагогическое оформление замысла реализации целостного решения важной профессионально-педагогической задачи. На этом этапе происходит конструирование материала. Предполагалось и уже частично реализовано три уровня проектирования: эмпирическо-интуитивный, опытно-логический, научный. Реализуем этот этап с учётом системного подхода: формирование технологической культуры как целостная система; определение компонентов технологической культуры и возможностей педагогического процесса по её формированию, условий и составных частей; анализ основных связей внутри самой технологической культуры; определение структуры (неизменные характеристики) и организации процесса формирования технологической культуры. Используя системную методологию, выделяем фазы проектирования: на первой определяются особенности формирования технологической культуры на данном уровне (начальное, среднее или высшее профессиональное образование); на второй анализируются, а затем синтезируются альтернативные действия педагога по достижению цели формирования технологической культуры; на третьей -применение проекта. Учитывается потребность будущих педагогов в технологической культуре, готовность к работе, синергетиче-ские способности. Важно обучение рациональным методикам проектирования.
Планирование представляет собой конечный итог конструирования. Составляются и реализуются учебные планы, программы и комплексы, планы классных руководителей, кураторов групп и другие с обязательным выделением мероприятий по формированию технологической культуры будущего педагога. Соблюдаются общепринятые требования к планам.
Технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей общества, а педагогические вузы имеют возможности для её формирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская Е. В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие. — Ростов-н/Д.: РГПУ, 1995.
2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.
3. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Рябцев В. П. Технологическая культура как аксиологическая основа профессиональной педагогической подготовки. — М.: Лицей, 2005.
5. Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). — Брянск: Издательство БГПУ, 2001.
6. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. — М., 1993.
Об авторе
Рубцова Елена Тарасовна, Армавирский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики. Сфера научных интересов -профессионально ориентированные педагогические технологии, технологическая культура. [email protected]