ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru
УДК 378+304.44:009
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ Мышак Е.А.
В статье рассматривается проблема сочетания гуманитарной подготовки с профессиональной квалификацией будущих специалистов. Проведен анализ содержания учебных программ дисциплин социогуманитарного и профессионального циклов подготовки специалистов для агропромышленной отрасли. Проанализирована гуманистическая составляющая в содержании обучения студентов в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины и обоснована потребность в ее актуализации.
Ключевые слова: гуманистическая составляющая, агропромышленная отрасль, гуманитарная подготовка, профессиональная подготовка, личность специалиста.
OBJECTIVATION OF ACTUALIZATION OF HUMANISTIC COMPONENT IN THE SYLLABUS OF AGRICULTURAL UNIVERSITIES Myshak O.O.
The article reviews the problem of combining the humanitarian training and the professional skills of future specialists. The author carries out the content analysis of educational programs of the disciplines of the humanitarian and professional cycles of agro-industrial specialists' training. Humanistic component in the content of students' training in the National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine has been analysed and the need for its actualization has been argued.
Keywords: humanistic component, humanitarian training, agroindustry, professional training, professional personality.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru Переход к информационному обществу порождает новые требования к характеру и качеству профессиональной деятельности специалистов аграрной сферы. Современный специалист агропромышленного комплекса должен не только глубоко владеть профессиональными знаниями, но и отличаться выраженными личностно-профессиональными качествами, должен осознавать значение своей профессиональной деятельности для общества, отвечать за последствия своих действий и поступков, обладать высоким уровнем общей культуры [4, с. 109].
Очевидно, что «профессиональная подготовка в аграрном вузе должна иметь тесную связь с профессиональной ориентацией личности, с формированием определенной системы ценностей, которые характерны для представителей аграрной отрасли» [3, с. 227]. Для этого система учебно-образовательного процесса должна быть выстроена на почве гармонизации развития студента и как личности, и как специалиста.
Главным в учебно-воспитательном процессе становится не только формирование профессиональных знаний, практических умений, но и то, на что конкретно ориентировано мышление специалиста, социальный и профессиональный потенциал его практической деятельности. Принцип гуманизации современного образования требует, чтобы все учебные дисциплины в высшем учебном заведении имели ту или иную гуманитарную направленность, которая бы формировала критичность мышления, привносила в преподавание коллизии истории, логику традиций соответствующей предметной области, ее социальную и экономическую основу, этические и моральные аспекты. Такой подход, по нашему мнению, может обеспечить подготовку студентов к жизни и продуктивной работе в современном динамичном мире, осознание своего места в нем, важнейших вопросов бытия.
Отличительной особенностью современных образовательных программ является их направленность на гуманизацию профессиональной подготовки, целью которой является двойной процесс - общепрофессиональное развитие и профессиональное самовоспитание индивидуально-личностных качеств.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru
Сегодня тенденция объединения гуманитарной подготовки с профессиональной квалификацией будущих специалистов является одной из самых актуальных проблем деятельности высших учебных заведений аграрного профиля. Эта проблема требует современного решения, поскольку сегодняшнее образование страдает изолированностью гуманитарного цикла дисциплин от профессионально направленных предметов. Такая изолированность пагубно влияет на становление личности будущего специалиста, который не обладает духовным наследием и не имеет навыков экстраполяции достижений в области других наук на сферу своей деятельности.
Цель статьи - проанализировать гуманистическую составляющую в содержании обучения будущих специалистов агропромышленной отрасли в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины и обосновать потребность в ее актуализации.
Для определения гуманистической ориентированности содержания дисциплин гуманитарного и профессионального циклов учебного плана подготовки специалистов агропромышленной отрасли был использован отраслевой стандарт высшего аграрного образования 2016 года [2].
Отметим, что в содержании отраслевого стандарта отмечается определенная положительная динамика по формированию личностных (духовных, моральных) качеств студентов. Вместе с тем, в содержании этих структурных компонентов выявлено недостаточное обращение к личностным качествам будущих специалистов.
Подготовка будущего специалиста-агрария базируется на создании в обучении целостной системы взглядов на природу и взаимосвязь явлений, которые происходят в ней, что является основой для дальнейшего усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. «Формирование системы фундаментальных естественнонаучных знаний и умений обеспечивает возможность применять их в условиях современных технологий, которые динамично развиваются, и является одним из условий подготовки высококвалифицированного специалиста» [5, с. 150].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru
Цель высшего профессионального образования, как известно, состоит не в узкопрофессиональной подготовке, а в широкой естественнонаучной, общекультурной, социально и индивидуально значимой подготовке, непрерывно развивающей творческий потенциал личности и способствующей самостоятельному пополнению профессиональных знаний будущего специалиста аграрной отрасли. Поэтому актуальна проблема подготовки специалистов-аграрников в высшей школе через формирование различных циклов дисциплин, учебных программ и планов, наполненных конкретным содержанием, которое должно обеспечить приоритетность общечеловеческих ценностей.
В Украине стандарт на подготовку бакалавров - специалистов агропромышленной отрасли устанавливает, что учебный план подготовки бакалавра имеет четыре группы дисциплин: 1) гуманитарной и социально-экономической подготовки; 2) естественнонаучной (фундаментальной подготовки) 3) профессиональной и практической (профессионально ориентированной) подготовки; 4) дисциплины по выбору.
Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла имеют большое значение в профессиональном развитии личности, так как они формируют компетентности, качества личности, знания, умения, навыки и опыт общей методологии, философии, гуманитарных фундаментальных наук, знания исторического развития отечественной и мировой культуры и тому подобное. Целесообразно заметить, что дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла служат основой для усвоения естественнонаучных и профессиональных дисциплин.
Проведенный анализ содержания учебных программ дисциплин социогуманитарного цикла, которые входят в учебные планы высших аграрных учебных заведений, а именно: философии, культурологии, психологии, социологии, украинскому и иностранному языкам, показывает, что содержание этих предметов представляет сведения о человеке, способы его взаимодействия с социумом, природой, формы познавательной и преобразовательной
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru деятельности, культуру, возможности самореализации. Однако реализация задачи воспитания гуманистически направленной личности, которой присущи высокие моральные качества, зависит от интерпретации содержания учебного материала преподавателем. Целенаправленная стратегия воспитательного воздействия, направленная на формирование специалиста-гуманиста, в содержании программ практически отсутствует, в нем лишь потенциально присутствуют воспитательные возможности.
Анализ учебных программ позволил установить и отсутствие четкого профессионального направления в преподавании дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, что приводит к ослаблению мотивации в обучении и профессиональном становлении будущих специалистов. Особенно отчетливо это наблюдается у студентов 1-3 курсов. Поэтому при подборе и структурировании содержания профессиональной подготовки, в том числе гуманитарной и социально-экономической, необходимо учитывать профессиональную ориентированность на будущую деятельность специалистов агропромышленной отрасли. Это будет способствовать усилению мотивации к будущей профессиональной деятельности, заинтересованности в овладении знаниями, умениями и навыками.
Дисциплины требуют воспроизведения в предметах наук диалектической взаимосвязи человека и окружающего мира. Поэтому подготовка будущих специалистов (профессиональная, моральная, культурная) должна ориентировать их на ценностные установки, формирующие умения и способности управлять переходом от техногенной формы развития производства до экологизированной. Преподавание любой дисциплины должно иметь гуманитарный характер. Необходимо обращение к истории науки, личности ее создателей. Следует включать в учебные курсы элементы методологической, мировоззренческой культуры. Наконец, само преподавание по своей сути - это гуманитарный процесс, который должен быть организованным [6].
Гуманизация профессиональной подготовки специалистов
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru предусматривает усиление заложенных в ней гуманистических ориентаций. Она должна охватывать все без исключения учебные дисциплины и выражать мировоззренческие и методологические аспекты их преподавания (методологической основой гуманизации служит личностная ориентация учебно-воспитательного процесса) [1, с. 185].
Второй аспект актуализации гуманистической ориентированности содержания обучения (наряду с повышением роли гуманитарных дисциплин) -обогащение негуманитарных дисциплин человеческим и социальным содержанием и смыслом. Необходимо отображение мировоззренческой, специальной и гуманитарной подготовки в каждой учебной дисциплине. Формула образования - единство научного содержания, диалектического метода и гуманистической цели.
Важно отметить, что естественнонаучная подготовка как составляющая профессиональной подготовки будущих специалистов агропромышленной отрасли в учебном плане определена такими дисциплинами, как биология, биохимия, высшая математика, физика с основами биофизики растений, химия, экология (профессиональное направление), информатика.
Безусловно, большое значение в профессиональной подготовке будущих специалистов имеют дисциплины цикла профессиональной подготовки. В учебном плане большинство дисциплин составляют естественные науки, в названиях которых есть часть сложных слов (научных терминов) - лексема "био" (жизнь). Это обусловлено тем, что сама аграрная деятельность связана с использованием живых организмов и биологических процессов в производстве для нужд человека, для улучшения его жизни, здоровья и условий окружающей среды. Это актуализирует гуманистическую направленность научного познания, содержание которого ориентировано на человека как цель и ценность.
Гуманистический характер науки проявляется и в том, что она обогащает духовный мир человека, существенно влияет на его развитие, производит социальный механизм передачи знаний новым поколениям в процессе
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru получения ими образования. Наука влияет на развитие всей системы связей людей с природой и самих общественных отношений. Гуманистическая направленность науки служит катализатором моральных стимулов научного творчества [8, p. 138].
Подводя итоги, отметим, что воспитание гуманистически направленной личности в вузе следует реализовывать через оптимальное сочетание фундаментального, гуманитарного и профессионального циклов дисциплин, их взаимопроникновение на основе межпредметных связей, интегрированных курсов, междисциплинарных форм контроля, обеспечивающие формирование целостного сознания на основе системного знания.
В связи с этим, в высшем аграрном учебном заведении большое значение приобретает междисциплинарный комплекс, обеспечивающий взаимодействие технических и гуманитарных предметов и способствует стимулированию духовных потребностей и интересов студентов (интеллектуальных, моральных и эстетических), которые удовлетворяются в процессе самообразования, самовоспитания и саморазвития [7].
Таким образом, для актуализации гуманистической составляющей в содержании обучения студентов необходимо выполнять следующие задачи:
- раскрытие своеобразия каждой гуманитарной дисциплины с целью повышения интеллекта, кругозора, эрудиции студентов, становления профессиональных качеств;
- использование гуманистического потенциала гуманитарных дисциплин в формировании у студентов духовных и нравственных качеств;
- использование гуманитарного знания в обучении специальным дисциплинам;
- обращение к естественным и техническим наукам в преподавании гуманитарных дисциплин.
Подытоживая все вышесказанное, можем сделать вывод, что актуализация гуманистической составляющей в содержании обучения будущих специалистов агропромышленной отрасли дает широкие возможности в
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru воспитании личности будущего специалиста.
К сожалению, специфика высшего аграрного образования заключается в том, что большинство преподавателей вузов имеют профессиональную сельскохозяйственную подготовку и относятся к педагогической деятельности как к производственной сфере. В связи с таким пониманием образовательной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса возникают определенные трудности. В практике обучения недостаточно реализуется аксиологический потенциал дисциплин общекультурной и профессиональной подготовки. Большинство преподавателей своей основной задачей видит обеспечение усвоения студентами инженерно-технических специальностей необходимых знаний, умений и навыков, а формирование гуманистических ценностей считает прерогативой семьи, общественных организаций и соответствующих должностных лиц в вузах (кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе, студенческого актива и т.д.).
Список литературы:
1. Беланова Р.А. Гумашзащя та гумаштаризащя освгги в класичних ушверситетах (Укра!на - США): Монографiя. Ки!в.: Центр практично!' фшософп, 2001. 216 с.
2. Галузевий стандарт вищо! освгги Укра!ни. Видання офiцiйне. Ки!в.: Мшютерство освiти i науки, молодi та спорту Укра!ни, 2016. 67 с.
3. Мишак О.О. Гуманiзацiя професшно! пiдготовки як основа формування гумашстично! спрямованостi майбутнiх фахiвцiв-аграрникiв // Вюник Днiпропетровського унiверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя «Педагогiка i психологiя» Дншропетровськ.: В.Ц. Ун.тету iм. Альфреда Нобеля. 2016. № 1(11). С. 277-281.
4. Мишак О.О. Обгрунтування потреби у формуванш гумашстично! спрямованостi майбутшх бiотехнологiв аграрно! галузi // Вища школа. Ки!в, 2014. № 6. 103-109.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 2. www.st-hum.ru
5. Мишак О.О. Сутшсть та особливост професшно! подготовки майбутнiх бiотехнологiв // Бiоресурси i природокористування: науковий журнал. К.: Видавничий центр НУБШ Укра!ни, 2013. Т. 5. № 1-2. С. 149-155.
6. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / Отв. ред. Н.Б. Пугачева. Казань: «Идел-Пресс», 2008. 608 с.
7. Свиренко Ж.С. Виховання гумашзму в студенев вищих техшчних навчальних закладiв у процес вивчення предметiв гумаштарного циклу: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.07 - теорiя та методика виховання. Схщноукрашський НУ iм. В. Даля. Луганськ, 2009. 20 с.
8. Myshak E. Humanistic fundamentals of future biotechnologists training // Euromentor Journal, 2016. No 4. P. 138-144.
Сведения об авторе:
Мышак Елена Алексеевна - преподаватель кафедры романо-германских языков и перевода Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (Киев, Украина).
Data about the author:
Myshak Olena Oleksiyivna - Lecturer of Romano-Germanic Languages and Translation Department, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine (Kyiv, Ukraine).
E-mail: [email protected].