Научная статья на тему 'Система дополнительного профессионального образования МВД России: история становления, организационно-правовой и содержательный аспекты'

Система дополнительного профессионального образования МВД России: история становления, организационно-правовой и содержательный аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОЛИЦИЯ / РЕФОРМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Требенок А.А., Яковцов С.А.

В статье раскрывается история становления и развития системы дополнительного профессионального образования МВД России, ее организационно-правовой и содержательный аспекты. Отмечено, что впервые в истории Министерства внутренних дел Российской Федерации официально появилась специальность «Полицейский». Отмечена проблема относительно несоответствия законодательного понятия повышения квалификации и его научного понимания и опыта, накопленного системой ведомственного дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Требенок А.А., Яковцов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система дополнительного профессионального образования МВД России: история становления, организационно-правовой и содержательный аспекты»

Система дополнительного профессионального образования МВД России: история становления, организационно-правовой и содержательный аспекты

Требенок Александр Александрович,

кандидат педагогических наук, начальник кафедры международного полицейского сотрудничества и борьбы с преступностью по каналам Интерпола Центра подготовки сотрудников органов внутренних дел для участия в миротворческих миссиях Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, mr.taa.science@mail.ru

Яковцов Сергей Алексеевич,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом органов внутренних дел Центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России,

В статье раскрывается история становления и развития системы дополнительного профессионального образования МВД России, ее организационно-правовой и содержательный аспекты. Отмечено, что впервые в истории Министерства внутренних дел Российской Федерации официально появилась специальность «Полицейский».

Отмечена проблема относительно несоответствия законодательного понятия повышения квалификации и его научного понимания и опыта, накопленного системой ведомственного дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: Президент Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, полиция, реформа, образование, дополнительное профессиональное образование, образовательная деятельность, образовательная организация, педагогический процесс, обучение, образовательная программа, компетентность, повышение квалификации, знания, умения, навыки.

о

Е

СП

0

(Ч «9

01 г

История нашей страны свидетельствует, что образование и наука испокон веков являлись достоянием нации, неотъемлемым условием и ключевым фактором общественного развития.

Образование служит обеспечению безопасности государства на всех уровнях: личности, общества и непосредственно государства. Так, без квалифицированных кадров невозможны экономическая и военная безопасность государства, технологическая безопасность немыслима без научных разработок [11, с. 108].

В 2005 году Президент Российской Федерации В.В. Путин впервые сформулировал базовые приоритеты государственного развития - четыре приоритетных национальных проекта, в числе которых был и национальный проект «Образование».

Очевидно, что роль качественного образования и передовой науки приобретает особое значение в современных условиях внешнеэкономического давления, нелегитимных санкций и политики сдерживания России, чем обусловлена особая потребность в высококвалифицированных специалистах в различных сферах деятельности. 6 марта 2018 года на VI Всероссийском форуме рабочей молодежи (г. Нижний Тагил Свердловской области) Президент Российской Федерации В.В. Путин напомнил, что все периоды бурного развития страны, революционных преобразований в ее истории начинались с подготовки кадров [14, с. 2].

Не случайно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» образование и наука вошли в число 12 отраслей, дальнейшее развитие которых будет осуществляться посредством реализации национальных проектов (программ).

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев в интервью газете «Известия» отметил, что глава государства сформулировал задачи, стоящие перед Генпрокуратурой, МВД России, ФСБ России, в числе которых определено содействие реализации национальных проектов и государственных программ [10, с. 1]. Исходя из этого следует, что в зоне ответственности МВД России находится содействие реализации национальных проектов и государственных

программ, в том числе в области образования и науки.

Российская полиция, определенная Государем Петром Первым как «душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» призвана неуклонно и четко следовать его идее о сильном и эффективном государственном органе. Вместе с тем несмотря на то, что полиция в России образована в 1718 году, до относительно недавнего времени в нашей стране официально не существовало профессии «Полицейский».

Одним из важнейших итогов реформирования деятельности системы МВД России в 20092011 годах стало официальное появление профессии «Полицейский».

История вопроса берет начало со встречи Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с руководящим составом МВД России 22 октября 2011 года в г. Твери. По итогам встречи глава государства дал поручение о введении в перечень профессий начального профессионального образования профессии «Полицейский». В результате приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 124 «О внесении изменения в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354» внесены соответствующие изменения в указанный перечень [15, с. 127].

В 2014 году впервые за всю отечественную историю должность служащего «Полицейский» включена Министерством образования и науки Российской Федерации в перечень должностей служащих и профессий рабочих [16, с. 38].

Ведомственная система образования представляет собой единую цепь преемственных образовательных программ, начиная от образовательных программ общего среднего образования, реализуемых в суворовских училищах МВД России, программ профессионального обучения по профессии «Полицейский», программ среднего профессионального образования и заканчивая программами высшего образования, дополнительными профессиональными программами и программами подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктурах [6, с. 47; 7, с. 8].

Одним из важнейших сегментов системы подготовки кадров МВД России является дополнительное профессиональное образование. Идея непрерывного образования, получившая выражение в формуле «образование через всю жизнь» («long live education»), актуализации профессиональных знаний, умений и навыков чрезвычайно важна и целесообразна для системы органов внутренних дел.

Обучение в течение всей жизни - люди XXI века будут жить именно в такой парадигме, а не в рамках удобной схемы «одна жизнь - одна специальность». Требуются люди, владеющими гибкими навыками (soft skills), умеющие учиться новому, критически мыслить, работать в команде, эффек-

тивно строить коммуникации, отмечают специалисты [12, с. 12].

Идеи о том, что образование должно быть длиною в жизнь и «вся жизнь - это обучение, поэтому у образования не может быть конечных точек», появились в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в Соединенных Штатах Америки в 1926 году. Реальностью же эти идеи становятся почти 100 лет спустя в жизни нашего поколения [9, с. 28].

В мае 2018 года на выездном заседании Общественного совета при МВД России, состоявшемся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев отметил, что эффективная борьба с преступностью в современных условиях невозможна без качественной подготовки кадров. Ее формы и методы постоянно обновляются. Ежегодно в вузах Министерства более 95 тысяч человек проходят переподготовку по программам дополнительного профессионального образования [5, с. 6].

Ведомственная система дополнительного профессионального образования ковалась в русле государственной образовательной политики. Сравнительно-правовой анализ показывает, что с течением времени цель дополнительного профессионального образования в нашей стране претерпела изменения. Так, Закон об образовании 1992 года закрепил, что в качестве таковой является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, то в соответствии с Законом об образовании 2012 года целью является удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Приходится констатировать, что если в странах Организации экономического сотрудничества непрерывным образованием охвачено более 50 процентов населения, в развитых странах типа Швеции - более 60, то в России этот показатель составляет менее 20 процентов [2, с. 15].

Актуальным проблемам дополнительного профессионального образования в системе МВД России посвящены труды таких видных ученых и организаторов ведомственного образования, как профессора Ю.Н. Демидов, В.Я. Кикоть, М.В. Ко-стенников, Ю.Ф. Подлипняк, А.В. Симоненко и др. С 1989 года при Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя под руководством профессора Ю.Ф. Подлипняка сформирована научная школа профессионально-прикладной педагогики, представители которой целый ряд диссертационных работ, учебников, монографий посвятили проблемам ведомственного дополнительного профессионального образования.

Профессор Ю.Н. Демидов отмечает, что в России система дополнительного профессионального образования входит в общую систему образования и представляет собой совокупность дополнитель-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о

Е

СП

о

01 г

ных образовательных программ, образовательных учреждений и иных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов), общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др. [3, с. 3].

Министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков, подписав приказ МВД СССР от 28 ноября 1972 г. № 0639 «Об организации института повышения квалификации руководящих работников производства исправительно-трудовых учреждений МВД СССР», заложил основу современной системы дополнительного профессионального образования МВД России, которая включает в себя образовательные организации (Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России с тремя его филиалами в г. Брянске, в г. Набережные Челны, в г. Пензе, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России), Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, факультеты повышения квалификации в образовательных организациях МВД России.

Куратором ведомственного профессионального образования, в том числе и дополнительного профессионального образования, выступает Департамент государственной службы и кадров МВД России, осуществляющий организационно-методическое руководство при реализации образовательных программ.

Основной целью дополнительного профессионального образования в системе МВД России является совершенствование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков уже подготовленных специалистов, развитие у них способности мыслить конвергентным, междисциплинарным способом.

В целом это означает совершенствование профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел, которая, по мнению специалистов, представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, формирующих способность качественно выполнять возложенные обязанности в занимаемой должности во взаимодействии с гражданами и в коллективе [13, с. 10].

В свою очередь понятие «компетентность» подразумевает характеристику субъекта деятельности, благодаря которой он соорганизует свои и прочие ресурсы по преобразованию ситуаций для достижения поставленных целей [4, с. 61].

Решение данной задачи немыслимо без должной организации педагогического процесса, под которым понимается целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс» [1, с. 250].

В сравнении с системой ведомственного высшего профессионального образования система дополнительного профессионального образования имеет ряд особенностей. Во-первых, объектом образовательной деятельности выступают сложившиеся специалисты органов внутренних дел. Во-вторых, если в системе ведомственных образовательных организаций высшего образования кафедры сформированы по предметному принципу («Кафедра теории государства и права», «Кафедра конституционного права» и др.), то в системе ведомственного дополнительного профессионального образования - преимущественно по должностному принципу («Кафедра подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка и подразделений миграции», «Кафедра подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности» и др.).

Ключевым содержательным аспектом в организации педагогического процесса в системе дополнительного профессионального образования является уровень профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава. Специфика заключается в том, что в отличие от системы ведомственного высшего образования, которое получают молодые люди, в системе дополнительного профессионального образования обучение проходят сотрудники органов внутренних дел, обладающие жизненным и профессиональным опытом, сформированными ценностными установками на профессиональную деятельность, и преподаватель, оказываясь в аудитории, должен быть способен дать им качественный материал, полезный для практической деятельности.

В этой связи преподаватель обязан совершенствовать педагогическое мастерство, углублять и расширять дисциплинарные познания, следуя принципу академика Д.С. Лихачева, который писал: «Перестанешь учиться - не сможешь и учить» [8, с. 122].

Практика, откуда приходят на повышение своей квалификации участковые уполномоченные полиции, сотрудники уголовного розыска, кадровых подразделений органов внутренних дел и других должностных категорий испытывает объективную потребность в новаторских идеях, и слушатели должны получить именно те знания, в которых нуждаются в период обучения, чтобы вернуться к служебным обязанностям оснащенными новыми подходами, идеями, взглядами. В этой связи важно новаторство профессорско-преподавательского состава. «Новаторство - это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед», справедливо точно отмечал выдающийся советский педагог, вице-президент Академии педагогических наук СССР Ю.К. Бабанский [1, с. 369].

Учитывая изложенное следует вывод, что актуальность дополнительного профессионального образования не вызывает сомнений, однако имеет место, как представляется, проблемный вопрос, требующий законодательного внимания и научных исследований.

Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-

рации» закреплено, что образование представляет собой единый, целенаправленный процесс, совокупность обучения и воспитания. Безусловно, законодатель в полной мере относит это и к дополнительному профессиональному образованию, но о каком можно говорить воспитании, учитывая, что дополнительное профессиональное образование получают уже взрослые люди, и зачастую состоявшиеся специалисты, тем более в условиях сжатых сроков?

Известно, что квалификация представляет собой комплекс знаний, умений и навыков. Законом установлен минимально необходимый показатель повышения квалификации - 16 учебных часов.

Ведомственной наукой и специалистами-практиками убедительно доказано, что за это непродолжительное учебное время возможно получить новые знания, поработать над совершенствованием умений, но невозможно повысить уровень профессиональных навыков, требующих продолжительного, целенаправленного, комплексного, систематического подхода.

В связи с изложенным отмечаем, что минимальный порог в 16 учебных часов должен быть повышен, иначе понятие «повышение квалификации» с законодательной точки зрения не коррели-руется с его научным пониманием и опытом, накопленным системой дополнительного профессионального образования МВД России.

Подводя итог, приходим к выводу, что дополнительное профессиональное образование МВД России является важным звеном в системе ведомственного образования, призванным совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки у сотрудников органов внутренних дел, и эта задача, по оценке Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А. Колокольцева, решается.

Вместе с тем, учитывая коренные изменения в подходах к организации образования в нашей стране, высокие требования к модели подготовки сотрудника органов внутренних дел новой формации, ведомственное дополнительное профессиональное образование испытывает объективную потребность в непрерывном поиске наиболее оптимальных форм организации и качественном научном обеспечении.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с. - (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

2. Борисова И. Зачем профессор сел за парту // «Российская газета (неделя)», № 21 (7779), 31 января - 6 февраля 2019 года.

3. Демидов Ю.Н. О перспективах системы дополнительного профессионального образования и роли ВИПК МВД России в реализации комплекса образовательных технологий // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел [Текст]: сборник материалов межвузовской научно-

практической конференции / сост. Н.В. Бойко, Н.Ю. Филипенкова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2018.

4. Иоголевич Н.И., Иоголевич В.А., Иванова С.И. Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2018. - № 1 (72).

5. Королькова Е. Приятные хлопоты // «Полиция России», 2018. - № 6.

6. Кубышко В.Л. От курсов - к университетам // «Полиция России», 2018. - № 10.

7. Кудин В.А. Основные тенденции развития профессионального образования системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2017. - № 3 (75).

8. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д. Лихачев. - М.: Альпина Паблишер, 2017.

9. Миронюк С.В. «Инвестирование в самообразование - необходимость, а не эксклюзив // «РБК», 2019. - № 9 (150).

10. Патрушев Н.П. «Россия не собирается сама себя отключать» // «Известия», № 53 (30285), 25 марта 2019 года.

11. Пшенко К.А., Юсубова А.Н. Образование как фактор обеспечения безопасности на постсоветском пространстве // Национальная безопасность и стратегическое планирование, 2019. - № 1 (25).

12. «РБК», 2019. - № 9 (150).

13. Ратова И.В., Садеков Р.Р. Использование компетентностного подхода в дополнительном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел [Текст]: методические рекомендации. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2017.

14. Созаев-Гурьев Е. «Нам нужны люди, готовые к вызову» // «Известия», № 41 (30026), 7 марта 2018 года.

15. Требенок А.А. Реформа МВД России 20092011 годов: идеи и некоторые итоги // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - № 4 (40).

16. «Устремленные в будущее...». Система подготовки кадров МВД России / коллектив авторов под руководством В.Л. Кубышко / сост. С.В. Богачев, Л.Н. Боде, Р.О. Иванов, В.В. Коновалов, В.И. Субботина / худож. оформ. Ю.В. Арасланкина. - М.: ДГСК МВД России, 2018. - 547 с.

The system of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia: the history of formation, organizational, legal and substantive aspects Trebenok A.A., Yakovcov S.A.

All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the

Interior of the Russian Federation The article reveals the history of the formation and development of the system of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, its organizational, legal and substantive aspects. It is noted that for the first time in the history of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the specialty "Police Officer" officially appeared. The problem regarding the inconsistency of the legislative concept of advanced training and its scientific understanding and experience gained by the system of departmental additional professional education is noted.

о о и n m 5 m

О

m э

m

й А

X £ m О

x

0

m О

01

n

А

w

о

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

X X m

Keywords: President of the Russian Federation, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, police, reform, education, additional professional education, educational activity, educational organization, pedagogical process, training, educational program, competence, advanced training, knowledge, skills. References

1. Babansky Yu.K. Selected pedagogical works / Comp. M.Yu. Babansky. - M .: Pedagogy, 1989 .-- 560 p. - (Proceedings of Doctor of Corresponding Member and Corresponding Member of the USSR APN).

2. Borisova I. Why did the professor sit down at his desk // "Rossiyskaya Gazeta (Week)", No. 21 (7779), January 31 -February 6, 2019.

3. Demidov Yu.N. About the prospects of the system of additional

professional education and the role of the Institute of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of the complex of educational technologies // Actual problems of additional professional education of employees of internal affairs bodies [Text]: collection of materials of the inter-university scientific and practical conference / comp. N.V. Boyko, N.Yu. Filipenkova. -Domodedovo: VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018.

4. Iogolevich N.I., Iogolevich V.A., Ivanova S.I. Development of a

system for assessing the professional competencies of law enforcement officers // Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2018. - No. 1 (72).

5. Korolkova E. Pleasant chores // "Police of Russia", 2018. - No. 6.

6. Kubyshko V.L. From courses to universities // Police of Russia,

2018. - No. 10.

7. Kudin V.A. The main trends in the development of vocational

education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. - No. 3 (75).

8. Likhachev D.S. Letters about the good and the beautiful / D.

Likhachev. - M.: Alpina Publisher, 2017.

9. Mironyuk S.V. "Investing in self-education is a necessity, not an

exclusive // RBC, 2019. - No. 9 (150).

10. Patrushev N.P. "Russia is not going to turn off itself' // Izvestia, No. 53 (30285), March 25, 2019.

11. Pshenko K.A., Yusubova A.N. Education as a factor in ensuring security in the post-Soviet space // National Security and Strategic Planning, 2019. - No. 1 (25).

12. "RBC", 2019. - No. 9 (150).

13. Ratova I.V., Sadekov R.R. Using the competency-based approach in additional professional education of employees of internal affairs bodies [Text]: guidelines. - Domodedovo: VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017.

14. Sozaev-Guryev E. "We need people ready for the challenge" // Izvestia, No. 41 (30026), March 7, 2018.

15. Trebenok A.A. Reform of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2009-2011: ideas and some results // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. -No. 4 (40).

16. "Looking to the future ...". The training system of the personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia / team of authors led by V.L. Kubyshko / comp. S.V. Bogachev, L.N. Bode, R.O. Ivanov, V.V. Konovalov, V.I. Subbotin / artist clearance Yu.V. Araslankin. - M.: DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018 .-- 547 p.

o

E

o ^

o w

ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.