Голяндин Николай Петрович Шериев Альберд Малилевич
Применение инновационных методик проведения занятий в ходе подготовки сотрудников органов внутренних дел по программам дополнительного профессионального образования
В статье рассматриваются вопросы совершенствования дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России на основе использования активных и интерактивных форм обучения. Выделяются общие тенденции повышения практико-ориентиро-ванного содержания занятий.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, полиция, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, активные и интерактивные формы обучения, навыки, умения.
Application of innovative techniques of training during training of staff of bodies of internal affairs according to programs of additional professional education
In article questions of improvement of additional professional education in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the basis of use of active and interactive forms of education are considered. The general trends of increase in the praktiko-focused content of occupations are allocated.
Key words: additional professional education, police, professional retraining, professional development, active and interactive forms of education, skills, abilities.
Дополнительное профессиональное образование, реализуемое в СевероКавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, направлено на совершенствование профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел и осуществляется на основе программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В процессе обучения слушатели совершенствуют и приобретают новые профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для повышения своей квалификации.
В соответствии с правоустанавливающими документами институт осуществляет профессиональную подготовку и повышение квалификации около 30 должностных категорий сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации и иностранных специалистов (например, оперативный состав подразделений уголовного розыска по противодействию экстремизму, экономической безопасности и противодействию коррупции, следователи и дознавате-
ли территориальных органов, инспекторский состав штабов, подразделений по исполнению административного законодательства и по делам несовершеннолетних, дорожно-па-трульной и патрульно-постовой служб, бойцы ОМОНа и оперуполномоченные СОБРа подразделений МВД России по федеральным округам и субъектам Федерации, а также сотрудники полиции, привлекаемые к проведению контртеррористической операции (далее -КТО) на территории Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО).
Как показывает анализ практики проведения учебных занятий и результатов проверки итоговых знаний, эффективность образовательного процесса зависит от разумного сочетания пассивных, активных и интерактивных методов и приемов обучения.
Пассивные методики и формы обучения предусматривают лидирующую позицию преподавателя, а роль слушателя сводится к получению, закреплению и осмыслению информации. Именно в таких формах проводятся лекционные занятия, направленные
101
на ознакомление обучающихся с новыми знаниями.
Специалисты в области педагогики под активными методиками понимают «форму взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь - не пассивные слушатели, а активные участники занятия» [1].
К современным формам активного обучения сегодня принято относить интерактивные (inter - взаимный, act - действовать) методы получения знаний, предусматривающие доминирование слушателей в познавательном процессе обучения. Данные методы предполагают ориентирование обучающихся на взаимодействие не с преподавателем, а друг с другом. При этом функция педагога трансформируется из лидирующей в координирующую, которая заключается в организации совместной деятельности обучающихся с целью получения новых знаний и формирования навыков их применения в профессиональной деятельности. Наиболее часто профессорско-преподавательский состав института использует метод имитационного обучения [2], который предполагает моделирование проблемных ситуаций. Обучение слушателей может осуществляться как в игровой форме -заранее распределяются роли и выполняется алгоритм профессионально-должностных действий, так и в неигровой - проводится анализ представленной информации, осуществляется планирование действий, подготовка служебных документов и т. п. В обоих случаях моделируемая ситуация является основой профессиональной деятельности, которую осваивают обучающиеся.
Следует согласиться с мнением И.Г. Иваненко о том, что «сама логика моделируемых ситуаций профессиональной деятельности порождает потребность в новых знаниях. При этом происходит не механическое накопление информации, а ее творческое осмысление применительно к дальнейшей профессиональной деятельности» [3].
Метод моделируемых ситуаций используется при изучении уголовного права, уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности, криминалистики и др. Например, при проведении занятий по блоку дисциплин уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности слушателям предлагается выступить в роли следователя, оперативно-
го работника и прокурора. Проанализировав вводные, содержащие исходную информацию о признаках подготавливаемого и совершенного деяния, они должны принять решение, оформить материалы допроцессуальной проверки (результаты оперативно-розыскных мероприятий) и передать их сотрудникам предварительного расследования для принятия решения по существу (возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела, проведение дополнительной проверки). По результатам принятого решения осуществляется надзор за его правовым обоснованием в соответствии с действующим законодательством. При этом в содержание исходной информации включаются решения Конституционного Суда и определения Верховного Суда РФ по наиболее проблемным вопросам.
Учитывая, что слушатели, проходящие дополнительное профессиональное обучение, обладают определенным практическим опытом и прибывают из различных регионов России, которые имеют специфические особенности правоприменительной практики, преподаватель акцентирует внимание на выработке единого подхода к решению типичных служебных ситуаций. Это достигается при помощи методов коллективного обсуждения (мозговой штурм, кейс-стади и т.п.), которые предусматривают разнообразные подходы к решению спорных практических и правоприменительных вопросов [4]. В процессе обсуждения слушатели могут соглашаться или отказаться от своих и чужих вариантов решения проблемы. Кроме того, данные методы позволяют определить уровень их подготовки (информированности) по рассматриваемой тематике.
Неигровые методы обучения используются слушателями для проведения анализа деятельности конкретного подразделения органа внутренних дел на основании официальной статистической информации ГИАЦ МВД России и Генеральной прокуратуры РФ. Свои решения они оформляют в виде обзорных справок, которые после проверки преподавателем могут использовать в своей оперативно-служебной деятельности.
Многие учебные аудитории кафедр оборудованы проекционной техникой, позволяющей проводить занятия с использованием мультимедийных презентаций. Активно применяются в образовательном процессе учебные видеофильмы. В частности, в ходе проведения практических занятий по дисциплине «Уголов-
102
ный процесс» слушателям предлагается дать правовую оценку действиям лиц и их уголовно-правовую квалификацию после просмотра сборников видеозадач, подготовленных преподавателями кафедры специальных дисциплин на основе выборки из новостных сюжетов криминального характера.
Для обеспечения качественной самостоятельной работы слушателей в институте создана и активно используется электронно-образовательная среда, включающая в себя более 4,2 тыс. электронных учебно-методических материалов.
В заключение подчеркнем, что внедрение в образовательный процесс различных методов интерактивного обучения не только способствует качественному усвоению учебного материала, но и позволяет эффективно адаптировать его к будущей практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Кроме того, особое внимание при реализации образовательных программ повышения квалификации уделяется обеспечению практической направленности обучения, которая достигается за счет:
выделения не менее 50% из лимита общего количества учебных часов на практические занятия. Например, по программе повышения квалификации сотрудников полиции, привлекаемых к проведению КТО на территории
1. Андронова Т.А., Тарасенко О.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013. № 2.
2. Иванова С. И. Практико-ориентирован-ное обучение в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) // Науч.-ме-тод. электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. URL: http://e-koncept.ru/20U/64357.htm (дата обращения: 26.12.2018).
3. Иваненко Г.Л. Дидактические возможности деловой игры в контекстном обучении будущих специалистов иноязычному деловому общению // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, 15 декабря 2011 г.). Чита, 2011. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/20/1430/ (дата обращения: 26.12.2018).
СКФО, около двух третей учебного времени составляют практические занятия, которые проходят на стрельбищах;
привлечения к проведению занятий профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт практической работы более 10 лет, действующих сотрудников полиции, Росгвардии, прокуратуры и суда. Только в 2018 г. на базе института с участием практических сотрудников правоохранительных органов и слушателей проведено 9 круглых столов и 5 семинаров-совещаний по актуальным темам подготовки квалифицированных кадров для силовых структур Российской Федерации, а также вопросам противодействия молодежной и организованной преступности, экстремистской и террористической деятельности;
ориентации слушателей в ходе обучения на работу в группе и интеграции учебных дисциплин в процессе организации и проведения тактических учений, позволяющих приблизить учебные ситуации к реальной обстановке, в которой сотрудникам полиции приходится исполнять служебные обязанности;
постановки проблемных вопросов и ситуационных задач с последующим оформлением принятых решений путем составления формализованных бланков и документов, предусмотренных межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами.
1. Andronova T.A., Tarasenko O.A. Active and interactive forms of conducting classes for bachelors and masters // Legal education and science. 2013. № 2.
2. Ivanov S.I. Practice-oriented training in the system of additional professional education of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia (on the example of the Tyumen Institute of Advanced Training for the Officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia) // Sci.-method. electronic journal «Concept». 2014. Vol. 26. URL: http://e-koncept.ru/2014/64357. htm (date of access: 26.12. 2018).
3. Ivanenko G.L. Didactic possibilities of the business game in the contextual training of future specialists in foreign language business communication // Actual problems of pedagogy: proc. of the Intern. sci. conf. (Chita, Dec. 15, 2011). Chita, 2011. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/20/1430/ (date of access: 26.12.2018).
103
4. Тарасенко О. А. Современные методы 4. Tarasenko O.A. Modern methods of teaching
преподавания юридических дисциплин // Ак- legal disciplines //Actual problems of Russian law.
туальные проблемы российского права. 2016. 2016. № 9. № 9.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Голяндин Николай Петрович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected];
Шериев Альберд Малилевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
N.P. Golandin, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Special Disciplines of the North Caucasus Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
A.M. Sheriev, Candidate of Law, Senior Lecturer of the Chair of Special Disciplinesof the North Caucasus Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Уголовная политика и культура противодействия преступности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 21 сент. 2018 г) : в 2 т. / редкол.: А. Л. Осипенко, К. В. Вишневецкий, И. А. Паршина, В. С. Соловьев, П. В. Максимов, А. З. Хун. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2018.
В сборнике опубликованы материалы Международной научно-практической конференции «Уголовная политика и культура противодействия преступности», состоявшейся в Краснодарском университете МВД России 21 сентября 2018 г.
Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов, слушателей, студентов образовательных организаций и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
104