Научная статья на тему 'Система дополнительного образования как социально-культурная среда формирования у подростков дисциплинированности как нравственного качества личности'

Система дополнительного образования как социально-культурная среда формирования у подростков дисциплинированности как нравственного качества личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПОДРОСТКИ / ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / SECONDARY SCHOOL / ADOLESCENTS / DISCIPLINE / DISCIPLINE AS A MORAL QUALITY OF A PERSON / THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Борщевская Елена Олеговна

В статье отражены результаты педагогического исследования по проблеме состояния дисциплины подростков, в частности, их представлений о дисциплине и дисциплинированности. Дан сравнительный анализ соответствующих представлений детей, посещающих кружки и секции учреждений системы дополнительного образования, и учащихся общеобразовательной школы. Выявлены условия дополнительного образования детей, способствующие формированию дисциплинированности как нравственного качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Борщевская Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT FORMATION OF TEENAGERS '' DISCIPLINE AS A MORAL PERSONALITY

The article reflects the results of the pedagogical research on the state of discipline of adolescents, in particular, their ideas about subject and discipline. A comparative analysis of the relevant views of children, attending clubs and sections of establishments of additional education, and students of secondary schools was given. The conditions of additional education of children, contributing to the formation of the discipline as a moral personality.

Текст научной работы на тему «Система дополнительного образования как социально-культурная среда формирования у подростков дисциплинированности как нравственного качества личности»

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 371.398.034

Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Борщевская Елена Олеговна

магистр кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия

614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: [email protected]

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Raisa A. Rogozhnikova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy

Elena O. Borshevskaya

Graduate Student of Department of Pedagogy

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu. ru

THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT FORMATION OF TEENAGERS ' DISCIPLINE

AS A MORAL PERSONALITY

Аннотация. В статье отражены результаты педагогического исследования по проблеме состояния дисциплины подростков, в частности, их представлений о дисциплине и дисциплинированности. Дан сравнительный анализ соответствующих представлений детей, посещающих кружки и секции учреждений системы дополнительного образования, и учащихся общеобразовательной школы. Выявлены условия дополнительного образования детей, способствующие формированию дисциплинированности как нравственного качества личности.

Ключевые слова: система дополнительного образования детей; общеобразовательная школа, подростки; дисциплина; дисциплинированность как нравственное качество личности; условия дополнительного образования детей.

Abstract. The article reflects the results of the pedagogical research on the state of discipline of adolescents, in particular, their ideas about subject and

© Рогожникова Р.А., Борщевская Е.О., 2015

А

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

discipline. A comparative analysis of the relevant views of children, attending clubs and sections of establishments of additional education, and students of secondary schools was given. The conditions of additional education of children, contributing to the formation of the discipline as a moral personality.

Key words: the system of additional education of children; secondary school, adolescents; discipline; discipline as a moral quality of a person; the conditions of additional education of children.

Сегодня в условиях появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира все отчетливее проявляется тенденция утраты монополии школы на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Усиливается заинтересованность семей в услугах и консультационных сервисах за рамками традиционных образовательных институтов. Предметом исследований становится потенциал сферы дополнительного образования детей как важный элемент повышения общего качества образования и решения проблем социализации детей и молодежи.

В отличие от основного образования, система дополнительного образования детей обладает многими преимуществами: свободой выбора видов деятельности, ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими возможностями для саморегулирования активности и самоорганизации, проявления инициативы и творчества. Более того, программы дополнительного образования обладают важнейшими особенностями, обеспечивающими индивидуализацию - гибкостью, разноуровневостью, модульностью. Это готовит ребенка в дальнейшем к выстраиванию успешных индивидуальных образовательных траекторий. Таким образом, в дополнительном образовании имеются все необходимые условия для воспитания дисциплинированности как нравственного качества личности растущего человека [2].

Мы провели исследование по выявлению представлений подростков о дисциплине и дисциплинированности. В исследовании приняли участие 99 человек: обучающиеся Центра дополнительного образования «Юность», посещающие детские объединения художественной направленности (академический хор «Глория», изостудия и театральная студия) - 47 респондентов (5-6-й класс); учащиеся средней общеобразовательной школы № 42 г. Перми - 52 ученика (6-й класс), а также их педагоги - 6 человек. Возраст респондентов - от 11 до 13 лет.

Подросткам был задан вопрос: «Что такое дисциплина?». В отличие от учащихся общеобразовательной школы, которые дисциплину понимают как «норму», «правила поведения», «требования, которые нужно выполнять», «порядок», и т.д. (81 %), дети из системы дополнительного образования осознают, что стержнем дисциплины являются отношения «человек - человек», что дисциплинированность есть не что иное, как следствие, результат

ГГ: ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

воспитанного уважения к людям и самому себе («это отношение людей друг к другу»; «дисциплинированный человек - это дружелюбный человек»; «это человек, который живет по принципу «"Брат за брата"; «...когда другие люди не страдают»; «.чтобы к людям относились по -человечески»; «.когда есть возможность творчески работать» и т.д. (74 %). Эти ответы обусловлены разным пониманием сущности дисциплины. На вопрос «дисциплина - это свобода или неволя?» подростки-школьники отвечают, противопоставляя свободу и дисциплину, они не осознают нравственный характер данного интегрированного качества, абсолютно исключают творческий потенциал дисциплинированной личности (84 %), а дети, посещающие кружки и секции в системе дополнительного образования, в дисциплине видят свободу (53 %). Следует отметить, что это очень высокий показатель, ибо результаты анкетирования учителей, которые озабочены сегодня неудовлетворительным в целом состоянием школьной дисциплины, мало отличаются от показателей учащихся. Это свидетельствует о недооценке педагогами нравственной сущности данного личностного качества. Лишь 18 % опрошенных учителей отвечают: «Дисциплина - это высокие требования к себе»; «Это нравственное отношение к человеку»; «.это свобода творчества» и т.д.

Ранжирование как метод исследования выявил отношение подростков к дисциплинированности как качеству личности. Было предложено определить место личностного качества «дисциплинированность» среди других качеств личности: вежливость, честность, скромность, доброта, развитое чувство товарищества, трудолюбие, смелость, любознательность, аккуратность. Дети из учреждений дополнительного образования «дисциплинированность» поставили на 4-е место, учащиеся общеобразовательной школы - на 8-е. Для дополнительной проверки выявившейся тенденции мы использовали метод недописанного рассказа: «У нас в объединении (кружке, секции) появился новенький, аккуратный, вежливый, очень дисциплинированный мальчик. Он нам сразу.». 62 % опрошенных учащихся написали, что «новенький» им не понравился. Подростки даже склонны наделить этого «героя» самыми негативными качествами: «он ботаник», «зубрила», «у него нет чувства юмора», «он не может быть хорошим другом» и т.д. Дети, занимающиеся в объединениях учреждений дополнительного образования, готовы не только радушно принять в свой коллектив «новенького», но и дружить с ним (89 %).

Таким образом, в процессе исследования выявлено недопонимание школьниками нравственного аспекта дисциплины, одиозное отношение многих учащихся к дисциплинированности как качеству личности. Их нравственные идеалы, человеческие симпатии не соотносятся с этим важнейшим качеством. Дисциплинированность для них не имеет личностного смысла. Подросток приобретает этот смысл в учреждениях дополнительного образования. Когда созданы условия для свободного выбора вида деятельности, который удовлетворяет интересам, склонностям и потребностям ребенка, дисциплинированность личности осмысливается им как нравственное качество.

136

А

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как свидетельствуют многочисленные исследования [1], глубокий и многофакторный кризис школьного образования является причиной низкого уровня дисциплинированности учащихся. В этих условиях дополнительное образование детей выполняет функцию компенсации недостатков школьного образования. Одновременно оно не только создает возможности для развития образования в целом, решения задач перспективного развития, но и является социально-культурной средой формирования у детей дисциплинированности как нравственного отношения к человеку.

Список литературы

1. Рогожикова Р.А. Основные направления экспериментальной деятельности научной школы «Нравственный аспект в формировании личностных образований» // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2. Ч. 1: науч. журнал. - Пермь: Изд-во Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2014. - С. 6-16.

2. Рогожникова Р.А., Дзараева Н.А. Дисциплинированность как ценностное отношение к человеку: учеб.-метод. пособ. - Пермь, 2002. - 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.