Научная статья на тему 'Реализация Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации'

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7330
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ ДОСУГ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / THE CONCEPT OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / VARIABLE EDUCATION / CHILDREN'S LEISURE / CONTINUING EDUCATION / CHILDREN'S TECHNOPARK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякинина Светлана Борисовна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей на современном этапе. Актуальность темы исследования видится в происходящей в России реформе системы образования, включения дополнительного образования в категорию образования, получаемого в течение всей жизни, что соответствует принципу государственной политики в сфере образования. Исследование базируется на нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей, как ключевых нормативно-правовых актов в сфере дополнительного образования. Автор приходит к выводам о современном состоянии российского дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякинина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the Concept of Development of Additional Education for Children in Russian Federation

The article considers the current problems and prospects of development of additional education of children. The relevance of the research is in the ongoing reform of the education system in Russia, the inclusion of additional education in the category of education received throughout life, which corresponds to the principle of state policy in the field of education. The study is based on the norms of the Federal Law „On Education in the Russian Federation” and the Concept for the Development of Additional Education for Children as key normative and legal acts in the sphere of additional education. The author comes to conclusions about the current state of Russian additional education for children.

Текст научной работы на тему «Реализация Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации»

1УДК 342.733 ББК 67.4

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Б. Мякинина

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей на современном этапе. Актуальность темы исследования видится в происходящей в России реформе системы образования, включения дополнительного образования в категорию образования, получаемого в течение всей жизни, что соответствует принципу государственной политики в сфере образования. Исследование базируется на нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей, как ключевых нормативно-правовых актов в сфере дополнительного образования. Автор приходит к выводам о современном состоянии российского дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, Концепция дополнительного образования детей, вариативное образование, детский досуг, непрерывное образование, детский технопарк.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN IN RUSSIAN FEDERATION

S. B. Miakinina

Abstract. The article considers the current problems and prospects of development of additional education of children. The relevance of the research is in the ongoing reform of the education system in Russia, the inclusion of additional education in the category of education received throughout life, which corresponds to the principle of state policy in the field of education. The study is based on the norms of the Federal Law „On Education in the Russian Federation" and the Concept for the Development of Additional Education for Children as key normative and legal acts in the sphere of additional education. The author comes to conclusions about the current state of Russian additional education for children.

Keywords: additional education of children, the concept of additional education of children, variable education, children's leisure, continuing education, children's technopark.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] вступил в силу 1 сентября 2013 г.

Необходимость принятия нового закона об образовании обоснована в пояснительной записке к проекту ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В связи с динамичной модернизацией системы образования и возник разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением.

В частности, стали очевидны пробелы и правовая неопределенность законодательства в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных

ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказания платных образовательных услуг, избыточные административных ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений и др.

В настоящее время ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) является базовым нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования. Никаких иных нормативных актов для каждого уровня образования принимать не планируется.

Новый Закон регулирует в большей мере содержание образования, в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

В соответствии с новым Законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Дополнительное образование в законе регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида:

1) дополнительное образование детей;

2) дополнительное образование взрослых;

3) дополнительное профессиональное образование.

Дополнительному образованию посвящена гл. 10 Закона об образовании.

В соответствии со ст. 75 Закона Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и пред-профессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

В целях исполнения положений Закона, а также во исполнение решений Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в рамках выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599, Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. включительно [2] (далее - Концепция).

Концепцией определяются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы дополнительного образования, основные механизмы и направления его развития, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепцией устанавливаются основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, в том числе принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно-государственного партнерства. Базовый элемент системы дополнительного образования -образовательная программа, а не образовательная организация.

В целях обеспечения доступности дополнительного образования Концепцией предлагается сформировать систему государственных требований к доступности соответствующих услуг, создать открытые сервисы информационного сопровождения участников дополнительных образовательных программ, предусмотрев поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий.

В Концепции определены направления развития кадрового потенциала системы дополнительного образования и модернизации инфраструктуры. Предусматривается расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования.

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа.

На I этапе (2014-2017) планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, создание механизмов ее реализации (управление, финансирование, информационное, научно-методическое обеспечение), в том числе на региональном уровне.

На II этапе (2018-2020) будет продолжена реализация плана мероприятий, региональных программ развития дополнительного образования. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, лучших практик реализации Концепции в субъектах РФ. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.

Концепция содержит VIII разделов, которые посвящены общим положениям, состоянию проблемы дополнительного образования детей, целям и задачам дополнительного образования детей, принципам государственной политики развития дополнительного образования детей, основным механизмам развития дополнительного образования детей, основным

направлениям реализации Концепции, этапам реализации Концепции и ожидаемым результатам Концепции.

Необходимость принятия Концепции как документа, определяющего наравне с Законом статут дополнительного образования, можно понять, если провести сравнительный анализ положения Закона и Концепции.

Так, Законом установлено понятие и цели дополнительного образования, его место в структуре образования РФ, виды, подвиды дополнительного образования, типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, формы государственной поддержки сферы дополнительного образования, разновидности дополнительных образовательных программ.

В свою очередь Концепцией зафиксированы:

• конкурентные преимущества дополнительного образования;

• социальный и ценностный статус дополнительного образования;

• миссия дополнительного образования;

• ролевые функции дополнительно образования в контексте модернизации образования;

• личностно-развивающий потенциал дополнительного образования, а также цели и задачи развития дополнительного образования.

И Закон, и Концепция содержат определение дополнительного образования.

Дополнительное образование по Закону определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2).

Согласно Концепции дополнительное образование характеризуется как вид «открытого вариативного образования», миссия которого - «наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».

Концепцией определен ценностный статус дополнительного образования как уникаль-

ной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

Миссия дополнительного образования не регулируется Законом, но определяется по Концепции. Так, Концепция к миссии дополнительного образования относит следующее: реализацию социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту; превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Ключевое требование к дополнительному образованию в контексте динамики обновления по Закону регламентируется следующим образом: действующая система дополнительного образования должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим требованиям времени.

Ролевые функции дополнительного образования в контексте модернизации образования по Концепции включают в себя:

• превращение жизненного пространства человека в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности;

• проектирование пространства персонального образования для самореализации личности;

• превращение дополнительного образования для взрослеющей личности в смысловой социокультурный стержень, пронизывающий уровни дошкольного, общего, профессионального образования.

Принцип непрерывного образования на протяжении всей жизни задекларирован в Законе и означает реализацию образовательных программ по следующим уровням:

• дошкольное образование,

• начальное образование,

• основное общее образование,

• среднее общее образование,

• среднее профессиональное образование,

• высшее образование,

• дополнительное образование.

Мы видим, что дополнительное образование занимает важное место в системе непрерывного образования и структуре образования в РФ и включает в себя, как было отмечено выше, три подвида (ст. 10).

Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся.

Соответственно, здесь Концепция дополняет Закон, определяя личностно-развивающий потенциал дополнительного образования:

• добровольность выбора в дополнительном образовании (программы, режима, темпа обучения, педагога);

• деятельность в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями;

• вариативность (содержания, форм, способов представления итоговых результатов);

• поддержка мотивации;

• разнообразие социальных практик, взаимодействие с социально-профессиональными общностями;

• тесная связь обучения с жизнью, продуктивный характер деятельности и др.

Цели и задачи дополнительного образования определены Законом и Концепцией. При этом следует учитывать, что Концепция не определяет сами цели и задачи, которые содержатся в Законе, а регламентирует цели и задачи развития дополнительного образования.

Законом определены цели дополнительного образования детей и взрослых в ст. 75. Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здо-ровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся - детей и взрослых.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных по-

требностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Цели развития дополнительного образования по Концепции совпадают с целями Концепции; ими являются:

• обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

• расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

• развитие инновационного потенциала общества.

Задачи развития дополнительного образования:

• развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности...;

• проектирование мотивирующих образовательных сред;

• интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

• разработка инструментов оценки достижений детей и подростков., диагностика мотивации достижений личности;

• повышение вариативности, качества и доступности дополнительно образования для каждого;

• обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

• обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

• развитие инфраструктуры дополнительного образования.;

• создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах.;

• формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования;

• создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования.

Оба документа устанавливают требования к Программам дополнительного образования.

Так, Законом установлены следующие разновидности дополнительных образовательных программ:

• в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы;

• в системе дополнительного профессионального образования - дополнительные профессиональные программы (ст. 12).

В свою очередь, дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

В Концепции изложены общие основания для разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ:

• свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

• соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

• вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

• разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

• модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

• творческий и продуктивный характер образовательных программ;

• открытый и сетевой характер реализации [3].

Из приведенного анализа мы можем видеть, что документы не дублируют, а взаимно дополняют друг друга в целях адаптации системы дополнительного образования к нуждам

постиндустриального общества. Так, если Закон определяет цели и задачи дополнительного образования, то Концепция определяет цели и задачи развития дополнительного образования, если Закон устанавливает разновидности программ дополнительного образования, то Концепция определяет общие основания для разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ и т. д.

По данным Министерства образования и Концепции, в последние годы отмечается рост спроса на программы дополнительного образования, реализуемые как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Содержание этих программ, как зафиксировано в Концепции, ориентировано на:

• создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

• формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

• обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В целях реализации Закона и Концепции Правительством РФ утвержден Проект «Доступное дополнительное образование для российских детей» (далее - Проект). Цель Проекта заключается в том, чтобы «дать больше возможностей детям заниматься и творчеством, и спортом, и искусством, и музыкой, сделать дополнительное образование более качественным и более доступным, в том числе на селе» [4].

Также в рамках Проекта планируется во всех без исключения регионах создать модельные центры дополнительного образования, детские технопарки.

«Они станут ядром новой системы дополнительного образования, которая будет основана на индивидуальном подходе к развитию каждого ребенка, выстраиванию для него собственной творческой или научной траектории» [4], -пояснил председатель Правительства России.

По мнению Д. А. Медведева, это должно быть обеспечено в том числе благодаря «тесному взаимодействию между школами, организациями дополнительного обучения, технопарками и университетами» [4].

Как рассказала Министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева, планируется использование как уже имеющихся организаций дополнительного образования, так и расширение инфраструктуры: центры дополнительного образования могут опираться на современные кванториумы, которые уже созданы [5].

Так, в целях реализации Концепции и Проекта в России работают 24 площадки «Кванториум». Это детские технопарки, где дети могут освоить перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, ней-ротехнологии, беспилотную авиацию, программирование 3й-моделирование и другие.

В Минобрнауки России объявили итоги отбора на предоставление субсидий субъектам России в целях создания детских технопарков, по итогам которого победителями стали 17 субъектов России.

925 млн рублей будут направлены в субъекты-победители на строительство детских технопарков «Кванториум» из федерального бюджета. Причем по условиям отбора до 30% суммы на создание новых площадок дополнительного образования внесут сами субъекты из средств регионального бюджета и еще 20% от стоимости комплекса мер по созданию детских технопарков вложат частные компании в рамках государственно-частного партнерства.

В 2015 г. зародилась идея креатона. В рамках крупнейшей в Великобритании образовательной выставки BETT на официальной встрече делегации Минобрнауки России и руководства Townley Grammar School. Так, при помощи

новейших технологий был создан проект, направленный на партнерство и совместную проектную работу в школах Москвы и Лондона, посещение научных, образовательных, исследовательских центров и мероприятий, а также на элементы культурного обмена.

Кроме того, образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма. Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций.

В Концепции отмечается повышение интереса семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов сети «Интернет», в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.

Вместе с тем Концепция во второй ее части - «Состояние и проблемы дополнительного образования детей» указывает на ряд проблем, возникающих в сфере реализации права граждан на дополнительное образование. К таким проблемам относятся:

• несоответствие инфраструктуры современного дополнительного образования детей современным требованиям;

• острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;

• отток наиболее квалифицированных кадров и объективные трудности привлечения талантливых молодых специалистов, несмотря на наметившиеся тенденции повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования;

• медленное обновление содержания дополнительного образования детей, при острой необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с развитием профессий, рынков труда, информационной среды и технологий;

• отсутствие системности в проводимых конкурсных мероприятиях при наблюдаемой

позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра их направлений (олимпиад, чемпионатов, соревнований);

• слабое использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации его инфраструктуры вследствие существующих нормативных ограничений.

Кроме того, отмечается недостаток финансирования дополнительного образования в школах, сведение системы к лишь к курсам внеурочной деятельности для 1-5-го классов и 9-11-го классов. Также видится проблема в необходимости наличия специально подготовленных педагогов, «которые будут четко осознавать разницу между организацией и реализацией обычного учебного предметного курса и дополнительной общеобразовательной программой» [6, с. 83].

Все это говорит об общей незрелости реформы системы образования в целом и дополнительного образования в частности. Реформа системы российского образования началась сравнительно недавно, поэтому несмотря на существенные достижения отмечается ряд проблем, которые всегда сопровождают инновационные процессы. Для преодоления возникающих на практике проблем в Законе и Концепции содержатся принципы государственной политики в сфере образования и принципы государственной политики развития дополнительного образования детей соответственно.

Установление таких принципов очень важно, так как принципы являются стержневыми идеями, идеалами, к которым должна стремиться вся образовательная система в целом.

Для реализации требований Закона, Концепция содержит механизмы развития дополнительного образования детей:

1) формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе.

2) межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

3) создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;

4) партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;

5) открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;

6) создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;

7) сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

8) персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем;

9) единая система учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

10) информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;

11) обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы допол-

нительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик;

12) поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);

13) развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства;

14) опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.

Также ожидаемые результаты реализации Концепции предполагаются к 2020 г. Так, к 2020 г. ожидается достижение следующих направлений реализации Концепции, обеспеченных вышеперечисленными механизмами:

• дополнительными общеобразовательными программами должно быть охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

• должна быть сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

• должны быть созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

• будут сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;

• должен быть предоставлен семьям с детьми доступ к полной объективной инфор-

мации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;

• должны быть сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;

• будут реализовываться модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

• обеспечено высокое качество и обновля-емость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

• будут действовать эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

• сфера дополнительного образования детей должна быть привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;

• должны быть созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;

• должна быть создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

Для реализации Концепции Распоряжением Правительства РФ утвержден план мероприятий на 2015-2020 гг. [7]. Планом предусмотрены мероприятия, сроки реализации, ответственные исполнители и итоговые документы, которые будут выражаться в проектах федеральных законов, приказах и распоряжениях исполнительных органов власти, доклады и методические рекомендации.

Поэтому рано еще говорить о достигнутых и не достигнутых результатах развития дополни-

тельного образования в России. Можно констатировать факт того, что реализация развития дополнительного образования детей находится на завершающей стадии, так как многие ожидания уже реализованы. Материал данной статьи может быть окончательно дополнен выводами о состоянии дополнительного образования в нашей стране в связи с реализацией Концепции в 2020 г.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. - 2012. - № 303. - 31 дек.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. -15.09.2014, № 37, ст. 4983.

3. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей и задачи обновления образовательной системы // URL: http://prodod.moscow/2016/01/18/ концепция-развития-дополнительного/ (дата обращения: 14.04.2017).

4. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. - 30.11.2016. - URL: http://government.ru/ news/25442/ (дата обращения: 10.04.2017).

5. Правительством России утвержден проект «Доступное дополнительное образование для российских детей». - URL: http://миноб-рнауки.рф/пресс-центр/9326 (дата обращения: 10.04.2017).

6. Рябинова Ю. В., Шушарина Г. С. Актуальные вопросы организации дополнительного образования детей и перспективы введения профессионального стандарта педагога // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 6-2. - С. 80-85.

7. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования. - URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/11 1/93/14/729.pdf (дата обращения: 11.04.2017).

REFERENCES

1. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiys-koy Federatsii" ot 29.12.2012 No. 273-FZ. Ros-siyskaya gazeta. 2012, No. 303, 31 Dec.

2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitelnogo obra-zovaniya detey (utv. rasporyazheniem Pravitel-stva RF ot 4 Sept. 2014 No. 1726-r). Collection of legislation of the Russian Federation. 15.09.2014, No. 37, art. 4983.

3. Buylova L. N., Klenova N. V. Kontseptsiya raz-vitiya dopolnitelnogo obrazovaniya detey i za-dachi obnovleniya obrazovatelnoy sistemy. Available at: http://prodod.moscow/2016/01/18/ kontseptsiya-razvitiya-dopolnitel'nogo/ (accessed: 14.04.2017).

4. Zasedanie prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu raz-vitiyu i prioritetnym proektam. 30.11.2016. Available at: http://government.ru/news/25442/ (accessed: 10.04.2017).

5. Pravitelstvom Rossii utverzhden proekt "Dos-tupnoe dopolnitelnoe obrazovanie dlya rossi-yskikh detey". Available at: http://minobrnauki. rf/press-tsentr/9326 (accessed: 10.04.2017).

6. Ryabinova Yu. V., Shusharina G. S. Aktualnye voprosy organizatsii dopolnitelnogo obra-zovaniya detey i perspektivy vvedeniya profes-sionalnogo standarta pedagoga. Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2016, No. 6-2, pp. 80-85.

7. Plan meropriyatiy na 2015-2020 gody po real-izatsii Kontseptsii razvitiya dopolnitelnogo ob-razovaniya. Available at: https://cdnimg.rg.ru/ pril/111/93/14/729.pdf (accessed: 11.04.2017).

Мякинина Светлана Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета e-mail: sb.myakinina@mpgu.edu

Miakinina Svetlana B., PhD in Sociology, Associate Professor, Civil law disciplines Department, Moscow State

University of Education

e-mail: sb.myakinina@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.