Научная статья на тему 'Воспитание сознательной дисциплины обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы по хореографии "Школа современного танца "Эдельвейс"'

Воспитание сознательной дисциплины обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы по хореографии "Школа современного танца "Эдельвейс" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOL OF MODERN DANCE / CHOREOGRAPHY CLASSES / ADDITIONAL EDUCATION / PERSONAL RESULTS / DISCIPLINE / CONSCIOUS DISCIPLINE / FOSTERING OF CONSCIOUS DISCIPLINE / ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT PROGRAM / ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА / ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ДИСЦИПЛИНА / СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Надежда Павловна

Деятельность школы современного танца «Эдельвейс» представлена тремя мастерскими: «Хореографическое искусство», «Современный танец», «Детский эстрадный танец» и направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. В статье представлены критерии и комплекс методик по изучению уровня воспитанности сознательной дисциплины обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING CONSCIOUS DISCIPLINE AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT DANCE EDUCATION PROGRAM "SCHOOL OF MODERN DANCE “EDELWEISS”"

The activity of the school of modern dance "Edelweiss" is represented by three workshops: "Choreographic art", "Modern dance", "Children's pop dance" and is aimed at achieving personal, metasubject, substantive results. The article presents the criteria and a set of methods for the study of the level of adoption of conscious discipline of students in the implementation of additional general development program on choreography "School of modern dance "Edelweiss".

Текст научной работы на тему «Воспитание сознательной дисциплины обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы по хореографии "Школа современного танца "Эдельвейс"»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

УДК 37

ББК 74.200.5

Н. П. Филатова Иркутск, Россия ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ХОРЕОГРАФИИ «ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

«ЭДЕЛЬВЕЙС»

Деятельность школы современного танца «Эдельвейс» представлена тремя мастерскими: «Хореографическое искусство», «Современный танец», «Детский эстрадный танец» и направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. В статье представлены критерии и комплекс методик по изучению уровня воспитанности сознательной дисциплины обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс».

Ключевые слова: школа современного танца, занятия хореографии, дополнительное образование, личностные результаты, дисциплина, сознательная дисциплина, воспитание сознательной дисциплины, дополнительная общеразвивающая программа.

N.P. Filatova Irkutsk, Russia

FOSTERING CONSCIOUS DISCIPLINE AMONG STUDENTS IN

THE PROCESS OF IMPLEMENTING ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT DANCE EDUCATION PROGRAM "SCHOOL OF MODERN DANCE "EDELWEISS"»

The activity of the school of modern dance "Edelweiss" is represented by three workshops: "Choreographic art", "Modern dance", "Children's pop dance" and is aimed at achieving personal, metasubject, substantive results. The article presents the criteria and a set of methods for the study of the level of adoption of conscious discipline of students in the implementation of additional general development program on choreography "School of modern dance "Edelweiss".

Keywords: school of modern dance, choreography classes, additional education, personal results, discipline, conscious discipline, fostering of conscious discipline, additional general development program.

В настоящее время большое внимание государства уделяется модернизации системы дополнительного образования детей [Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей]. Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс» является программой художественной направленности и одной из немаловажных составных частей системы дополнительного образования детей. Программа по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс» рассчитана на пять лет обучения, реализуется в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» для обучающихся 5-18 лет. В течение пятилетнего периода обучения должны быть изучены основные элементы детского эстрадного танца, современного танца, хореографического искусства, освоены несложные танцевальные комбинации и композиции, составленные из пройденных движений. Занимаясь в школе современного танца «Эдельвейс», у обучающихся

вырабатывается чистота исполнения стаккатирующих и легатирующих движений, приёмов вращения в соответствии с возрастными, психологическими и физическими особенностями детей, подростков, доступные для освоения любому ребёнку независимо от его хореографических способностей, а также воспитывается чувство ансамбля. Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус [Рамазанова, 2018]. Программа построена по историческому принципу и в связи с этим представляет большие возможности для создания у обучающихся единой картины мира в художественно-эмоциональных образах и даёт основу для интеграции хореографии с такими школьными учебными предметами, как: история, литература, МХК, география и др.

Благодаря систематическим занятиям, предусмотренным дополнительной общеразвивающей программы по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс», обучающиеся укрепляют психическое и физическое здоровье, а самое главное, развивают личностные качества, в том числе творческие способности, эстетическое сознание, настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус, осмысленное выполнение заданного материала, навыки сценического поведения, стиль и манеру исполнения, общий вкус, чувство меры и сознательную дисциплину, т. е. налицо ориентация на метапредметные и личностные результаты образования.

В статье представим критерии и апробированный комплекс методик по изучению уровня воспитанности сознательной дисциплины обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс».

Естественно, возникает необходимость всестороннего изучения актуальных вопросов теории и методики воспитания вообще и сознательной дисциплины, в частности, активного внедрения в деятельность школы

современного танца «Эдельвейс» достижений педагогической науки и практики в этой области, полноценного использования разнообразных возможностей воспитательного процесса для успешной подготовки обучающихся к обязательному выполнению определенных норм и правил поведения, принятых хореографическим коллективом.

Определяя основные теоретические позиции для исследования проблемы, мы исходили из того, что одним из важнейших источников и методов предстоящей работы будет организация, изучение, обобщение передового педагогического опыта, а также уточнение понятийного аппарата. Ключевые понятия «дисциплина», «сознательная дисциплина» широко изучены и представлены в истории педагогической мысли [Акулкин, 1985; Ахмадеева, 2008; Васильева, 1983; Дулов, 1985; Караковский, 1993; Шипилова, 2017 и др.]. Наиболее полно развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли представлены в статье О. С. Шищенко [Шищенко, 2013]. В современной педагогике различают дисциплину внутреннюю (самодисциплину), дисциплину сознательную, дисциплину из соображений выгоды и дисциплину принудительную [Дулов, 1985].

Следует иметь в виду, что ни один из названных видов дисциплины не бывает в чистом виде, всегда преобладает тот или иной вид дисциплины [Дулов, 1985].

Рассмотрим возможные цели дисциплины применительно к дополнительной общеразвивающей программе по хореографии:

- общий порядок, принятый в школе современного танца «Эдельвейс», как условие благополучия личности отдельно взятого ребенка, детей разных возрастов, которые посещают мастерские. Деятельность школы современного танца «Эдельвейс» представлена тремя мастерскими: «Хореографическое искусство», «Современный танец», «Детский эстрадный танец»;

- высокий результат деятельности личности и коллектива, обучение по программе проходит в форме репетиций, как индивидуальных, так и коллективных;

- высокий уровень функционирования школы современного танца «Эдельвейс», к которой относится личность.

Исходя из общепринятого положения, что основой сознания являются знания, а сознательным называется то, что осуществляется людьми в соответствии с заранее поставленной целью, А. И. Дулов вывел определение сознательной дисциплины [Дулов, 1985], которого мы придерживаемся в своей работе и, интерпретируя, переносим на наш опыт хореографической работы. Сознательная дисциплина - это убежденность в необходимости дисциплины, знание и строгое соблюдение общего порядка, установленного в школе современного танца «Эдельвейс» нормами деятельности и правилами хореографического коллектива, стремление к обеспечению наивысших результатов в конкурсах и фестивалях, концертной деятельности, функционировании коллектива, к которому личность относится.

Понятие сознательной дисциплины не исключает, а предполагает обязательное подчинение меньшинства большинству, неукоснительное выполнение правил техники безопасности, установленных в процессе осуществления комплексной хореографической подготовки, а также подготовки к конкурсам, фестивалям, отчетному концерту, концертным выступлениям.

Причем, подчинение это должно быть сознательным и добровольным, ибо только в этом случае будет обеспечена именно такая дисциплина, без которой немыслима успешная постановка хореографических композиций, постановка дуэтных танцев, подготовка к сольному номеру и, конечно же, к выступлению в концертной программе, конкурсах, фестивалях.

В литературе представлены и основные критерии сознательной дисциплины [Акулкин, 1985; Ахмадеева, 2009; Васильева, 1983; Голубев,

1989; Дулов, 1975; Щуркова, 2000 и др.]. Вышеназванные авторы определяют сознательную дисциплину, как синтез свойств личности:

- убежденность в необходимости дисциплины;

- соблюдение положений, норм поведения организаций, к которым личность относится;

- неукоснительное выполнение норм и правил, принятых в обществе, коллективе, организации;

- требовательность к себе и окружающим, самостоятельность, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении поставленных задач;

- организованность, исполнительность и др.

Авторы [Дулов, 1985; Марьенко, 1982 и др.] выделяют и дополнительные критерии: принципиальность, деловитость, сдержанность, трудолюбие, точность, способность преодолевать трудности, довести начатое дело до конца и др.

Указанные выше критерии имеют свои особенности в определении уровня воспитанности сознательной дисциплины обучающихся разных возрастов, в связи с этим проявляются в специфических, конкретных признаках, соответствующих возрастным особенностям личности. Эти показатели, естественно, мы детализировали с учетом возраста и специфики дополнительной общеразвивающей программы.

Мы уже отмечали выше, что программа по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс» рассчитана на пять лет обучения, реализуется для обучающихся 5-18 лет. Рассмотрим показатели и комплекс методик по изучению уровня воспитанности сознательной дисциплины обучающихся первого года обучения, для младшего возраста 5-9 лет. На основании приведенных выше позиций в контексте нашей работы мы выделяем следующие показатели:

- осознанность - осознание норм поведения в хореографическом коллективе, осознание техники безопасности;

- уважительное отношение к нормам коллективной жизни;

- знание единых правил поведения в хореографическом классе и требований к внешнему виду на занятиях;

- исполнительность, ответственность;

- аккуратность;

- организованность;

- самостоятельность;

- вежливость, скромность, сдержанность;

- чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

В целях углубленного изучения воспитанности сознательной дисциплины у обучающихся первого года обучения были разработаны методики срезов по каждому из конкретных показателей.

Более близкой нашей позиции является точка зрения А. И. Дулова [Дулов, 1975, 1985], Т.А. Стефановской [Стефановская 1998, 2000], которые рассматривают в структуре критериев сознательной дисциплины и основные компоненты личности: сознание (как осознание норм и правил дисциплинированного поведения), чувства (как переживание соответствия этим нормам, принятие их как личностно значимых) и поведения (соответствие поступков и деятельности обучающихся критериям сознательной дисциплины). Гармоническое соотношение этих компонентов может являться показателем высокого уровня сознательной дисциплины.

Ниже мы подробно рассмотрим качественные показатели сознательной дисциплины обучающихся 1 года обучения, для младшего возраста 5-9 лет, уровни их сформированности и методику изучения каждого из конкретных показателей. В силу того, что организация учебно-воспитательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс» МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» предполагает проведение всех видов подготовки, лекционной (теоретической), практической и участие в конкурсах, фестивалях, концертах

обучающихся, мы считаем, что именно в учебной деятельности и творческой деятельности и проявляются признаки сознательной дисциплины.

За основу мы берем методику, предложенную А. И. Дуловым [Дулов, 1975, 1985], вносим в нее коррективы с тем, чтобы учесть не только возрастные особенности обучающихся, но и направленность дополнительной общеразвивающей программы. Рассмотрим методику выявления уровней сформированности сознательной дисциплины у обучающихся первого года обучения по дополнительной общеразвивающей программе по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс». Для выявления сформированности уровня воспитанности сознательной дисциплины обучающихся нами была разработана определенная методика, включающая опрос, ранжирование, метод кейсов, наблюдение и др. В целях репрезентативности и валидности полученных материалов, а также объективности определения уровня сформированности воспитанности сознательной дисциплины обучающихся в методике мы предусмотрели учет данных, полученных в результате индивидуальной и групповой работы с участниками школы современного танца «Эдельвейс» и педагогами дополнительного образования, родителями.

Остановимся подробнее на опросе. Цель опроса:

- выявить понимание обучающимися сущности и значимости сознательной дисциплины;

- выявить знания о сознательной дисциплине.

Обучающимся были заданы две группы вопросов. Первая группа вопросов:

- Знаешь ли ты, что такое сознательная дисциплина?

- Какого человека можно назвать дисциплинированным?

- Кого в хореографическом коллективе ты можешь назвать дисциплинированным? Почему?

- Почему нужно соблюдать единые правила поведения в хореографическом классе и требования к внешнему виду на занятиях?

- Считаешь ли ты себя дисциплинированным? Почему?

Вторая группа вопросов по правилам поведения в хореографическом классе и требованиям к внешнему виду на занятиях, нормам поведения в хореографическом коллективе, правилам поведения на конкурсах, фестивалях:

- Какие правила поведения в хореографическом классе ты знаешь?

- Какие из них выполняешь?

- Что ты делаешь для их выполнения?

- Кто спрашивает с тебя за их выполнение?

- Какие из правил помогают тебе быть дисциплинированным? Таблица 1 - Уровни сформированности сознательной дисциплины первого года обучения

Качественные показатели сформированности сознательной дисциплины Уровни

высокий средний Ниже среднего низкий

I. Осознание норм поведения

- наличие знаний о дисциплине, правилах поведения в хореографическом классе и требованиях к внешнему виду на занятиях полные знания неполные знания бессистемные знания нет знаний самых приблизительных

- осознанность соблюдения дисциплины в хореографическом классе, норм поведения на конкурсах, фестивалях; требований к внешнему виду на занятиях осознает не всегда осознает редко осознает совсем не осознает

- понимание необходимости соблюдать технику безопасности, сознательную дисциплину в хореографическом классе, на конкурсах, фестивалях; требования к внешнему виду на занятиях высокое понимание не всегда обнаруживает понимание редко понимает не понимает

- уважительное всегда не всегда редко неправильно

отношение к нормам правильно правильно правильно реагирует

коллективной жизни, реагирует реагирует реагирует

непримиримость к

нарушениям норм

поведения в хореографическом

классе, на конкурсах

- умение осознавать всегда не всегда редко умеет не умеет

нормы поведения в хореографическом умеет умеет

классе, на конкурсах, требования,

предъявляемые к

внешнему виду на

занятиях

II. Исполнительность и ответственность

- умение точно всегда не всегда редко умеет не умеет

выполнять все экзерсисы умеет умеет

на полу, у станка, на

середине, учитывая

замечания педагога

- умение доводить всегда не всегда редко умеет не умеет

начатое дело до конца и умеет умеет

исполнение его в срок

III. Аккуратность

- умение соблюдать всегда не всегда редко умеет не умеет

нормы личной гигиены (внешний вид), умеет умеет

содержание в порядке

сценических костюмов

- умение соблюдать требования к всегда умеет не умеет всегда редко умеет не умеет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнению движений в

соответствии с

музыкальным

сопровождением.

IV. Самостоятельность

- умение самостоятельно всегда не всегда редко умеет не умеет

выполнить требования умеет умеет

педагога

- умение самостоятельно всегда не всегда редко умеет не умеет

преодолевать трудности умеет умеет

во время

индивидуальных и

коллективных занятий

V. Организованность

- умение понимать и всегда не всегда редко умеет не умеет

намечать задачи умеет умеет

деятельности

- умение планировать, всегда не всегда редко умеет не умеет

контролировать и умеет умеет

оценивать учебные

действия в соответствии

с поставленной задачей и

условиями её

реализации; определять наиболее эффективные способы достижения

результата

- умение выполнять всегда не всегда редко умеет не умеет

движения одновременно умеет умеет

с показом педагога,

сохраняя при этом

правильное положение

корпуса, ног, рук, головы

в пространстве (формирование

двигательных навыков)

- умение самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации всегда умеет не умеет всегда редко умеет не умеет

VI. Вежливость, скромность, сдержанность

- умение уважительно всегда не всегда редко умеет не умеет

относиться к иному умеет умеет

мнению

- умение не отвечать грубостью на подобное всегда умеет не умеет всегда редко умеет не умеет

проявление со стороны

других людей

- умение управлять всегда не всегда редко умеет не умеет

своими эмоциями умеет умеет

- умение быть доброжелательным и всегда умеет не умеет всегда редко умеет не умеет

эмоционально-

нравственно

отзывчивым, понимания

и сопереживания

чувствам других людей

- умение сотрудничать всегда не всегда редко умеет не умеет

со взрослыми и умеет умеет

сверстниками в разных

социальных ситуациях,

умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных

ситуаций

Мы предлагаем следующий способ фиксации:

1. Составление таблицы (Таблица 2).

2. Протоколы опросов.

Таблица 2 - Способы фиксации результатов опроса

ФИО обучающегося Знания обучающихся о дисциплине Использование этих знаний по требованию педагога Перенос знаний о дисциплине в самостоятельную деятельность

а б в г а б в г а б в г

Буквами в таблице мы обозначаем уровни сформированности сознательной дисциплины: а - высокий уровень, б - средний, в - ниже среднего, г -низкий.

Мы проводим и следующее исследование в форме ранжирования. Мы предлагаем обучающимся оценить дисциплинированность ребят из группы (в том числе и себя) по трехбальной системе (5, 3, 2). То же самое выполняет и педагог. Для этого, на доступных для ребят примерах, педагог показывает проявление сознательной дисциплины в хореографическом классе, норм поведения на конкурсах, фестивалях; требований к внешнему виду на занятиях.

В итоге получается среднеарифметический показатель, из которого можно выделить оценку коллективом уровня сознательной дисциплины отдельного обучающегося, самооценку личности, оценку педагогом каждого обучающегося. Это исследование показывает, какое место занимает каждый обучающийся по уровню сознательной дисциплины в хореографической группе, помогает установить соответствие в оценке педагога, обучающегося, коллектива.

Результаты мы фиксируем в таблице (таблица 3 и 4).

Таблица 3 - Способы фиксации результатов ранжирования

ФИО обучающегося Самооценка личности Оценка коллектива Оценка педагога

5 3 2 5 3 2 5 3 2

1. Наташа М. + + +

2. Марина В. + + +

3. Зина К. + + +

Таблица 4 - Уровень сознательной дисциплины обучающихся

ФИО обучающегося Уровень сознательной дисциплины обучающихся

высокий средний ниже среднего низкий

1. Наташа М. +

2. Марина В. +

3. Зина К. +

Очень интересен метод кейсов. Целью является выявление устойчивости суждений обучающихся о морально-волевых признаках сознательной дисциплины.

Кейс 1. Идет хореографическое занятие. Тебе удалось отрабатывать отдельные движения и комбинации. Твой одногруппник не может справиться и просит тебя помочь, подсказать, как лучше сделать, чтобы получилось также хорошо, как у тебя. Что ты сделаешь?

Кейс 2. У тебя не получаются новые танцевальные движения. Твой одногруппник предлагает тебе «не париться». Как ты поступишь?

Кейс 3. Группа сговорилась навредить своей одногруппнице, которая прошла в финал конкурса и поедет выступать в Москву. Все возмущены, почему именно она едет. Что ты сделаешь?

Кейс 4. Во время перерыва один из одногруппников сломал реквизиты для сценического выступления. На грани срыва участие группы в конкурсе. Ты случайно видел это. Одногруппник не хочет сознаваться. Назовешь ли ты педагогу имя обучающегося, который сломал реквизиты?

Кейс 5. Педагог планирует участие группы в мероприятии «Хэллоуин». Одногруппник из православной семьи отказывается участвовать в празднике по религиозным мотивам. Все начали его ругать, высказывать свое недовольство. Как поступишь ты?

Кейс 6. Ты получил анонимную записку, в которой сообщается, что у тебя отвратительная танцевальная осанка, и вообще твои хореографические способности оставляют желать лучшего. Как ты поступишь в этой ситуации? И др.

Каждого обучающегося знакомят с кейсами, причем желательно, чтобы кейсы были идентичными по существу выраженных в них моральных требованиях, но несколько различны по своему конкретному содержанию. При чтении первого и второго кейсов говорится, что никто его ответа не увидит. При чтении третьего и четвертого кейсов предупреждают, что его суждения через неделю будут показаны классу. При чтении пятого и шестого кейсов сообщают, что ответы будут известны педагогу и родителям. После знакомства с каждым кейсом педагог предлагает возможные варианты ответов, но не исключается и свой вариант ответа. Обучающемуся следует подчеркнуть один из них и указать степень своей уверенности («да», «может быть»).

Все суждения делятся на две группы: суждения, соответствующие моральным нормам, и суждения, не соответствующие моральным нормам. Количественное сравнение этих двух групп суждений на начало учебного года и в конце, позволяет ответить на вопрос, в каком направлении идет изменение моральных суждений обучающихся: в сторону требований норм морали или в сторону нарушения моральных норм. Суждения по первому и второму кейсу являются эталоном, уклонением от которого в ответах на второй-третий и четвертый-пятый кейс (т.е. под давлением взрослых или под давлением сверстников) служит показателем недостаточной устойчивости моральных суждений обучающихся.

Эффективным методом эмпирического исследования является наблюдение. Цель: выявить, как проявляются на занятиях в хореографическом классе следующие признаки сознательной дисциплины: исполнительность и ответственность; аккуратность; самостоятельность; организованность; вежливость, скромность, сдержанность.

Исполнительность и ответственность. Программа наблюдения:

- умение точно выполнять все экзерсисы на полу, у станка, на середине, учитывая замечания педагога;

- умение доводить начатое дело до конца и исполнение его в срок.

Способ фиксации - составление таблицы (таблица 5).

Таблица 5 - Признаки сознательной дисциплины: исполнительность и

ответственность

ФИО обучающихся Умение точно выполнять все экзерсисы на полу, у станка, на середине, учитывая замечания педагога Умение доводить начатое дело до конца и исполнение его в срок

а б в г а б в г

Аккуратность. Программа наблюдений: Проявление аккуратности через:

- умение соблюдать нормы личной гигиены (внешний вид), содержание в порядке сценических костюмов;

- умение соблюдать требования к выполнению движений в соответствии с музыкальным сопровождением.

Способ фиксации - составление таблицы по итогам наблюдения (таблица 6). Таблица 6 - Признаки сознательной дисциплины: аккуратность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИО обучающихся Умение соблюдать нормы личной гигиены (внешний вид), содержание в порядке сценических костюмов Умение соблюдать требования к выполнению движений в соответствии с музыкальным сопровождением

а б в г а б в г

К признаку сознательной дисциплины нами отнесена и самостоятельность, для диагностики которой мы предлагаем программу наблюдений:

Проявление самостоятельности через:

- умение самостоятельно выполнить требования педагога;

- умение самостоятельно преодолевать трудности во время индивидуальных и коллективных занятий.

Способ фиксации - составление таблицы по итогам наблюдения (таблица 7). Таблица 7 - Признаки сознательной дисциплины: самостоятельность

ФИО обучающихся Умение самостоятельно выполнить требования педагога Умение самостоятельно преодолевать трудности во время индивидуальных и коллективных занятий

а б в г а б в г

Организованность.

Цель: выяснить причины нарушения дисциплины в хореографическом классе.

I. Метод исследования: опрос обучающихся. Вопросы:

- Что тебе мешает самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации?

- Тебе мешает на занятии нарушения дисциплины?

- Кто, по твоему мнению, более всего нарушает дисциплину в хореографическом классе?

- Как ты думаешь, почему он мешает всем работать? Способ фиксации:

- Протокол опроса.

- Оформление результатов опроса в таблицу 8.

Таблица 8 - Причины нарушения дисциплины в хореографическом классе

ФИО обучающихся По отношению к тебе По отношению к одногруппнику

Далее можно предложить методику наблюдения за обучающимися с целью: выявить уровень отвлекаемости обучающихся в течение занятия. Метод исследования: наблюдение за работой детей.

Способ фиксации:

- Составление таблиц, графика.

- Протоколы занятия.

а) наблюдение проводится скрыто от детей (см. таблицу 9);

б) наблюдение за детьми после предупреждения их о том, что за ними будут наблюдать;

в) хронометраж работы обучающихся.

Таблица 9 - Скрытое наблюдение за обучающимися

Число не Этапы, Выполняют Знакомятся с Изучают Выполняют

работающих время упражнения, историей основы танцевальные

укрепляющие возникновения музыкальной элементы и

мышцы спины, современного грамоты т.д.

развивающие танца

подъем стопы,

гибкость

позвоночника,

мышцы

брюшного

пресса,

развивающие

подвижность

тазобедренного

сустава,

развивающие

выворотность

ног и др.

В процессе наблюдения за детьми после предупреждения их о том, что за ними будут наблюдать, можно построить график (кривая активности) и провести сравнительный анализ уровней отвлекаемости без предупреждения, с предупреждением.

Таким образом, выявляя уровень воспитанности сознательной дисциплины, педагог уточняет задачи воспитания, осуществляет более полно и эффективно индивидуальный подход к обучающимся; он использует полученные данные для организации косвенных опосредованных влияний на коллектив в целом, на каждого отдельного обучающегося; на базе полученных данных он осуществляет работу с родителями обучающихся,

рекомендуя конкретные меры воздействия, учитывая те особенности развития, которые ему удалось выявить в процессе изучения воспитанности обучающихся.

Наблюдение с целью выявить, как проявляются на занятиях в хореографическом классе признаки сознательной дисциплины: вежливость, скромность, сдержанность и др., можно организовать по указанному выше алгоритму. Мы представили в статье лишь отдельные методики по изучению уровня воспитанности сознательной дисциплины обучающихся, комплекс их значительно шире. Методики, представленные в статье просты, они вполне доступны каждому педагогу дополнительного образования. Организация и проведение срезов не занимает много времени, более сложное дело -обработка данных. Учитывая воспитательное воздействие диагностики на обучающихся, родителей, значение воспитания сознательной дисциплины, актуальность и необходимость решения этой проблемы на современном этапе развития дополнительного образования, мы убеждены, что затраты времени и сил дадут несомненные результаты в повышении эффективности реализации дополнительной общеразвивающей программы по хореографии «Школа современного танца «Эдельвейс».

Автор статьи надеется на то, что творчески работающий педагог дополнительного образования, опираясь на предложенную методику, может внести в неё некоторые коррективы с тем, чтобы учесть не только возрастные особенности обучающихся, но и уровень развития коллектива, и направленность дополнительной общеразвивающей программы.

Библиографический список

1. Акулкин Э. В. Расширять знания школьников о сознательной дисциплине / Э. В. Акулкин, В. М. Соловьев // Советская педагогика. 1985. №2. С. 19-24.

2. Ахмадеева А. В. Воспитание сознательной дисциплины в советской педагогике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 61. С. 335-338.

3. Ахмадеева А. В. Теоретические основы формирования сознательной дисциплины учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 91. С. 91-96.

4. Васильева 3. И. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе: учеб. пособие к спецкурсу по педагогике / 3. И. Васильева, В. Б. Ежеленко, Н. В. Седова. Ленинград, 1983. 78 с.

5. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: Из опыта работы Текст. / Сост. Ф. А. Бобков; Под ред. И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1982. 159 с.

6. Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания Текст. / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. М.: Педагогика, 1989. 157 с.

7. Дулов А. И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения: учебное пособие. Красноярск, 1975. 68 с.

8. Дулов А. И. Воспитание сознательной дисциплины учащихся в учебно-воспитательном процессе как предмет коллективного исследования. Иркутск, 1985. 35 с.

9. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана 2017. 608 с.

10. Караковский В. Г. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. Г. Караковский // Воспитание школьников. 1993. №2. С. 4-7.

11. Рамазанова З. И. Развитие личности на занятиях хореографии в системе дополнительного образования (из опыта работы образцово-художественного ансамбля народного танца «Тантана») // В сборнике: Признание года 2018 сборник научных статей. Пенза, 2018. С. 102-106.

12. Стефановская Т. А. Подготовка учителя XXI в. (Основания к созданию целостной концепции базового педагогического образования) / Т. А. Стефановская // Вопросы педагогического образования: межвузовский сборник статей. Иркутск, 2000. С. 311.

13. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство // Курс лекций. М.: Совершенство, 1998. 368 с.

14. Шипилова А. А. Нравственно-этические нормы как средство воспитания сознательной дисциплины первоклассников // В сборнике: Мир детства и образование Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 179-181.

15. Шищенко О. С. Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 10. С. 56-60.

16. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.

References

1. Akhmadeeva A. V. (2008). Fostering conscious discipline in the Soviet pedagogics // The Bulletin of the Herzen State Pedagogical University of Russia. 2008. No. 61. Pp. 335338. (in Russian)

2. Akhmadeeva A. V. (2009). Theoretical bases of formation of conscious discipline of pupils // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University of Russia. 2009. No. 91. Pp. 91-96. (in Russian)

3. Akulkin E. V. (1985). To expand the knowledge of students about conscious discipline / E. V. Akulkin, V. M. Soloviev // Soviet pedagogy. 1985. No. 2. Pp. 19-24. (in Russian)

4. Dulov A. I. (1975). Basics of moral upbringing in the educative process: textbook. Krasnoyarsk, 1975. 68 p. (in Russian)

5. Dulov A. I. (1985). Fostering conscious discipline of students in the educative process as a subject of collective research. Irkutsk, 1985. 35 p. (in Russian)

6. Fostering conscious discipline and culture of behavior of students: from work experience / Comp. F. A. Bobkov; ed. by S. Maryenko. Moscow: Prosveschenie, 1982. 159 p. (in Russian)

7. Golubev N. K. (1989). Introduction to the diagnosis of education / N. K. Golubev, B. P. Bitinas. Moscow: Prosveschenie, 1989. 157 p. (in Russian)

8. Karakovsky V. G. (1993). Universal values as the basis of a holistic educational process / V. G. Karakovsky // Education of pupils. 1993. No. 2. Pp. 4-7. (in Russian)

9. Ramazanova Z. I. (2018). The development of personality in choreography classes in the system of additional education (from the experience of the exemplary art ensemble of folk dance "Tantana") // In the collection: Recognition of the year 2018 (collection of scientific articles). Penza, 2018. Pp. 102-106. (in Russian)

10. Schurkova N. E. (2000). New education. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000. 128 p. (in Russian)

11. Shipilova A. A. (2017). Moral and ethical standards as the means of fostering conscious discipline of first formers // In the collected volume: the World of childhood and education. The proceedings of the XI International scientific and practical conference. 2017. Pp. 179-181. (in Russian)

12. Shishchenko O. S. (2013). Development of the idea of discipline education in the history of the pedagogical thought. Scientific and methodical electronic journal Concept. 2013. No. 10. Pp. 56-60. (in Russian)

13. Stefanovskaya T. A. (1998). Pedagogy: science and art // The course of lectures. Moscow: Sovershenstvo, 1998. 368 p. (in Russian)

14. Tools of the employee of the system of additional education of children. Collection of guidelines and normative materials to ensure the implementation of the priority project "Accessible additional education for children". Moscow: Fund of the new forms of education development, Ministry of education and science of the Russian Federation, Bauman Moscow State Technical University. 2017. 608 p. (in Russian)

15. Training of the teacher of the XXI century (the basis of the concept of basic pedagogical education) / T. A. Stefanovskaya // Questions of pedagogical education: interuniversity collection of articles. Irkutsk, 2000. P.311. (in Russian)

16. Vasilyeva Z. I. (1983). Teaching students discipline and responsibility in the educational process: Manual to the special course on pedagogy / Z. I. Vasilieva, V. B., Yezhelenko, N. V. Sedova. Leningrad, 1983. 78 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.