УДК 159.9.07
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 2
А. И. Китаева
СИСТЕМА ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДИСПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ И ДИАГНОСТИКИ
Изучению читательских предпочтений личности было посвящено достаточно большое количество психологических исследований (Н. А. Рубакин, В. П. Белянин, Л. И. Беляева, В.А.Бородина, Б. Г. Умнов, М. Вайну и др.). Объектом нашего исследования стал мотивационный аспект чтения. Опираясь на теорию смысловой диспозиции Д. А. Леонтьева [14], мы рассматривали читательские предпочтения личности в отношении произведений художественной литературы с точки зрения возможности удовлетворения определенных потребностей как частный случай смысловых диспозиций, включенных в общую смысловую регулятивную систему личности. Было выделено понятие «читательская диспозиция» (ЧД), в качестве которой мы рассматривали устойчивое общее отношение личности к художественной литературе с точки зрения реализации определенного смысла.
Для выявления структуры ЧД респондентов была разработана проективная методика «Книжная полка» (А. И. Китаева, О. И. Даниленко) [12, с. 35-37]. Респондентам предлагалось назвать произведения художественной литературы, которые они смогли бы читать в течение ближайшего года, и обосновать свой выбор, отвечая на вопрос: «Для чего?».
Чтобы ответы респондентов по возможности отражали не ситуативную потребность, а относительно устойчивую тенденцию, предлагалось выбрать произведения на целый год. С этой же целью в инструкции подчеркивалось, что за год могут произойти самые разные события. Говоря об устойчивости структуры ЧД, мы исходим из того, что возрастные рамки нашей выборки подразумевают определенную сформированность читательского опыта.
Обработка полученных предпочтений производилась в соответствии с типологической моделью ЧД, полученной в результате экспертного анализа, в котором приняли участие 25 человек (аспиранты, преподаватели факультета психологии) [11, с. 239-245]. Для этого из общего числа полученных обоснований выбора того или иного произведения художественной литературы в случайном порядке нами были отобраны 100 вариантов. Данные варианты были представлены экспертам в виде карточек, которые необходимо было объединить в группы и дать каждой из них название. Единственное ограничение, которое мы выдвинули, касалось количества групп — предполагалось, что их не должно быть больше десяти.
Для обработки полученных классификаций был применен кластерный анализ, в ходе проведения которого выделились следующие типы ЧД: социализирующая, культурно-познавательная, эстетическая, эмоционально-эмпатическая, философско-мировоззренческая, экзистенциальная, оптимизирующая, развлекательная и эскапиче-ская. Названия формулировались в соответствии с основной направленностью каждого из типов. Мы также опирались на типологии мотивов чтения Л. И. Беляевой [6, с. 134-161], В. А. Бородиной [7, с. 39-45], В. С. Орловой [17, с. 105-109] и Т. В. Вороновой [9, с. 76-84].
© А. И. Китаева, 2010
Значимым моментом в данной методике также является тот факт, что она позволила выявить конкретные литературные произведения, соответствующие тому или иному типу ЧД. При этом одно и то же произведение может одновременно характеризовать несколько типов ЧД.
Социализирующая читательская диспозиция
Данная ЧД представляет собой обращение читателя к произведениям художественной литературы с целью приобщения к социальным нормам, самообразования, повышения культурного уровня, а также с целью укрепления своего престижа как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Как отмечает К. Льюис, знание популярных литературных произведений среди школьников служит своего рода субкультурным «капиталом», использование которого, в отдельных случаях, способствует повышению статуса [1]. В свою очередь Л. И. Майзель относит престиж к «посторонним» причинам чтения [4].
Примерами данной ЧД могут служит такие обоснования читательского выбора: «чтобы быть в курсе современной модной литературы», «знать классику», «научиться излагать мысли», «для общего развития», «чтобы выглядеть перед людьми умным» и др. В социализирующую группу также вошли литературные предпочтения, связанные с процессом коммуникации: «чтобы потом читать друзьям», «знать то, о чем говорят другие» и т. д.
В качестве литературных произведений, соответствующих социализирующей ЧД, назывались такие книги, как «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» и «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Духлесс», «Media Sapiens» С. Минаева, «Властелин колец» Дж. Толкиена и др.
Культурно-познавательная читательская диспозиция
Основой данной ЧД является удовлетворение читателем интереса к конкретным проблемам истории и культуры. В отличие от социализирующей ЧД в этом случае читатель не ставит перед собой общей цели повышения культурного уровня, его интересует конкретная информация в конкретной области, либо ему хочется «примерить» на себя образ другого человека. Например, «познакомиться с различными жизненными историями», «прожить жизнь датской женщины», «понять культуру японцев», «узнать, как живут люди в разных странах», «изучить тайные религиозные общества», «увидеть историю нашей страны» и др.
Примеры литературных произведений: «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Американская трагедия» Т.Драйзера, «Человек, который смеется» В. Гюго и др.
Эстетическая читательская диспозиция
В. М. Аллахвердов указывает на тот факт, что художественный текст уже по своей структуре «обладает непосредственным эмоциональным и психологическим воздействием» [3, с. 27]. Рассматривая литературное произведение с эстетической точки зрения, читатель акцентирует свое внимание на стиле и языке повествования, на выразительных средствах художественного текста. Особенно это характерно для поэзии, где ритмический рисунок имеет первостепенную значимость. «Эстетическое отношение к языку проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и
словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться, восхищать своей ладностью, точностью, проникновенностью в суть вещей, красотой» [15, с. 246]. Иными словами, первостепенным оказывается не то, что сообщается, а то, как сообщается. К эстетической ЧД относятся такие обоснования выбора литературного произведения, как «наслаждаться стилем повествования», «погрузиться в атмосферу есенинского слога», «получить удовольствие от легкого стиля автора» и др.
Наиболее часто в данном случае назывались такие произведения, как «Чапаев и Пустота» В.Пелевина, «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Эмоционально-эмпатическая читательская диспозиция
Основу данного типа ЧД составляет потребность в переживании собственных эмоций и сопереживании другим (в данном случае — героям и автору произведений). Следует отметить, что желание сопереживать для читателя особенно актуально в тех случаях, когда он чувствует определенное психологическое родство с героями произведения: «Больше сочувствуется тем героям, в личности которых имеются похожие черты реципиента» [16, с. 39].
Характерными примерами в данном случае являются такие высказывания, как «научиться состраданию и любви», «испытать переживания во время прочтения», «пережить то, что пережил автор», «выжать скупую слезу», «проникнуться», «найти собственные переживания», «получить эмоциональную поддержку», «прочувствовать драму любви героев» и др.
В дифференцировании данного типа ЧД существует определенная сложность. Не все обоснования читательского выбора, где имеется некий эмоциональный компонент, будут относиться к эмоционально-эмпатической ЧД. Так, например, чтение с целью «лучше разбираться в душе своей и других» или «понять тонкости взаимоотношений полов», безусловно, затрагивает эмоциональную сферу, однако речь идет не столько о переживании каких-либо чувств, сколько об их познании с мировоззренческой точки зрения. В данном случае читателю важнее понять, чем пережить — то есть акцент смещается в когнитивную сторону чтения (чтение ради размышления). Таким образом, это уже пример философско-мировоззренческой ЧД.
Большое значение эмоциональный аспект в восприятии произведений художественной литературы имеет для библиотерапевтической процедуры, когда при помощи литературного произведения корректируется эмоциональное состояние человека (А. Е. Алексейчик [2], М. Е. Бурно [8], О. И. Даниленко [10] и др.), а также предоставляется возможность компенсирования того или иного вида переживаний, не реализованных в повседневной жизни.
Примеры называемых произведений: «Триумфальная арка» Э.М.Ремарка, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Парфюмер» П. Зюскинда, «Граф МонтеКристо» А.Дюма, «Одиночество в сети» Я.Вишневского, «Идиот», «Бесы» Ф.М.Достоевского и др.
Философско-мировоззренческая читательская диспозиция
Художественная литература изначально несет в себе определенный ценностно-воспитательный компонент. Даже в тех случаях, когда автор произведения не ставит перед собой конкретно данной цели, воспитательный компонент в повествовании будет проявляться имплицитно. Автор передает читателю определенную сторону своего
мировосприятия, постулирует с помощью своих героев те или иные ценности, подтверждает либо опровергает разнообразные моральные нормы и идеалы. При этом процесс идеологического воздействия литературного произведения может носить глобальный характер: «Огромное воспитательное значение художественной литературы определяется не только ее воздействием на кругозор читателей, ее познавательным аспектом, но и ее воздействием на совершенствование самого подхода к жизни, к человеческим отношениям» [19, с. 22].
В качестве основной цели чтения в философско-мировоззренческой ЧД выделяется такая, как размышление о проблемах бытия — «понять, для чего мы живем», «поразмышлять над философией нигилизма», «для размышлений», «ощутить парадоксальность всего происходящего», «понять себя и свой внутренний мир», «осмыслить прочитанное», «взглянуть на мир другими глазами», «подумать над какими-то проблемами», «познать себя, Бога и других людей» и др.
Процесс формирования тех или иных мировоззренческих идей посредством художественного произведения напрямую зависит от отношения читателя к автору. Характер данного отношения имеет свою специфику: читатель относится к автору прежде всего «...не как к лицу, не как к другому человеку, не как к герою, не как к определенности бытия, а как к принципу, которому нужно следовать... » [5, с. 190].
В качестве примеров респондентами наиболее часто назывались следующие произведения: «Пятая гора» и «Алхимик» П. Коэльо, «Собачье сердце» и «Записки молодого врача» М.А.Булгакова, «Бесы», «Идиот» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Пикник на обочине», «Улитка на склоне» А. и Б. Стругацких и др.
Экзистенциальная читательская диспозиция
Экзистенция — основное понятие в философии экзистенциализма, рассматривающее личность с позиции ее уникальности и открытых возможностей. Согласно данному учению, человек, осознающий себя как экзистенцию, обретает определенную свободу — свободу формирования самого себя, своих действий и поступков. Наиболее ярко экзистенция проявляется в так называемых пограничных ситуациях (страдание, страх, вина, тревога и т. д.).
Экзистенциальный тип ЧД близок по своему содержанию философско-мировоззрен-ческому типу, однако в данном случае речь идет не о философских размышлениях вообще, а о конкретном поиске и укреплении собственных жизненных ориентиров — «чтобы понять, как остаться человеком, даже если ты на дне», «пронаблюдать "воскресение" души человеческой», «ради победы оптимистических идей», «получить подтверждение собственных мыслей», «помнить, что на самом деле "хорошо", а что — "плохо"», «понять, как бесценна каждая секунда нашей жизни», «для искоренения предрассудков», «чтобы ценить свою человечность», «чтобы не забыть, что в жизни можно всего добиться, если очень постараться» и др.
Наиболее часто называемые произведения: «Маленький Принц» А. де Сент-Экзюпери, «Жизнь взаймы» Э. М. Ремарка, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, «Вероника решает умереть», «Одиннадцать минут» П. Коэльо, «Унесенные ветром» М. Митчелл и др.
Оптимизирующая читательская диспозиция
В основе ее — потребность в улучшении внутреннего состояния, создании хорошего настроения, отдыхе. Например: «повеселить себя», «поднять настроение», «прийти в равновесие», «отдохнуть душой, насладиться приятными воспоминаниями» и др.
Литературные произведения: «Хроники Эхо» М. Фрая, «Маленький Принц» А. де Сент-Экзюпери, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Безумная звезда» Т. Пратчетт и др.
Развлекательная читательская диспозиция
Данный тип близок к предыдущему. Разница заключается в том, что в оптимизирующей ЧД акцент делается на неком равновесии, которое необходимо восстановить, в то время как в случае с развлекательной ЧД наблюдается смещение в сторону стимуляции.
Читателем движет желание занять время, развлечься — «для разнообразия», «для развлечения», «ради интереса», «осилить скуку», «убить время», «интересно провести время», «получить удовольствие от сюжета» и др.
Среди литературных произведений наиболее часто называются такие, как «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «На берегу Рио-Пьедра я села и заплакала», «Одиннадцать минут», «Алхимик» П. Коэльо, «Пинтбол-86» Х. Мураками и др.
Эскапическая читательская диспозиция
Формируется на основе потребности в отделении, абстрагировании от внешнего мира, желания уйти от проблем — «окунуться в мир приключений, так не похожий на наш», «возможность уйти от реального мира», «вернуться в детство», «отвлечься от жизненных проблем» и др.
Примерами в данном случае являются прежде всего такие произведения, как «Малыш и Карлсон», «Братья Львиное Сердце» А. Линдгрен, «Властелин колец» Дж. Тол-киена, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг.
Отдельные обоснования читательского выбора могут иметь составной характер. Например, «влиться в ту эпоху и попереживать за героев». Прежде всего выражена эмпатическая составляющая — желание сочувствовать, сопереживать героям (эмоционально-эмпатическая ЧД), с другой стороны, речь идет не только о сочувствии, но и о желании перенестись в другую эпоху, оценить события «изнутри» (культурно-познавательная ЧД). Как правило, составные ЧД встречаются не часто, тем не менее их необходимо учитывать.
В инструкции к «Книжной полке» необходимо разъяснить респондентам, что обоснования выборов должны быть сформулированы как можно точнее. Как отмечает Ю. У. Фохт-Бабушкин [18], выявление отношения человека к искусству представляет определенную сложность: не всегда респонденты способны к глубокому самоанализу подобного рода. В нашем случае такие варианты, как «просто прочитать» и «для удовольствия» не подлежат дифференциации, так как требуют пояснений (с какой целью респондент хочет прочитать данное произведение, от чего конкретно он хочет получить удовольствие). К недифференцируемым также относятся такие ответы, в которых литературный выбор вообще никак не обосновывается.
Обработка результатов производилась следующим образом: сначала подсчитыва-лись «сырые» баллы (количество выборов по каждой ЧД), затем они переводились
в проценты (от общего числа выборов). Перевод «сырых» баллов в проценты — необходимая процедура, так как количество выбранных литературных произведений не регламентировалось, соответственно, требовалось уравнять соотношения ЧД у всех респондентов. Недифференцируемые ответы объединялись в отдельную группу и также учитывались при общем подсчете результатов. Данная поправка была необходима для повышения объективности результатов, особенно в тех случаях, когда недифференци-руемые ЧД по своей численности значительно превосходили остальные типы.
Объектом нашего исследования стали студенты и аспиранты факультетов психологии, философии, права и дизайна вузов Санкт-Петербурга в возрасте от 17 до 28 лет (160 человек: 34 мужчины, 126 женщин). По результатам методики был получен следующий рейтинг ЧД (средние значения по выборке):
1. Социализирующая 7,8062
2. Философско-мировоззренческая 6,9625
3. Эмоционально-эмпатическая 6,1281
4. Культурно-познавательная 5,3344
5. Недифференцируемые 5,2750
6. Развлекательная 4,9969
7. Экзистенциальная 4,9312
8. Эскапическая 4,8125
9. Эстетическая 4,5063
10. Оптимизирующая 4,2469
Можно отметить, что произведения художественной литературы рассматриваются большинством респондентов прежде всего как средство социализации и образования. Возможно, это объясняется статусно-возрастными параметрами респондентов. Преобладающая часть наших респондентов относилась к юношеству, для которого общение со сверстниками представляет собой «очень важный специфический канал информации» и «специфический вид деятельности и межличностных отношений» [13, с. 87]. В данном случае литературное произведение становится одним из средств объединения сверстников, подчеркивающим принадлежность субъекта к определенной социальной группе. Кроме того, социальный статус наших респондентов (принадлежность к студенческой среде) также характеризуется высокой социальной активностью личности.
Высокие результаты, полученные по философско-мировоззренческой ЧД, также прежде всего соответствуют возрастным особенностям респондентов, так как юношеский период характеризуется наиболее активным процессом формирования системы ценностей, норм и идеалов. Особенно значимым для данного возраста является поиск смысла жизни. Литературное произведение, в свою очередь, становится средством данного поиска.
В повторном тестировании группы респондентов приняли участие 52 человека, временной промежуток между первым и вторым этапом составил 1—1,5 месяца. Значимые коэффициенты корреляции были получены по большинству типов ЧД: социализирующая (0,408; р < 0,01), культурно-познавательная (0,567; р < 0,001), эстетическая (0,368; Р < 0,01), эмоционально-эмпатическая (0,459; р < 0,001), философско-мировоззренче-ская (0,344; р < 0,05), оптимизирующая (0,479; р < 0,001), развлекательная (0,466; р < 0,001), недифференцируемые ЧД (0,465; р < 0,001).
Говоря о системном характере ЧД, следует отметить корреляционные связи между отдельными типами ЧД. Так, например, социализирующая ЧД отрицательно коррелирует с такими типами, как философско-мировоззренческая (-0,290; р < 0,01) и экзистенциальная (-0,215; р < 0,01). В свою очередь эскапическая ЧД отрицательно корре-
лирует с культурно-познавательной (-0,194; p < 0,05) и философско-мировоззренческой (-0,203; p < 0,01) ЧД, и т. д.
Таким образом, ЧД является относительно устойчивой психологической характеристикой личности, оказывающей влияние на выбор того или иного произведения художественной литературы. Литературное произведение в данном случае рассматривается читателем в качестве средства реализации определенного смысла (образования, укрепления жизненных ориентиров, развлечения и т. д.); соответственно доминирующие типы ЧД формируют общую направленность читателя на те или иные литературные произведения. Структура ЧД личности представляет собой определенную иерархию взаимосвязанных ЧД.
Литература
1. Lewis C. Literary practices as social acts: power, status and cultural norms in the classroom. Mahwah. New Jersey, 2001. 213 p.
2. Алексейчик А. Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рож-нова. Ташкент, 1985. С. 304-319.
3. Аллахвердов В. М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001. 288 с.
4. Аскарова В. Я. О понятии «читательская мода» // Психология чтения и проблемы типологии читателей: сборник научных трудов. Л., 1984. С. 29-37.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.
6. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения / под ред. Э. Г. Храстецкого. М., 1975. С. 134-161.
7. Бородина В. А., Бородин С. М. Мотивация в структуре культуры чтения // Чтение детей и подростков: Мотивы и потребности / под ред. Т. Г. Браже. СПб., 2005. С. 39-45.
8. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. 304 с.
9. Воронова Т. В. Методика выявления личностных функций чтения художественной литературы // Психология чтения и проблемы типологии читателей: сборник научных трудов / ред. Г. В. Гедримович. Л., 1984. С. 76-84.
10. Даниленко О. И. Душевное здоровье и поэзия. СПб., 1996. 208 с.
11. Китаева А. И. Связь читательских диспозиций и ценностных ориентаций личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб., 2008. Вып. 2. С. 239-245.
12. Китаева А. И., Даниленко О. И. Психология читательских предпочтений в области художественной литературы // Психология XXI в.: материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов 19-21 апреля 2007 г. / под ред. В. Б. Чеснокова. СПб., 2007. С. 35-37.
13. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. 191 с.
14. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999. 486 с.
15. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М., 2004. 429 с.
16. Михкельс Т. Основы исследования взаимодействия социально-психологических и личностных факторов в процессе восприятия художественной литературы // Восприятие художественного текста / ред. Е. В. Душечкина. Таллин, 1979. С. 38-39.
17. Орлова В. С. Литературная ориентация и читательское восприятие: Об итогах одного исследования // Книга и чтение в зеркале социологии / Стельмах В. Д. М., 1990. С. 105-109.
18. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни молодых поколений России. СПб., 2005. 554 с.
19. Шукуров Э. Д. Содержание литературного произведения и читательское восприятие // Вопросы педагогики и психологии общения / под ред. В. М. Соковнина. Фрунзе, 1975. С. 20-25.
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.