УДК 159.9
ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
© 2011 М.С.Янкелевич
Санкт-Петербургский государственный университет
Статья поступила в редакцию 22.04.2011
В данной статье приводятся данные об отношении молодежи к произведениям художественной литературы и кинематографа, полученные в результате изучения художественных предпочтений.
Ключевые слова: художественные предпочтения, художественная литература, художественный кинематограф, искусство, отношение, проективная методика.
Искусство всегда играло огромную роль в жизни человека и общества в целом. Невозможно переоценить потенциал воздействия искусства на духовную и эмоциональную сферы развития личности. Многие эксперты отмечают, что такие массовые виды искусства как кинематограф и литература все реже оказываются средствами самосовершенствования человека, и на первый план выходит их развлекательная функция. Признавая огромную важность этой стороны общения с произведениями художественной культуры, необходимо отметить, что подобное отношение не предполагает направленной душевной работы и интеллектуальных усилий, исключая возможность использования потенциала искусства в полной мере. Эта мысль часто высказывается деятелями культуры. Закономерно возникает вопрос: как преодолеть эту тенденцию. Психология способна внести свой вклад в поиски ответа. Искусство являлось и является предметом интереса множества ученых. Однако большинство исследований в области искусства, осуществленных до настоящего времени, носили социологический или же искусствоведческий характер. В психологии же данная проблемная область остается недостаточно разработанной. Хочется привести точную и остроумную фразу Д.А.Леонтьева, актуальную и сегодня: «На сегодняшний день между искусствознанием и психологией нет другого союза кроме союза «и»1. Одно из возможных направлений психологических исследований в области восприятия искусства -определение причин, побуждающих человека обращаться к произведениям художественной культуры. В исследованиях отношения к искусству используются различные термины, в том числе нередко пишут о мотивах обращения к
Янкелевич Марина Сергеевна, аспирант кафедры общей психологии. E-mail: radaveselova&list. ru 1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения . - М.: 1983. - С. 223.
искусству. Однако многозначность этого понятия создает трудности в его применении. Так, в концепции А.Н.Леонтьева, мотив - это то объективное, в чем потребности человека конкретизируются в данных условиях, и на что опирается деятельность как на побуждающее ее2.
Более точным для исследования системы отношений к искусству нам представляется предложенное В.Е.Семеновым понятие художественной ориентации, как устойчивой установки в отношении произведений художественной культуры3. О.С.Кривцун определяет художественную установку как систему ожиданий, которая складывается в преддверии восприятия произведения искусства4. Как пишет И.П.Левшина, художественная установка - это предопределенная социальными обстоятельствами направленность ума и чувства, сформированная не только уровнем образования, место жительством, возрастом, но и участием в группе с определенными ценностями, это сложившаяся система ожидания человека от встречи с произведением искусства, некая предуготовленность его к контакту с художественной культурой 5.
Понятие установки при анализе отношения к искусству использует и Н.А.Хренов. Он связывает сформировавшиеся установки с потребностями личности. При этом «Искусство, как правило, удовлетворяет такие социально - психологические потребности, которые, казалось бы, ничего общего с ним не имеют, и удовлетворяются они здесь часто эффективней, чем другими средствами. Потребность в искусстве на практике нередко оказывается потребностью в общении, которая относится к числу основных ду-
2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 1975. - С. 201.
3 Семенов В.Е. Исследование процессов восприятия литературы и искусства. - М.: 1985. - С. 213.
4 Кривцун О.С. Эстетика. - М.: 2005. - С. 164.
5 Левшина И.П. Как воспринимаются произведения искусства. - М.:1993. - С. 111.
ховных потребностей человека»6. Особое внимание Н.А.Хренов уделяет установке на преодоление «эмоционального дефицита», во многом определяющую реакции зрителя на конкретный фильм, спектакль и т.д.7. Используя понятие «балансорная установка сознания», Н.А.Хренов разделяет ее на два вида - пассивный и активный. Пассивная форма установки проявляется почти в галлюцинаторном удовлетворении потребности в эмоциональных переживаниях. Она выражается в замещении реальности грезой. В активной форме установки реализуется процесс катарсического возвращения сознания к реальности.
Ключевым для нашего исследования стало понятие «отношение». В соответствии с концепцией В.Н.Мясищева, отношение представляет собой основанную на индивидуальном опыте избирательную осознанную связь человека со значимым для него объектом8. Такое понимание позволяет нам трактовать отношение субъекта к искусству не как ситуативную реакцию на то или иное произведение, а как относительно устойчивое предпочтение целей, ради которых он склонен обращаться к художественным произведениям. Близким к понятию «отношение» является понятие «диспозиция» в концепции Д.А.Леонтьева, трактуемое как отношение к явлениям и объектам действительности, имеющим для объекта устойчивый жизненный смысл, которое существует в форме фиксированной установки и проявляется в эффектах личностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности9.
Исследуя отношение молодежи к искусству, мы стремимся выяснить, для чего молодые люди используют опыт художественного восприятия. Существует много видов искусства, каждый из которых обладает своим набором выразительных средств. В рамках данного исследования мы сконцентрировали внимание на литературе и кинематографе. Эти виды искусства различаются по тому, какими средствами они способны влиять на свого реципиента - читателя или зрителя. По классификации А.С.Кармина, литература относится к словесным видам искусства, а кинематограф - к синтетическим. Синтетические ви-
6 Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики // Социальные функции искусства и его видов / Сб. статей под редакцией А.А.Карягина. - М.:1980. - С. 124.
7 Там же. - С. 23.
8 Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. - Т. 2. - Л.: 1960. - С. 314.
9 Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность:
психологическая структура взаимодействия // Худо-
жественное творчество и психология / Под ред.
А.Я.Зися , М.Г.Ярошевского. - М.: 1991.
ды искусства используют синтез визуального, аудиального, вербального знакового материала, в то время как словесные - художественную организацию средств вербального языка10. Это дает нам основание полагать, что различным является и отношение к ним. И в эстетике, и в обыденном сознании литература всегда занимала особое место среди искусств, прочно ассоциируясь с развитием личности, тогда как кинематографу относительно чаще отводится роль средства релаксации, снятия эмоционального напряжения. Безусловно, в таком сопоставлении проявляется лишь некоторая тенденция; очевидно, существует как практика чтения литературы для отдыха, так и практика просмотра фильмов для размышления над экзистенциальными проблемами и получения нового знания. Иными словами, несмотря на различия выразительных средств, разные виды искусства объединены общими функциями. В своей статье «Некоторые проблемы психологии искусства» А.Н.Леонтьев говорит о трех функциях искусства: эмоциональной, информационной и механизма трансляции смыслов, где главной, специфичной, называет именно последнюю11. Объединяет произведения художественной литературы и кинематографа также то, что они представляют собой формы художественного нарратива. Его признаками являются: нарративность (наличие в произведении временной структуры и изменения ситуации), фикциональность и эстетичность12.
Предметом нашего эмпирического исследования стало проявление в художественных предпочтениях молодежи отношения к художественной литературе и кинематографу. Цель: выявить структуру художественных предпочтений на основе типов отношения к художественной литературе и кинематографу. Задачи: 1) определить типы отношения к произведениям художественной литературы и кинематографа; 2) исследовать связи между выявленными типами отношения к художественным фильмам и книгам; 3) сравнить частоту проявления выявленных типов отношения при выборе предпочитаемых произведений художественной литературы и киноискусства. Осуществляя исследование, мы проверяли предположение о существовании психологически обоснованных типов отношения к произведениям художественного кинематографа и литературы, а также о наличии связей между типами этих отношений как в рамках каждого из этих искусств, так и между ними.
10 Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2003. - С. 349.
11 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.:1983. - С. 233.
12 Шмид В. Нарратология.- 2-е изд.,испр. и доп. -М.: 2008. - С. 13 - 43.
Объектом исследования стали студенты Санкт-Петербургских вузов от 18 до 22 лет, всего 70 человек, из них 38 женщин и 32 мужчины. Нам показалось целесообразным использовать этот возрастной срез, так как по данным многочисленных социологических исследований, именно молодежь является самой массовой и активной киноаудиторией, и, следовательно, в жизни этой возрастной группы просмотр произведений художественного кинематографа является одним из самых популярных способов проведения досуга. Практика кинопросмотра в молодежной среде наиболее систематична.
Методы сбора исследования: 1) Для выявления структуры предпочтений произведений художественной литературы - методика «Книжная полка», авторы: О.И.Даниленко, А.И.Китаева. 2) Для выявления структуры предпочтений произведений художественного кинематографа -методика «Видеополка» (модификация методики «Книжная полка»). Методы обработки данных: 1) Метод экспертной оценки. 2) Метод многомерного шкалирования. 3) Корреляционный анализ методами статистической обработки.
«Книжная полка» является проективной методикой, специально созданной для исследования художественных предпочтений. Ее теоретическое обоснование, описание и опыт применения опубликованы13. Результаты испытуемых, полученные с помощью методик «Книжная полка» и «Видеополка» анализировались с привлечением экспертов. В роли экспертов выступили двадцать восемь человек, все они - преподаватели факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Экспертам предъявлялись сто взятых наугад карточек, в которых были зафиксированы ответы испытуемых на вопрос о цели просмотра того или иного выбранного фильма, полученные в результате заполнения испытуемыми бланка методики «Видеополка». Экспертам предлагалось объединить высказывания в группы, исходя из целей, которые за ними стоят, и дать каждой группе название. Число групп могло быть произвольным, но должно было оставаться в пределах от трех до десяти. Обработка результатов экспертного анализа проводилась посредством математической процедуры многомерного шкалирования с использованием пакета статистических программ SPSS 12.0.
В результате этой процедуры выделились четыре целевых основания, с которыми испытуемые обращаются к произведениям художественного кино. Первая группа целей получила на-
13 Даниленко О.И. Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы , описание и опыт применения // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 12. - 2010. Вып.3. - С. 49 - 54.
звание «познавательно-социализирующая», она характеризуется отношением к произведениям художественного кинематографа как источнику информации, которая является главной ценностью просмотра и носит социализирующий характер. В эту группу вошли следующие фразы: «чтобы не отрываться от профессии», «чтобы сформировать впечатление», «чтобы посмотреть фильм-лауреат Оскара», «чтобы посмотреть фильм легендарного режиссера, о котором говорят, что это автобиографичное кино». Следующая группа получила название «эмоциональная». Высказывания, попавшие в это группу, характеризуют отношение к кино как к источнику эмоциональных переживаний, а так же как средству эмоциональной регуляции. В группу попали следующие высказывания: «чтобы ещё раз прожить жизнь вместе с Форестом и Дженни», «чтобы снова переживать вместе с героями», «чтобы улыбнуться», «чтобы наслаждаться интересным фильмом». Третья группа получила название «эстетическая», для нее характерно отношение к произведениям художественной культуры как источнику эстетических переживаний или способу погрузиться в определенное эстетическое пространство: «чтобы послушать красивые песни», «чтобы увидеть красивый видеоряд с интересным сюжетом», «чтобы получить удовольствие от эстетики фильма», «чтобы насладиться «картинкой». Четвертая группа получила название «смыслоориентирующая». В нее вошли высказывания, отражающие потребность в духовном росте, стремление к глубинной работе над собой, переосмыслению своей жизни, пересмотру значимых отношений: «чтобы посмотреть другими глазами», «чтобы подумать серьезно», «чтобы зарядиться оптимизмом», «чтобы понять то что, даже когда все очень паршиво, можно ситуацию подсластить и сделать лучше для себя», «чтобы понять, что всегда есть перспектива», «чтобы нацелится на задачи».
Интересно отметить, что самые различные цели могут реализовываться на крайне неожиданном материале: не существует прямой связи между художественным уровнем самого произведения и целями, с которыми человек к нему обращается. Так, ценностно-ориентационные и мировоззренческие устремления могут порой реализовываться не только на материале так называемого «проблемного» кино, но и на произведениях, которые принято относить к массовой культуре. Например, один из респондентов сообщил, что просмотр сериала «Кармелита» стимулирует его «подумать о жизни». То есть, общепринятое мнение, что зрители смотрят «серьезное» кино для личностного развития, а массовую кинопродукцию для развлечения - ошибоч-
но. Таким образом, удалось выявить типы зрительских отношений. Представляется важным отметить, что эти типы - информацинный, эмоциональный, эстетический, смыслоориентирую-щий - согласуются с теоретическими представлениями о функциях искусства, сформулированными в эстетике и психологии искусства (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Л.Н.Столович,
A.С.Кармин и др.). Также выделенные нами типы отношений представлены в большей части классификаций, полученных в ходе эмпирических исследований (Л.И.Беляев, В.А.Бородина,
B.Е.Семенов, Б.Г.Умнов и мн.др.). Это позволило нам рассматривать выявленные типы отношений как общие для художественной литературы и художественного кинематографа.
Следующий этап работы был посвящен определению структуры предпочтений наших респондентов в области художественной литературы и кинематографа на основе выявленных типов отношений. Для того, чтобы выявить, какое место в структуре индивидуальных выборов занимает каждый из четырех типов отношений, мы проанализировали ответы наших респондентов, полученные посредством «Книжной полки» и «Видеополки». Ориентиром для анализа ответов стали формулировки целей, включенные экспертами в каждую четырех групп отношений к художественным фильмам. При этом в опросных листах были обнаружены фразы, которые не представлялось возможным отнести к тому или иному типу в принятой нами классификации. Таких фраз встречалось немного, но для чистоты исследования мы решили не выбрасывать их из анализа, а присвоить им самостоятельный статус, объединив в отдельные группы. В первую группу вошли фразы, не соответствовавшие смыслу заданного вопроса или же построенные грамматически или синтаксически неверно, так, что смысл терялся. Фразы, оказавшиеся в первой из этих двух групп получили название «недифференци-руемые». К «недифференцируемым» мы относили также те формулировки, в которых испытуемые выражали причины своего желания прочитать ту или иную книгу, либо посмотреть фильм настолько невнятно, что не представлялось возможным не только отнести их к тому или иному типу отношений, но и вообще разглядеть цели, которые за этими ответами стоят. Во вторую группу были отнесены высказывания, которые были построены четко и грамотно, но не подходили ни под один из четырех перечисленных выше типов. Наша классификация не является исчерпывающей, она не отражает полного многообразия типов отно-шения к искусству. Фразы, оказавшиеся за пределами нашей классификация в силу ее неполноты, по-
лучили название «неклассифицируемые». К таким фразам, например, была отнесена следующая цель просмотра: «Чтобы оправдать покупку диска». Очевидно, она не вписывается ни в один из выявленных нами типов отношений.
Подсчитав долю ответов, отнесенных к каждому из типов, мы получили индивидуальные профили, отражающие предпочтения респондентов в сфере художественного кинематографа и литературы. Дальнейшим этапом нашей работы стал анализ связей в структурах, характеризующих литературные и кинематографические предпочтения участников исследования на основе выявленных типов отношения к искусству. Данные были получены с помощью коэффициента корреляций r-Спирмена проведенного на базе статистического пакета программ SPSS, версия 12.0. При анализе связей типов отношения к художественной литературе получены следующие корреляции: тип отношения «смыслоориенти-рующий» обратно коррелирует с типом читательского отношения «информационный» на уровне статистической значимости (r=-0,267, р<0,05). Это означает, что если человек склонен обращаться к произведениям художественной литературы в поисках личностно значимых смыслов, он не склонен использовать их, как источник информации или ресурс социализации. Другими словами, если чтение представляет для субъекта интерес как подспорье для глубинной работы над своим внутренним миром, личностного и духовного роста, то информационный потенциал литературы оказывается для него вторичным.
«Смыслоориентирующий» тип отношения к произведениям художественной литературы находится в отношении обратной зависимости с «недифференцируемым» типом на уровне статистической значимости (г=-0,276, р<0,05). Напомню, что в эту группу были объединены фразы, характеризующиеся невнятностью, несфор-мулированностью цели просмотра фильма, либо прочтения книги. Выявленная закономерность может быть объяснена следующим образом: обращение к искусству в поисках ответа на встающие перед субъектом экзистенциальные вопросы предполагает достаточную отрефлексирован-ность возможностей литературы как ресурса личностного роста; соответственно, для такого читателя не будут характерны безотчетность выбора круга чтения и неумение внятно выразить свое суждение.
Типы отношения к художественным фильмам также связаны: на уровне статистической значимости (г=-0,289, р<0,05). выявлена обратная корреляция «эмоционального» и «информационного» типов зрительского отношения. Данная
связь позволяет говорить о следующей тенденции: чем более для человека ценно эмоциональное насыщение, получаемое в контакте с фильмом, для менее значимым для него является его информационный потенциал.
«Недифференцируемый» тип зрительского отношения обратно коррелирует на уровне статистической значимости (г=-0,317, р<0,05). «эмоциональным» типом зрительского отношения. Данная связь может говорить о том, что потребность в эмоциональном насыщении, отдыхе, разрядке, реализуемая через произведения художественного кинематографа, как правило, является хорошо осознанной зрителем.
Рассмотрим теперь выявленные связи между типами отношений к художественной литературе и кинематографу. Преобладание «смыслоориен-тирующего» отношения к произведениям художественной литературы коррелирует со «смыс-лоориентирующим» же типом отношения к произведениям художественного кинематографа (г=0,316?, р<0,05). Это позволяет нам говорить именно о типах отношений к произведениям художественной культуры в целом, а не только о типах отношений к произведениям определенных ее видов. Если субъект склонен искать обретения новых смыслов от просмотра кино, вероятнее всего и к литературе, и к живописи, и к музыке и фотографии он будет обращаться с теми же целями.
Обнаруженная связь выраженности «эмоционального» типа читательского и зрительского отношения (г=0,477, р<0,01) характеризует ту же закономерность и, опять же, подтверждает идею о существовании сквозных типов отношения к произведениям художественной культуры. Склонность обращаться к искусству для переживания недостающих острых эмоциональных переживаний или релаксации, проявляется в том, что и книги и фильмы субъект будет выбирать с целью эмоционального насыщения.
На следующем этапе мы сопоставляли средние данные о мере представленности каждого из выявленных типов отношений при выборе произведений художественной литературы и кинематографа в группе наших респондентов. Выразив долю выборов в процентах, мы получили своеобразный рейтинг типов отношений. Первое место в рейтинге читательских отношений занимает «информационный» тип: в 32,82 % из числа всех выборов цели чтения соответствуют «информационному» типу отношения к художественной литературе. На втором месте (30,51 %) находится отношение к чтению как источнику эмоций. Третья позиция (22,23 %) у «смыс-лоориентирующего» типа отношения. Очень небольшой степенью выраженности (5,12 %) характеризуется «эстетический» тип. Можно ут-
верждать, что в первую очередь произведения художественной литературы воспринимаются как источник информации и почти в той же мере как источник эмоциональных переживаний. Не-классифицируемые ответы составляют 4,25 %, недифференцируемые - 1,98 %.
В рейтинге типов отношения к художественному кинематографу на первое место вышел эмоциональный тип (38,80 %), а информационный отошел на второй план (16,52 %), причем различия здесь весьма велики: значительно чаще наши респонденты предпочитают обращаться к кинофильмам за эмоциональными переживаниями, чем за знаниями. Что же касается «смыслового» типа отношения, он, как и при выборе книг, занимает третье место в рейтинге (15,31 %). На четвертом месте находится эстетический тип отношения (9,10 %). Неклассифицируемые и и недифференцируемые ответы составляют 3,26 % и 6,32 %, соответственно.
Сопоставляя рейтинги типов отношения к художественному кинематографу и литературе, мы видим, что потребность в эмоциональных переживаниях наши респонденты склонны удовлетворять, обращаясь скорее к фильмам, чем к книгам. Это представляется закономерным, поскольку искусство кино отличает образное, непосредственное представление материала, которое оказывает мощное эмпатическое воздействие на зрителя. Для реализации мотивов сопереживания произведения художественного кинематографа являются идеальным средством. Напротив, в качестве источника полезной и интересной информации гораздо чаще называются литературные произведениях, нежели фильмы. По-видимому, здесь проявляется традиционное для нашей культуры доверие к печатному слову. Возможно, этим же объясняется предпочтение книг для удовлетворения потребности в осознании, укреплении и коррекции жизненных смыслов. Заметим, однако, что в рейтингах отношений «смыслоориентирующий» тип отношений занимает третье место и при выборе книг, и при выборе фильмов. Это говорит о том, что в обоих случаях данная диспозиция не является самой популярной. Представление о том, что основное предназначение искусства - помогать человеку в работе по формированию своего отношения к миру и самому себе (в частности, оно отражено в приведенном выше высказывании А.Н.Леонтьева о функциях искусства), не является общепринятым в молодежной среде. Эстетическая потребность реже других становится причиной обращения к художественному нарративу. Как в системе зрительских, так и в системе читательских отношений «эстетический» тип занимает последнее, четвертое место. Однако относительно чаще желание получить эстетическое удо-
вольствие проявляется в выборе фильмов для просмотра, нежели в выборе книг для чтения. Можно предположить, что визуальный образ является для нашей выборки более мощным источником эстетического наслаждения, чем воплощенный в напечатанном на бумаге слове.
Нами был также проведен анализ различия выраженности типов отношения к художественной литературе и кинематографу по признаку пола с использованием критерия ^Манна-Уитни. Статистически значимых различий обнаружено не было. Это означает, что мужчины и женщины с равной вероятностью склонны проявлять различные типы зрительских и читательских отношений. Проведенное нами эмпирическое исследование свидетельствует в пользу предположения о существовании психологически обоснованных типов отношения к произведениям художественного кинематографа и литературы и наличии связей между типами этих отношений. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Выявлены четыре типа отношения личности к произведениям художественной литературы и кинематографии, обозначенные нами как «информационный», «эмоциональный», «эстетический», «смыслоориентирующий». Каждый из этих типов отношения объединяет сходные цели, для достижения которых реципиент обращается к художественным произведениям. «Информационный» тип характеризуется тем, что художественные произведения рассматриваются как источник полезной или интересной информации. «Эмоциональный» тип фиксирует отношение к произведениям как источнику эмоциональных переживаний и средству эмоциональной саморегуляции. «Эстетический» тип отношения проявляется в желании получить эстетическое удовольствие от произведения. «Смыслоориен-тирующий» тип отношения характеризуется тем, что реципиент, обращаясь к произведению, нацелен на совершение внутренней работы по пересмотру или укреплению своих жизненных по-
зиций. Эти типы отношений согласуются с представлениями о функциях искусства, сформулированных в эстетике и психологии искусства.
2. Обнаружены связи между типами отношения к произведениям, принадлежащим к каждому из этих видов искусства: чем более выражено отношение к чтению как средству для совершения внутренней работы по коррекции или укреплению своих жизненных ориентиров («смысло-ориентирующий» тип) и отношение к фильмам как источнику эмоциональных переживаний («эмоциональный» тип), тем менее значимы книги и фильмы как источник полезной или интересной информации («информационный» тип отношения).
3. Выявлены связи между «смыслоориенти-рующим» типом отношения личности к художественной литературе и художественному кинематографу. Также выявлено наличие связей между «эмоциональным» типом отношения личности к художественной литературе и художественному кинематографу. Это свидетельствует о «сквозном» характере отношения личности к художественному нарративу: субъект, ищущий в книгах поддержки в обретении и укреплении своих смысложизненных ориентаций, скорее и фильмы будет рассматривать как ресурс для достижения этой цели. Субъект, ищущий в книгах источник эмоциональных переживаний, скорее будет искать их и в художественных фильмах.
4. В предпочтениях исследованной нами выборки наиболее часто проявился «информационный» тип отношения к художественной литературе и «эмоциональный» к художественному кинематографу. «Смыслоориентирующий» тип отношения занимает лишь третье место по частоте при выборе как книг, так и фильмов; это не соответствует сложившемуся представлению о том, что трансляция смысла является основополагающей для искусства. «Эстетический» тип отношения занимает четвертое место по значимости и для книг и для фильмов.
TYPES OF ATTITUDES TOWARDS ART IN ARTISTIC PREFERENCES OF THE YOUTH
© 2011 M.S.Yankelevich° St. Petersburg State University
The article contains data on the youth's attitude to fiction and cinema, collected during the study of artistic preferences.
Key words: artistic preferences, fiction, cinema, art, attitude, project method.
Marina Sergeevna Yankelevich, Post-graduate student, Chair of General Psychology. E-mail: radaveselova@list. ru