Научная статья на тему 'Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности'

Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1427
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ / ОТНОШЕНИЕ / СМЫСЛОВЫЕ ДИСПОЗИЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / FICTION / ART FILM / ATTITUDE / DISPOSITIONS / HUMAN VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даниленко Ольга Ивановна, Янкелевич Марина Сергеевна

В статье излагаются теоретические основы изучения проявления ценностных ориентаций личности в отношении к произведениям художественной литературы и художественного кинематографа. Приводятся результаты эмпирического исследования, в ходе которого выделено четыре типа отношений личности к произведениям художественной литературы и кинематографа: «информационный», «эмоциональный», «эстетический», «смыслоориентирующий». Показано наличие психологически обоснованных взаимосвязей между этими типами отношений и ценностными ориентациями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploration of the artistic dispositions in relation to a person`s structure of human values

Th e article presents а theoretical foundation for the study of infl uence of a person`s structure of human values on the attitude to fi ction and art fi lms. Th e empirical study resulted in establishing four types of artistic dispositions: «informational», «emotional», «aesthetic», «meaning-orienting». Th e article shows the connection between the artistic dispositions and the basic human values.

Текст научной работы на тему «Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности»

ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

УДК 159.9.07

О. И. Даниленко, М. С. Янкелевич

ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Недостаточное использование огромного потенциала искусства для благотворного влияния на личность обусловливает научную и практическую актуальность изучения факторов, побуждающих человека обращаться к произведениям художественной культуры. Количественные данные о том, кто читает книги, смотрит художественные фильмы, ходит в театры, какие произведения оказываются более или менее востребованными, чего ищут в искусстве реальные и потенциальные реципиенты, представлены в трудах социологов. Осознавая недостаточность учета объективных показателей (возраст, пол, образование и т. п.) обращения к искусству, социологи призывают психологов исследовать личностные детерминанты художественных предпочтений [1].

При рассмотрении психологических факторов, влияющих на читательскую и зрительскую активность человека, используется, как правило, понятие «мотив». Однако для целей нашего исследования оно представляется не вполне пригодным, поскольку имеет множество толкований, в том числе такое как «состояние побуждения» к деятельности в конкретной ситуации [2, с. 306]. Очевидно, решение читать или не читать, смотреть или не смотреть и что именно читать и смотреть зависит не только от ситуативных обстоятельств, но также от приобретенной ранее тенденции рассматривать произведение искусства как средство удовлетворения той или иной потребности.

Для обозначения такой тенденции мы используем понятие «отношения» в трактовке В. Н. Мясищева. Он характеризует его как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности [3, с. 67]. Обратим внимание, что такое понимание позволяет нам трактовать отношение к произведениям искусства не как ситуативную реакцию человека на тот или иной объект, а как предрасположенность рассматривать объекты с точки зрения их значимости, то есть, как относительно устойчивую характеристику личности.

Близким по смыслу понятию «отношения» выступает концепт смысловой диспозиции, описанный Д. А. Леонтьевым в рамках его системы смысловой регуляции деятельности. Смысловая диспозиция трактуется им как «отношение к объектам и явлениям действительности, имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл, которое консервируется в форме фиксированной установки и проявляется в эффектах личностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивом

© О. И. Даниленко, М. С. Янкелевич, 2011

актуальной деятельности» [4, с. 213]. Отношение к искусству мы понимаем как частный случай смысловой диспозиции. Иными словами, это устойчивая трансситуативная установка, предрасполагающая рассматривать произведения искусства в качестве объектов, отвечающих тем или иным потребностям личности и, соответственно, обладающих для личности тем или иным смыслом.

Разнообразие потребностей и уникальность жизненного опыта каждого человека приводят к тому, что отношений, или смысловых диспозиций, которые регулируют активность личности в сфере искусства, множество. Однако мы согласны с Д. А. Леонтьевым в том, что «многие жизненные отношения совпадают у больших групп людей или даже всего человечества в меру общности тех или иных объективных характеристик» [4, с. 118]. Это означает, что мы можем ставить перед собой задачу выявления типов отношения к искусству и, выявив их, искать связи того или иного типа отношения к искусству с другими характеристиками личности. Основанием для поисков таких связей является методология системного подхода к изучению личности, разработанная в трудах В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. Ф. Ломова, В. А. Ядова и др.

Одной из наиболее важных характеристик личности, оказывающей влияние на отношение к искусству, являются ее ценностные ориентации. Обосновать поиски связей между ценностными ориентациями личности и отношением к искусству позволяет концепция смысловой регуляции деятельности, разработанная Д. А. Леонтьевым [4]. Согласно данной концепции, смысловая регуляция деятельности осуществляется благодаря работе иерархически выстроенной системы регулятивных механизмов. К первому, нижнему, уровню этой иерархии относятся личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности. Ко второму уровню — мотивы деятельности, смысловые конструкции и смысловые диспозиции. На третьем уровне находятся ценности, которые являются смыслообразующими по отношению ко всем нижележащим структурам. Таким образом, можно предположить, что в смысловых диспозициях, выражающих отношение человека к искусству, проявится его система.

Обоснование предположения о связи ценностных ориентаций личности с отношением к искусству мы находим и в теории ценностей Ш. Шварца. Автор этой теории перечисляет шесть главных признаков ценностей, среди которых для нас наиболее важными являются следующие:

— ценности направляют на желаемые цели и побуждают к действиям;

— ценности являются трансцендентными по отношению к специфическим действиям и ситуациям;

— ценности располагаются в определенном порядке в соответствии с их важностью относительно друг друга и создают систему ценностных приоритетов личности;

— относительная важность разных ценностей руководит поведением (то есть, ат-титюды и действия зависят от того, какая из релевантных и конкурирующих ценностей выбирается субъектом) [5].

Достоинством концепции Шварца является наличие тщательно разработанной методики, позволяющей определить структуру ценностных ориентаций личности. Эта методика была переведена на разные языки и прошла адаптацию во многих странах, в том числе в России [6].

В основу нашего исследования была положена гипотеза о существовании психологически обоснованных связей между структурой отношения личности к произведени-

ям художественной литературы и кинематографа, с одной стороны, и ее ценностными приоритетами, с другой. Ценностные приоритеты субъекта определяют его жизненные цели. Эти цели могут быть реализованы посредством разных видов деятельности, в том числе эстетической. Мы полагаем, что существует согласованность целей, определяемых ценностными приоритетами личности, и тех целей, во имя которых данный субъект склонен обращаться к произведениям искусства, и следовательно, согласованность его системы ценностных ориентаций и относительной выраженности типов отношения к искусству.

Предметом нашего исследования стала связь ценностных ориентаций и отношения личности к искусству. Объектом — психологические характеристики личности: система ценностных ориентаций и структура отношения к произведениям художественной литературы и кинематографа.

Цель исследования — определить наличие и характер взаимосвязей между отношением личности к произведениям художественного кинематографа и художественной литературы и ее ценностными ориентациями.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Выявить типы отношения личности к художественным фильмам и произведениям литературы.

2. Выявить относительную выраженность типов отношения респондентов к художественным фильмам и произведениям литературы.

3. Исследовать структуру ценностных ориентаций респондентов.

4. Определить наличие и характер связей между относительной выраженностью типов отношения к произведениям художественного кинематографа и литературы и структурой ценностных ориентаций респондентов.

Методы и методики

Для сбора эмпирических данных применялся психодиагностический метод. Использовались следующие методики:

1. Для выявления структуры зрительских и читательских отношений — методика «Книжная полка» О. И. Даниленко, А. И. Китаевой и ее модификация, получившая название «Видеополка».

2. Для исследования структуры ценностных ориентаций — опросники «Обзор ценностей» и «Профиль лчности» Ш. Шварца, переведенные и адаптированные В. Н. Карандышевым.

Обработка данных осуществлялась с помощью методов:

1. Экспертной оценки.

2. Многомерного шкалирования.

3. Корреляционного анализа с применением г-критерия Спирмена.

Обработка результатов была произведена при помощи программы SPSS.

Выборку составили 70 студентов Санкт-Петербургских гуманитарных вузов в возрасте от 18 до 22 лет, из них 38 женщин и 32 мужчины.

Процедура эмпирического исследования

На первом этапе исследования выявлялась структура зрительских и читательских отношений респондентов. Для этого мы использовали проективную методику, описанную ранее в публикациях [7-9]. На втором этапе была определена структура

ценностных ориентаций каждого из участников исследования. На третьем этапе устанавливалось наличие и характер связей между структурой зрительских и читательских отношений и структурой ценностных ориентаций респондентов.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение

Выявлены четыре типа отношений личности к произведениям художественной кинематографии, обозначенные нами как «информационный», «эмоциональный», «эстетический», «смыслоориентирующий». Каждый из этих типов отношений объединяют сходные цели, для достижения которых реципиент обращается к художественным произведениям.

При «информационном» типе художественные произведения рассматриваются как источник полезной или интересной информации. При «эмоциональном» фиксируется отношение к произведениям как к источнику эмоциональных переживаний и средству эмоциональной саморегуляции. «Эстетический» тип отношений проявляется в желании получить эстетическое удовольствие от произведения. «Смыслоориентирующий» тип характеризуется тем, что реципиент, обращаясь к произведению, нацелен на совершение внутренней работы по пересмотру или укреплению своих жизненных позиций.

При сопоставлении выявленных типов отношений к художественному кинематографу с классификациями функций искусства, сформулированными на основании теоретических положений в эстетике и психологии искусства (М. С. Каган, А. С. Кармин, Л. Н. Столович, А. Н. Леонтьев и др.), а также с классификациями мотивов обращения к художественной литературе и кинематографу, полученными в ходе эмпирических исследований (Л. И. Беляев, В. А. Бородина, В. С. Семенов, Б. Г. Умнов и др.), оказалось, что выделенные нами типы отношений представлены в большей части классификаций. Это позволило рассматривать их как общие для художественной литературы и художественного кинематографа.

С помощью опросников Шварца были получены данные об относительной значимости десяти типов ценностей, которые он рассматривает как базовые, поскольку в них представлены универсальные потребности человека как существа биологического и социального: «власть», «достижение», «гедонизм», «стимуляция», «самостоятельность», «универсализм», «доброта», «традиция», «конформность», «безопасность» [6]. Оба опросника Шварца позволяют определить относительную значимость для респондента всех десяти базовых ценностей. Представляя результаты исследования, мы будем отмечать, с помощью какого опросника (ОЦ — «Обзор ценностей» или ПЛ — «Профиль личности») получены те или иные данные о ценностных приоритетах наших респондентов.

Проведение корреляционного исследования позволило выявить следующие статистически достоверные связи между относительной выраженностью типов отношений к художественной литературе и кинематографу, с одной стороны, и ценностными приоритетами, с другой.

Обнаружена положительная связь «информационного» типа отношения к художественной литературе с ценностью «гедонизм (ПЛ)» (г = 0, 326, p < 0,01). Эта связь представляется вполне закономерной. Как мы уже упоминали, в концепции Шварца ценности рассматриваются как мотивационные основы, направляющие личность на достижение тех или иных целей. Ценность «гедонизм» побуждает к получению на-

слаждения от жизни. Цели, которые лежат за «информационным» типом отношения к искусству — стремление получить пользу и удовольствие для себя. Можно сказать, что в таком отношении человека к искусству проявляется относительная приоритетность для него ценности «гедонизм».

Этот («информационный») тип отношения к искусству имеет отрицательные корреляции с ценностью «доброта». Предпочтение ценности «доброта (ОЦ)» отрицательно коррелирует с «информационным» типом отношения к литературе на уровне r = -0,333 (p < 0,01) и к кино на уровне r = -0,252 (p < 0,05). Предпочтение ценности «доброта (ПЛ)», имеет отрицательную корреляцию с «информационным» типом отношения к кино на уровне r = -0, 300 (p < 0,05). Полученные данные объясняются, на наш взгляд, следующим образом. Цели, в которых выражается ценность «доброта», предполагают заботу о благополучии близких людей. Цели «информационного» отношения к искусству, как упоминалось выше, скорее, индивидуалистические.

Обратимся вновь к теории Шварца [5, 6]. В ней автор представил структуру динамических отношений между ценностями. Они располагаются в виде секторов круга и организуются вдоль двух биполярных измерений. На противоположных полюсах находятся конфликтующие ценности, рядом — совместимые. Основанием для такого распределения служит следующее положение: ценности побуждают человека добиваться тех или иных целей; поскольку одни цели могут противоречить друг другу, а другие — хорошо согласовываться, ценности, которые их определяют, также находятся в отношениях конфликтных или конгруэнтных.

Ценности «доброта» и «гедонизм» находятся на противоположных полюсах оси, которые Шварц обозначил как «самотрансцендирование» («self-trancedence») и «само-усиление» («self-enchancement»). Это объясняет, почему ценности «доброта» и «гедонизм» имеют разнонаправленные корреляции с теми индивидуалистическими целями, которые определяют «информационный» тип отношения к искусству.

«Информационный» тип отношения к художественной литературе отрицательно коррелирует с ценностью «конформность (ОЦ)» r = -0,290 (p < 0,05). Это также представляется закономерным, поскольку стремление к получению новых знаний, которое лежит в основе такого отношения к искусству, зачастую не согласуется с выраженным стремлением действовать в соответствии с социальными ожиданиями.

Заметим, что «гедонизм» — единственная ценность, которую Шварц поместил на один из полюсов второй оси, названной им «открытость изменениям» («openness to change») в противоположность «консерватизму» («conservation»). Таким образом, «гедонизм» и «конформность» оказываются конфликтующими ценностями. Это также объясняет разнонаправленные корреляции выбора этих ценностей как приоритетных с преобладанием «информационного» типа отношений к художественным произведениям.

«Смыслоориентирующий» тип отношений к искусству имеет отрицательные статистически значимые связи с личностными ценностями «стимуляция» и «гедонизм». Данные о предпочтении ценности «стимуляция», полученные посредством опросника ПЛ, отрицательно коррелируют со «смыслоориентирующим» типом отношения к книгам r = -0,328 (p < 0,01), а полученные посредством опросника ОЦ — со смыслоориентирующим типом отношения к фильмам r = -0, 279 (p < 0,05). Эти связи также представляются вполне закономерными. Цели, в которых проявляется ценность «стимуляция» — получение новых впечатлений, сильных переживаний. Они возникают из ор-

ганической потребности в разнообразии и стимуляции для достижения оптимального уровня активации. Такие цели плохо согласуются с общей направленностью на поиск смысложизненных ориентиров, а именно эта установка проявляется в предпочтении «смыслоориентирующего» типа отношения к искусству. Аналогично объясняется отрицательная корреляция этого типа отношения к художественной литературе с ценностью «гедонизм (ПЛ)»: г = -0,328 ($ < 0,01). Значимость этой ценности проявляется в желании получать удовольствие, которое редко сопровождает процесс поиска ответов на экзистенциальные проблемы.

Таким образом, полученные нами данные говорят в пользу гипотезы о наличии связей между структурой отношения к искусству и ценностными приоритетами личности. Принятое нами понимание ценностных ориентаций как психологических образований, регулирующих аттитьюды и поведение личности (Ш. Шварц), позволяют говорить о том, что ценностные ориентации личности проявляются в преобладании того или иного типа отношения к искусству. Следует отметить, что значения полученных коэффициентов корреляции между приоритетными ценностями и типами отношения к искусству невелики. Причина этого заключается, на наш взгляд, в том, что эти связи опосредованы иными психологическими характеристиками. Можно предположить, что важнейшая среди них — зрительский и читательский опыт человека как субъекта культуры.

Выводы

1. Выявлены четыре типа отношений личности к произведениям художественной литературы и кинематографии, обозначенные нами как «информационный», «эмоциональный», «эстетический», «смыслоориентирующий». Каждый из этих типов отношений объединяет сходные цели, для достижения которых реципиент обращается к художественным произведениям.

2. Обнаружены психологически обоснованные корреляционные связи между показателями типов отношения личности к художественной литературе и художественным фильмам, с одной стороны, и показателями ценностных ориентаций личности, с другой. Отношение к книгам и фильмам как ресурсу поиска и укрепления смысложизненных ориентаций («смыслоориентирующий» тип) имеет отрицательные связи с типами ценностей «стимуляция» и «гедонизм». Отношение к книгам и фильмам как источнику информации отрицательно коррелирует с показателями ценностей «доброта» и «конформность». Положительные связи зафиксированы между «информационным» типом отношения к литературе и предпочтением ценности «гедонизм». Полученные результаты говорят в пользу предположения, что в отношении к искусству проявляются ценностные ориентации личности.

Литература

1. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века: История и методология. СПб.: Алетея, 2001. 554 с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

3. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: материалы симпозиума / под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. Т. 1. С. 63.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой активности. 2-е изд. испр. М.: Смысл, 2003.

5. Schwartz S. H. Les valeurs de base de la personne: Theorie, mesures et applications (Basic human values: Theory, measurement, and applications) // Revue fran^aise de sociologie. 2006. Vol. 42. Р. 249-288.

6. Карандышев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 670 с.

7. Даниленко О. И. Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт применения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 3. С. 49-54.

8. Даниленко О. И. Проявление системы ценностей личности в читательских предпочтениях // Семья в современном мире / сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2010. С. 218-223.

9. Даниленко О. И., Китаева А. И. Психология читательских предпочтений в области художественной литературы // Психология XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» 19-21 апреля 2007 года / под науч. ред. В. Б. Чеснокова. СПб., 2007. С. 35-37.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.