Е. И. Логинова
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент А. Н. Кутейников
Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций современной российской молодежи. Исследование проведено в рамках двух культур: российской и германской. Полученные результаты позволяют отследить влияние социокультурной среды на систему ценностных ориентаций личности.
The results of the investigation of the modern Russian youth's value orientations are presented. The investigation was carried out within the framework of the two cultures -Russian and German ones. The results permit to reveal the sociocultural influence on an individual's system of value orientations.
В настоящее время, когда все более частым явлением становятся научные контакты между представителями разных стран (например, в рамках программ международного студенческого обмена), процессы глобализации в современном мире наносят свой отпечаток на формирование нравственных и социальных установок в обществе. В последнее время имеет место замет -ное увеличение потока молодых людей, выезжающих за границу по программам культурного обмена, студенческим или рабочим приглашениям и не возвращающихся обратно. Анализ причин этого явления
и поиск возможностей преломить эту тенденцию выводят нас на проблему ценностных ориентаций личности.
Исследование ценностных ориентаций личности является одним из важнейших направлений в выявлении причин действий и поступков1. В них выражается отношение личности к обстоятельствам собственной жизни, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. В. Ядов интерпретирует ценностные ориентации как диспозиции личности, «... которые регулиру-
ют поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях его социальной активности»2.
Система ценностных ориентаций личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Поскольку нормы социума являются одним из важнейших источников формирования ценностных ориентации, последние, в отличие от многих других личностных характеристик, в значительной степени определяются индивидуальными представлениями человека о социальной желательности. Поэтому индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценностных предпочтений социокультурного окружения.
Наше исследование было посвящено проблемам изучения ценностных ориентаций современной российской молодежи в рамках двух культур: российской и германской. В исследовании принимали участие молодые люди, прошедшие первичную социализацию в рамках одной культуры -российской, однако проживающие на данный момент на территории разных стан (России и Германии), в различных социально-экономических и культурных условиях.
Кросскультурное сравнение ценностных ориентаций позволяет определить: как специфические для исследуемых обществ различия в «образе жизни» и «культурном наследии» отражаются на ценностных ори-ентациях граждан.
Целями данного исследования являлись: изучение ценностных ориентаций современной российской молодежи, исследование влияния социокультурной среды на ценностные ориентации личности.
Гипотезы нашего исследования заключались в следующих предположениях:
• в российской выборке гомогенность ценностных ориентаций выше, чем в германской;
• существует положительная корреляция между иерархиями ценностных ориентаций молодежи в российской и германской выборках;
• в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи ведущей направленностью личности является прагматическая;
• в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи существуют значимые различия между иерархиями ценностей на уровне нормативных идеалов и личностных приоритетов.
В проведенном нами исследовании приняло участие 60 человек: 30 россиян (13 девушек и 17 юношей) и 30 российских мигрантов (18 девушек и 12 юношей). Молодые люди в возрасте 20-30 лет, представители как учащейся, так и работающей молодежи. Германскую выборку составили молодые люди, находящиеся на территории страны легально (по студенческой или рабочей визе), однако не сменившие гражданство (все они являются гражданами России). Средний срок проживания в Германии - 1,8 года.
Для проведения исследования были выбраны следующие диагностические методики:
1. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича для изучения ценностных ориентаций в германской и российской выборке3.
2. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Сопова, Л. В. Кар-пушиной.
3. Опросник ценностей Ш. Шварца, позволяющий измерить в германской и российских выборках значимость десяти типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне личностных приоритетов4.
Для математико-статистической обработки результатов исследования нами использовались коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий «хи-квад-рат» Пирсона.
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты:
13 1
1. Нами были выстроены иерархические системы терминальных и инструментальных ценностей в российской и германской выборках соответственно. Выделены обще-принимаемые, общеотвергаемые и неконвенциональные ценности.
В российской выборке мы выделили пять основных ценностей-целей, которые респонденты выбирали как наиболее значимые. Средние значения групповых рангов располагаются в промежутке от 4,1 до 6,36. Сюда относятся: «Здоровье», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей», «Материально обеспеченная жизнь». Наиболее отвергаемые ценности «Красота природы и искусства» (15,67) и «Счастье других» (15,3).
В германской выборке к общепринима-емым ценностям можно отнести «Здоровье» (4,37), «Любовь» (5,4), «Счастливая семейная жизнь» (5,87), «Наличие хороших и верных друзей» (5,33). К явно общеотвер-гаемым можно отнести ценность «Красота природы и искусства» (14,17). Наибольшее количество респондентов среди молодежи в российской выборке признало значимыми ценности «Жизнерадостности» (5,87), «Независимости» (5,6).
Отвергаемые ценности-средства, обозначенные российской молодежью, были следующими: «Непримиримость к недостаткам в себе и других» (14,6) и «Высокие запросы» (14,7). Остальные инструментальные ценности располагаются в промежутке от 7,23 до 12,3 и относятся к неконвенциональным.
Все значения средних рангов ценностей в германской выборке распределяются между 7,07 («Образованность») и 13,8 («Непримиримость к недостаткам в себе и других»). И можно выделить только одну об-щеотвергаемую ценность, которая явно отстоит от остальных, - «Непримиримость к недостаткам в себе и других».
Предположение о большей гомогенности ценностных ориентаций в российской выборке по сравнению с выборкой германской подтвердилось в отношении инструментальных ценностей. В отношении тер-
минальных ценностей представители обеих выборок менее явно демонстрируют одинаковую степень общности выборов тех или иных ценностей в качестве жизненных ориентиров.
2. Нами была обнаружена прямая положительная корреляция между ценностными ориентациями в российской и германской выборках. Однако эта связь на статистически значимом уровне прослеживается только между иерархиями терминальных ценностей (г = 0,889 при г =0,60).
Результаты исследования показали, что молодые люди, сменившие страну проживания и проходящие дальнейшую социализацию в иных социально-экономических и социально-культурных условиях, в целом ориентированы на одни и те же ценности -цели («Здоровье», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь», «Наличие верных друзей»). Что касается инструментальных ценностей, то здесь обнаружены значимые различия. Так, представители российской выборки ориентированы в первую очередь на ценности «Независимость», «Жизнерадостность» и «Рационализм». А представители германской выборки - «Образованность», «Жизнерадостность» и «Воспитанность».
По-видимому, рассмотренные терминальные ценности составляют некий «костяк» или «ценностное ядро» личности, тогда как инструментальные ценности относятся к более мобильному, «внешнему» уровню. Периферийные или более поверхностные ценностные ориентации, быстрее и легче подвергаются изменениям под воздействием социальной среды и постепенно могут включаться в процесс переструктурирования более глубинного, центрального ядра личности.
3. В системе ценностных ориентаций современной российской молодежи преобладает неопределенная направленность личности, без выраженного предпочитаемого целеполагания, что может, на наш взгляд, быть следствием переходного состояния, в котором находится современное российское общество. Сейчас происходит
то, что можно назвать «разгосударствлива-ннем» жизни. Об этом свидетельствует возрастание значимости ценностей «индивидуализма» («Самостоятельность», «Независимость») и снижение значимости ценностей «коллективизма» («Конформность», «Традиции», «Счастье других») в системе ценностных ориентаций современной молодежи. Немалой значимостью в системе жизненных ориентиров современной российской молодежи занимает такая ценность, как «Сохранение собственной индивидуальности», т. е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости. Однако сама русская культура остается еще во многом коллективистской. Об этом говорит высокая значимость таких декларируемых ценностей, как «Безопасность», «Активные социальные контакты», «Престиж». Низкая значимость такой ценности, как «Креативность», свидетельствует о стремлении следовать уже устоявшимся в обществе нормам и ценностям.
4. 100% опрошенных выдают в качестве личных ценностных ориентиров общественные. Что свидетельствует о стремлении к социальному одобрению и зависимости от общественного мнения.
5. Встает также вопрос о том, насколько декларируемые ценностные ориентации связаны с реальными мотивами и установками молодых людей? Корреляционный анализ не выявил значимых различий между иерархиями мотивационных типов ценностей на уровне личностных приоритетов и нормативных идеалов в российской выбоРке (г*эмп = 0,73 при г, 0,05 = 0,64). В германской выборке молодые люди демонстрируют статистически значимые расхождения между этими двумя уровнями ценностных ориентаций (г = 0,587при г005 = 0,64). Так, если на уровне нормативных идеалов превалируют такие ценностные типы, как «Достижения» и «Безопасность», то в реальном поведении проявляются ориентации на ценности «Гедонизма» и «Доброты». Видимо, попадая в иные социально-экономические условия, проживая на тер-
ритории другой страны, в рамках иной (индивидуалистической) культуры, молодые люди испытывают потребность в изменении поведения, что находит свое отражение в попытке перестроить иерархию инструментальных ценностей. Но изначальный социальный ценностный стандарт, характерный для культуры страны-выхода (России) является негибким. Отсюда - отсутствие значимых различий при сравнении иерархий терминальных ценностей. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в Германии очень много эмигрантов из России. И имеет место так называемый феномен существования «культуры в культуре». Русские эмигранты, как правило, общаются достаточно закрытыми ин-группами и даже зачастую воспринимают немцев как «чужих» и «враждебных» представителей аут-групп. Таким образом, «внутренняя» эмигрантская культура фактически воспроизводит ценности, характерные для культуры страны-выхода, и остается, по сути, коллективисткой.
В своем исследовании мы предприняли попытку объяснить, почему все больше молодых людей покидают родную страну и предпочитают жить за ее пределами. Результаты исследования показали, что основной из характеристик системы ценностных ориентаций современной российской молодежи является открытость изменениям. Ориентация на такие ценности, как «Гедонизм», «Самостоятельность» и «Стимуляция», говорит о стремлении молодых людей к автономности и независимости, с одной стороны, удовольствиям и новизне -с другой. А низкая значимость в системе жизненных ориентиров таких ценностей, как «Конформность» и «Традиции», может свидетельствовать о низкой оценке собственной культуры, нежелании следовать традициям и нормам общества, отсутствии «чувства принадлежности к обществу». Немалую роль, по всей вероятности, играет и обозначенное ранее противоречие: с одной стороны, русская культура остается еще во многом коллективистской, тогда как ценностные ориентации современных мо-
лодых людей характеризуются индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические, ценности.
Исследование показало, что большинство представителей российской молодежи имеют неопределенную направленность личности, без выраженного предпочитаемого целеполагания.
В заключение мы можем отметить следующее: анализ теоретических и методологических подходов к изучению ценностных ориентаций показал, что практически все исследователи отмечают комплексность и поли-факторность формирования ценностных ориентаций как психологического явления.
Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным. Она противоречива и динамична, отражает как главные, существен-
ные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, в известной мере случайных жизненных ситуаций.
Так, например, в настоящее время возрастает значимость индивидуалистических ценностей и падает значимость коллективистских.
Полученные результаты позволяют подтвердить выводы о ведущей роли как культуры, так и социально-экономических факторов в формировании и развитии цен-ностно-потребностной сферы личности, отследить, каким образом происходящие в обществе перемены отражаются в содержании ценностно-смысловой сферы современной молодежи и пролить свет на причины поступков молодых людей, покидающих родную страну.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
2 Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
3 Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. М., 2000. Т. 1. С. 25-29.
4 Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.