А. И. Китаева
СВЯЗЬ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДИСПОЗИЦИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
Изучению читательских предпочтений и особенностей восприятия художественного текста посвящены работы Л. С. Выготского, Н. А. Рубакина, В. А. Бородиной, В. П. Белянина, П. Отле, М. Вайну, Б. Г. Умнова и др. В них рассматривались разные психологические аспекты, определяющие предпочтения читателей. Так, например, согласно концепции Н. А. Рубакина, чем больше автор литературного произведения и читатель схожи по своим психологическим качествам, тем сильнее будет воздействие произведения на читателя. М. Вайну рассматривал связь жанровых предпочтений и особенностей восприятия романа с типологическими свойствами читателей по К. Юнгу (экстраверсия/интроверсия)1. В. П. Белянин разработал собственную типологию художественных текстов, в качестве критерия для которой использовался определенный эмоциональный оттенок («красивые» тексты, «печальные», «светлые» и др.), и сопоставил предпочтения того или иного типа текста с акцентуациями личности по Леонгарду2. Мы же, со своей стороны, предприняли попытку рассмотреть связь устойчивых читательских установок (диспозиций) на чтение художественной литературы с ценностными ориентациями личности.
Понятие диспозиции в широком смысле, согласно В. А. Ядову, представляет собой «фиксированную в социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом»3. Автор выделяет следующие уровни диспозиций: элементарные фиксированные установки, сформировавшиеся на основе базовых потребностей (низший уровень); социальные фиксированные установки; базовые социальные установки (общая направленность личности в определенной социальной сфере); система ценностных ориентаций (высший уровень). Рассматриваемые нами смысловые диспозиции соответствуют второму диспозицион-ному уровню. Их основу составляет оценка объектов и их свойств, а также социальных ситуаций.
В нашем исследовании мы рассматриваем предрасположенность субъекта воспринимать определенным образом произведения художественной литературы, т. е. делаем акцент на отношении читателя к произведению. При этом нас интересует не эмоциональная составляющая отношения (с позиции «нравится — не нравится»), а содержательная — что конкретно субъект ожидает от прочтения произведений художественной литературы, с какой целью он к ним обращается. В связи с этим мы обратились к теории смысловой диспозиции Д. А. Леонтьева.
Смысловая диспозиция представляет собой «отношение к объектам и явлениям действительности, имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл, который консервируется в форме фиксированной установки и проявляется в эффектах личностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности»4. Таким образом, смысловую диспозицию можно охарактеризовать как готовность субъекта
© А. И. Китаева, 2008
рассматривать объект с определенных позиций. Причем эта готовность закрепляется в сознании и, соответственно, носит устойчивый характер. Чтобы произошло ее закрепление, необходимо неоднократное воздействие определенного фактора. В нашем исследовании мы делаем предположение, что читатели художественной литературы имеют по отношению к ней устойчивые смысловые диспозиции (читательские диспозиции), определяющие выбор того или иного литературного произведения.
Для выявления читательских диспозиций нами были разработаны анкета и проективная методика «Книжная полка»5. Ключевые вопросы анкеты звучали следующим образом: «Как Вы считаете, зачем вообще люди читают художественную литературу?» и «Зачем лично Вы читаете сейчас и читали в прошлом художественную литературу?». При этом предлагалось каждый ответ начинать со слова «чтобы». Акцент на слова «вообще» и «сейчас и в прошлом» делался специально, чтобы выявленные диспозиции выражали некую обобщенную, а не ситуативную направленность. В методике «Книжная полка» респондентам предлагалось отобрать для чтения произведения художественной литературы на ближайший год и обосновать каждый выбор.
По результатам данного исследования, в котором, в общей сложности, приняло участие 100 человек, были выделены конкретные группы читательских диспозиций6. Однако впоследствии для повышения объективности классификации диспозиций был применен метод экспертной оценки, в исследовании приняло участие 25 человек (аспиранты и преподаватели факультета психологии). Для этого из общего числа полученных обоснований выбора того или иного произведения художественной литературы нами было отобрано 100 вариантов (при этом отбор производился таким образом, чтобы сохранить репрезентативность выборки). Данные варианты были представлены экспертам в виде карточек, которые необходимо было объединить в группы, дав каждой группе название. Единственное ограничение, которое мы выдвинули, касалось количества групп: предполагалось, что их не должно быть больше десяти. Для обработки полученных классификаций был применен кластерный анализ, в ходе проведения которого выделились следующие диспозиции:
1. Социализирующая (приобщение к социальным нормам, самообразование, престижная направленность — повышение культурного уровня как в собственных глазах, так и в глазах окружающих). Примерами данной диспозиции служат следующие обоснования читательского выбора: «чтобы быть в курсе современной модной литературы», «знать классику», «научиться излагать мысли», «знать то, о чем говорят другие», «для общего развития» и др.
2. Культурно-познавательная (удовлетворение интереса к проблемам истории и культуры) — «познакомиться с различными жизненными историями», «понять культуру японцев», «изучить тайные религиозные общества», «увидеть историю нашей страны», «получить знания о холодной войне» и др.
3. Эстетическая (акцент на стиле и языке повествования) — «наслаждаться стилем повествования», «погрузиться в атмосферу есенинского слога», «получить удовольствие от легкого стиля автора» и др.
4. Эмоционально-эмпатическая (собственные чувства и сопереживание другим) — «испытать переживания во время прочтения», «научиться состраданию и любви», «получить эмоциональную поддержку», «пережить то, что пережил автор» и др.
5. Философско-мировоззренческая (размышление о проблемах бытия) — «понять, для чего мы живем», «поразмышлять над философией нигилизма», «для размышлений», «ощутить парадоксальность всего происходящего» и др.
6. Экзистенциальная (поиск и укрепление собственных жизненных ориентиров) — «чтобы понять, как остаться человеком, даже если ты на дне», «пронаблюдать „воскресение“ души человеческой», «ради победы оптимистических идей» и др.
7. Оптимизирующая (улучшение внутреннего состояния, создание хорошего настроения, отдых) — «повеселить себя», «поднять настроение», «прийти в равновесие» и др.
8. Развлекательная (желание занять время, развлечься) — «для разнообразия», «ради интереса», «интересно провести время», «осилить скуку» и др.
9. Эскапическая (абстрагирование от внешнего мира) — «окунуться в мир приключений, так непохожий на наш», «возможность уйти от реального мира», «вернуться в детство», «отвлечься от жизненных проблем».
Следующим этапом нашей работы было выявление возможности наличия связи читательских диспозиций с ценностными ориентациями и определение характера данной связи.
Согласно рассмотренной выше диспозиционной структуре В. А. Ядова, ценностные ориентации также представляют собой определенные диспозиции (высший диспозицион-ный уровень), однако для них свойственна большая обобщенность объекта, чем для смысловых диспозиций. Ключевым в понятии ценностных ориентаций является слово значимость — значимость определенных объектов, ощущений, идей, отношений и т. д., в то время как читательские диспозиции — это прежде всего готовность относиться к произведениям художественной литературы с определенных смысловых позиций.
Нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняло участие 25 человек (студенты-психологи) в возрасте от 17 до 23 лет. Читательские диспозиции диагностировались по методике «Книжная полка», для выявления ценностей личности использовался опросник Ш. Шварца7. В качестве математического критерия обработки полученных результатов использовался метод ранговой корреляции г Спирмена8, обработка проводилась в программе SPSS9.
В ходе исследования был выявлен следующий рейтинг читательских диспозиций (по всей выборке):
1. Социализирующая — 21,39 %;
2. Философско-мировоззренческая — 14, 22 %;
3. Эмоционально-эмпатическая — 12, 79 %;
4. Экзистенциальная — 8,88 %;
5. Развлекательная — 8,30 %;
6. Культурно-познавательная — 6,55 %;
7. Эстетическая — 6,02 %;
8. Оптимизирующая — 4,71 %;
9. Эскапическая — 4,63 %.
Также отдельную категорию составили недифференцированные диспозиции (12,50 %), требующие дополнительных пояснений — варианты «чтобы перечитать», «для удовольствия» и некоторые другие (т. к. не ясно, с какой целью респондент хочет перечитать данное произведение, от чего конкретно он предполагает получить удовольствие и т. д.). В дальнейшем мы планируем минимизировать возможность использования ответов подобного рода.
По результатам исследования были выявлены следующие статистически значимые корреляционные связи:
1. отрицательная корреляция между типом ценностей самостоятельность и культурно-познавательной читательской диспозицией (г = -0,529; р < 0,01);
положительная — между типом ценностей самостоятельность и развлекательной читательской диспозицией (г = 0,578;p < 0,01).
2. положительная корреляция между типом ценностей доброта и эмоционально-эмпатической читательской диспозицией (г = 0,415;p < 0,05).
3. положительная корреляция между типом ценностей стимуляция и философско-мировоззренческой читательской диспозицией (г = 0,512;p < 0,05).
4. положительная корреляция между типом ценностей традиция и экзистенциальной читательской диспозицией (г = 0,408;p < 0,05); отрицательная — между типом ценностей традиция и развлекательной читательской диспозицией (г = -0,692;p < 0,01).
5. положительная корреляция между типом ценностей универсализм и экзистенциальной читательской диспозицией (г = 0,457;p < 0,05); отрицательная — между типом ценностей универсализм и развлекательной читательской диспозицией (г = -0,444;p < 0,05).
6. отрицательная корреляция между типом ценностей гедонизм и экзистенциальной читательской диспозицией (г = -0,492;p < 0,05).
7. отрицательная корреляция между типом ценностей власть и экзистенциальной читательской диспозицией (г = -0,415;p < 0,05).
8. положительная корреляция между типом ценностей достижения и развлекательной читательской диспозицией (г = 0,423;p < 0,05).
Прежде всего, мы не исключаем возможности некоторых артефактов, т. к. это только пилотажное исследование и выборка респондентов достаточно небольшая. Так, на наш взгляд, следствием артефакта может быть положительная корреляционная связь между типом ценностей стимуляция и философско-мировоззренческой читательской диспозицией. Тем не менее, остальные зависимости могут иметь вполне оправданный характер. Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Отрицательная корреляция между типом ценностей самостоятельность и культурно-познавательной читательской диспозицией; положительная — между типом ценностей самостоятельность и развлекательной читательской диспозицией. Согласно
В. Н. Карандашеву, основная цель данного типа ценностей заключается «в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности»10. Культурно-познавательная читательская диспозиция, как уже упоминалось выше, предполагает обращение к произведениям художественной литературы с целью знакомства с традициями, нравами и историей других людей — как отдельных, так и целых народов. Таким образом, речь здесь идет прежде всего об интересе к другим, роль самого читателя носит скорее пассивный характер. Возможно, что именно эта пассивность и является неким отталкивающим фактором для читателей с таким выраженным типом ценностей, как самостоятельность. Читатели данного типа более заинтересованы в формировании собственных опыта и мировоззрения, чем в заимствовании чужих. Соответственно, к произведениям художественной литературы они чаще будут обращаться с другими целями: например, для развлечения, о чем свидетельствует положительная корреляция между данным типом ценностей и развлекательной читательской диспозицией.
Положительная корреляция между типом ценностей доброта и эмоционально-эмпа-тической читательской диспозицией. Основу типа ценностей доброта определяет доброжелательность, которая «сфокусирована на благополучии и повседневном взаимодействии с близкими людьми»11. Таким образом, для данного типа, в отличие от типа предыдущего, характерна сконцентрированность на интересах других людей. В свою очередь, эмоцио-нально-эмпатическая читательская диспозиция подразумевает под собой (помимо пережи-
вания собственных эмоций) стремление сопереживать другим, глубже понимать их чувства. Поэтому наличие положительной связи между данными типом ценностей и читательской диспозицией вполне закономерно.
Положительная корреляция между типом ценностей традиция и экзистенциальной читательской диспозицией; отрицательная — между типом ценностей традиция и развлекательной читательской диспозицией. Ценностный тип традиции — это, прежде всего, «уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре... и следование им»12. Ключевой характеристикой традиций является устойчивость, основательность: «Традиция — элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени»13. Иными словами, под традицией понимаются определенные устои, нравственные ориентиры, на которые можно опираться в различных жизненных ситуациях — собственно то, с чем непосредственно связана экзистенциальная читательская диспозиция.
Еще один важный элемент данного типа ценностей — это определенная «умеренность», «принятие своей участи»14. В развлекательной читательской диспозиции можно заметить некое противоположное стремление — желание повеселиться, разнообразить свой досуг, интересно провести время. Возможно, данное различие в стремлениях и послужило причиной возникновения между ними отрицательной корреляционной связи.
Положительная корреляция между типом ценностей универсализм и экзистенциальной читательской диспозицией; отрицательная — между типом ценностей универсализм и развлекательной читательской диспозицией. Как уже упоминалось, экзистенциальная читательская диспозиция направлена на укрепление собственных жизненных ориентиров субъекта, на поиск устойчивых философско-мировоззренческих основ. Если сопоставлять это стремление с типом ценностей универсализма («понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы»)15, то можно проследить определенную закономерность. В основе данного типа лежат потребности выживания, «необходимые при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы»16. Таким образом, эти потребности идут из далекого прошлого, когда выживание каждого конкретного индивида было непосредственно связано с благополучием представителей его племени. Разумеется, мировоззренческая система, система нравственных ориентиров носили коллективный характер. В современном обществе система мировоззрений конкретного субъекта имеет более индивидуализированный характер, но связь с всеобщими универсальными ценностями в той или иной степени сохраняется. Экзистенциальная читательская диспозиция — это ориентация на собственные нормы (в отличие, например, от философско-мировоззренческой диспозиции, которая направлена на общие вопросы бытия), однако они не возникают сами по себе, а непосредственно складываются из различных социокультурных факторов, в том числе и из некоторых универсальных ценностей. Поэтому возможна положительная корреляционная связь между типом ценностей универсализма и экзистенциальной читательской диспозицией.
Направленность типа ценностей универсализм на других, на их благополучие, отрицательно коррелирует с гедонистической направленностью на развлечение (развлекательная читательская диспозиция). Здесь нет преемственности, как в предыдущем случае — обращаясь к литературному произведению ради развлечения (напомним, что речь здесь идет не о единичных случаях, а о сформированной диспозиции), субъект не испытывает потребности в укреплении каких-то нравственных ориентиров, в поиске ответов на вопросы философско-мировоззренческого характера. Удовлетворение этих потребностей требует определенного мыслительного напряжения, сосредоточенности, в то время как читатель в данном случае
преследует противоположную цель — расслабиться, переключиться на что-то легкое и непринужденное.
Отрицательная корреляция между типом ценностей гедонизм и экзистенциальной читательской диспозицией. Характер данной зависимости сходен с предыдущим, с той лишь разницей, что потребность в чувственном наслаждении будет лежать в основе типа ценностей, а потребность в философско-мировоззренческих ориентирах — в основе читательской диспозиции.
Отрицательная корреляция между типом ценностей власть и экзистенциальной, читательской диспозицией. Ключевой характеристикой данного типа ценностей является «контроль или доминирование над людьми и средствами»17. Соответственно, субъект, имеющий стремление к власти, должен обладать определенной самоуверенностью и амбициозностью. В свою очередь экзистенциальная читательская диспозиция подразумевает под собой некую неуверенность субъекта чтения, его сомнение в определенных мировоззренческих основах и желание это сомнение разрешить.
Положительная корреляция между типом ценностей достижения и развлекательной читательской диспозицией. Следование ценностям достижения предполагает высокие затраты сил и энергии субъекта. Соответственно, мы можем предположить, что в качестве определенной компенсации, возможности переключения на более легкий и приятный вид деятельности, данный субъект склонен обращаться к произведениям художественной литературы.
Обобщая полученные результаты, необходимо отметить определенную закономерность, выявленную нами в процессе анализа. С одной стороны, мы имеем положительную связь между читательской диспозицией, ориентированной на решение смысложизненных проблем, т. е. подразумевающей глубинную, сложную направленность (экзистенциальная диспозиция), и такими типами ценностей, как универсализм и традиции. С другой стороны, эти же типы ценностей по своим показателям обратно пропорциональны данным по развлекательной читательской диспозиции, носящей более поверхностный смысловой характер, ориентированной на т. н. «легкое» чтение. Данное соотношение, на наш взгляд, вполне обоснованно, и, соответственно, является дополнительным подтверждением наличия связи между ценностными ориентациями личности и читательскими диспозициями, определяющими отношение субъекта к художественной литературе.
1 Вайну М. Об индивидуальных особенностях восприятия романа. Таллин, 1976.
2 Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. М., 2000.
3 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. С. 3.
4 Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999. С. 213.
5 Китаева А. И., Даниленко О. И. Психология читательских предпочтений в области художественной литературы // Психология XXI века. Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов 19-21 апреля 2007 г. / Под ред. В. Б. Чеснокова. СПб., 2007. С. 35-37.
6 Китаева А. И. Смысловые диспозиции как детерминанты читательских предпочтений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 2007. С. 124-125.
7 Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб., 2004.
8 СидоренкоЕ. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. С. 208-223.
9 Наследов А. Д. БРББ: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.
10 Карандашев В. Н. Указ. соч. С. 28-29.
11 Там же. С. 29.
12 Там же. С. 30.
13 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. С. 465.
14 Карандашев В. Н. Указ. соч. С. 30.
15 Там же. С. 29.
16 Там же.
17 Там же. С. 28.