Научная статья на тему 'Мотивы чтения современной молодежи'

Мотивы чтения современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2182
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЧИТАТЕЛЯ / PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE READER / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ВОСПРИЯТИЯ / INDIVIDUAL VARIANTS OF PERCEPTION / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / READER'S ABILITIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF A WORK OF FICTION / МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ / LIBRARIANSHIP ACTIVITY / DOCUTERM: FICTION PERCEPTION / STAGES OF PERCEPTION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербакова Н.А.

В статье отражена проблема восприятия художественного текста современными читателями. Экспериментально описаны мотивы восприятия художественного произведения студентами-психологами. Предпринята попытка выявить и описать механизмы особенностей читательских способностей в процессе восприятия художественной литературы. Полученные данные могут быть использованы студентами-психологами и преподавателями в учебном процессе в вузе на факультетах психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of perception of fiction by contemporary readers is reflected in the article. Individual motivation of the fiction perception by Psychology students are described experimentally. An attempt to discover and to describe criteria of the particular qualities of the reader's abilities during the fiction perception was made. The findings can be used by Psychology students and tutors during the educational process at colleges and universities in Psychology faculties.

Текст научной работы на тему «Мотивы чтения современной молодежи»

 БИБЛИОТЕЧНО-

ИНФОРМАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Н. А. Щербакова

МОТИВЫ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье отражена проблема восприятия художественного текста современными читателями. Экспериментально описаны мотивы восприятия художественного произведения студентами-психологами. Предпринята попытка выявить и описать механизмы особенностей читательских способностей в процессе восприятия художественной литературы. Полученные данные могут быть использованы студентами-психологами и преподавателями в учебном процессе в вузе на факультетах психологии. Ключевые слова: библиотечно-ин-формационная деятельность, восприятие художественного текста, личностные качества читателя, индивидуальные мотивы восприятия, читательские способности, психологический анализ художественного произведения, механизмы восприятия.

The problem of perception of fiction by contemporary readers is reflected in the article. Individual motivation of the fiction perception by Psychology students are described experimentally. An attempt to discover and to describe criteria of the particular qualities of the reader's abilities during the fiction perception was made. The findings can be used by Psychology students and tutors during the educational process at colleges and universities in Psychology faculties. Keywords: librarianship activity, docuterm: fiction perception, personal characteristics of the reader, individual variants of perception, reader's abilities, psychological analysis of a work of fiction, stages of perception, motivation.

Художественная литература обладает огромным развивающим и воспитательным потенциалом, приобщает личность к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чтение художественной литературы, читательская деятельность выступают важным показателем уровня культурного и нравственного развития общества. По справедливому замечанию Н. А. Рубакина, «процесс создавания, циркуляции и утилизации библиопсихо-логических ценностей является одним из основных процессов, на каких держится современная, в сущности, вербальная цивилизация и культура человечества» (2).

С. Н. Плотников определил чтение как жизнехранящую функцию культуры, технологию интеллектуального воспроизводства в обществе. По мнению автора, чтение - это созидательный процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств, а человеческие качества и есть главная проблема современного мира (3).

Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Идеи роли чтения в становлении личности развиваются в трудах А. Г. Ас-молова, М. М. Бахтина, В. П. Белянина, Г. И. Богина, Р. А. Будагова, М. Е. Бурно, Л. С. Выготского, Н. К. Гей, Л. П. Гримака, Т. М. Дридзе, Б. В. Дубина, В. П. Зинченко, М. С. Кагана, З. И. Клычниковой, В. А. Пищальниковой, Ю. В. Рождественского и др.

Одним из актуальных остается сегодня вопрос о возрастных особенностях процесса чтения художественной литературы. Так, Л. И. Беляева справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль (1). На каждое произведение, по мнению К. Д. Ушинского, мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни. Чтение современного юношества находится в поле зрения таких авторов, как М. Смородинская, М. Самохина, И. Бутенко, И. Горева, И. Даньши-на, Г. Цесарская, А. Соболева, Е. Коган, И. Бахмутская, З. Янкова, В. Чудинова,

Ф. Шерега и др. В центре внимания исследователей, как правило, находятся такие аспекты проблемы, как круг чтения, характер спроса, мотив обращения (к чтению, книге), источники информации (о конкретной книге, теме, литература вообще), пути получения книги. Как правило, данные проблемы рассматриваются на фоне обращения к художественной литературе.

Чтение представляет собой сложную структурированную систему, которая включает в себя такие понятия, как читательская социализация, читательское развитие, культура чтения. При этом под читательской социализацией мы понимаем процесс и результат усвоения и воспроизведения опыта, накопленного человечеством в чтении, читательским развитием — закономерные количественно-качественные изменения в личности читателя (в сознании, деятельности и общении) в ходе читательской социализации, а культурой чтения — совокупность достижений личности в читательском развитии.

Особый интерес представляет проблема изучения читательской деятельности как психологического понятия. В науке эта проблема мало изучена.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью — получение информации по тому вопросу, который интересует читающего; к условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации; результатом деятельности становится понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Понимание книги и чтения как коммуникативного процесса способствует активизации познавательной деятельности личности. Большинство специалистов особо подчеркивают более глубинный, личностный, творческий харак-

тер чтения. Для личности процесс чтения выступает как возможность рефлексии, самопознания. Среди личностных функций чтения особое место занимают ценностно-ориентированные функции. Они призваны гармонизировать внутренний мир личности, приводить в систему потребности, знания, нормы, ценности, способы поведения.

Полноценное восприятие отличается целостностью, эстетической адекватностью, художественные образы воспринимаются в контексте авторской концепции, проявляется чуткость к особенностям стиля и жанра произведения и адекватность переживания авторского образа, активность и взаимосвязь всех интеллектуальных процессов, воображения, эмоций и интуиции: у этого типа доминирует установка на чтение художественной литературы как на художественный вид деятельности, на эстетическое постижение психологии, духовно обогащающей человека.

Такое восприятие возможно при функционировании специфических механизмов.

Механизм проекции представляет собой процесс и результат постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты, осуществляется под влиянием доминирующих потребностей смыслов и ценностей субъекта.

Механизм подражания - следование какому-либо образцу, причем данный механизм используется в чтении эмоциональных состояний другого.

Эмоциональные состояния проявляют себя в особенностях выразительного поведения. Данное положение было выдвинуто С. Л. Рубинштейном. Выразительное поведение, по его мнению, это скорее форма проявления и существования всех психических процессов.

С данных позиций, на основе исследований И. П. Павлова, П. В. Симонова, П. М. Якобсона, в раскрытии вырази-

тельного поведения большую роль играет подражательный рефлекс в качестве механизма социализации личности на ранних этапах.

Но данный механизм не позволяет глубоко проникать в смысл поведения людей, регистрируя лишь его внешнюю сторону.

Подобное восприятие протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению. В то время как эмпатия - это проникновение во внутренний мир другого.

Сложность объекта эмпатии требует прочтения информации и состояний другого на более глубоком уровне восприятия - проникновении, которое, по мнению И. М. Юсупова, действует по механизму эмоциональной идентификации.

Многие исследователи признают идентификацию в качестве одного из наиболее значимых механизмов межличностного общения.

Нередко идентификация отождествляется с механизмом подражания. Проблемой соотнесения этих двух механизмов занимались ученые: Г. Гибш, М. Форверг, Б. Д. Парыгин, А. Бандура, Н. Гевиртц, D. Бегев, }. А. Аг1ош и др.

Так, А. Бандура предполагает, что идентификация относится к процессу копирования субъектом мыслей, чувств или действий другого лица. Следовательно, по мнению А. Бандуры, нельзя провести четкой границы между данными понятиями.

Рассматривая идентификацию в качестве общего механизма восприятия в процессах проникновения во внутренний мир другого, Н. Н. Обозов отмечает, что идентификация - фундаментальный механизм когнитивных процессов взаимодействия аффективной и поведенческой составляющих.

На каждом структурном уровне идентификация имеет свое выражение.

Когнитивная идентификация - это субъективное представление о тождественности собственных свойств свойствам партнера.

Аффективная идентификация рассматривается автором как межличностное взаимовлияние, предполагающее изменение поведения, мыслей и чувств. В основе взаимовлияния лежит механизм подражания, внушения и комфортности.

Идентификация взаимодействия выражается в содействии другому, предполагающем облегчение действий партнера.

Следовательно, механизм идентификации имеет многоуровневую организацию своей реализации.

Механизму идентификации нередко противопоставляют механизм децент-рации.

Т. П. Гаврилова, изучавшая эмоциональный компонент эмпатии, предлагает термин «эмоциональная децентра-ция», которая «адекватно описывает воссоздание индивидом переживаний другого». Причем эмоциональная де-центрация, по мнению Т. П. Гаврило-вой, действует на всех структурных уровнях эмпатических способностей.

Децентрация представляет собой переживание чувства другого, которое проявляется в умении индивида поставить себя на место другого, увидеть то, что с ним происходит, его реакцию.

Таким образом, читательская деятельность помогает читателю реализовать свои общественные функции -стать восприемником существующих общественных отношений, материальной и духовной культуры и субъектом их развития в будущем.

Наше эмпирическое исследование мотивов, предпочтений в чтении современной молодежи проводилось на базе вузов (Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный педагогический университет) города Воронежа. В исследовании участвовали студенты-психологи 4 курса

дневного отделения, студенты: таможенники, экономисты, бухгалтера, налоговики, менеджеры (1 курса дневного отделения), филологи (4 курса дневного отделения), работники медицинской и педагогической отраслей в возрасте от 21 до 36 лет из Воронежа, Воронежской, Белгородской областей. Всего в исследовании приняло участие 2000 человек.

Как показали наши исследования, среди читательских предпочтений наблюдаются общие тенденции при выборе художественного произведения. Респонденты всех возрастов (от 17 до 35 лет) испытывали трудности при указании на современные произведения. Наиболее традиционным явился выход, когда студенты прибегали к указанию на произведения школьной программы, причем содержание, имя главного героя, финал произведения многие не могли точно вспомнить. Среди таких наименований наиболее частыми являются:

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»;

А.Островский. «Гроза»;

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»;

М. Шолохов. «Тихий Дон»;

Л. Н. Толстой. «Анна Каренина», «Война и мир»;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

Большая часть респондентов указала на произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита», что объясняется недавним показом одноименного телевизионного фильма.

Некоторые респонденты в качестве художественного произведения указывали на сказки (фольклорные и литературные):

«Буратино», «Русалочка» (респондентам - 21 год);

«Дед Мазай и зайцы» (32 года);

«Медвежонок» (26 лет);

«Золушка», «Маугли» (17 лет).

Этот факт объяснялся, во-первых, наличием маленького ребенка и необходимостью ежедневного прочтения ска-

зок, во-вторых, невозможностью вспомнить художественное произведение. Почти 5% опрошенных в предложенных им бланках опроса указывали на свое незнание конкретного произведения, то есть они не смогли выбрать три произведения и ограничивались одним.

Следующей особенностью выбора произведений явилось общее затруднение, вызванное незнанием принадлежности произведения к искомому виду литературы. Так, были случаи указания на научно-популярную и специальную профессиональную литературу:

Литвак. «Принцип сперматозоида» (25 лет);

«Наука и жизнь» - периодическое издание (17 лет);

«Пол. Брак. Семья» - научно-популярное издание (21 год);

«Сексопатология» - учебное издание (21 год);

Д. Карнеги. «Как завоевать друзей» (23 года);

«Микробиология и инфекционные болезни» - учебное издание (21 год);

«Полный курс ДЭЙР» (30 лет).

В качестве выбора современных авторов подавляющее большинство указало на следующие произведения, которые можно разбить на тематические группы:

1. Произведения, послужившие основой для телевизионных фильмов: «Турецкий Гамбит», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор», «Последний дозор», «Азазель», «Властелин колец», «Приключение Незнайки», «Каменская», «Гарри Потер». Следует отметить, что данные предпочтения характерны для возраста 17-20 лет. Респонденты старшего возраста указывали «Поющие в терновнике», «Рабыня Изаура», «Унесенные ветром» и т.д.

2. Произведения, часто рекламируемые, популярные, доступные большинству, так называемое «легкое чтиво»: В.Токарева «Мужская верность» (20 лет), произведения Д. Донцовой (25-30

лет), «Букет для прекрасных дам» Д.Донцова (29 лет), «Не оставляй меня никогда» С. Шелодон 20 лет), произведения Марининой (29 лет), «Рабыня страсти» и т.д.

3. Произведения современной популярной переводной прозы: «Алхимик», «Одиннадцать минут», «Пятая гора», «Заир» П. Коэльо (17-26 лет), детективы Д. Чейза «Сильнее денег», «Гроб из Гонконга», «Гриф - птица терпели-вая»(17-20 лет), Д. Браун «Код да Винчи» (23 года), А. Куатье «Маленькая принцесса» (20 лет), Н. Кару «Соперницы» и т.д.

Интересен тот факт при выборе произведений всеми возрастными группами наблюдалась общая тенденция открытого негативного эмоционального реагирования на сам факт и характер задания: выбрать любимые художественные произведения. Сами респонденты объясняют это, во-первых, отсутствием чтения художественной литературы в повседневной жизни, ссылаясь на профессиональную и учебную занятость, во-вторых, многие предпочитают скрывать свое увлечение чтением «легкой» литературы, в-третьих, некоторые респонденты «нечтение» художественной литературы заявляют в качестве своей позиции личностного выбора. Более того, посредством наблюдения и беседы с респондентами, очевидным становиться тот факт, что многие, независимо от возраста, хотя среди 17-20-летних эта позиция более агрессивна, демонстрируют потребительское отношение к идеальному художественному образу. Типичной можно считать следующую аргументацию: «Что измениться в материальном положении моем и моей семьи, если я начну читать?», «Что мне даст чтение, если необходимо выживать в несправедливом, жестоком современном обществе, где каждый сам за себя?» и т.п.

Особо следует отметить территориальную, региональную ситуацию чтения. Так, в провинциальных центрах Воронежской, Белгородской областей

только единицы слышали о произведениях современной переводной прозы, например П. Коэльо. Этот факт может и радовать и огорчать одновременно, так как этими же респондентами не упоминается классика как зарубежного, так русского романа.

Характерен факт отсутствия упоминания драматических жанров, среди поэтических единицы указали на поэзию С. Есенина, А. С. Пушкина, причем без указания конкретных произведений авторов.

Кроме того, печально, что среди произведений авторов русской литературы отсутствуют произведения В. Белова, В. Шукшина, В. Распутина, В. Солоухина, Н. Рубцова, В. Астафьева, В. Шаламова, Шмелева, Е. Замятина. На вопрос, какие произведения этих авторов вы знаете, респонденты затруднились вспомнить самих авторов и, тем более, их произведения.

Для определения круга мотивов мы использовали контент-анализ опросников респондентов и научных источников.

Все мотивы нами были определены в тематические группы.

Получение эмоциональных переживаний:

— это произведение вызывает во мне острые ощущения;

— это произведение вызывает во мне сильный эмоциональный отклик;

— я переживаю за героев, как за близких мне людей.

Гедонистическая мотивация:

— является средством расслабиться и приятно провести время;

— слежу за героями, которые реализуют мои планы на будущее;

— произведение любимого жанра.

Познавательная мотивация:

— здесь много ценной информации;

— очень волнует тема;

— чтение помогает в моем литературном творчестве.

Эстетическая мотивация:

— от чтения этого произведения я

получаю глубокие художественные переживания;

- это произведение является образцом классики;

- стремлюсь понять художественный мир данного произведения.

Коммуникативная мотивация:

- не могу не читать долгое время;

- нахожу повод для общения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- чтение заменяет мне недостающее общение с друзьями.

Личностная мотивация:

- произведение является средством моего саморазвития;

- хочется выглядеть начитанным человеком;

- произведение помогло в решении жизненных ситуаций.

Влияние социального окружения:

- мода на данное произведение;

- данное произведение нравится людям, чье мнение я уважаю;

- читаю по требованию родителей и педагогов.

Идентичность с героем:

- очень нравится герой;

- главный герой моего возраста;

- поведение героя может служить для меня примером.

Статус произведения:

- это проходят в школе;

- это очень известное произведение;

- это современное произведение.

Текстовое своеобразие произведения:

- захватывающий динамичный сюжет;

- много лирических мест;

- книга хорошо издана.

В сложившихся условиях в качестве наиболее распространенных мотивов чтения выступают: получение эмоциональных переживаний, роль текстовых своеобразий произведения, а также познавательная мотивация. Наиболее несущественными, по мнению респондентов, оказались мотивы влияния социального окружения, статус произведения, коммуникативная мотивация.

Полученные нами результаты читательских предпочтений и мотивов чтения оказался противоречивым.

Выбор произведений показателен относительно моды на чтение, школьной программы, качества издания книги, ее экранизации и т.д. Данные анализа мотивов чтения показывают несущественность данного обстоятельства.

Это, на наш взгляд, является показательным моментом для сложившейся современной ситуации чтения. Отсутствие читательского опыта, читательской культуры у многих респондентов не позволяет им адекватно ориентироваться на современном противоречивом книжном рынке. Многие испытывают трудность при выборе книги во многом не из-за своего невежества, а по причине незнания ориентиров и отсутствия, а точнее, испорченности эстетического вкуса.

Современная молодежь оказалась при огромном, но при этом однообразном книжном рынке, в искусственно созданной изоляции от подлинно художественной литературы.

Примечания

1. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. - М.: Книга, 1975. - С. 143-161.

2. I Общенациональный конгресс по чтению «Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее»: секция «Философия чтения». - М., 1992. - 34 с.

3. Плотников С. Н. Читательская культура в России / С. Н. Плотников // Homo legends: памяти С.Н.Плотникова: сб. науч. тр. - М.,1999. - С. 46 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.