Научная статья на тему 'Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов'

Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное восприятие / образ мира / уровни восприятия / художественная (эстетическая) компетентность / artistic perception / image of the world / levels of per- ception / artistic (aesthetic) competence.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирсова Татьяна Геннадьевна, Хамидулина Виктория Александровна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития художественной (эстетической) компетентности будущего педагога, от сформированности которой во многом зависит эффективность литературного развития школьника. Цель исследования, представленного в статье, заключается в определении способности будущих педагогов к образному обобщению и образной конкретизации, умения осознавать в художественном произведении разные уровни смысла. Предположительно уровневые характеристики художественного восприятия текста и содержательное наполнение образа мира читателя взаимообусловлены. Исследование выполнено на выборке студентов-первокурсников (N = 95), обучающихся по направлению «Педагогическое образование. Начальное образование» Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Диагностика уровней художественного восприятия респондентов осуществлена с применением методики «Классификация уровней читательского восприятия» (В. А. Доманский). На основе анализа рассказа Н. Е. Носова «Кукла» выявлены группы читателей с сюжетно-событийным типом художественного восприятия (21%), образно-аналитическим (75%), идейноэстетическим (4%). Матрица В. А. Доманского позволила оценить читательские интересы, мотивы чтения, характер читательских установок, влияющих на полноценность рецепции, уровень присвоения личностью культурного кода, художественной информации. Художественная (эстетическая) компетентность рассмотрена как компонент профессиограммы педагога. Намечены пути формирования художественной (эстетической) компетентности в высшем педагогическом образовании. Автор приходит к выводу, что чем выше уровень художественного восприятия педагога, тем больше возможностей для моделирования процесса постижения смысла текста и его художественно-эстетической модальности в условиях школьного анализа и, как следствие, формирования образа мира школьников на ядерном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and Contextual Characteristics of Text Artistic Perception in Future Teachers

The relevance of the study is conditioned by the need to develop artistic (aesthetic) competence of a future teacher, the development of which largely determines the effectiveness of students’ literary development. The purpose of the study presented in the article is to determine the ability of future teachers to carry out figurative generalization and figurative concretization, as well as to develop the ability to recognize different levels of meaning in a work of fiction. Presumably, level characteristics of the text artistic perception are notable for filling the content related to the reader’s world image. The study was performed on a sample of first-year students (N = 95) enrolled in the course of pedagogical and primary education at Chernyshevsky Saratov State University. Diagnostics of the levels of artistic perception in respondents was made using the technique called “Evaluation of text perception level depending on readers’ attitudes” by V. A. Domansky. Based on the analysis of the story by N. E. Nosov called “The Doll”, we identified the following groups of readers: readers with a plot and event-related type of artistic perception (21%), readers with figurative and analytical perception (75%), and readers with ideological and aesthetic perception (4%). V. A. Domansky’s matrix allowed assessing readers’ interests, reading motives, nature of readers’ attitudes that affect reception adequacy, level of cultural code and artistic information assignment level. Artistic (aesthetic) competence is viewed as a component of a teacher’s professiogram. The article outlined the ways of artistic (aesthetic) competence formation in higher pedagogical education. The author comes to the conclusion that the higher the level of artistic perception of a teacher, the more opportunities there are for modeling the process of comprehending the meaning of the text and its artistic and aesthetic modality in the context of school analysis, and, as a result, forming the image of the world in schoolchildren at the nuclear level.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 378.147

Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов

Т. Г. Фирсова, В. А. Хамидулина

Фирсова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tan-firsova@yandex.ru

Хамидулина Виктория Александровна, магистрант, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, vkhamidulina@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития художественной (эстетической) компетентности будущего педагога, от сформированности которой во многом зависит эффективность литературного развития школьника. Цель исследования, представленного в статье, заключается в определении способности будущих педагогов к образному обобщению и образной конкретизации, умения осознавать в художественном произведении разные уровни смысла. Предположительно уровневые характеристики художественного восприятия текста и содержательное наполнение образа мира читателя взаимообусловлены. Исследование выполнено на выборке студентов-первокурсников N = 95), обучающихся по направлению «Педагогическое образование. Начальное образование» Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Диагностика уровней художественного восприятия респондентов осуществлена с применением методики «Классификация уровней читательского восприятия» (В. А. Доманский). На основе анализа рассказа Н. Е. Носова «Кукла» выявлены группы читателей с сюжетно-собы-тийным типом художественного восприятия (21%), образно-аналитическим (75%), идейно-эстетическим (4%). Матрица В. А. Доманского позволила оценить читательские интересы, мотивы чтения, характер читательских установок, влияющих на полноценность рецепции, уровень присвоения личностью культурного кода, художественной информации. Художественная (эстетическая) компетентность рассмотрена как компонент профессиограммы педагога. Намечены пути формирования художественной (эстетической) компетентности в высшем педагогическом образовании. Автор приходит к выводу, что чем выше уровень художественного восприятия педагога, тем больше возможностей для моделирования процесса постижения смысла текста и его художественно-эстетической модальности в условиях школьного анализа и, как следствие, формирования образа мира школьников на ядерном уровне.

Ключевые слова: художественное восприятие, образ мира, уровни восприятия, художественная (эстетическая) компетентность.

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-262-269

Введение

Понятие «образ мира» с его структурно-содержательным наполнением впервые было использовано А. Н. Леонтьевым, который отмечал, что «проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира» [1]. Вопросы художественного восприятия как одного из основных средств

построения образа мира конкретного индивида и / или этноса, «вычерпывания» этого мира (А. Н. Леонтьев) становятся предметом различных областей научного знания. «Создавая и воспринимая произведения искусства, человек передает, получает и хранит особую художественную информацию, которая неотделима от структурных особенностей художественных текстов в такой же мере, в какой мысль неотделима от материальной структуры мозга», -писал Ю. М. Лотман [2, с. 19]. Данный акт коммуникации считается эффективным в том случае, если художественная информация передается максимально полно [3-5]. Это, в свою очередь, возможно, когда активизируются «духовный ландшафт, коммуникативное пространство» (Б. М. Гаспаров) и «духовная биография» личности читателя (В. Ф. Асмус). Ху -дожественный текст направлен не только на конкретного адресата, но и на культурный контекст, в поле которого разворачиваются интерпретация и рецепция произведения, постижение смысла автора, Другого, «усмотрение и построение» этого смысла (Г. И. Богин). Художественное восприятие переводит литературное произведение в факт сознания читателя-реципиента, позволяет открыть мир по-новому, интериоризировать его, перевести во внутренний план. Справедливо утверждение Н. Н. Левакина: «Опыт отношения великих художников к жизни, их миросозерцание, их концепция мира, свернутые в произведении, транслируются художественным восприятием в сознание зрителя и в той или иной степени становятся содержанием этого сознания, ориентирами его отношения к действительности» [6]. В этом аспекте школьный курс изучения литературы должен быть направлен на формирование культуры художественного восприятия. Встреча учеников с текстом должна быть обусловлена не иллюстративно-прикладными и / или житейскими целями, а потребностью в художественно-эстетических впечатлениях, в полноценном диалоге с автором, в сотворческом сопереживании. Чтение произведений искусства должно способствовать актуализации и передаче «социальной памяти», представленной в них; сами тексты должны стать для школьников не застывшими культурными памятниками, а личностно присвоенным достоянием, фактором «эстетической самоактуализации» (В. И. Тюпа). Эти идеи стали центральными для моделирования В. Е. Храбро-вой факультативной образовательной программы для учеников средней и старшей школ «Образная картина мира школьников средствами художественной литературы» [7-9]. В силу социально-возрастных особенностей младших школьников, специфики их литературного развития и построения образа мира [10, 11] роль учителя начальных классов в организации процесса интерпретации текста значительно возрастает [12].

Теоретичездое обоснование проблемы исследования

Соотнесем уровни художественного восприятия и модель образа мира с учетом его трехслойной структуры: перцептивный слой, семантический слой, ядерный слой [13].

Перцептивный мир модален и выражается такими формами, как представления, предсмыслы. Это поверхностный слой образа мира. Семантический слой, являясь посредником между поверхностными и ядерными структурами, целостен и, по мысли Е. Ю. Артемьевой, представляет собой смыслы [13]. Глубинный слой (ядерный) амода-лен, его составляющими являются уже личностные смыслы, продукты переосмысления семантического слоя. Это слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя, включающий личностные смыслы, мотивы, ценности личности [13].

В таком аспекте способность к полноценному восприятию «культурного кода» произведения, его художественно-эстетического потенциала может служить и инструментом моделирования образа мира, и критерием отнесения респондентов к группам с разным уровнем художественного восприятия / сформированности образа мира. При этом акцент необходимо сместить на то, что влияет на читательские установки, - личностные смыслы, мотивы чтения и т.д. По мнению Л. И. Беляевой, структура мотивов чтения определяет степень адекватности восприятия [14]. Взаимосвязь всех рассмотренных выше понятий условно можно представить в виде схемы (рис. 1).

Целью представленного в статье исследования стало определение способности будущих педагогов к образному обобщению и образной конкретизации, умения осознавать в художественном произведении различные уровни смысла. Предположительно уровневые характеристики художественного восприятия текста и содержательное наполнение образа мира читателя взаимообусловлены. Педагогический потенциал исследования заключен в мысли, что чем выше уровень художественного восприятия педагога, тем больше возможностей для моделирования процесса постижения смысла текста и его художественно-эстетической модальности в условиях школьного анализа и, как следствие, формирования образа мира школьников на ядерном уровне.

Выборка, методики и методы исследования

Участники исследования. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса (N = 95) (Педагогическое образование. Начальное образование) факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Рис. 1. Модель взаимосвязи читательских установок и детерминации образа мира Fig. 1. Interrelation model for readers' attitudes and image of the world determination

Методики. Применена методика «Классификация уровней читательского восприятия» В. А. Доманского [15]. Выбор методики обусловлен тем, что она позволяет не только оценить «активность читательских чувств реципиентов, работу воссоздающего и творческого воображения, конкретность представлений и степень проникновения в художественное обобщение» [15] - определить уровень восприятия различных типов читателей, - но и увидеть их читательские интересы, мотивы чтения, определить зависимость от читательских установок (таблица).

Методы. В качестве инструмента выявления читательского восприятия было выбрано сочинение, позволяющее определить деятельность основных сфер: эмоциональное постижение текста, воображение, осмысление содержания, осознание художественной формы. Студентам было предложено прочитать рассказ Е. Н. Носова «Кукла» и описать свои художественные переживания. Восприятие текста было целостным и непосредственным: подготовительная работа не проводилась, текст был неизвестен для 90% респондентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Самый примитивный уровень понимания текста литературного произведения характерен для читателей с сюжетно-событийным уровнем восприятия - таких студентов оказалось 20 человек (21%). Для их работ характерна репродуктивная интеллектуальная работа: пересказ текста близко к оригиналу, цитирование без анализа и осмысления «формы» и «содержания» литературного произведения. Читателей данного типа интересует лишь событийность. Образы воспринимаются в отрыве от идейно-эстетической природы текста. Например:

Наталья К.: «Автор проводит параллель "Акимыч" и "Кукла", показывая тем самым, что люди стали настолько равнодушными, как и куклы, которые ничего не чувствуют».

Светлана Б.: «Образ куклы схож с образом Аки-мыча. Первая встреча с Акимычем располагается у неприметной, похожей на яму, реки. Также и кукла находится в грязном кювете. Акимыч был тяжело ранен на войне, а над куклой издевались в мирное время. Он был один, как и эта игрушка. Был порой немым, как и эта кукла. Возможно, он видел себя в них и понимал, что даже с вещами так обращаться нельзя, а тем более с людьми».

Сюжет произведения воспринимается как описание реальных событий из жизни автора, читатели пытаются максимально извлечь из текста примеры для поучения. Например:

Галина Г.: «Акимыч - человек, который воевал, испытывает душевную боль, когда смотрит на измученную куклу - неодушевленный предмет. Но большинству людей это безразлично. А ведь именно по таким мелочам можно много сказать о человеке».

Ксения Ч.: «Наверное, лишь только он был в селе человеком неравнодушным, лишь только у него душа болела за все. Остальные люди были слепы, душа их была глуха».

Лена Г.: «Люди после войны становятся более нетерпимыми к некрасивым поступкам других -об этом говорит автор. Например, один человек, воевавший в русско-чеченской войне, был готов на дороге в случае нехорошего поведения других водителей стрельнуть им в колеса. Акимыч стал сентиментальным. Пожалел куклу».

Мария М.: «Этот рассказ дал мне задуматься над тем, что у людей разный уровень духовной чистоты. Один человек может быть совершенно равнодушным, в то время как другой, помогая кому-нибудь, будь это хоть бабушка с тяжелыми сумками на лестнице, ощущает духовный прилив, и это поднимает ему настроение и дает энергию для жизни».

Художественное восприятие таких читателей отличается нецелостностью, фрагментарностью и бе ссистемно стью:

Дарья О.: «Рассказ вывел нас на размышления о равнодушии и бесчеловечности. Акимыч хоронит

Матрица оценки уровня восприятия текста в зависимости от читательских установок Matrix of the text perception level assessment depending on readers' attitudes

Уровень восприятия Характеристика восприятия Критерии оценки произведения Читательские интересы Мотивы чтения

СЮЖЕТНО-СОБЫТИЙНЫЙ Воспринимают сюжет как развертывающуюся цепь событий без соотношения ее с другими элементами произведения, установления причинно-следственных связей и обобщений. Сюжет отождествляется с конкретным жизненным событием. Пытаются извлекать из него поучительные примеры. Форма произведения остается вне внимания Жизненность; достоверность; увлекательность; напряженность сюжета; понятность языка Детективы; фантастика; приключенческие романы Познавательные; развлекательные; эмоциональные

ОБРАЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ 1) Логико-понятийный тип 2) Эмоционально-образный Отличаются рассудочностью, равнодушием к эмоционально-образным компонентам произведения, преобладанием образных обобщений над образной конкретизацией. Увлечение абстрагированием и философствованием на нравственно-этические темы Познавательная ценность; новизна художественного материала; композиционная четкость структуры повествования Политика; история; биографии выдающихся людей; мемуары; путешествия Познавательные; нравственно-мировоззренческие

Ярко выражено эмоциональное отношение к прочитанному, сопереживают герою, живут с ним одной жизнью. Образная конкретизация преобладает над образным обобщением. Воспринимают лишь выразительные элементы формы произведения Сила эмоционального воздействия; увлекательность; жизненность; правдивость; соответствие личному опыту Романы; драмы Эмоциональные

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ Целостное, эстетически адекватное понимание текста, высокая эмоциональность, интеллектуальное осмысление прочитанного с учетом всех элементов формы произведения Психологическая достоверность; особенности мировоззрения писателя; созвучность художественных идей духовным проблемам общества Высокохудожественные произведения Общение с искусством для самопознания, познания людей и жизни, духового обогащения и развития личности

куклу со словами: "Всего не закопать...". Таким образом, он показывает, что даже кукла заслуживает великодушия».

Инна Б.: «А Акимыч, думаю, выступает тем связующим между прошлым и будущим; один из немногих, кто не потерял человечность и любовь к природе. Поэтому он и выбрал профессию садовника. Поэтому заметил куклу и сравнил с человеком. Военное прошлое научило его ценить жизнь, жизнь растения, "жизнь " куклы».

Анастасия С.: «Каклюди относятся к окружающему их миру? Что за чувство преследует практически каждого из нас? Об этом и рассуждает автор данного произведения. <...> Текст заставляет нас задуматься о том, что безразличие приведет нас к опустошению и антигуманному отношению друг к другу, к природе».

Читатели подобного типа не замечают выражения авторской позиции, не учитывают специфики его художественного мира, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Зачастую их восприятие искажено. В частности, студенты истолковывали содержание рассказа как попытку автора решить вопросы, связанные с экологической катастрофой. Приведем примеры подобных рассуждений:

Анна Б.: «В тексте поднимается еще вопрос о равнодушии людей к природе. Люди начали загрязнять ее, совсем не думая, какой вред они наносят ей».

Анна Х.: «В начале рассказа автор описывает природу. Он рассказывает о том, что природа тоже пострадала от рук человека. Е. И. Носов говорит нам о том, что все беды созданы руками человека».

Ксения З.: «Описывая реку, писатель говорит, что: "Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси..." Разве не человек виноват, что в реке столько мусора? Таким образом, человек губит свою природу и оставляет на Земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение».

Среди работ, отнесенных к сюжетно-событий-ному уровню восприятия художественного произведения, преобладали следующие формулировки «поднятых» в тексте проблем: «автор размышляет о равнодушии», «нравственности», «жестокости детей», о том, что «в настоящее время люди не имеют духовных ценностей, люди не гуманны по отношению к обычным вещам», «о безразличии к окружающему миру», «об отношении людей к вещам», «жестокости друг к другу», «о пагубном воздействии человека на окружающий его мир», «об утраченных человеческих качествах», «о проблеме человечности», «о проблеме воспитания будущего поколения». Очевидно преобладание природоведческой и общефилософской трактовок идеи текста. Авторский смысл не воспринят читателями.

Следующий уровень восприятия текста - это образно-аналитический, который, в свою очередь, делится на логико-понятийный и эмоционально-образный типы, когда в первом случае преобладают познавательные мотивы чтения, размышление на общефилософские темы (образное обобщение преобладает над образной конкретизацией), а во втором - эмоциональная привязанность и сопереживание герою произведения (образная конкретизация преобладает над образным обобщением).

Читатели с логико-понятийным уровнем восприятия текста составили 41% (39 человек). В работах отмечено равнодушие к эмоционально-образным компонентам произведения:

Валентина Д.: «Я считаю, что автор описывает куклу как человека, поэтому в окружающем мире так и происходит. Каждый раз мы сталкиваемся с равнодушием: на работе, в университете, на улице, в магазине и т. д. Все люди должны бороться со злом, ведь фраза "всего не закопать " неслучайно дана».

Алена С.: «Я думаю, что описание природы дано автором не случайно. Скорее всего природа, как Акимыч и как кукла, пострадала от человеческой жестокости и безразличия».

Юля П.: «Автор показывает нам в тексте зверское отношение к куклам, а ведь так происходит и по сей день в реальной жизни. Издеваясь над куклами, человек показывает то, как его воспитали».

Для читателей данного типа характерно преобладание рассуждений на нравственно-этические темы:

Валентина Д.: «Мы, учителя, должны воспитать все положительные качества у детей, чтобы эгоизм у них не присутствовал».

Светлана Б.: «Автор этого текста обращается не только к обычным людям, но и обращается к учителям, так как учителя должны ко многим вещам относиться трепетно, ведь они являются примером для подражания».

Мария Б.: «Этотрассказ вывел меня, как будущего педагога, на размышления о том, как важно развивать в себе сочувствие, восприимчивость к проблемам окружающего мира, чтобы быть образцом для детей. Нельзя прививать кому-то определенную модель поведения, если ты сам ей не следуешь».

Екатерина Ф.: «Данный рассказ заставляет меня задуматься над своим отношением к окружающим предметам. В суете обыденных дней мы не замечаем красоту окружающих нас предметов. Человек всегда торопится куда-то, забывая про свои чувства».

Олеся Ф.: «Автор показывает, что люди не способны сопереживать друг другу, как могут безжалостно относиться».

Эмоционально-образный тип восприятия представлен в 32 работах (34%). Читатели данного типа живут с героем как бы одной жизнью, в их размышлениях преобладает образная конкретизация:

Наталья Н.: «У меня, как и у Акимыча, болит душа из-за жестокого отношения. Я полностью согласна с его высказыванием: "кукла - это подобие человека". Человек с чистой душой никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик».

Анастасия К.: «Акимыч - это надежда на исправление людей, надежда на борьбу с жестокостью, безразличием. Он пока единственный, кто понимает, что если люди не начнут меняться, то в мире исчезнет понимание о таких ценностях, как добро и сострадание».

Анастасия К.: «Жалость Акимыча заставляет меня задуматься о своем отношении к вещам, которые нас окружают. Он направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи вещам, природе, человеку».

Несмотря на то что эмоциональная реакция читателей подобного рода яркая и адекватная, восприятие текста фрагментарно:

Екатерина К.: «В конечном итоге рассказ не о Акимыче, не о перевозчике, не о зарастающей реке и даже не о кукле. Рассказ о всем ушедшем и забытом, о черствости нового поколения, о былых временах».

Диана Ш.: «В образе реки автор показывает Акимыча. Ведь война также погубила его».

Анна Б.: «Автор размышляет о человеческом равнодушии, о слепоте души. <...> нельзя утверждать, что в довоенное время нельзя было найти изуродованную куклу, но здесь автор показывает, как изуродованная кукла после контузии на войне меняет человека».

Идейно-эстетический уровень восприятия представлен в 4 работах (4%). Для читателей данного типа характерно интеллектуальное осмысление прочитанного в единстве формы и со-

держания, понимание произведения соответствует его идейно-эстетическому началу:

ОляМ.: «Обмельчание человеческой души перекликается с обмельчанием реки, где некогда рыбачил Акимыч. <... > Захоронив детскую куклу как человека, Акимыч проявляет трепетное уважение ко всему живому, человеческой жизни».

Екатерина Т.: «Автор сравнивает судьбу человека и бурную реку. <... > Кукла здесь как олицетворение внутренних переживаний героя».

Виктория Х.: «Автор говорит о том, что река заилилась, то есть обросла песком, травой, в ней "прет черная донна типа", а значит, надежды на жизнь и добро все меньше. Так в параллель автор описывает, как Акимыч нашел изуродованную куклу, которая символизирует то, что в людях, в челове-

ческих отношениях так много стало цинизма и зла, а значит, стало так мало жизни. Акимыч говорит, что "многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят ". "Худое " - это и умирающая природа, и жестокость детей, надругавшихся над куклой, и безразличие взрослых».

Олеся Б.: «Кукла здесь не просто игрушка, а образ человека. Неспроста автор помещает в рассказ подробное описание реки, обмельчавшей и увядшей. Он хочет показать насколько все в природе быстротечно и необратимо, но никому до этого уже нет дела».

Представим результаты исследования с учетом выявленного соотношения уровня художественного восприятия и структурного слоя образа мира респондентов (рис. 2).

Уровень восприятия

Слой модели образа мира

Сюжетно-событийный

Перцептивный

Рис. 2. Соотношение уровня восприятия художественного произведения и слоя

образа мира

Fig.2. Correlation between work of fiction perception level and the world image layer

Анализ работ показал, что доминирующим является удельный вес читателей с образно-аналитическим уровнем восприятия - 75%, что свидетельствует об узости мышления будущих учителей: их художественное внимание направлено либо в сторону конкретизации на уровне героя произведения, либо на уровне обобщения и рассуждения на нравственно-этические и околофилософские темы. Это приводит к редукционизму в восприятии текста, искусство в данном случае не может служить средством духовного обогащения и развития личности человека, познания себя и других. Данные респонденты моделируют свой образ мира в семантическом слое, а значит, в их сознании формируется система субъективного отношения к объектам, они пытаются разгадать смысл воспринимаемого, но информация не присваивается личностью, не становится лично-значимой.

21% работ (сюжетно-событийный уровень восприятия текста) фиксирует низкий уровень литературного развития студентов, когда литературное произведение воспринимается фрагментарно, зачастую искаженно. Данные респонденты моделируют свой образ мира в перцептивном слое, все происходящее воспринимается ими поверхностно.

Самой немногочисленной оказалась группа студентов с высоким (идейно-эстетическим)

уровнем восприятия произведения - 4%. На этом уровне произведение «переживается» читателем. Чтение художественных произведений становится для таких реципиентов познанием самого себя (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), инструментом эстетического самовоспитания (Г. Н. Кудина,

A. А. Мелик-Пашаев). Данные респонденты моделируют свой образ мира в ядерном слое. Переживание моделирует художественный образ, способствует его включению в жизненный и духовный опыт читателя, продуцирует эмоционально окрашенные и личностно-значимые образования. Отметим, что именно субъективный мир образов определяет духовное богатство читателя.

Очевидно, что учитель, который сам находится на «среднем» и «низком» уровне понимания текста, не сможет научить своих учеников полноценно воспринимать произведения литературы, переводить их глубинный смысл в личностные смыслы.

Заключение

Анализ результатов описания своих переживаний студентами в соответствии с матрицей

B. А. Доманского позволяет выявить степень соотношения адекватности мотивации и критериев оценки произведения - основной цели читатель-

ской деятельности. Подобное ранжирование студентов необходимо преподавателю не столько для того, чтобы разделить обучающихся на группы читателей по уровням литературного развития, сколько для того, чтобы направить свои усилия на формирование мотивов и критериев оценки произведения, адекватных читательской деятельности. Необходимо переориентировать студентов с познавательной деятельности при работе с художественным произведением на деятельность рецептивно-эстетическую. Только в этом случае функционирует механизм «социальной наследственности», возможно моделирование образа мира на ядерном уровне, когда внешнее переходит на внутренний план (по П. Я. Гальперину).

Результаты исследования позволяют определить необходимость формирования художественной (эстетической) компетентности будущего педагога и наметить пути ее совершенствования - направленность к восприятию многомерности художественного произведения, развитие представлений, позволяющих раскодировать знаковую структуру художественного текста, совершенствование системы умений и навыков продуктивной читательской деятельности, усовершенствование методики литературного образования школьников.

Библиографический список

1. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1983. С. 251261. [Электронный ресурс]. URL: www.psychology. ru/library/00031.shtml (дата обращения: 23.01.2019).

2. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб. : Искусство, 1998. С. 14-285.

3. Мосунова Л. А. Актуальные вопросы психологии чтения художественной литературы // Вестн. Вятск. гос. гуманит. ун-та. 2012. № 3 (1). С. 162-171.

4. Стрелец Л. И. Коммуникативная основа читательской рецепции // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6. С. 50-53.

5. Черемисинова Л. И., Фирсова Т. Г. Полноценное восприятие художественной литературы как условие

развития читательской компетентности студентов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 38-46.

6. Левакин Н. Н. Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина) // Изв. ПГПУ имени В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 308-310.

7. Храброва В. Е. Образная картина мира школьников средствами художественной литературы. Этап формирования образа мира в ощущениях, эмоциях, красках // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3, № 3. С. 85-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Храброва В. Е. Образная картина мира школьников средствами художественной литературы. Этап формирования образа мира в суждениях, оценках, интерпретациях // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3, № 4. С. 82-89.

9. Храброва В. Е. Образная картина мира школьников средствами художественной литературы. Этап формирования образа мира в коммуникациях, отношениях, изменениях // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4, № 1. С. 123-132.

10. Ветошкина Т. Г. Психологические особенности образа мира младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2016. Т. 2. С. 255-261.

11. Лемяскина Н. А. Важнейшие составляющие образа мира современного младшего школьника // Урал. филол. вестн. Сер. Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 298-303.

12. ПервоваГ. М. Проблема читательской культуры педагога // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 173. С. 13-28.

13. Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта : контекст и задачи // Мышление. Общение. Опыт. Межвузовский тематический сборник. Ярославль : Изд-во Ярославского ун-та, 1983. С. 99-108.

14. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения : сб. ст. М., 1975. С. 146-160.

15. Антипова А. М. Восприятие художественного произведения читателем-школьником как научная проблема. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel.uss. dvfu.ru (дата обращения: 02.02.2019).

Образец для цитирования:

Фирсова Т. Г., Хамидулина В. А. Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 262-269. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-262-269

Structural and Contextual Characteristics of Text Artistic Perception in Future Teachers

Tatyana G. Firsova, Victoria A. Khamidulina

Tatyana G. Firsova, https://orcid.org/ 0000-0002-0493-0227, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, tan-firsova@yandex.ru

Victoria A. Khamidulina, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, vkhamidulina@mail.ru

The relevance of the study is conditioned by the need to develop artistic (aesthetic) competence of a future teacher, the development of which largely determines the effectiveness of students' literary development. The purpose of the study presented in the article is to determine the ability of future teachers to carry out figurative

generalization and figurative concretization, as well as to develop the ability to recognize different levels of meaning in a work of fiction. Presumably, level characteristics of the text artistic perception are notable for filling the content related to the reader's world image. The study was performed on a sample of first-year students (N = 95) enrolled in the course of pedagogical and primary education at Chernyshevsky Saratov State University. Diagnostics of the levels of artistic perception in respondents was made using the technique called "Evaluation of text perception level depending on readers' attitudes" by V. A. Domansky. Based on the analysis of the story by N. E. Nosov called "The Doll", we identified the following groups of readers: readers with a plot and event-related type of artistic perception (21%), readers with figurative and analytical perception (75%), and readers with ideological and aesthetic perception (4%). V. A. Domansky's matrix allowed assessing readers' interests, reading motives, nature of readers' attitudes that affect reception adequacy, level of cultural code and artistic information assignment level. Artistic (aesthetic) competence is viewed as a component of a teacher's professiogram. The article outlined the ways of artistic (aesthetic) competence formation in higher pedagogical education. The author comes to the conclusion that the higher the level of artistic perception of a teacher, the more opportunities there are for modeling the process of comprehending the meaning of the text and its artistic and aesthetic modality in the context of school analysis, and, as a result, forming the image of the world in schoolchildren at the nuclear level.

Keywords: artistic perception, image of the world, levels of perception, artistic (aesthetic) competence.

References

1. Leont'yev A. N. Obraz mira [Image of World]. In: Izbran-nyye psikhologicheskiye proizvedeniya [Selected Psychological Writings]. Moscow, Pedagogica Publ., 1983, pp. 251-261. Available at: www.psychology.ru/library/ 00031.shtml (accessed 23 January 2019) (in Russian).

2. Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo teksta [Structure of Literary Text]. In: Ob iskusstve [About Art]. St. Petersburg, Iskusstvo Publ., 1998, pp. 14-285 (in Russian).

3. Mosunova L. A. Actual Issues of Psychology of Reading Belles-Lettres. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Vyatka State Humanitarian University], 2012, no. 3 (1), pp. 162-171 (in Russian).

4. Strelets L. I. Communicative Foundation of Reader's Reception. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2013, iss. 6, pp. 50-53 (in Russian).

5. Cheremisinova L. I., Firsova T. G. [Full Perception of Belles-Lettres as Condition of Development of Students' Reader Competence. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Education], 2013, no. 9, pp. 38-46 (in Russian).

6. Levakin N. N. Artistic Reception as Literary Notion (Question of Understanding Term). Izvestiya PGPU ime-

ni V. G. Belinskogo [Izvestiya of Belinsky Penza State Pedagogical University], 2012, no. 27, pp. 308-310 (in Russian).

7. Khrabrova V. E. Schoolchildren's Image of World Picture by Dint of Belles-Lettres. Stage of Formation of World Image in Sensations, Emotions, Paints. Gumanitarno-pedagogicheskoye obrazovaniye [Humanitarian and Pedagogical Education], 2017, vol. 3, no. 3, pp. 85-91 (in Russian).

8. Khrabrova V. E. Schoolchildren's Image of World Picture by Dint of Belles-Lettres. Stage of Formation of World Image in Judgments, Values, Interpretations. Gumanitar-no-pedagogicheskoye obrazovaniye [Humanitarian and Pedagogical Education], 2017, vol. 3, no. 4, pp. 82-89 (in Russian).

9. Khrabrova V. E. Schoolchildren's Image of World Picture by Dint of Belles-Lettres. Stage of Formation of World Image in Communications, Relations, Changes. Gumanitarno-pedagogicheskoye obrazovaniye [Humanitarian and Pedagogical Education], 2018, vol. 4, no. 1, pp. 123-132 (in Russian).

10. Vetoshkina T. G. Psikhologicheskiye osobennosti obraza mira mladshikh shkol'nikov [Psychological Features of Younger Schoolchildren's World Image]. In: Gertsenovs-kiye chteniya. Khudozhestvennoye obrazovaniye rebenka [Gertsen Readings. Child's Artistic Education], 2016, vol. 2, pp. 255-261 (in Russian).

11. Lemyaskina N. A. The Most Important Components ofWorld Image by Modern Younger Schoolchild. Ural 'skiy filolog-icheskiy vestnik. Seriya: Yazyk. Sistema. Lichnost': Lingvis-tika kreativa [Ural Journal of Philology. Psycholinguistics in Education], 2018, no. 2, pp. 298-303 (in Russian).

12. Pervova G. M. The problem of reader culture of a teacher. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2018, vol. 23, no. 173, pp. 13-28 (in Russian).

13. Artem'yeva E. Yu., Strelkov Yu. K., Serkin V. P. Opi-saniye struktur sub"yektivnogo opyta: kontekst i zadachi [Description of Structures of Subjective Experience: Context and Tasks]. In: Myshleniye. Obshcheniye. Opyt. Mezhvuzovskiy tematicheskiy sbornik [Thinking. Communication. Experience. Inter-university thematic collection]. Yaroslavl, Yaroslavl University Publ., 1983, pp. 99-108 (in Russian).

14. Belyayeva L. I. K voprosu o tipologii chitateley [On Question of Typology of Readers]. In: Problemy sotsio-logii i psikhologii chteniya: sb. statey [Issues of Sociology and Psychology of Reading: collection of papers]. Moscow, 1975, pp. 146-160 (in Russian).

15. Antipova A. M. Vospriyatiye khudozhestvennogo proizvedeniya chitatelem-shkol'nikom kak nauchnaya problema (Perception of Belles-Lettres by Reading Schoolchild as Scientific Problem). Available at: http:// uchitel.uss.dvfu.ru (accessed 02 February 2019) (in Russian).

Cite this article as:

Firsova T. G., Khamidulina V. A. Structural and Contextual Characteristics of Text Artistic Perception in Future Teachers. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), pp. 262-269 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-262-269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.