Научная статья на тему 'СИСТЕМА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

СИСТЕМА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРЕДСТВО СВЯЗИ / СИСТЕМА / БОРЬБА / INSTITUTION / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / MEANS OF COMMUNICATION / SYSTEM / STRUGGLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горовой Владислав Викторович, Горовой Виктор Владимирович

Актуальность научной статьи обоснованна большим количеством фактов незаконного использования средств связи лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предложена система мер борьбы с незаконным использованием средств связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Основными элементами предлагаемой системы являются: создание «территорий особого статуса», точечное радиоблокирование, применение систем активного радиопоиска абонентов сотовой связи, либерализация возможности совершения осужденными, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, законных телефонных разговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горовой Владислав Викторович, Горовой Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System to combat illegal use of means of communication in institutions of the criminal-executive system

The relevance of the scientific article is substantiated by a large number of facts of illegal use of means of communication by persons held in institutions of the penal system. The system of measures to combat the illegal use of communication in the institutions of the penal system is proposed. The main elements of the proposed system are: the creation of' special status areas", point radio blocking, the use of active radio search systems for cellular subscribers, the liberalization of the possibility of prisoners in institutions of the penal system of legitimate telephone conversations.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

СИСТЕМА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОВОЙ Владислав Викторович

научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России. E-mail:gorovoy1988@list.ru;

ГОРОВОЙ Виктор Владимирович

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовное право, уголовный процесс и криминалистика Российский университет транспорта (МИИТ). E-mail: gorovoy69@mail.ru

Краткая аннотация: актуальность научной статьи обоснованна большим количеством фактов незаконного использования средств связи лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предложена система мер борьбы с незаконным использованием средств связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Основными элементами предлагаемой системы являются: создание «территорий особого статуса», точечное радиоблокирование, применение систем активного радиопоиска абонентов сотовой связи, либерализация возможности совершения осужденными, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, законных телефонных разговоров.

Abstract: the relevance of the scientific article is substantiated by a large number of facts of illegal use of means of communication by persons held in institutions of the penal system. The system of measures to combat the illegal use of communication in the institutions of the penal system is proposed. The main elements of the proposed system are: the creation of' special status areas", point radio blocking, the use of active radio search systems for cellular subscribers, the liberalization of the possibility of prisoners in institutions of the penal system of legitimate telephone conversations.

Ключевые слова: учреждение, уголовно-исполнительная система, средство связи, система, борьба.

Keywords: institution, criminal-Executive system, means of communication, system, struggle.

Средства связи для современного человека в настоящее время являются неотъемлемым атрибутом. При помощи современного телефона появляется возможность в независимости от места нахождения, времени суток и других факторов решать практически любую задачу: поддерживать связи с лицами, находящимися на других континентах, управлять бизнесом, персоналом, денежными средствами. Помимо прочего, современное средство дает доступ к неограниченному информационному ресурсу посредством подключения к глобальной сети «Интернет» [4].

Подобное положение дел и широкие возможности средств связи не могли быть оставлены без внимания криминальными элементами общества, в том числе и содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). Так, при помощи средств связи лица, содержащиеся в учреждениях УИС, совершают новые преступления (мошенничество, шантаж, вымогательство и т.д.), оказывают давление на участников уголовного судопроизводства (свидетелей потерпевших, следователей, судей и др.), информируют соучастников о ходе расследования уголовного дела, предпринимают попытки скрыть следы совершенного преступления, организуют доставку запрещенных предметов на территорию учреждений УИС, планируют и совершают побеги из-под охраны и многое другое [3].

В целях недопущения фактов, незаконного использования средств связи на территории учреждений УИС предпринят ряд соответствующих мер, которые можно классифицировать на юридические и практические.

К юридическим мерам относится: - нормативное закрепление в правилах внутреннего распорядка учреждений УИС запрета для лиц, содержащихся в

данных учреждениях, на использование, приобретение, хранение и изготовление средств связи, а также дисциплинарной санкции за нарушение названного запрета;

- установление административной ответственности за передачу либо попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях УИС, предметов, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом;

К практическим мерам относится:

- профилактическая работа, осуществляемая на основании Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и приказа Минюста РФ от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»;

- проведение обысковых и досмотровых мероприятий как лиц, содержащихся в учреждениях УИС, и помещений, предназначенных для их содержания, так и посетителей учреждений УИС, в том числе и сотрудников данных учреждений;

- применение различных технических средств, к числу которых относятся досмотровые установки, металлодетекторы, радиоблокираторы, инженерные сооружения (решетки, заборы и т.д.) и иные предметы, предназначенные для обнаружения и изъятия средств связи. Порядок применения технических средств в учреждениях УИС устанавливается ведомственными нормативно-правовыми актами;

- взаимодействие территориальных органов и учреждений УИС с операторами сотовой связи, в рамках которых на основании соответствующего запроса последние проводят проверку соответствия фактических пользователей абонентскими номерами лицам, указанным в договоре об оказании услуг свя-

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

зи. Основанием такого взаимодействия является ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 ФЗ «О связи», в соответствии с которой оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.

Но, несмотря на масштабность принимаемых мер, результативность борьбы с незаконным использованием средств связи в учреждениях УИС остается невысокой, что подтверждается статистическими данными Федеральной службы исполнения наказаний, по количеству изымаемых в учреждениях УИС средств связи [6].

Диаграмма 1

Диаграмма 1. Количество изъятых в учреждениях УИС средств связи

Анализ приведенных статистических данных, несмотря на имеющуюся начиная с 2014 года устойчивую тенденцию к снижению количества изымаемых в учреждениях УИС средств связи, свидетельствует об ухудшении ситуации в данном направлении. Так, в 2015 году общая численность лиц, содержащихся в учреждениях УИС, составляла 671 649 человек, в 2018 - 602 176 человек. Таким образом, в 2015 году на 1000 лиц, содержащихся в учреждениях УИС, изымалось 113,9 средств связи, а в 2018 - уже 115,6 средств связи.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что количественное снижение изымаемых в учреждениях УИС средств связи вызвано не результативностью принятых мер, а снижением общего количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС. При этом фактическое количество лиц, содержащихся в учреждениях УИС, незаконно использующих средства связи, начиная с 2015 года и по настоящее время, увеличивается.

Помимо широко используемых в учреждениях УИС средств и методов борьбы с незаконным использованием средств связи, существует и множество других организационно-тактических способов противодействия несанкционированному применению средств связи, но их эффективность вызывает множество вопросов и противоречий. Так, активные и интеллектуальные способы блокирования сигналов сотовой связи требуют существенных финансовых затрат либо малоэффективны, либо неправомочны, поскольку постановка преднамеренных радиопомех для гражданских целей не разрешена рос-

сийским законодательством, а также запрещена рекомендациями ряда международных организаций, в состав которых входит администрация связи Российской Федерации.

Применение пассивных технических средств защиты (экранирующие и поглощающие материалы) требует проведения значительного объема строительно-монтажных работ с соответствующей стоимостью капитальных затрат на каждый объект внедрения и при этом не дает стопроцентную гарантию исключения возможности проникновения, сигнала связи в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время универсального средства, позволяющего полностью исключить факты незаконного использования средств связи на территории учреждений УИС, и наличии необходимости поиска новых решений рассматриваемой проблемы. Таким решением может выступить предлагаемая автором система борьбы с незаконным использованием средств связи, которая заключается в поэтапном создании следующих элементов:

- создание «территории особого статуса»;

- точечное радиоблокирование;

- либерализация прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, на совершение телефонных разговоров;

- применение специальных средств, предназначенных для негласного получения информации.

Для определения способа борьбы с незаконным использованием средств связи в конкретном учреждении УИС необходимо все учреждения УИС классифицировать на группы по их географическому расположению относительно населенных пунктов и объектов инфраструктуры, а именно:

1. В первую группу должны войти учреждения УИС, расположенные на отдалении от населенных пунктов и объектов инфраструктуры.

2. Во вторую группу должны быть включены учреждения, находящиеся на территории населенных пунктов и объектов инфраструктуры либо в непосредственной близости с ними.

Итак, борьба с незаконным использованием средств связи, в учреждениях УИС, относящихся к первой группе, должна осуществляться за счет создания «территорий особого статуса». Суть данного предложения состоит в создании системы интеллектуального блокирования сим-карт сотовых телефонов, используемых только с территорий учреждений УИС, заданных площадями определенных географических координат. Эта система строиться на том, что операторам сотовой связи передаются географические координаты периметров территорий учреждений УИС с точным указанием их границ. Описание периметра в координатах позволит выделить определенную территорию, которая будет иметь особый статус контроля соединений респондентов сотовой связи. Если звонок или сообщение прошли с территории или поступили на территорию учреждения УИС, то сим-карта автоматически блокируется оператором сотовой связи.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 12(180)

Данное предложение поддерживается Минкомсвязи России. В своем письме от 14.08.2017 № ДА-П12-093-19409 Минкомсвязи России указывает одним из наиболее эффективных способов решения проблемы, незаконного использования средств связи лицами, содержащимися в учреждениях УИС, -создание операторами мобильной связи услуги так называемой «Тихой зоны» (правильное название - территория особого статуса). Абоненты, находящиеся внутри этой зоны, ограниченной заранее известными координатами, не обслуживаются.

В учреждениях УИС, относящихся ко второй группе, необходимо действовать следующим образом:

1. На отдельных объектах учреждения УИС, таких как карцер, штрафной изолятор, карантинное отдаление, специальный блок, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, строгие условия содержания, должны использоваться радиоблокираторы малой мощности. Их использование позволит полностью исключить факты незаконного использования средств связи, а малая мощность используемого оборудования не будет оказывать влияние на качество сигнала сотовой сети в пределах прилегающих к учреждению УИС территорий.

2. Борьбу с незаконным использованием средств связи на других объектах учреждений УИС предлагается осуществлять посредством использования оперативными подразделениями УИС систем активного радиопоиска. Результаты использования такого оборудования в необходимой части должны направляться операторам сотовой связи для приостановления оказания услуг связи.

Одновременно с этим необходимо обратить внимание на проведенные ФКУ НИИ ФСИН России в 2016 году исследования, которые показали, что 90% лиц, содержащихся в учреждениях УИС, ведут разговоры или общаются посредством СМС-сообщений с родственниками и близкими. При этом около 10% всех контактов могут иметь криминальный характер.

Библиография:

Приведенные данные также подтверждают актуальность исследуемой автором темы[5].

В складывающейся ситуации, считаем целесообразным, разрешение использовать средства телефонной связи осужденными, но с установлением соответствующих ограничений. Прежде всего, каналы связи должны быть проводными, доступ к телефонам должен осуществляться посредством электронных карточек и быть свободен в строго установленный период времени суток. Важным представляется, тот факт, что оплата электронных карточек может осуществляться как осужденными, так и иными лицами.

Места расположения и количество телефонных аппаратов должны обеспечивать доступ осужденных в отведенное время без возникновения больших очередей. Продолжительность одного телефонного разговора может быть до 10-15 минут, а количество разговоров не ограничено. За всеми телефонными разговорами должен осуществляться контроль - их запись и при необходимости прослушивание.

Лица, находящиеся в карцере, штрафном изоляторе, дисциплинарном изоляторе, строгих условиях содержания, помещениях камерного типа и в единых помещениях камерного типа, не должны иметь доступ к средствам телефонной связи.

Предлагаемые меры могут в корне изменить ситуацию - большинство осужденных, не будет заинтересовано в получении доступа к средствам сотовой связи по причине недорогого тарифа проводной телефонии.

Следует отметить, что при внедрении данной системы с очевидностью могут проявиться нюансы, связанные, например, с посещением учреждений УИС посторонними лицами, включая родственников осужденных, адвокатов, представителями УИС, не являющимися сотрудниками учреждения. Чтобы избежать каких-либо эксцессов, указанные лица должны быть официально предупреждены о работе такой системы, иначе сим-карты их телефонов могут быть заблокированы.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС Гарант (дата обращения 05.06.2018).

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ: принят ГД ФС РФ 18.12.1996 // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ (дата обращения: 05.06.2018).

3. Акчурин А.В., Нуждин А.А. Противодействие расследованию мошенничества с использованием средств сотовых систем подвижной связи в учреждениях УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 3. С. 44-47.

4. Упоров А.Г. Административно-правовые режимы как составляющая безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4. С. 109-116.

5. Технико-экономические рекомендации и правовое обоснование системы блокирования несанкционированных контактов средств мобильной связи, осуществляемых с территорий учреждений ФСИН России: аналитический материал. М.; ФКУ НИИ ФСИН России; УРН ФСИН России, 2016. 56 с.

6. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы: URL: http: //фсин.рф^шсШге/^ре^ог^ао^а^^ка/К^кауа%20Ь]аг-ка%201118/ (дата обращения: 05.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.