Научная статья на тему 'Перекрытие каналов поступления сотовых телефонов в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Перекрытие каналов поступления сотовых телефонов в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕФОН / УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАНАЛ / ПЕРЕКРЫТИЕ / TELEPHONE / INSTITUTION / PENAL SYSTEM / CHANNEL / OVERLAP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горовой В.В., Нарусланов Э.Ф.

В статье обосновывается необходимость поиска новых решений в вопросе борьбы с незаконным использованием средств сотовой связи лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Рассматриваются существующие способы борьбы с данным явлением. Предлагаются варианты решений, которые позволят в значительной мере изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горовой В.В., Нарусланов Э.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERLAPPING OF CHANNELS OF RECEIPT OF CELL PHONES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article substantiates the need to search for new solutions in the fight against illegal means of cellular communication by persons held in institutions of the penal system. The existing ways to combat this phenomenon are considered. Solutions are proposed that will significantly change the situation for the better.

Текст научной работы на тему «Перекрытие каналов поступления сотовых телефонов в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

ПЕРЕКРЫТИЕ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

OVERLAPPING OF CHANNELS OF RECEIPT OF CELL PHONES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN

FEDERATION

УДК 343

В.В. ГОРОВОЙ Э.Ф. НАРУСЛАНОВ,

(ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук

Россия, Москва) (ФКУ НИИ ФСИН России,

gorovoy1988@list.ru Россия, Москва)

еИаг_пагш@таН.т

VLADISLAV V. GOROVOY ELDAR F. NARUSLANOV,

(Research Institute of the Federal Penitentiary Candidate of Law

Service of Russia, (Research Institute of the Federal Penitentiary

Moscow, Russia) Service of Russia,

Moscow, Russia)

Аннотация: в статье обосновывается необходимость поиска новых решений в вопросе борьбы с незаконным использованием средств сотовой связи лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Рассматриваются существующие способы борьбы с данным явлением. Предлагаются варианты решений, которые позволят в значительной мере изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.

Ключевые слова: телефон, учреждение, уголовно-исполнительная система, канал, перекрытие.

Для цитирования: Горовой В.В., Нарусланов Э.Ф. Перекрытие каналов поступления сотовых телефонов в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 70.

Abstract: the article substantiates the need to search for new solutions in the fight against illegal means of cellular communication by persons held in institutions of the penal system. The existing ways to combat this phenomenon are considered. Solutions are proposed that will significantly change the situation for the better.

Keywords: telephone, institution, penal system, channel, overlap.

For citation: Gorovoy V.V., Naruslanov E.F. Overlapping of channels of receipt of cell phones in institutions of the penal system of the Russian Federation // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 3. Р. 70.

Естественным следствием совершения преступления является привлечение виновного к уголовной ответственности с изоляцией от общества и отбыванием наказания в местах лишения свободы. Предполагается, что люди, отбывающие наказание в местах лишения свободы, надежно изолированы от общества, а общество изолировано от их криминальной де-

ятельности [1]. Для обеспечения изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации созданы специализированные учреждения: следственные изоляторы для содержания подозреваемых и обвиняемых и ряд исправительных учреждений, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы.

Лица, содержащиеся в данных учреждениях, обязаны соблюдать установленные Правила внутреннего распорядка.

В настоящее время для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений действуют Правила внутреннего распорядка, утвержденные приказом Минюста России № 189 от 14.10.2005, и отдельно для осужденных к лишению свободы, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295. Несмотря на имеющиеся различия, они равно запрещают использование подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными сотовых телефонов.

Наличие такого запрета и даже применение самого строго наказания в виде водворения в карцер или штрафной изолятор не останавливает подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, от использования сотовых телефонов. Так, в 2015 году только в следственных изоляторах обнаружено и изъято 7837 единиц сотовых телефонов, в 2014 г. - 9126.

Средства сотовой связи в учреждениях УИС отнесены к запрещенным предметам по определенным причинам: при нелегальном использовании данного устройства в исправительных учреждениях заключенные под стражу лица предпринимают попытки скрасить свое пребывание под стражей по приговору суда, игнорируя условие изоляции от общества. Некоторые осужденные и заключенные под стражу лица пытаются возобновить или хотя бы контролировать свой преступный бизнес, продолжая совершать преступления, находясь в местах лишения свободы и под стражей. При помощи средств сотовой связи совершаются мошенничество, шантаж и вымогательство, передаются угрозы, оскорбления и даже ложные сообщения об актах терроризма. Использование данных устройств в целях организации и координации действий преступных групп позволяет спецконтингенту использовать схемы и способы совершения преступлений, перенаправлять действия сообщников, существенно расширять границы своей преступной деятельности [2]. В отличие от осужденных, у подозреваемых и обвиняемых имеется возможность при наличии средств сотовой связи противодействовать расследованию уголовного дела, оказывать влияние на потерпевшего, свидетелей, специалистов, а также должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело, судей и прокуроров, вступать в сговор с подельниками и принимать меры к сокрытию следов совершенного ими преступления или иным путем

воспрепятствовать производству по уголовному делу. Развитие банковских технологий позволяет при помощи мобильного телефона управлять денежными средствами и направлять их на финансирование незаконной деятельности.

В вопросе противодействия несанкционированного использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными сотовых телефонов необходимо особое внимание уделять перекрытию каналов их доставки на территорию учреждения УИС. Для передачи сотовых телефонов на территорию учреждения УИС правонарушители используют различные способы, а именно:

- автотранспорт;

- почтовые отправления;

- сборное отделение;

- комнаты проведения краткосрочных и длительных свиданий;

- предательство интересов службы со стороны сотрудников УИС;

- комнаты приема передач;

- перебросы через основное ограждение.

Для перекрытия названных каналов поступления сотовых телефонов в УИС используются различные способы, которые можно классифицировать как общие и частные. Общие:

1. Установленная в Правилах внутреннего распорядка дисциплинарная ответственность для подозреваемых, обвиняемых и осужденных за приобретение, хранение и использование сотовых телефонов.

2. Установленная ст. 19.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее -КоАП РФ) ответственность за передачу либо попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом.

3. Ведение профилактической работы в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к систематическому нарушению Правил внутреннего распорядка, предусмотренной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

4. Иные меры профилактики поступления сотовых телефонов в учреждения УИС (информирование граждан, доведение информации до сотрудников правоохранительных органов, направление соответствующих писем в адвокатские палаты и т.д.) [5].

Частные меры противодействия поступлению сотовых телефонов в учреждения УИС:

1. Организация патрулирования внутреннего периметра учреждения. В целях своевременного обнаружения и пресечения попыток переброса запрещенных предметов, в том числе и сотовых телефонов, через основное ограждение в учреждениях УИС организовано постоянное патрулирование внутреннего периметра учреждения с привлечением специалиста-кинолога с собакой.

2. Наращивание основного ограждения и использование различных инженерных конструкций также направлено на противодействие перебросам сотовых телефонов через основное ограждение. Но данная мера является весьма сомнительной в условиях современной реальности и технического развития общества, поскольку правонарушителями в последнее время активно используются беспилотные летательные аппараты, для которых высота забора не имеет значение. Так, в 2014 году было зарегистрировано 3 случая доставки запрещенных предметов осужденным таким способом, в 2015 году 5 случаев, в 2016 году - более 19 подобных случаев [3]. Помимо этого, правонарушители используют различные приспособления (специально изготовленные рогатки, самодельные пневматические пушки, арбалеты и т.д.), которые позволяют с легкостью перебросить сотовый телефон через забор в несколько десятков метров. Использование иных инженерных конструкций (таких как дополнительные решетки на окна из мелкой сетки и др.) возможно применять только в следственных изоляторах и тюрьмах, поскольку содержащиеся там лица не имеют доступа к уличным территориям. Использование инженерных сооружений в исправительных учреждениях, особенно обладающих большой промышленной зоной, представляется весьма сомнительным [4].

4. Проведение досмотровых мероприятий в учреждениях УИС является основной и наиболее прогрессивной методикой борьбы с поступлением сотовых телефонов на территорию учреждения. Все проводимые в рамках перекрытия каналов поступления запрещенных предметов на территорию учреждения можно разделить на следующие группы: досмотр предметов, досмотр людей и досмотр автотранспорта. Досмотр предметов в учреждениях УИС осуществляется в комнатах приема передач, где все поступаемые посредством почтовых отправлений или передаваемые подозреваемым, обвиняемым и осужденным вещи тщательно досматриваются, продукты питания раз-

резаются, а жидкости переливаются в другие емкости, что позволяет в значительной мере снизить вероятность поступления в учреждение запрещенных предметов, спрятанных в передачах. Досмотр людей в настоящее время осуществляется в отношении всех лиц, входящих (сотрудники правоохранительных органов, защитники, представители общественности и т.д.) на территорию учреждения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Но, несмотря принятие такой кардинальной меры, существенно снизить количество сотовых телефонов в учреждениях УИС пока не удается, о чем свидетельствуют данные о количестве граждан, задержанных за данное правонарушение. К примеру, за 9 месяцев 2016 года за попытку передачи осужденным запрещенных предметов в исправительные учреждения задержано 4747 граждан, из них за доставку сотовых телефонов - более 60 %. При этом в 146 случаях задержаны сотрудники учреждения [3]. В отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, доставляемых в учреждение, предусмотрена процедура прохождения полного обыска. Автотранспорт, въезжающий на территорию учреждения, досматривается на специально оборудованных контрольно-пропускных пунктах автотранспорта (шлюзах), также досмотру подвергаются и ввозимые ими грузы. Говоря о досмотровых мероприятиях в учреждениях УИС, важно отметить, что они в своем подавляющем большинстве осуществляются с использованием специального досмотрового инвентаря либо специально изготовленных для этих целей технических средств.

Проведенный анализ показывает невозможность успешного противодействия поступлению в учреждения УИС сотовых телефонов посредством создания непосредственных барьеров.

Необходимость перекрытия каналов поступления запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения является актуальной проблемой не только для Российской Федерации, но и для других стран. В целях перекрытия каналов поступления в пенитенциарные учреждения сотовых телефонов ряд западных стран пошли по пути ужесточения ответственности за данное деяние. Так, например, в США принят закон о контрабанде телефонов, согласно которому лица, виновные либо причастные к хранению или использованию мобильных устройств в федеральных пенитенциарных учреждениях, наказываются лишением свободы [6].

В то же время в Уголовном кодексе штата Калифорния, по аналогии с КоАП РФ, за со-

вершение данного деяния предусмотрены штрафные санкции, не превышающие 1 тысячи долларов [7].

Законодатель Великобритании совместил опыт своих коллег из США и установил уголовную ответственность за доставление сотовых телефонов в тюрьму. Максимальное наказание за совершение данного преступления составляет 2 года лишения свободы и/или неограниченный штраф. При этом важно отметить, что владение в тюрьме сотовым телефоном не является преступлением [8].

По мнению авторов, ужесточение ответственности, вплоть до уголовной, за передачу сотовых телефонов в учреждения УИС приведет только лишь к увеличению стоимости данной услуги. В качестве примера несостоятельности мер ответственности, в том числе уголовных, приведем ситуации с незаконным оборотом огнестрельного оружия и наркотических средств, в последнем случае максимальное наказание предусматривает пожизненное лишение свободы, тем не менее преступления подобного рода продолжают совершаться.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующие меры противодействия поступлению сотовых телефонов в пенитенциарные учреждения, в том числе используемые другими странами, могут иметь в определенной мере лишь сдерживающий эффект. Для успешного противодействия такому явлению необходима разработка принципиально новых мер.

В качестве решения поставленной задачи предлагается внести необходимые изменения в законодательство, регулирующее предоставление услуг операторами сотовой связи. Предлагаемые изменения должны обязать операторов сотовой связи принимать меры по

недопущению несанкционированного использования сотовых телефонов на территории учреждений УИС.

Обеспечить выполнение данной нормы операторам сотовой связи позволит наличие функции биллинга аппаратов сотовой связи. В настоящее время посредством данной функции возможно определять только примерное местонахождение сотового телефона. Так, возможность определения биллинга звонка сотового телефона составляет в городах до 15 метров, а в сельской местности, в зависимости от количества и дальности расположения вышек ретрансляторов, - от 30 до 100 метров. Наличие таких технических характеристик названной функции позволяет использовать ее только в учреждениях, которые находятся на расстоянии не менее ста метров от других объектов, чьи интересы могут быть затронуты в результате блокирования сотовой связи. Необходимо подготовить реестр учреждений, в котором будут указаны точные географические координаты учреждений, где применение данной функции недопустимо, что позволит оператором сотовой связи создать отдельную так называемую соту, границы которой будут точно совпадать с границами учреждений УИС. Создание отдельной соты позволит операторам сотовой связи с точностью говорить о нахождении сотового телефона на территории учреждения и блокировать его телефонные звонки, текстовые сообщения и доступ к сети «Интернет».

Таким образом, будет решена не только проблема поступления сотовых телефонов на территорию учреждений УИС, но и их нелегального использования на указанных территориях.

Литература

1. Литвинов Н.Д., Федоров А.Н. Особенности, причины и тенденции развития дистанционного мошенничества лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 12(32). С. 63.

2. Некрасов А.П., Шиханов В.А. Особенности поиска и изъятия средств сотовой связи в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 13 (368).

3. Екимов С.В. Проблемные вопросы организации профилактики поступления средств мобильной связи на территории исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. 2016. № 4 (29). С. 55.

4. Черторижский Н.В., Горовой В.В., Зыков В.В. Некоторые подходы к определению понятия «важный объект» на современном этапе // Научный портал МВД России. 2016. № 1 (33). С. 120-124.

5. Суденко В.Е. Криминалистические учеты в системе борьбы с преступлениями // Вестник юридического института МИИТ. 2016. № 4 (16). С. 21-26.

6. PublicLaw 111-2250AUG.10? 2010/ 124 Stat. 2387 [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.gpo.gov/

7. Государственная библиотека и архивы Законов Флориды. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http:/laws.ferules.org/ node?field_list_year_nid=5223

8. 1952 CYAPTER 52 15 and 16 Geo 6 and 1 Eliz 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.legislation.gov.uk.

= References =

1. LitvinovN.D., FedorovA.N. Osobennosti, prichiny i tendencii razvitiya distancionnogo moshennichestva licami, otbyvayushchimi nakazanie v mestah lisheniya svobody // Nauchno-issledovatel'skie publikacii. 2015. № 12(32). S. 63.

2. NekrasovA.P., SHihanov V.A. Osobennosti poiska i iz»yatiya sredstv sotovoj svyazi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 13 (368).

3. Ekimov S.V. Problemnye voprosy organizacii profilaktiki postupleniya sredstv mobil'noj svyazi na territorii ispravitel'nyh uchrezhdenij // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2016. № 4 (29). S. 55

4. CHertorizhskijN.V., Gorovoj V.V., Zykov V.V. Nekotorye podhody k opredeleniyu ponyatiya «vazhnyj ob»ekt» na sovremennom etape // Nauchnyj portai MVD Rossii. 2016. № 1 (33). S. 120-124.

5. Sudenko V.E. Kriminalisticheskie uchety v sisteme bor'by s prestupleniyami // Vestnik yuridicheskogo instituta MIIT. 2016. № 4 (16). S. 21-26.

6. PublicLaw 111-2250AUG.10? 2010/ 124 Stat. 2387 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - http://www.gpo.gov/

7. Gosudarstvennaya biblioteka i arhivy Zakonov Floridy. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - http:/laws.ferules.org/node?field_ list_year_nid=5223

8. 1952 CYAPTER 52 15 and 16 Geo 6 and 1 Eliz 2 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - http://www.legislation.gov.uk.

(статья сдана в редакцию 02.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.