Научная статья на тему 'Современные проблемы борьбы с коррупцией в сфере противодействия незаконному использованию сотовой связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы России и пути их решения'

Современные проблемы борьбы с коррупцией в сфере противодействия незаконному использованию сотовой связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL CORRECTION SYSTEM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / MOBILE COMMUNICATION / ОПЕРАТОРЫ СОТОВОЙ СВЯЗИ / MOBILE OPERATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колотушкин С.М., Лосева С.Н.

В статье рассматриваются вопросы коррупции в сфере противодействия несанкционированному использованию средств сотовой связи на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Наряду с проносами сотовых телефонов и сим-карт на территорию следственных изоляторов и колоний имеются случаи выключения антенн радиоблокираторов. Авторами предлагаются правовые и организационно-технические решения по снижению и недопущению указанных коррупционных рисков в виде внедрения системы пеленгации сим-карт сотовых телефонов, создания статусных территорий, на которых будет исключен несанкционированный доступ к каналам сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колотушкин С.М., Лосева С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present problems of counteracting corruption in the sphere of illegal use of cellular communication in the institutions of the penal correction system of Russia and ways to address them

In the article the authors pay their attention to the issue of corruption in the sphere of counteraction to unauthorized use of means of cellular communication in the territory of the penal correction system institutions. Along with bringings of cell phones and sim cards on the territory of pre-trial detention centers and colonies there are cases of switching off of antennas of radio locks. Authors offer legal organizational technical solutions on lowering and prevention of the specified corruption risks in the form of the system implementation of direction finding of sim cards of cell phones, creation of the status territories on which illegal access to channels of cellular communication will be excluded.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы борьбы с коррупцией в сфере противодействия незаконному использованию сотовой связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы России и пути их решения»

С. М. КОЛОТУШКИН S. M. KOLOTUSHKIN

главный научный сотрудник НИЦ-1

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук, профессор

С. Н. ЛОСЕВА S. N. LOSEVA

начальник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, полковник внутренней службы

Современные проблемы борьбы с коррупцией

в сфере противодействия незаконному использованию сотовой связи в учреждениях уголовно-исполнительной системы России и пути их решения

Present problems of counteracting corruption in the sphere of illegal use of cellular communication in the institutions of the penal correction system of Russia and ways to address them

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррупции в сфере противодействия несанкционированному использованию средств сотовой связи на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Наряду с проносами сотовых телефонов и сим-карт на территорию следственных изоляторов и колоний имеются случаи выключения антенн радиоблокираторов. Авторами предлагаются правовые и организационно-технические решения по снижению и недопущению указанных коррупционных рисков в виде внедрения системы пеленгации сим-карт сотовых телефонов, создания статусных территорий, на которых будет исключен несанкционированный доступ к каналам сотовой связи.

Ключевые слова: коррупция, уголовно-исполнительная система, противодействие, мобильная связь, операторы сотовой связи.

Annotation. In the article the authors pay their attention to the issue of corruption in the sphere of counteraction to unauthorized use of means of cellular communication in the territory of the penal correction system institutions. Along with bringings of cell phones and sim cards on the territory of pre-trial detention centers and colonies there are cases of switching off of antennas of radio locks. Authors offer legal organizational technical solutions on lowering and prevention of the specified corruption risks in the form of the system implementation of direction finding of sim cards of cell phones, creation of the status territories on which illegal access to channels of cellular communication will be excluded.

Key words: corruption, penal correction system, counteraction, mobile communication, mobile operators.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018

7

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Известно, что в целом государственная антикоррупционная политика опирается на поиск и изучение так называемых коррупционных рисков. Важную роль в этой деятельности играют методы и средства оценки степени влияния коррупции на государственную службу и службу в уголовно-исполнительной системе России в частности. Сотрудники ФСИН России, выполняя многочисленные и весьма разнообразные задачи, подвержены коррупционным рискам. В большинстве случаев это связано с использованием своего служебного положения в личных интересах.

В последнее десятилетие серьезным испытанием для ФСИН России стало противодействие незаконному использованию сотовой связи на территории учреждений УИС. Как показывает практика, на территории следственных изоляторов и исправительных колоний постоянно находятся десятки и сотни телефонных аппаратов, сим-карт и других атрибутов средств сотовой связи. Заключенные под стражу лица и осужденные, как правило, используют каналы сотовой связи для совершения противоправных действий:

- организации наркотрафика с использованием различных средств доставки, в том числе беспилотных аппаратов, при этом согласуются место и время сброса груза;

- телефонного мошенничества;

- руководства организованной преступной деятельностью за пределами учреждений УИС;

- воздействия на участников расследования преступлений (свидетелей, потерпевших, адвокатов и др. лиц) путем запугивания или подкупа.

Проведенный анализ показал, что существует несколько каналов поступления сотовых телефонов на террито-

рии учреждений УИС. Согласно отчетным данным ФСИН России [1], за 8 месяцев 2017 года в учреждениях ведомства изъято 29 772 единицы мобильной связи, из них при перебрасываниях -12 887, на КПП - 2 809, при проведении свиданий - 407, при пересылке - 367, в передачах - 214. За указанный период у сотрудников учреждений, адвокатов (защитников), следователей и дознавателей изъято 42 средства мобильной связи. При анализе этих цифр видно, что общее количество изъятых единиц сотовой связи составляет 29 772 шт., в то время как количество зарегистрированных фактов недопущения доставки средств сотовой связи путем перебрасывания, на КПП, при свиданиях, пересылках, в передачах и проносов должностными лицами составляет только 16 726 случаев. Таким образом, регистрируется около 56 % средств сотовой связи при попытке доставки на территории учреждений ФСИН России. Возникает вопрос, каким образом в колонии и следственные изоляторы попадает 44 % устройств от общего количества изъятых сотовых телефонов, сим-карт и зарядных устройств?

Проведенный нами в 2016 году в рамках научно-исследовательской работы «Технико-экономическое и правовое обоснование системы блокирования несанкционированных контактов средств мобильной связи, осуществляемых с территорий учреждений ФСИН России» анализ показал, что до 40 % средств сотовой связи попадают на территории учреждений УИС через сотрудников этих учреждений либо иных должностных лиц - следователей, дознавателей, адвокатов.

Принимаемые меры противодействия весьма локальны и ощутимых результатов не дают. Проанализируем отдельные направления этой деятельно-

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

8

сти и возможные коррупционные риски в данной сфере.

На протяжении последних пяти -семи лет в целом ряде учреждений УИС стали применяться радиоблокираторы для подавления каналов сотовой связи. Количество несанкционированных контактов средств мобильной связи резко снизилось, а в отдельных учреждениях было полностью исключено. В ответ на это стали выявляться случаи временного отключения отдельных фидерных антенн (антенн с направленной диаграммой радиоподавления). Это давало возможность осужденным в отдельных секторах территорий учреждений осуществлять сотовую связь. Днем отключались антенны, направленные на промышленную зону, а ночью - антенны, направленные на здания отрядов в жилой зоне. Отключение отдельных секторов антенного поля стало элементом коррупционных действий должностных лиц учреждений - специалистов технического обеспечения охраны и режима.

Для пресечения несанкционированных отключений была проведена техническая доработка системы радиоблокираторов «Туман», которая, по нашему мнению, полностью исключила подобные случаи. Во-первых, включение и выключение системы осуществляется уже не с территории учреждения, а из управления ФСИН России по региону с использованием средств удаленного доступа с системой кодированных команд. Во-вторых, при выходе из строя любого элемента системы радиоблокирования - антенн, усилителей и др. происходит немедленное автоматическое информирование подразделений управления ФСИН России по региону и запись в системы объективного контроля. В последние два года случаев несанкционированного отключения

систем радиоподавления зафиксировано не было.

Как альтернатива радиоблокираторам в настоящее время рассматривается система радиопоиска, своего рода локатора. Системы радиопоиска имеют задачу не блокировать (заглушать) мобильные телефоны, а устанавливать их наличие в зоне поиска с определением и автоматической фиксацией их системных номеров (IMSI и IMEI): номеров сим-карт и номеров телефонов. Это дает возможность регистрации абонентских терминалов сотовой связи стандарта GSM/DCS. Таким образом, указанные локаторы предназначены для обеспечения информационного доступа к источникам, функционирующим в сетях GSM/DCS, в том числе в сетях с использованием шифрования передаваемой информации, пеленгования и видеопозиционирования в ближайшей зоне мобильных абонентов. Пеленгаторы выступают в роли маломощной переносной сотовой вышки (ретранслятора) с функцией записи всех регистрируемых сотовых телефонов. Другими словами, на территорию колонии или следственного изолятора вносится ретранслятор оператора сотовой связи, на который автоматически перестраиваются сотовые телефоны, находящиеся в зоне его работы.

Такая фиксация системных номеров телефонов позволяет в дальнейшем готовить решение о приостановлении услуг сотовой связи, которое направляется оператору сотовой связи. В решении указываются выявленные абонентские номера, предположительное место их выявления (учреждение УИС) и дата. В этом запросе указываются и выявленные номера IMEI сотовых телефонов. Любая сим-карта данного оператора будет автоматически блокироваться, если вставить ее в этот телефон. Применение

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018

9

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

пеленгаторов позволяет в короткие сроки выявлять на территории учреждений ФСИН России номера телефонов и сим-карт сотовой связи. Это дает возможность их процедурного (блокирование сим-карт и телефонов с выявленными 1МЕ1-номерами) блокирования через операторов сотовой связи.

При анализе возможных коррупционных рисков в данной системе пеленгации мы рассматривали возможную ситуацию с удалением каким-либо должностным лицом из списка запеленгованных телефонов отдельных абонентов - осужденных или лиц, находящихся под стражей, что дозволяет избежать блокирования оператором сотовой связи отдельных телефонов и сим-карт. Оплата таких коррупционных услуг может осуществляться на электронные карточки инспирированных лиц.

Для исключения такой ситуации мы предлагаем:

1. Электронный протокол выявления номеров сотовых телефонов и сим-карт пеленгатором сделать в графическом редакторе с криптографической защитой от редактирования. В данном протоколе кроме номеров телефона и сим-карты отражается с точностью до секунды время пеленгации и кодированный номер строки записи. Номер строки записи криптографически связан с другими порядковыми строками и не может быть удален или изменен.

2. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании поданного в письменной форме мотивированного решения одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами [2, 3]. В нашем случае это мотиви-

10

рованное письмо руководителя территориального органа ФСИН России, в котором указаны номера сим-карт, подлежащих блокированию оператором сотовой связи. Оно готовится с приложением электронного протокола пеленгации и не может редактироваться. Таким образом исключаются условия коррупционных рисков.

Противодействовать несанкционированному использованию сотовых телефонов в учреждениях УИС можно по двум направлениям. Первое направление - социально ориентированное, рассчитанное на сознательное положительное отношение к выполнению своих должностных обязанностей сотрудников и работников УИС. Это направление также нацелено на систему поощрений и наказаний в отношении лиц, находящихся под стражей, и осужденных. Оно, очевидно, наиболее подвержено коррупционным рискам, это так называемый человеческий фактор.

Второе направление исключает человеческий фактор и решает сугубо организационно-технические задачи, снижающие до минимума коррупционные риски. Суть этой концепции такова: предлагается создать систему интеллектуального блокирования сим-карт сотовых телефонов, используемых на территориях учреждений УИС. Операторам сотовой связи передаются копии земельных кадастров с указанием географических координат периметров территорий учреждений УИС и их точных границ. Описание периметра в координатах позволит выделить определенную территорию, которая будет иметь особый статус контроля соединений респондентов сотовой связи. Авторизация в сети сотовой связи происходит через сим-карту, которая имеет индивидуальный номер. Если звонок или СМС-сообщение пришли с территории

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

или поступили на территорию учреждения УИС, то сим-карта автоматически блокируется оператором сотовой связи. Таким образом, интеллектуальное блокирование - это система анализа трафика сотовой связи, привязанного к определенному периметру территории, она практически исключает коррупционные риски в данной сфере.

В заключение следует отметить, что изменения, внесенные в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1877-р [4], касающиеся подраздела «Обеспечение прав и законных интересов сужденных и лиц, содержащихся под стражей», нацелены на достижение законности, стабильности и порядка в учреждениях УИС. Указанные изменения в определенной степени могут рождать новые коррупционные риски, а это, в свою

очередь, требует поиска и обоснования новых правовых, организационных и технических решений. ф

1. Информационно-аналитическое обеспечение работы оперативных подразделений УИС по линии профилактики преступлений мошеннического характера с использованием средств мобильной связи, совершенных лицами, находящимися в местах лишения свободы : аналитические материалы. ФКУ НИИ ФСИН России, 2017.

2. О связи : федер. закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

3. О противодействии терроризму : федер. закон от 06.03.2006. № 35-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Изменения, которые вносятся в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 23.09.2015 № 1877-р // СЗ РФ. 05.10.2015. № 40, ст. 5581.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.