УДК 343.85
Д. А. Золотарев, В. В. Ким, Е. В. Латынин
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕРЫВАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ ОСУЖДЕННЫМ, ПОДОЗРЕВАЕМЫМ И ОБВИНЯЕМЫМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматриваются правовые основания приостановления операторами сотовой подвижной связи оказания услуг связи по абонентским номерам сим-карт, находящихся в незаконном пользовании у лиц, отбывающих уголовные наказания, содержащихся в исправительных учреждениях (осужденных), а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся под стражей в следственных изоляторах (заключенных) уголовно-исполнительной системы (УИС). В статье разъясняются основания и порядок приостановления оказания услуг сотовой связи на территории учреждений уголовно-исполнительной системы в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений, обеспечения требований режима и безопасности, установленных законом.
Даны предложения по внесению изменений в действующее законодательство для предоставления администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов возможности противодействия незаконному владению осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми действующих сим-карт и реализации уголовно-исполнительного законодательства в части запрета пользования запрещенными предметами на территории учреждений УИС.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; осужденные; подозреваемые; обвиняемые; услуги связи; исправительные учреждения; следственные изоляторы; запрещенные предметы; режимная территория.
D. A. Zolotarev, V. V. Kim, E. V. Latynin
LEGAL ASPECTS OF INTERRUPTION OF COMMUNICATION SERVICES TO CONVICTS, SUSPECTS AND ACCUSED PERSONS HELD IN INSTITUTIONS OF PENAL SYSTEM
The article deals with the legal grounds for the suspension by cellular operators of mobile communication services of subscriber numbers of SIM cards that are illegally used by persons serving criminal sentences in correctional institutions (convicts), as well as persons suspected and accused of committing a crime, detainees in pre-trial detention centers (prisoners) of the penitentiary system. The purpose of this article is to explain the grounds and procedure for suspending the provision of cellular communication services on the territory of the institutions of the penal system in order to prevent crimes and other offenses, and to ensure the regime and security requirements established by law.
The article suggests changes to the current legislation to address the issue of the possibility of the administration of correctional facilities and remand centers to counter illegal possession of convicted persons suspected and accused of acting sim cards and for the implementation of penal enforcement legislation. in the part of the use of prohibited items on the territory of the penitentiary institutions.
© Золотарев Д. А., Ким В. В., Латынин Е. В., 2018 © Zolotarev D. A., Kim V. V., Latynin E. V., 2018
Keywords: operatively-search activity; convicts; suspects; accused; communication services; correctional facilities; remand centers; prohibited items; regime territory.
Анализ результатов работы по профилактике преступлений и правонарушений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС) показывает, что задачи по обеспечению надлежащего правопорядка, стоящие перед сотрудниками исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений (далее — ИУ) и следственных изоляторах (СИЗО) в основном выполнены.
Вместе с тем деятельность ИУ и СИЗО в настоящее время осуществляется в непростых условиях, требующих предельной концентрации усилий всех служб для выполнения требований законодательства и указаний ФСИН России [1, с. 50].
По состоянию на 1 января 2018 г. в ИУ и СИЗО УИС зарегистрировано 971 преступление, что на 1,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (955), из них в ИУ — 882 (2016 г. — 861), в СИЗО — 89 (2016 г. — 94).
В отчетном периоде уровень преступности в расчете на 1 тыс. осужденных в ИУ увеличился на 6,9% и составил 1,74 (2016 г. — 1,62), в воспитательных колониях снизился на 61,2% (с 5,36 до 2,08), в тюрьмах увеличился на 830% (с 0,40 до 3,32), в СИЗО снизился на 2,2% (с 0,89 до 0,87) [4, с. 78].
Такие статистические данные вызывают вполне понятную озабоченность как руководства ФСИН России, так и руководителей оперативных подразделений на местах. Общественная опасность преступлений, совершаемых в ИУ и СИЗО, заключается в том, что их совершение дестабилизирует психологический климат, оперативную обстановку в ИУ, препятствует обеспечению нормальной деятельности учреждения, снижает эффективность воспитательной (в том числе профилактической) деятельности сотрудников ИУ.
Одним из методов профилактики совершения преступлений в ИУ и СИЗО УИС является приостановление оказания услуг связи лицам, содержащимся в дан-
ных учреждениях. Ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предоставляет возможность приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами.
При этом законодатель указывает, что приостановление связи возможно только в случаях, установленных федеральными законами. К ним относятся:
1. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»: «В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора».
2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». «На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи».
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». «При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право ... прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. органов внутренних дел Российской Федерации;
2. органов Федеральной службы безопасности;
3. федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
4. таможенных органов Российской Федерации;
5. Службы внешней разведки Российской Федерации;
6. Федеральной службы исполнения наказаний.
Тем самым ясно, что ФСИН России является органом, имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
В то же время ч. 3 ст. 64 ФЗ «О связи» содержит достаточно неопределенную формулировку о том, что такое решение принимает один из руководителей. Как правило, руководителями органов являются министр, начальник, руководитель. Иными словами, руководитель всегда один. Но поскольку ч. 3 сформулирована указанным образом, то думается, что к ру-
ководителям федеральный законодатель относит также и заместителей министра, начальника территориального подразделения, а, по нашему мнению, и начальников подразделений на местах: например, начальник УВД, начальник ИУ, так как он является начальником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в конкретном ИУ или СИЗО.
В подтверждение этого абзац 7 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» определяет, что проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В сложившейся практике деятельности правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий разрешение дает начальник УВД, начальник отдела, начальник исправительного учреждения или следственного изолятора. Таким образом, начальник территориального органа, начальник ИУ или СИЗО имеет право на основании мотивированного решения в письменной форме обратиться к оператору связи для приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам.
Под мотивированным решением следует понимать в данном случае письменно изложенное решение, в котором содержится ясное и четкое обоснование приостановления оказания услуг связи вышеуказанным лицам [5, с. 87].
На практике возникают разногласия применения данных норм. Так, Ивановской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка по обращению Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области.
Установлено, что Ивановским филиалом ОАО «ВымпелКом» не исполнено решение начальника Управления о прекращении предоставления услуг связи юридическим и физическим лицам по выявленным номерам сим-карт, находящимся в нелегальном использовании на территории исправительных учреждений. Оператор связи мотивировал свое бездействие тем, что в данном случае отсутствует какая-либо угроза безопасности Российской Федерации. Соответственно, оснований для прекращения предоставления услуг не имеется.
Вместе с тем уголовно-исполнительным законодательством осужденным к лишению свободы, обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений, находящимся в следственных изоляторах, прямо запрещено хранить и использовать средства мобильной связи и комплектующие к ним.
Использование указанными лицами средств мобильной связи позволяет оказывать давление на свидетелей, потерпевших, совершать новые преступления, а также негативно влияет на оперативно-режимную обстановку в исправительных учреждениях.
Федеральным законом «О связи» предусмотрена возможность приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Прокуратура посчитала, что решение вынесено начальником УФСИН законно, и в силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона «О связи» подлежит исполнению оператором связи.
В связи с этим прокурор обратился в Ленинский районный суд г. Иванова с иском о признании незаконным отказа Ивановского филиала ОАО «ВымпелКом» от исполнения решения начальника УФСИН о приостановлении оказания услуг связи и об обязанности исполнить это решение.
В ходе рассмотрения судом иска ответчиком заявлено о добровольном исполнении требований прокурора и о блокировании телефонных номеров, незаконно используемых лицами, находящихся в условиях изоляции от общества. Номера, указанные в решении начальника УФСИН, заблокированы [3].
Другой точки зрения придерживается прокуратура Псковской области. В ходе проверки были установлены нарушения требований нормативных актов в части законности и обоснованности вынесения решения о приостановлении услуг связи по номерам сим-карт, находящихся в пользовании осужденных, руководством УФСИН по Псковской области.
Согласно позиции надзирающего органа, полномочий на приостановление (прерывание) оказания услуг связи в случаях, не предусмотренных ч. 1 ст. 15 ФЗ № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативным подразделениям ФСИН России не предоставлено.
В описательной части решения начальника УФСИН России по Псковской области указано, что «на режимной территории ФКУ ИК-<...>, ИК-<...>, ИК-<...> УФСИН России по Псковской области обнаружены в незаконном владении осужденных сим-карты с абонентскими номерами:
ИК — <. > : 900 <. > , 900 <. >, 900 <.> и т. д.
В соответствии с действующем законодательством осужденным запрещается использование сим-карт, сотовых телефонов и комплектующим к ним.
В результативной части решения указано: «На основании изложенного, в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 07.07.2009 № 126-ФЗ «О связи», п. 8 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ч. 8 ст. 82 УИК РФ, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295».
Протест органа прокуратуры Псковской области в данном случае правомерен, поскольку сам по себе факт использования
средств подвижной радиотелефонной связи и комплектующих к ним на территории учреждений уголовно-исполнительной системы основанием для приостановления оказания услуг связи не является.
Ч. 1 с. 15 ФЗ № 144-ФЗ органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставлено право прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 43 Указа Президента от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» основными угрозами государственной безопасности являются преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Таким образом, использование средств подвижной радиотелефонной связи с целью подготовки и совершения преступлений будет являться основанием для принятия решения о прерывании предоставления услуг связи лицам их подготавливающих и совершающих.
Орган прокуратуры Псковской области указывает на то, что в решении руководства УФСИН по Псковской области не приведены сведения о наличии предусмотренных законом оснований для приостановления услуг связи.
Таким образом, в мотивировочной части решения о приостановлении услуг связи необходимо указать на использование абонентом услуг связи в целях организации или совершения преступления.
Факт использования осужденными, подозреваемыми или обвиняемыми средств сотовой связи для организации или совершения преступлений должен подтверждаться результатами оперативно-розыскной деятельности, документированными в соответствии с требованиями ФЗ № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Данное обстоятельство послужит основанием для принятия решения о прерывании предоставления услуг связи.
При необходимости накопления, систематизации и анализа информации о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях в соответствии со ст. 10 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения ФСИН России могут отражать результаты оперативно-розыскной деятельности и планировать оперативно-розыскные мероприятия в рамках дел оперативного учета.
Важным положением ч. 1 ст. 15 ФЗ № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» является то, что угроза лицу или безопасности Российской Федерации должна быть непосредственной, т. е. неблагоприятные последствия могут последовать сразу же или через непродолжительное время после получения адресатом передаваемой информации. Следовательно, непосредственной целью прерывания услуг связи будет устранение угроз или их нейтрализации.
Также альтернативной позицией по решению данного вопроса может являться возможность применения права о приостановлении услуг связи оператором связи.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте, в том числе сведений об абоненте, содержащихся в договоре, направленном лицом, действующим от имени оператора связи.
Следовательно, фактическое использование услуг связи третьим лицом (в данном случае осужденным) является нарушением пользователем услугами связи требований, установленных законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи.
Согласно п. 12.1 постановления Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность» запрос на подтверждение соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи, направляется уполномоченными органами в органы Федеральной службы безопасности. Указанный запрос органы Федеральной службы безопасности направляют оператору связи.
Однако ч. 3 ст. 44 ФЗ «О связи» предусматривает право оператора связи приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ст. 64 ФЗ «О связи»). Исходя из толкова-
ния ч. 3 ст. 44 ФЗ «О связи» оператор связи имеет «право» приостановить оказание услуг связи, что исключает возможность требовать от него приостановления оказания услуг связи подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Подводя итог сказанному, для предоставления возможности администрации ИУ противодействия незаконному владению осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми действующих сим-карт и для реализации уголовно-исполнительного законодательства в части пользования запрещенными предметами на территории учреждений УИС предлагаем ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» изложить в следующей редакции «. Прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, использования осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации».
Литература
1. Бочкарев, В. В. Профилактика насильственных действий в отношении персонала исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. — 2014. — № 2 (19).
2. Епифанов, С. С. Правовые основания приостановления оказания услуг сотовой связи по абонентским номерам, находящимся в незаконном пользовании лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 12.
3. Новости [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Ивановской области, 2007-2018. URL: http://prokuratura.ivanovo.m/спецпрокуратура-добилась-блокирова/ (дата обращения: 19.04.2018).
4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России: январь-декабрь 2017 г. : информационно-аналитический сборник. — Тверь, 2018.
5. Терещенко, Л. К. Комментарий к Федеральному закону «О связи»: постатейный : произв.-практ. изд. — М.: Юстицинформ, 2005.
References
1. Bochkarev, V. V. Profilaktika nasil'stvennyh dejstvij v otnoshenii personala ispravi-tel'nyh uchrezhdenij [Prevention of violent acts concerning personnel of correctional facilities] // Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2014, no. 2 (19).
2. Epifanov, S. S. Pravovye osnovanija priostanovlenija okazanija uslug sotovoj svjazi po abonentskim nomeram, nahodjashhimsja v nezakonnom pol'zovanii lic, soderzhashhihsja v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Legal grounds of suspension of rendering services of cellular communication in the subscriber numbers which are in illegal use of the persons which are contained in institutions of a penal correction system] // Evrazijskij juridicheskij zhurnal [Euroasian Law Magazine], 2015, no. 12.
3. Novosti [News] // Oficial'nyj sajt prokuratury Ivanovskoj oblasti, 2007-2018 [Official site of Prosecutor's office of the Ivanovo region, 2007-2018] URL: http://prokuratura.ivanovo.ru/спецпрокуратура-добилась-блокирова/ (date of the address: 4/19/2018).
4. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii: janvar'-dekabr' 2017 g. [Key indicators of activity of a penal correction system of the FPS of Russia: January-December, 2017] : information and analytical collection. Tver', 2018.
5. Tereshhenko, L. K. Kommentarij k Federal'nomu zakonu "O svjazi": postatejnyj [The comment to the Federal law "About Communication": itemized]. Moscow, Justicin-form, 2005.
Сведения об авторах
Латынин Егор Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе. E-mail: [email protected]
Золотарев Дмитрий Александрович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе. E-mail: [email protected]
Ким Вячеслав Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Latynin Egor Vladimirovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Operational-Search Activity and Organization of Execution of Punishment. E-mail: [email protected]
Zolotarev Dmitriy Aleksandrovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Operational-Search Activity and Organization of Execution of Punishment. E-mail: [email protected]
Kim Vyacheslav Vladimirovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the deputy chief of the Chair of Operational-Search Activity and Organization of Execution of Punishment, candidate of law, assistant professor. E-mail: [email protected]