УДК 159.9:343.8 АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ УШАТИКОВ,
ББК 88.472 доктор психологических наук, профессор,
У93 профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС;
ИРИНА СЕРГЕЕВНА ГАНИШИНА, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры общей психологии
(Академия ФСИН России) Е-mail: irinaganishina@yandex.ru.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО ПРИКЛАДНОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы проводится общая, групповая и индивидуальная профилактика, важная роль в которой отводится деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы. Авторами установлено, что применение знаний по прикладной криминальной психологии в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы способствует снижению количества преступлений и правонарушений подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Прикладная криминальная психология изучает психологические механизмы, причины и условия преступного поведения личности; типологию и классификацию преступников, обосновывает систему общей, групповой и индивидуальной профилактики преступлений. Она включает в себя правовые нормы, понятия и исследования в области криминалистики, психологии преступных сообществ, криминального общения, психологическое сопровождение личности преступника, психологические особенности профилактики преступлений, а также психокоррекционную работу с обвиняемыми, подозреваемыми, осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Важное значение прикладная криминальная психология имеет в исправительном учреждении для реализации профилактической работы с обвиняемыми, подозреваемыми, осужденными. Основной ее целью является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий.
При осуществлении общей профилактики пенитенциарный психолог должен обращать особое внимание на возрастные и половые особенности личности; динамику правонарушений; изменения, происходящие в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечение изоляции и надзора за ними; трудовую занятость; условия размещения; материально-бытовое и медицинское обеспечение.
При реализации общей профилактики психологу-практику необходимо всестороннее изучение личности, жизненной ситуации, причин и условий, способствующих совершению преступлений обвиняемым, подозреваемым, осужденным; прогнозирование индивидуального поведения с помощью отбора и анализа информации о поведении конкретных лиц; координация деятельности субъектов индивидуальной профилактики, направленных на ее эффективность. Существенную роль в индивидуальной профилактической работе пенитенциарного психолога имеет индивидуальное психологическое прогнозирование поведения обвиняемых, подозреваемых, осужденных.
Ключевые слова: прикладная криминальная психология, криминальное поведение личности, обвиняемый, подозреваемый, осужденный, исправительное учреждение, следственный изолятор, уголовно-исполнительная система, общая, групповая и индивидуальная профилактика преступлений, профилактические меры, профилактический учет, психолог-практик, психологическая служба, деятельность психолога-практика уголовно-исполнительной системы, индивидуальное психологическое прогнозирование.
Глобальные социально-экономические и политические изменения в России в последние десятилетия, характерные для рыночной экономики, способствовали формированию в обществе потребительской и индивидуалистической психологии, изменению нравственных установок и ценностных ориентаций, что спровоцировало деформацию
правосознания, рост криминального поведения личности, появление новых видов преступлений: торговля наркотиками [1, 5, 6] мошенничество, рейдерство, отмывание денег, терроризм, экстремизм, коррупция, захват заложников, компьютерные преступления.
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до
2020 года к осужденным в зависимости от их личностных характеристик, возраста, болезненного состояния и других факторов следует применять дифференцированный подход. На наш взгляд, для реализации этой важной стратегической цели в деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы ключевое значение имеет прикладная криминальная психология.
Прикладная криминальная психология - одно из направлений юридической психологии, изучающая: психологические механизмы, причины и условия преступного поведения личности; типологию и классификацию преступников, обосновывающая систему общей, групповой и индивидуальной профилактики преступлений. Она включает в себя правовые нормы, понятия и исследования в области криминалистики, психологии преступных сообществ, криминального общения, психологическое сопровождение личности преступника, психологические особенности профилактики преступлений, а также психокоррекционную работу с обвиняемыми, подозреваемыми, осужденными в учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Особое значение прикладная криминальная психология имеет в исправительном учреждении для реализации профилактической работы с обвиняемыми, подозреваемыми, осужденными. Основной ее целью является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.
Согласно приказу ФСИН России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» определен порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди обвиняемых, подозреваемых и осужденных, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Профилактика правонарушений осуществляется сотрудниками заинтересованных подразделений
учреждений УИС (отделы безопасности (режима), воспитательной работы, оперативные отделы, подразделения охраны, медицинские подразделения, производственно-технические подразделения, психологические службы) во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями. Важная роль в профилактической работе отводится психологическим службам учреждений УИС, которые реализуют следующие виды деятельности:
- психологическое обследование лиц, находящихся в карантинном помещении, выявление лидеров групп осужденных, лиц, склонных к деструктивному поведению, обработка полученных данных и разработка рекомендаций по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с этими лицами с учетом их личностных особенностей;
- определение по психологическим показаниям круга лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проведения психокоррекционных мероприятий;
- выявление лиц с признаками психических заболеваний, информирование сотрудников медицинской службы о поведении данных осужденных, проведении совместных с другими службами исправительного учреждения мероприятий по психологической коррекции поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- изучение социально-психологической обстановки, психических состояний и настроений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их отношения к персоналу учреждения УИС, организация работы групп психологической помощи, разрешение конфликтов и предотвращение правонарушений;
- анализ психологических причин чрезвычайных происшествий (преступлений, суицидов, группового неповиновения), принятие мер по их устранению и недопущению;
- повышение психологической компетентности сотрудников учреждений УИС, обучение их навыкам бесконфликтного общения, осуществление психологического обеспечения деятельности сотрудников учреждений УИС, в том числе при осложнении оперативной обстановки, групповых эксцессах, захвате заложников.
При осуществлении общей профилактики пенитенциарным психологом следует использовать знания по прикладной криминальной психологии, особое внимание необходимо обращать: на возрастные и половые особенности личности; динамику правонарушений; изменения, происходящие в ка-
чественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечение изоляции и надзора за ними; трудовую занятость; условия размещения; материально-бытовое и медицинское обеспечение [2, 3, 4].
Индивидуальная профилактика - это деятельность, которая включает в себя выработку и реализацию следующих мер: изучение личности, жизненной ситуации, причин и условий, способствующих совершению преступлений обвиняемым, подозреваемым, осужденным; прогнозирование индивидуального поведения с помощью отбора и анализа информации о поведении конкретных лиц; координация деятельности субъектов индивидуальной профилактики, направленная на повышение ее эффективности [7].
Индивидуальная профилактика правонарушений в исправительном учреждении включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств эффективного воспитательного воздействия.
Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется психологом-практиком исправительного учреждения посредством:
всестороннего изучения личности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, криминальных связей и криминально значимых свойств их характера, а также привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;
проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;
изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных от связей и условий, оказывающих на них негативное влияние;
привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к общественно полезному труду и учебе;
использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей и влияний;
применения различных форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.
На профилактический учет ставятся следующие категории подозреваемых, обвиняемых и осужденных:
- склонные к совершению побега;
- склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
- признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
- лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;
- склонные к совершению суицида и членовредительству;
- организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;
- склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;
- изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;
- отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
- склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;
- склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Существенную роль в индивидуальной профилактической работе пенитенциарного психолога имеет индивидуальное психологическое прогнозирование, то есть научное предсказание того, может или нет конкретное лицо совершить преступление, что способно привести его к антиобщественному поведению, а что - воспрепятствовать этому [8, 9].
Таким образом, профессиональная деятельность психолога-практика уголовно-исполнительной системы включает в себя использование знаний по прикладной криминальной психологии, изучение психологических аспектов личности преступника и криминального поведения [9, 10], учет их возрастных и половых особенностей, знание преступных групп и организованных преступных сообществ, психологических основ общей, индивидуальной и групповой профилактики, психокоррекционной работы.
Своевременно организованная и проведенная психологом-практиком уголовно-исполнительной системы индивидуальная и групповая профилактическая работа способствует предотвращению преступлений и правонарушений в исправительных учреждениях, ресоциализации личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного.
Список литературы
1. Ганишина И. С., Жарких А. А. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 66-73.
2. Ганишина И. С., Ушатиков А. И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие. М., 2006. 288 с.
3. Ганишина И. С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 160 с.
4. Ганишина И. С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 23 с.
5. Датий А. В., Ганишина И. С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2. С. 68-76.
6. Датий А. В., Ганишина И. С., Кузнецова А. С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 2. С. 21-25.
7. Казак Б. Б., Ушатиков А. И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений : учеб. пособие. Псков, 2007. 146 с.
8. Токубаев З. С. Судебный контроль как важное средство обеспечения прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 40-43.
9. Ушатиков А. И., Ковалев О. Г. Криминальная психология : учеб. пособие. М., 2007. 139 с.
10. Ушатиков А. И. Пенитенциарные учреждения как социальные клиники: миф или реальность? // Человек : преступление и наказание. 2008. № 2. С. 154-156.
ALEXANDER IVANOVICH USHATIKOV, doctor of psychological sciences, professor, professor of department of psychology of professional activity in UIS;
IRINA SERGEYEVNA GANISHINA, candidate of psychological sciences, associate professor, deputy chief of department of the general psychology (Academy of the FPS of Russia) E-mail: irinaganishina@yandex.ru.
USE OF KNOWLEDGE OF CRIMINAL APPLIED PSYCHOLOGY OF IN ACTIVITY OF THE PSYCHOLOGIST OF PENAL SYSTEM
Annotation: general group and individual prevention is taken place in prisons and detention centers of the correctional system. The importance of this prevention is given in the work of the psychologist of the penal system. The authors decided that the use of knowledge in applied criminal psychology in detention centers and prisons of penal system helps to reduce the number of crimes and offences of the suspects, the accused, the convicted.
Applied criminal psychology studies the psychological mechanisms, causes and conditions of the criminal conduct of the person; typology and classification of offenders, justifies a system of common group and individual crime prevention. It includes legal norms, concepts and research in the field of criminology, psychology, criminal gangs, criminal communication, psychological support of offender, the psychological characteristics of crime prevention, as well as psycho-correction work with the accused, the suspects, the convicted in prisons and detention centers of the correctional system.
In prison applied criminal psychology is important for the implementation of preventive work with the accused, suspects and convicted. Its main aim is to prevent offences by persons detained in the penitentiary system, through a system of preventive measures.
Special attention should be paid to the age and gender characteristics of the individual; dynamics of offenses; changes in the qualitative and quantitative composition of suspects, accused and convicted, providing insulation and supervision; employment; terms of placement; material and social and medical support.
Implementing general prevention psychologists need a comprehensive study of the personality, life situation, the causes and conditions that contribute to the commission of crimes by an accused, suspects and convicted; prediction of individual behavior by means of sampling and analysis of information about the behavior of specific individuals; coordination of activities of subjects of individual prevention, aimed at its effectiveness. There
is the individual psychological forecasting conduct of the accused, suspects convicted in the work of individual preventive prison psychologist.
Key words: applied criminal psychology, criminal conduct of the person, the defendant, the suspect, convicted, correctional institution, isolation ward, detention, the penal system, general, group and individual crime prevention, preventive measures, preventive account, psychiatric service, activities of psychologist of the penal system, individual psychological prediction.
References
1. Ganishina I. S., Zharkikh A. A. K voprosu o narkoticheskoj zavisimosti podozrevaemyh, obvinjaemyh, osuzh-dennyh, soderzhashhihsja v ispravitel'nyh uchrezhdenijah i sledstvennyh izoljatorah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the issue of drug abuse suspects, convicts held in prisons and detention centers of the correctional system]. Prik-ladnaya yuridicheskaya psihologiya - Applied legal psychology, 2013, no. 4, pp. 66-73.
2. Ganishina I. S., Ushatikov A. I. Neblagopoluchnaja sem'ja i deviantnoe povedenie nesovershennoletnih [Dysfunctional family and juvenile deviant behavior]. Moscow, 2006, 288 p.
3. Ganishina I. S. Psihologicheskoe vlijanie neblagopoluchnoj sem'i na deviantnoe povedenie nesovershennoletnih. Dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological impact of a dysfunctional family on juvenile deviant behavior. Dr. psychol. sci.]. Ryazan, 2004, 160 p.
4. Ganishina I. S. Psihologicheskoe vlijanie neblagopoluchnoj sem'i na deviantnoe povedenie nesovershennoletnih. Aut. dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological impact of a dysfunctional family on the deviant behavior of minors. Cand. psychol. sci. diss. abstract]. Ryazan, 2004, 23 p.
5. Daty A. V., Ganishina I. S. Harakteristika bol'nyh narkomaniej osuzhdennyh zhenshhin, obrativshihsja za psihologicheskoj pomoshh'ju [Characteristics of drug addicts convicted of women seeking psychological help]. Vestnik Kuzbasskogo instituta - Bulletin of the Institute of the Kuzbass, 2014, no. 2, pp. 68-76.
6. Daty A. V., Ganishina I. S., Kuznetsova A. S. Harakteristika bol'nyh narkomaniej osuzhdennyh muzhchin, obrativshihsja za psihologicheskoj pomoshh'ju [Characteristics of drug addicts convicted men seeking psychological help]. Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii - Herald Perm Institute FSIN of Russia, 2014, no. 2, pp. 21-25.
7. Kazak B. B., Ushatikov A. I. Professional'naja psihologicheskaja podgotovka personala ispravitel'nyh uch-rezhdenij [Professional psychological training of prison staff]. Pskov, 2007, 146 p.
8. Tokubaev Z. S. Sudebnyj kontrol' kak vazhnoe sredstvo obespechenija prav osuzhdennyh k lisheniju svo-body [Judicial control as an important means of ensuring the rights of persons sentenced to imprisonment]. Ugo-lovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2012, no 2, pp. 40-43.
9. Ushatikov A. I., Kovalev O. G. Kriminal'naja psihologija [Criminal psychology]. Moscow, 2007, 139 p.
10. Ushatikov A. I. Penitenciarnye uchrezhdenija kak social'nye kliniki: mif ili real'nost'? [Penitentiaries how social clinics: myth or reality?]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Man : Crime and Punishment, 2008, no. 2, pp. 154-156.