Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОСТУПЛЕНИЮ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОСТУПЛЕНИЮ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / осужденный / запрещенные предметы / средство мобильной связи / блокировка средств мобильной связи / безопасность / penal enforcement system / convicted person / prohibited items / mobile communication means / blocking mobile communication facilities / security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье уделяется внимание деятельности учреждений органов уголовно-исполнительной системы по организации профилактики поступления на их территорию средств мобильной связи. Автор указывает на важность поиска новых организационно-правовых путей для противодействия использованию средств сотовой связи лицами, содержащимися в учреждениях пенитенциарной системы. Исследуются имеющиеся способы борьбы с такого рода противоправными проявлениями. Для противодействия поступлению в учреждения уголовно-исполнительной системы средств мобильной связи предлагаются некоторые рекомендации с целью совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF COUNTERING THE FLOW OF FUNDSMOBILE COMMUNICATIONS TO INSTITUTIONS OF THEPENITENTIARY SYSTEM

The article focuses on the activities of institutions of the bodies of the penitentiary system for the organization of prevention of the receipt of mobile communications on their territory. The author points out the importance of finding new organizational and legal ways to counter the use of cellular communications by persons held in penitentiary institutions. The available methods of combating this kind of illegal manifestations are being investigated. To counteract the admission of mobile communication means to the institutions of the penal system, some recommendations are proposed in order to improve the current legislation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОСТУПЛЕНИЮ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-360-362 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

e-mail: g.maystrenko@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОСТУПЛЕНИЮ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье уделяется внимание деятельности учреждений органов уголовно-исполнительной системы по организации профилактики поступления на их территорию средств мобильной связи. Автор указывает на важность поиска новых организационно-правовых путей для противодействия использованию средствсотовойсвязилицами, содержащимися в учрежденияхпенитенциарной системы. Исследуются имеющиеся способы борьбы с такого рода противоправными проявлениями. Для противодействия поступлению в учреждения уголовно-исполнительной системы средств мобильной связи предлагаются некоторые рекомендации с целью совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденный, запрещенные предметы, средство мобильной связи, блокировка средств мобильной связи, безопасность.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

CURRENT ISSUES OF COUNTERING THE FLOW OF FUNDSMOBILE COMMUNICATIONS TO INSTITUTIONS OF THEPENITENTIARY SYSTEM

Annotation. The article focuses on the activities of institutions of the bodies of the penitentiary system for the organization of prevention of the receipt of mobile communications on their territory. The author points out the importance of finding new organizational and legal ways to counter the use of cellular communications by persons held in penitentiary institutions. The available methods of combating this kind of illegal manifestations are being investigated. To counteract the admission of mobile communication means to the institutions of the penal system, some recommendations are proposed in order to improve the current legislation.

Key words: penal enforcement system, convicted person, prohibited items, mobile communication means, blocking mobile communication facilities,security.

Одной из основных проблем УИС на протяжении последних лет является незаконное использование осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми средств мобильной связи для оказания давления на свидетелей, координации действий членов организованных преступных групп, находящихся на свободе, поставок запрещенных предметов и наркотических средств в исправительные учреждения, а также в экстремистских целях. Незаконное использование средств мобильной связи способствует развитию негативных процессов в учреждениях УИС, распространению криминальной субкультуры. Известно также, что через лицевые счета абонентских номеров, находящихся в пользовании спецконтингента, происходит обращение

безналичных денежных средств, за счет которых осуществляется финансовая поддержка лидеров криминальной среды. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция обвинения УИС в функционировании на территории её учреждений, так называемых колл-центров, с помощью которых совершаются банковские и иные финансовые мошенничества, а также планируется иная преступная деятельность, в том числе и террористические акты [2, с. 140].

До последнего времени, одним из действенных способов противодействия использованию спецконтигентом средств сотовой связи считалось использование специальных средств подавления радиосигналов. Однако практика их применения выявила ряд серьезных проблем, глав-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

ные из которых заключаются в создании помех в мобильных сетях пользователей, находящихся в непосредственной близости от учреждений УИС, в необходимости постоянного регулирования мощности сигналов подавления в зависимости от погодных условий и плотности трафика. Использование других технических средств, в частности нелинейных и радиолокаторов, также оказалось малоэффективным.

Стало очевидно, что необходимо принимать более действенные меры и прежде всего в области нормативного регулирования данного вопроса [6, с. 100].Так, врамках исполнения решения Совета Безопасности Российской Федерации о разработке комплекса дополнительных мер по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах, ФСИН России реализован комплекс мероприятий по пресечению противоправной деятельности осужденных с использованием средств мобильной связи. Наряду с усилением режимных требований и использованием технических средств подавления сигналов сотовой связи организована работа по выявлениюи блокировке средств мобильной связи, находящихся в незаконном пользовании лиц, содержащихсяв учреждениях УИС. В этой связиФСИН России выступила с инициативой внесения измененийвотдельные законодательные акты Российской Федерации.

В результате совместной работы с Генеральной прокуратурой, ФСБ, МВД, Минюстом, Мин-комсвязи и представителями компаний - операторов сотовой связи принят и в январе 2018 г. вступил в действие Федеральный законот 05.12.2017 № З86-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О связи» и статью 1 Федерального закона«О внесении измененийв Федеральный закон«О связи» [1]. Суть изменений состоит в том, что в обязанности операторам сотовой связи законодатель вменил прекращение оказания услуг связи не только «в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации,но и в целях предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связии средств связи.

Принимаяво внимание, что в процессе отбывания наказания осужденными совершается значительное количество противоправных деяний с использованием средств мобильной связи, указанные изменения будут способствовать предупреждению и пресечению правонарушений, последствия которых зачастую выходят за рамки обеспечения деятельности учреждений уголов-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

но-исполнительной системы и относятся к компетенции правоохранительных органов [4, с. 62].

Однако развитие технологий в области мобильной связи идет быстрыми темпами. Во второй половине 2019 г. в России и других странах получили широкое распространение новые коммуникационные технологии, которые позволяют дистанционно через интернет-приложение устанавливать в интернет-терминал или телефон разные сим-карты. Эта услуга была разработана для определенного круга пользователей мобильной связи, деятельность которых связана с частыми командировками (журналисты, бизнесмены и др.). Установка сим-карт разных операторов создает значительные удобства в случае работы в роу-минге, в том числе за рубежом, либо необходимости перехода к услугам оператора, располагающего лучшими показателями покрытия территории [5, с. 216].

Сложилась ситуация, при которой телефону не требуется пластиковая сим-карта - один или несколько абонентских номеров можно моментально «закачать» в телефон через специальное приложение и также быстро при необходимости сменить номер. Подобные интернет-приложения являются бесплатными, к ним прилагаются подробные инструкции и варианты смены этих номеров как вручную, так и автоматически. Все это делает технологию интеллектуального блокирования каналов мобильной связи неэффективной, поскольку запеленгованные оперативно-техническими средствами одноразовые сим-карты и абонентские номера блокировать бессмысленно [3, с. 24].

Сказанное создает реальную угрозу распространения таких технологий на территории учреждений УИС. При этом ни научных организаций, ни у производителей специального оборудования пока нет технических предложений, как нейтрализовать такую угрозу.Если подобные технологии все-таки проникнут в места лишения свободы, то, по мнению ряда исследователей, вариантами противодействия несанкционированному использованию спецконтингентом средств мобильной связи могут стать реализация технологии «территория тишины», когда с помощью нескольких локаторов устанавливаются точные координаты выхода в эфир средства связи, а также тотальный мониторинг ситуации во всех учреждениях УИС с представлением его результатов в единый центр ФСИН России.Информация может анализироваться по различным основаниям (количество звонков и сообщений, время и продолжительность выходов в эфир, номер сим-карты и др.) контактов в сутки, не только по учреждению, но и по территориальному органу ФСИН России, а также по федеральным округам.

Конечно, такой мониторинг не позволит блокировать мобильную связь на территории учреждений УИС, но поможет дать объективную картину состояния работы по противодействию ее несанкционированному использованию осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми. Для этого такая система должна работать в автоматическом режиме (не зависеть от руководства и сотрудников того или иного учреждения) и непрерывно.

Следует отметить, что на современном этапе одним из наиболее эффективных направле-нийдеятельности по выявлению квалифицированных преступлений, связанных со сферой телекоммуникаций, является комплексная обработка информации об абонентах и оказываемых им услугах связи, данные систем автоматизированного расчета за услуги связи и технические, внутрисистемные сведения, характеризующие работу систем связи. Кроме того, в ряде территориальных органов ФСИН России для выявления и перекрытия каналов поступления на территорию учрежцений УИС запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи, созданы внештатные мобильные группы, проводятся регулярные проверки пропускного режима путем закладки муляжей запрещенных предметов, комиссионные обследования изолированных участков, профилактические мероприятия со спецконтингентом, а также информирование граждан об ответственности за пронос, передачу или попытку передачи запрещенных предметов и об обязательной сдаче средств мобильной связи при проходе на охраняемую территорию учреждений УИС.В конечном счете, все предпринимаемые руководством ФСИН России меры должны способствовать исключению возможности пользования спецконтингентом средствами сотовой связи, что в свою очередь станет залогом стабильной оперативной обстановки в учрежденияхУИС и будет способствовать обеспечению в местах лишения свободы законности и правопорядка, соблюдению осужденными режимных требований и пресечению их противоправной деятельности.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.07.2003. № 28. Ст. 2895 (в ред. Федерального закона от 09.03.2021 № 44-ФЗ).

[2] Золотарев Д.А., Ким В.В., Латынин Е.В. Правовые аспекты прерывания услуг связи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2018. № 2 (35). - С. 136-142.

[3] Колотушкин С.М. Современные методы противодействия телефонному мошенничеству, совершаемому с территорий исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 10. - С. 21-25.

[4] Куракин А.В., Адмиралова И.А., Бондарь Т.И., Молянов А.Ю. Административно-правовое регулирование предоставления услуг связи в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 2018. № 4. - С. 60-63.

[5] Лещенко С.А., Богданова С.Ю., Лещенко Е.С., Лещенко М.С. Осуществление правового регулирования использования сотовых телефонов в местах отбывания наказаний в Великобритании // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2020. № 1. - С. 211-217.

[6] Шиханов В.А. Особенности правового регулирования оборота средств мобильной связи в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Преступление, наказание, исправление. 2016. № 2. - С. 96-101.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 07.07.2003 № 126-FZ «O svyazi» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 14.07.2003. № 28. St. 2895 (v red. Feder-al'nogo zakona ot 09.03.2021 № 44-Fz).

[2] Zolotarev D.A., Kim V.V., Latynin E.V. Pravo-vye aspekty preryvaniya uslug svyazi osuzhdennym, podozrevaemym i obvinyaemym, soderzhashchim-sya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2018. № 2 (35). - S. 136-142.

[3] Kolotushkin S.M. Sovremennye metody pro-tivodejstviya telefonnomu moshennichestvu, sover-shaemomu s territorij ispravitel'nyh uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2020. № 10. - S. 21-25.

[4] Kurakin A.V., Admiralova I.A., Bondar' T.I., Molyanov A.Yu. Administrativno-pravovoe reg-ulirovanie predostavleniya uslug svyazi v sfere oper-ativno-rozysknoj deyatel'nosti // Rossijskaya yus-ticiya. 2018. № 4. - S. 60-63.

[5] Leshchenko S.A., Bogdanova S.Yu., Lesh-chenko E.S., Leshchenko M.S. Osushchestvlenie pravovogo regulirovaniya ispol'zovaniya sotovyh tele-fonov v mestah otbyvaniya nakazanij v Velikobritanii // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2020. № 1. - S. 211-217.

[6] Shihanov V.A. Osobennosti pravovogo reg-ulirovaniya oborota sredstv mobil'noj svyazi v ispravi-tel'nyh uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2016. № 2. - S. 96-101.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.