Научная статья на тему 'Криминализация использования средств мобильной связи лицами, содержащимися под стражей'

Криминализация использования средств мобильной связи лицами, содержащимися под стражей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горовой В.В.

В статье рассмотрена проблема незаконного использования средств связи лицами, содержащимися под стражей. В качестве решения данной проблемы предлагается введение уголовной ответственности за незаконное использование средств связи лицами, содержащимися под стражей, а также рассматривается состав деяния, которое предлагается криминализировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горовой В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of Using Means of Mobile Communication by Persons Detained

The article deals with the problem of illegal using means of communication by detainees. As a solution it is proposed to introduce criminal responsibility for illegal use of means of communication by detainees. Also the components of the act, which is proposed to criminalize are considered.

Текст научной работы на тему «Криминализация использования средств мобильной связи лицами, содержащимися под стражей»

В. В. ГОРОВОЙ,

научный сотрудник (Научно-исследовательский институт ФСИН России) E-mail: gorovoy1988@list.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное

право и криминология; уголовно-исполнительное право.

УДК 343.821

V. V. GOROVOI,

Researcher

(Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia)

Scientific specialization: 12.00.08 — Penal Law and Criminology; Correctional Law.

Криминализация использования средств мобильной связи лицами, содержащимися под стражей

Criminalization of Using Means of Mobile Communication by Persons Detained

В статье рассмотрена проблема незаконного использования средств связи лицами, содержащимися под стражей. В качестве решения данной проблемы предлагается введение уголовной ответственности за незаконное использование средств связи лицами, содержащимися под стражей, а также рассматривается состав деяния, которое предлагается криминализировать.

Средства мобильной связи, экстремизм, терроризм, уголовная ответственность, состав преступления.

The article deals with the problem of illegal using means of communication by detainees. As a solution it is proposed to introduce criminal responsibility for illegal use of means of communication by detainees. Also the components of the act, which is proposed to criminalize are considered.

Means of mobile communication, extremism, terrorism, criminal responsibility, components of crime.

Отличительной чертой современного мира является прогрессивное развитие науки и техники, их проникновение во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Спектр возможностей современных технических средств за последние годы значительно расширился. В особенности необходимо отметить главенствующие позиции среди подобных устройств мобильных и сотовых телефонов. Их применение и использование стало одной из составляющих жизни современного человека. Глобальные сети с простотой доступа из любой точки нашей планеты могут использоваться как для управления денежными счетами, проведения банковских операций, так и для общения, распространения фото-, аудио- и видеоматериалов, насыщения виртуальных страниц любым контентом на усмотрение пользователя. При этом необходимо отметить, что научный прогресс также доступен криминалитету, кото-

рый использует его в своих целях для облегчения совершения преступлений, создания преступных схем для сокрытия преступных действий с целью избежать уголовного наказания и т. д. [4, с. 16].

Нельзя оставить без внимания проблему использования средств связи в криминальных целях лицами, содержащимися под стражей. В связи с этим сегодня одним из основных направлений деятельности изоляторов временного содержания МВД России и следственных изоляторов ФСИН России (далее — учреждений) является перекрытие каналов поступления к подозреваемым, обвиняемым и осужденным запрещенных предметов, в том числе средств связи.

Согласно правилам внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания1 и след-

1 Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов

104

ственных изоляторах2 средства связи отнесены к числу запрещенных. Запрещение использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными средств связи обусловливается несколькими факторами: при нелегальном использовании средства связи ими предпринимаются попытки скрасить свое пребывание под стражей по приговору суда, игнорируя условие изоляции от общества. Некоторые осужденные и заключенные под стражу лица пытаются возобновлять или хотя бы контролировать свой преступный бизнес, при этом продолжая совершать преступления, находясь под стражей. С помощью средств связи совершаются мошенничества, шантажи и вымогательства, передаются угрозы, оскорбления и даже ложные сообщения об актах терроризма. Применение данных устройств в целях организации и координации действий преступных групп позволяет спецконтингенту использовать схемы и способы совершения преступлений, перенаправлять действия сообщников, существенно расширять границы своей преступной деятельности [2, с. 117—129]. В отличие от осужденных у подозреваемых и обвиняемых имеется возможность при наличии средств связи противодействовать расследованию уголовного дела, оказывать влияние на потерпевшего, свидетелей, специалистов, а также должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело, судей и прокуроров, вступать в сговор с подельниками и принимать меры к сокрытию следов совершенного ими преступления или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные, имеющие возможность использования средств связи, находясь в местах содержания под стражей, совершают новые преступления. В большинстве случаев это преступления в сфере мошенничества. Так, в учреждениях УИС совершено 1 238 только зарегистрированных мошенничеств, осуществленных с использованием мобильных средств связи, из 38 114 зарегистрированных в 2015 г. на территории Российской Федерации [1]. Помимо указанной категории преступлений, совершаемых лицами, содержащимися под стражей, с использованием средств связи также совершаются побеги из-под стражи, дезорганизуется деятельность учреждения, организовываются массовые беспорядки и т. д. Помимо приведенной статистики, в учреждениях, предназначенных для содержания под стражей, совершается значительное количество преступлений, не вошедших в данную статистику, так называемые латентные преступления.

внутренних дел: приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950.

2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, ввиду широкого распространения преступной деятельности деструктивных религиозных организаций, средства мобильной связи нередко могут использоваться лицами, содержащимися под стражей, для совершения преступлений экстремисткой направленности и террористического характера. Подтверждением вышесказанного является опыт работы одного из территориальных органов ФСИН России по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых членами деструктивных религиозных организаций в местах лишения свободы. Так, осужденный Ш., отбывая наказание в ИК, активно осуществлял пропаганду экстремистской идеологии, используя при этом средства мобильной связи. Путем индивидуальных бесед и демонстрации фото-, аудио- и видеоматериалов, хранящихся на принадлежащих ему носителях информации, осужденный Ш. склонял осужденного Л., помимо исповедания деструктивной религии, участвовать после освобождения в незаконном вооруженном формировании, с членами которого связь поддерживалась, в том числе с помощью средств мобильной связи. Преступная деятельность осужденного Ш. была задокументирована, вследствие чего было возбуждено уголовное дело в отношении осужденного Ш. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Круг противоправных деяний, совершаемых подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными с использованием телефонов, не ограничивается совершением новых преступлений. Так, при помощи мобильных телефонов организуется доставка на территорию учреждения запрещенных предметов, в том числе изъятых из гражданского оборота.

Согласно отчетным данным территориальных органов ФСИН России, средства связи изымаются практически во всех учреждениях УИС, предназначенных для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Так, в первом полугодии 2017 г. было изъято 29,7 тыс. средств мобильной связи.

В учреждениях проводятся различного рода мероприятия, направленные на обнаружение и изъятие средств связи, осуществляется оборудование различными инженерными и техническими сооружениями, которые препятствуют доставке средств связи на территорию учреждения. Однако принимаемые меры не оказывают должного эффекта по снижению количества средств связи.

Используемые в настоящее время технические средства блокирования средств связи (так называемых радиоблокаторы) не оказывают

должного эффекта. Это связано с тем, что их использование на максимальную мощность создает радиопомехи сотовой сети на прилегающих территориях, что недопустимо в населенных пунктах, а ослабление мощности такого оборудования ведет к снижению его эффективности.

Использование средств связи подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях УИС, является дисциплинарным правонарушением и не может повлечь серьезной юридической ответственности. Применяемые в отношении нарушителей режима содержания дисциплинарные меры взысканий в большинстве случаев не оказывают какого-либо влияния на виновного и не способны быть сдерживающим фактором в недопущении данных нарушений.

Привлечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности считаем малоэффективным, поскольку, как показывает практика, в большинстве случаев средства мобильной связи используются подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, достаточно обеспеченными, для которых наложение денежного штрафа не окажет должного влияния. Введение более крупного штрафа, составляющего десятки, а может быть, и сотни тысяч рублей, на наш взгляд, не приведет к снижению нелегального использования средств связи подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а назначенные штрафы и вовсе перестанут оплачиваться. Использование иных административных санкций также можно считать нецелесообразным, поскольку их реализация наступит только после освобождения из-под стражи, а соответственно, не будет оказывать на подозреваемых, обвиняемых и осужденных никакого воздействия во время отбывания наказания или заключения под стражу.

Как социально-техническое явление использование средств связи подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях УИС, обладает высокой степенью общественной опасности. В связи с этим, по нашему мнению, актуальна криминализация использования средств связи лицом, содержащимся под стражей [3, с. 28].

С учетом сложившейся обстановки, связанной с использованием средств связи подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях УИС, предлагаем криминализировать данное деяние, введя в УК РФ статью «Использование средств связи лицом, содержащимся под стражей». Диспозицию проекта статьи УК РФ предлагаем изложить в следующей редакции: «Использование средств связи лицом, содержащимся под стражей либо отбывающим наказание в виде лишения свободы». При этом за данное преступле-

ние устанавливается санкция в виде лишения свободы сроком до одного года.

В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона «О связи»3 под средством связи понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

Как и любой другой норме в статье, которую мы предлагаем ввести в УК РФ, выделяется объект преступления (в данном случае под ним подразумеваются общественные отношения по соблюдению изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных от общества).

Мы склоняемся в большей степени к определению понятия непосредственного объекта использования средств мобильной связи как установления связи с третьими лицами, регулирующей общественные отношения в сфере содержания под стражей и изоляции от общества. При этом под использованием средств мобильной связи понимаются любые действия, направленные на передачу информации другим лицам с применением данных средств.

С объективной стороны использование мобильного телефона выражается в действиях, направленных на нарушение установленных по приговору суда ограничений, предусмотренных ст. 56 УК РФ (в частности связанных с изоляцией от общества). Уголовная ответственность за указанное деяние наступает лишь при условии, что подозреваемый, обвиняемый или осужденный предупреждался о недопустимости подобных действий. Использование мобильного телефона представляет собой действие, выражающееся в нарушении правил изоляции путем передачи или получения информации при помощи средств мобильной связи.

Субъектом вводимой нами уголовной нормы является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и обладающее таким специальным признаком, как наличие статуса лица, содержащегося под стражей. Это могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью нарушения правил изоляции.

Предлагаемые меры противодействия использованию в учреждениях средств мобильной

3 О связи: федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

связи, на наш взгляд, могут улучшить как оперативную обстановку в местах содержания под стражей, так и предотвратить совершение преступлений, в том числе экстремисткой направленности и террористического характера, а также не допустить противодействия ходу расследования уголовного дела.

Таким образом, криминализация ответственности за нелегальное использование средств

мобильной связи в изоляторах временного содержания МВД России и следственных изоляторах ФСИН России позволит в значительной мере снизить количество средств связи, незаконно используемых на их территории, что, в свою очередь, обеспечит снижение количества преступлений, совершаемых лицами, содержащимися в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Список литературы:

References:

1. Доклад о результатах и основных направле- 1. ниях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://fsin.su/structure/ inspector/iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf (дата обращения: 23.12.2015).

2. Некрасов А. П., Шиханов В. А. Особенно- 2. сти поиска и изъятия средств сотовой связи в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 13. 3.

3. Упоров А. Г. Основы безопасности государства и личности: учеб. пособ. Новокуз- 4. нецк, 2009.

4. Яджин Н. В., Егоров В. А. Некоторые элементы криминалистической характеристики преступлений, совершаемых с использованием средств сотовой связи // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 29.

Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravleni-ah deyatel'nosti Federal'noj sluzhby ispolneni-ya nakazanij. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202015-2017.pdf (data obrasche-niya: 23.12.2015).

Nekrasov A. P., Shihanov V. A. Features of search and refusal in means of cellular communication in correctional facilities of penal system // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 13.

Uporov A. G. Osnovy bezopasnosti gosudarstva i lichnosti: ucheb. posob. Novokuzneck, 2009. Yadzhin N. V., Egorov V. A. Nekotoryje elemen-ty kriminalisticheskoj kharakteristiki prestup-lenij, sovershajemyh s ispol'zovanijem sped-stv sotovoj svyazi // Koncept. 2014. Specvypusk № 29.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.