Научная статья на тему 'Сиротство в современной России: состояние и пути преодоления'

Сиротство в современной России: состояние и пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1756
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОПЕЧЕНИЕ СИРОТ / ПРИЧИНЫ СИРОТСТВА / СИРОТА В ОБЩЕСТВЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / УСЫНОВЛЕНИЕ / ADOPTION / ORPHAN / ORPHAN IN THE COMMUNITY / REASONS AND CONDITIONS OF ORPHANAGE / SOCIAL ORPHANAGE / STATE CARE FOR ORPHANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Татьяна Сергеевна

Освещена проблема положения сирот в современном российском обществе; указаны условия и причины, вследствие которых дети становятся сиротами; рассмотрены некоторые пути возможного решения данной проблемы.Es ist das Problem der Lage der Waisenkinder in der gegenwärtigen russischen Gesellschaft an den Tag gebracht. Es sind die Bedingungen und die Gründe, infolge deren die Kinder zu den Waisenkinder werden, genannt. Es sind einige Wege der möglichen Lösung dieses Problems betrachtetEst éclairci le problème de la situation des orphelins dans la société russe contemporaine, sont indiquées les conditions et les causes en conséquence desquelles les enfants deviennent orphelins et sont examinées quelques voies de la solution possible du problème donnéThe paper deals with the problem of orphans in Russian society today; the conditions and reasons for which children become orphans are specified; some possible ways of solving this problem are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сиротство в современной России: состояние и пути преодоления»

ББК 60.542.4

СИРОТСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Т.С. Гончарова

Кафедра «История России», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»; ОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г. Воронеж;

Sofia2006@list.ru

Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: государственное попечение сирот; причины сиротства; сирота в обществе; социальное сиротство; усыновление.

Аннотация: Освещена проблема положения сирот в современном российском обществе; указаны условия и причины, вследствие которых дети становятся сиротами; рассмотрены некоторые пути возможного решения данной проблемы.

В современной России волна детской беспризорности вновь приняла катастрофические размеры. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы 1998 и 2008 гг., безработица, асоциальное поведение родителей, конфликтная обстановка в семьях, жестокое обращение с детьми. По официальным данным, число детей, брошенных семьями, не только не уменьшается, но и растет, поэтому проблемы усугубляются. В настоящее время, по различным данным, в России без попечения родителей остались от 700 тыс. до 3 или даже 5 млн детей [1], что сравнимо только с периодом начала 20-х гг. ХХ в., когда к 1922 г. в стране насчитывалось почти 7 млн беспризорников [2].

Много детей оказалось на улице, они попадают в криминальные структуры, широкое распространение получили среди детей пьянство, наркомания, проституция. Все это воздействует на личностное развитие детей, деформирует процесс их социализации и формирует поколение взрослых, создающих угрозу будущему развития нашего народа, России.

В настоящее время в обыденной речи и теоретических исследованиях используется два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Сирота - ребенок несовершеннолетний, лишившийся одного или обоих родителей [3]. Социальные сироты - дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения [4].

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное значение. На протяжении почти всего XX в. политика государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало» [5].

Трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных младенцев, которые чувствительны к отрыву их от биологической матери. В России

2245 родильных домов и отделений. Количество ежегодных отказов от детей -10-11 тысяч. Таким образом, на один родильный дом приходится около пяти отказов в год. В городах количество отказов выше, чем в сельской местности [6].

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Духовные качества личности не формируются спонтанно, они воспитываются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Потребность иметь родителей - одна из сильнейших потребностей ребенка.

Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Распространение такого явления, как социальное сиротство в нашей стране, обусловлено социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России в XX в. и связанными с тремя войнами (Первая мировая война, Гражданская война и Великая Отечественная война), террором 20-30-х гг. XX в., а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого века.

Перечислить все причины сиротства достаточно трудно, поскольку это многоаспектная проблема. По крайней мере, можно назвать три причины такого явления.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) отказываются добровольно от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще всего в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. Отказ от ребенка, с юридической точки зрения, - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может вернуться в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда в целях защиты ребенка родителей лишают родительских прав. Как правило, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители ведут асоциальный образ жизни, страдают алкоголизмом, наркоманией, недееспособны и т.п. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

Третья причина - смерть родителей.

Одна из главных задач любого общества и государства - осуществление права ребенка воспитываться в семье. В главе 11 Семейного кодекса РФ [6] в качестве самостоятельных и приоритетных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, то отдается предпочтение поискам для него новой семьи.

В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

- сохранение ребенка в родной семье;

- возвращение в семью;

- усыновление внутри страны;

- усыновление в другой стране;

- передача на воспитание в семью;

- передача в специальные воспитательные учреждения.

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями - усыновление или передача на государственное попечение (рисунок).

Усыновление - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между человеком или супружеской

Попечение детей-сирот в РФ

парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют органы местной исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства: усыновление устанавливается решением суда.

Государственное попечение - создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат [5].

К сожалению, у детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях, нет положительного опыта семейной жизни, воспитательные системы далеки от совершенства, дети часто повторяют судьбу своих родителей. Какие же пути преодоления этого трагического социального явления? Среди них можно выделить главные:

- возрождение духовной культуры нации;

- экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;

- возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, возвращение «воспитания» в учебные заведения;

- реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;

- совершенствование системы устройства детей-сирот.

Несмотря на то что решение ряда проблем сиротства (защита материнства и детства, государственное попечение сирот) берет на себя государство, к этой проблеме должна быть привлечена общественность, которая может создать детям-сиротам комфортные условия для жизни в обществе.

Список литературы

1. Озеров, В. А. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России / В. А. Озеров // Право и образование. - 2002. - № 1. - С. 5-12.

2. Кривоносов, А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью / А.Н. Кривоносов // Государство и право. - 2003. - № 7. - С. 92-98.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: около 6000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс : Мир и образование, 2008. - 976 с.

4. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. -СПб. : Питер, 2008. - 400 с.

5. Социальная педагогика : курс лекций / под общ. ред. М.А. Глазуновой. -М. : ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

6. Семейный кодекс Российской Федерации : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 19 янв. 2005 г.]. - М. : ТК Велби, 2005. - 64 с.

7. Семенов, И. «Диалог» о матерях и детях подкидышах [Электронный ресурс] / И. Семенов // Вести. - 2009. - Режим доступа : http://www.vesti.ru/doc. html?id=271811 (дата обращения 13.11.2011). - Загл. с экрана.

Orphanage in Russia: State and Ways of Overcoming T.S. Goncharova

Voronezh State Pedagogical University; Center for Curative Pedagogy and Differentiated Instruction, Voronezh;

Sofia2006@list.ru

Key words and phrases: adoption; orphan; orphan in the community; reasons and conditions of orphanage; social orphanage; state care for orphans.

Abstract: The paper deals with the problem of orphans in Russian society today; the conditions and reasons for which children become orphans are specified; some possible ways of solving this problem are discussed.

Verwaistheit im gegenwartigen Russland: der Zustand und die Wege der Uberwaltigung

Zusammenfassung: Es ist das Problem der Lage der Waisenkinder in der gegenwartigen russischen Gesellschaft an den Tag gebracht. Es sind die Bedingungen und die Grunde, infolge deren die Kinder zu den Waisenkinder werden, genannt. Es sind einige Wege der moglichen Losung dieses Problems betrachtet.

Orphelinage dans la Russie contemporaine: etat et voies de l’elimination

Resume: Est eclairci le probleme de la situation des orphelins dans la societe russe contemporaine, sont indiquees les conditions et les causes en consequence desquelles les enfants deviennent orphelins et sont examinees quelques voies de la solution possible du probleme donne.

Автор: Гончарова Татьяна Сергеевна - соискатель, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»; педагог-психолог, ОГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г. Воронеж.

Рецензент: Тонких Владимир Алексеевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-юридических наук, Воронежский институт кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Воронеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.