Научная статья на тему 'Беспризорность и социальная политика государства (на материалах Тамбовской области конца 1930-х годов)'

Беспризорность и социальная политика государства (на материалах Тамбовской области конца 1930-х годов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ДЕТИСИРОТЫ / ДЕТСКИЙ ДОМ / КОМИССИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ / ПАТРОНАТ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMMITTEE ON IMPROVEMENT OF CHILDREN'S LIFE / HOMELESSNESS / CHILD NEGLECT / ORPHANS / ORPHANAGE / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антимонов М. Ю.

Рассматриваются причины беспризорности и основные формы борьбы с ней в 1937-1939 гг., образ жизни беспризорников предвоенных лет.Es werden die Gründe der Obdachlosigkeit und die grundlegenden Formen des Kampfes mit ihr in 1937-1939, das Muster des Lebens der obdachlose Kinder den Vormilitär der Jahre betrachtet.Sont examinées les causes de lapparition des enfants abadonnés et les formes essentielles de la lutte avec ce phénomène dans les années 1937-1939 ainsi que le mode de vie des enfants abadonnés des années davant-guerre.The reasons for homelessness and basic forms of its elimination in 1937-1939 as well as the way of orphans life at pre-war time are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беспризорность и социальная политика государства (на материалах Тамбовской области конца 1930-х годов)»

ББК Т3(2)614

БЕСПРИЗОРНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (на материалах Тамбовской области конца 1930-х годов) М.Ю. Антимонов

Кафедра «История и философия», ТГТУ

Представлена профессором А.А. Слезиным и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: беспризорность; безнадзорность; дети-сироты; детский дом; Комиссия по улучшению жизни детей; патронат; производственное обучение.

Аннотация: Рассматриваются причины беспризорности и основные формы борьбы с ней в 1937-1939 гг., образ жизни беспризорников предвоенных лет.

Борьба с детской беспризорностью - одна из задач советского государства в 1930-е годы. Уже с первых дней советской власти по данному вопросу был издан ряд декретов и постановлений ВЦИК и СНК. Но эти законопроекты до конца так и не решили рассматриваемую проблему как в 1920-е, так и в 1930-е годы.

В связи с этим 10 февраля 1921 года под председательством Ф.Э. Дзержинского была создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК) для объединения и согласования деятельности всех ведомств в области оказания помощи детям и борьбы с детской беспризорностью. Все свои мероприятия Дет-комиссия проводила на местах через областные и районные исполкомы, которые назначали по одному уполномоченному на область и район. Комиссия активно участвовала в организации детских домов и колоний для беспризорных детей и подростков, в укреплении их учебно-материальной базы, в улучшении условий для профессионально-трудовой подготовки воспитанников. В результате повседневной работы, проводимой комиссией совместно с Городским советом, в г. Тамбове беспризорность как таковая была ликвидирована. Но город наводняли толпы безнадзорников из других районов области. Поэтому при первом отделении милиции была организована комната привода безнадзорных детей. Детская комиссия отпускала средства на их питание и отправку обратно в колхозы и сельсоветы [1. Д. 19. Л. 13]. Но, к сожалению, некоторые семьи категорически отказывались от содержания и воспитания своих детей. В Юрловском районе был отмечен случай, когда родители принуждали детей к нищенствованию [2. Д. 1. Л. 51]. Таким образом, детская безнадзорность нередко переходила в беспризорность и становилась одним из источников детской преступности.

Основной формой борьбы с детской беспризорностью было определение детей и подростков в детские дома и спецшколы, которые были призваны готовить своих воспитанников к общественно полезной трудовой жизни. Но все эти учреждения в 1938 году в Тамбовской области были переполнены детьми. Контингент воспитанников в них составлял 4065 человек, а учреждений было всего 39 (табл. 1) [2. Д. 22. Л. 20].

Наполняемость детских домов и спецшкол

Наименование детского учреждения Количество Бюджетный контингент на 1.01.1938 г. Норма наполняемости детского дома. Излишек сверх нормы

Детские дома нормального типа 27 3134 2820 314

Детские дома с особым режимом 3 250 230 20

Спецшколы 9 681 700 19

Итого 39 4065 3750 353

Но так как государственные детские учреждения не могли обеспечить воспитание всех детей-сирот, то для их разгрузки приходилось прибегать к распространенным в те годы платным услугам отдельных лиц - патронату. Воспитателю выплачивалась определенная сумма (патронатное пособие) и оказывалась необходимая помощь в осуществлении воспитания. Приемные родители должны были содержать ребенка наравне с членами своей семьи, их обязанности совпадали с обязанностями опекуна и попечителя. В помощь патронируемым детям по их финансированию существовали колхозные кассы взаимопомощи. Но материальнобытовые условия этих детей в ряде районов продолжали оставаться невыносимыми. Так, например, в Башмаковском районе было 125 детей-сирот, а детей, родители которых «впали во временную нужду», - 200 человек. Абсолютное большинство этих детей находилось в тяжелых материальных условиях: кроме хлеба и крупы колхозы ничего не выдавали, дети ходили в рваной одежде и худой обуви. Многие из них не посещали из-за этого школу, большинство детей-сирот поселка Башмаково и села Колесово вынуждены были заниматься нищенствованием. Кассы общественной взаимопомощи в большинстве колхозов не были организованы, а те, которые имелись в 25-ти колхозах, бездействовали. Местные руководители района, председатели сельских советов и колхозов не принимали решительных мер по оказанию детям-сиротам необходимой материальной помощи, созданию соответствующих условий для них и закреплению их на местах [3. Д. 12. Л. 2]. Был случай в Покрово-Марфинском районе, когда за два года такого попечительства семье выдали патронатное пособие в размере 75 рублей [1. Д. 19. Л. 9 об.].

Аналогичное положение было в Кондольском (120 детей-сирот), Керенском, Бондарском, Тамбовском, Пичаевском, Лысогорском и др. районах области. В Керенском районе в колхозе «Новая Деревня» находились на патронате 4 беспризорника. Один из них был отличником, хотя его не смогли обеспечить учебниками, одежда и обувь рваные, определенного жилья не имел, вместо квартиры жил в красном уголке, где постоянно народ, шум, совершенно невозможно было учить уроки. Но хуже всего, что председатель колхоза Никонов использовал детей в своих целях как рабочую силу, заставляя возить себе солому на топливо [3. Д. 12. Л. 2]. В Бондарском районе в Ульяновском сельском совете в колхозе «Красная Армия» патронируемые дети жили в отвратительных бытовых условиях: квартиры были грязные, постельных принадлежностей не было [3. Д. 12. Л. 2 об.]. Из детдомов г. Тамбова в 1936 году было патронировано 200 детей. В 1937 году обследовали бытовые условия жизни у 180. Из этого числа детей 18 жили хорошо, 155 удовлетворительно, 6 плохо и на одного ребенка председатель колхоза «Красный перевоз» Ржаксинского района отказался заклю-

чить договор на патронат [1. Д. 19. Л. 15]. В Бондарском районе из числа патронируемых детей было усыновлено 3 человека. Имелся 1 случай отказа колхозником от патронируемого ребенка [1. Д. 19. Л. 9 об.].

Становится ясно, что патронат так же, как и детские дома не решал всей проблемы с беспризорниками. Поэтому при детской комиссии были организованы предприятия для воспитанников из детских домов, беспризорных и безнадзорных подростков, «временно впавших в нужду», детей выпущенных из детдомов на самостоятельную жизнь. Эти предприятия должны были вовлечь в производство подростков для получения трудовых навыков и производственной квалификации; общего образования в пределах программы Народного комиссариата просвещения для неполных средних школ взрослых; общественно-политического развития, необходимого для сознательного и активного участия их в социалистическом строительстве [3. Д. 13. Л. 1].

Помимо этого в основе производственного обучения лежала идея реализации на практике марксистско-ленинского положения о целесообразности раннего включения детей в производительный труд, разработанного рядом советских педагогов: Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и другими. Это полностью соответствовало высказыванию К. Маркса о том, что «при разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек...» [4, с. 197].

Предприятия существовали на полном экономическом хозрасчете. По плану работы областной детской комиссии процент ученичества к рабочим в мастерских должен был составлять не менее 65 % [3. Д. 4. Л. 2]. Всего таких предприятий по области было 19.

Ученики мастерских получали зарплату от 30 до 64 рублей. Во всех цехах система оплаты труда производилась сдельно, причем оплата починочных работ (часовая, фото, электромеханическая мастерская) была в процентном отношении от валового дохода. Премиальная оплата труда в виде опыта была введена в 1937 году в трикотажном цехе [5. Д. 4. Л. 3]. Кроме того, особо нуждающимся оказывалась материальная помощь в виде одежды, белья, обуви и выдавалось по 1 рублю 20 копеек в день на обеды в столовой, квартира оплачивалась производством [1. Д. 19. Л. 11]. Подросткам предоставлялась возможность отдыхать в домах отдыха, на курортах, в санаториях [3. Д. 10. Л. 16]. А желающие получить среднее образование обучались в вечерней школе.

Производственное обучение было организовано путем прикрепления учеников к мастерам. А те, кто работал в трикотажном цехе, выделялись в особую группу с бригадиром. Обучение велось по программам. Старший мастер одного из таких предприятий указывал, что ученичество проходило программу обучения только на практике, а теоретические занятия не проводились [5. Д. 2. Л. 1]. После подготовки ученики переводились в подмастерья и оставались на предприятиях с переходом на сдельную оплату труда [1. Д. 19. Л. 11 об.]. Применялись социалистические методы стимулирования труда - соцсоревнование, ударничество, стахановское движение. Отличников учебы и производства премировали вещами (табл. 2) [3. Д. 4. Л. 26].

Материальное положение учеников было настолько бедственное, что старались награждать вещами первой необходимости. Вот акты обследования бытовых условий, в которых жили ученики трикотажного цеха: «Жабина живет с отцом, который получает заработную плату 60 рублей. Имеют свою избу. Она не оборудована, вся закопченная, сырая, совершенно не отапливается, содержится в антисанитарном состоянии. Обуви никакой нет. Ходит на работу и в школу в рваных

Список вещей, которыми были награждены отличники учебы за 1937-1938 учебный год

Фамилия Чем премирован

Фетисова Платье и тапочки

Семенова Платье, сорочка, простыня

Максимова Простыня, сорочка

Алябьева Платье и простыня

Кулеватская Платье

Яковлева Платье, туфли, простыни

Дьякова Платье

Кузнецова Платье, простыня

Яковлев А. Полуботинки, простыня и рубашка

Постульгина Простыня, сорочка

Яковлев И. Простыня, полуботинки и рубашка

Вялова Платье и простыня

Прохорова Сорочка, блузка, простыня

Крюченкова А. Платье и простыня

Петрова Платье и простыня

Крюченкова В. Платье и простыня

Стафурова Платье и простыня

Антонова Платье

Козина Туфли, сорочка, простыня

калошах. Пальто старое пришло в негодность. Нижнего белья не имеет, верхнее -одно только платье. Питаются очень плохо, не всегда употребляют горячую пищу». «У Зинаиды Поповой отец - пенсионер получает пенсию 80 рублей, которую нерегулярно выдают. Живут они в ветхой избушке, очень тесной и совершенно не отапливаемой. Постельные принадлежности отсутствуют, а спит она на полу на старых тряпках. Зинаида обуви не имеет. В школу и на работу ходит в старых калошах. Нижнего белья у нее нет, есть только одно платье. Когда Зинаида его стирает, то одевает пальто. Питается семья очень плохо. Порой нет хлеба» [3. Д. 4. Л. 20-21].

Политико-массовая и культурно-воспитательная работа в мастерских детко-миссии проводилась совместно со всеми рабочими. Это были беседы по докладам Сталина, Жданова, Молотова и др., изучение новой конституции СССР, ряд митингов. Ученики имели возможность посещать кружки при мастерских, за счет предприятий им приобретали билеты в музей и театр имени Луначарского [1. Д. 19. Л. 16 об.-17].

Переростков-выпускников из детских домов трудоустраивал оргкомитет Тамбовской области. Он обязывал директоров фабрик, заводов, предприятий принять на работу подростков и обеспечить их общежитием. Возрастной состав ребят был от 14 до 16 лет, а образование от 1 до 7 классов. Так в 1936-1937 годах было трудоустроено по г. Тамбову 18 человек. Из них работали на заводе «Ревтруд» 10, на его строительстве 4 человека, на заводе «Трактородеталь» 3, на заводе «Комсомолец» 1. Подростки, работавшие на заводе «Ревтруд», жили в чистом общежитии, предметами обихода были обеспечены в достаточной мере, питались в заводской столовой. Хуже были материальные условия у работающих на заводе «Трактородеталь» - в общежитии грязно, тесно [1. Д. 19. Л. 17].

Производственные предприятия, мастерские, детские дома, патронат - это система мер, предпринятых государством в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью. Вся эта структура плохо финансировалась и держалась на энтузиазме работников детских домов, мастерских и добросовестном отношении приемных родителей.

Конец 1930-х годов однозначно оценить сложно. Это время контрастов -нищеты и «державного» величия. Экспедиция И. В. Папанина на Северный полюс, полеты легендарных летчиков, военные победы на озере Хасан, реке Халхин-Г ол и др. - все это на фоне нищеты, бытового убожества (отсутствие приличного жилья, одежды и пищи) основной части населения страны.

Список литературы

1 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-1737. Оп. 1.

2 ГАТО. Ф. Р-3714. Оп. 1.

3 ГАТО. Ф. Р-5300. Оп. 1.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16.

5 ГАТО. Ф. Р-5300. Оп. 2.

Homelessness and State Social Policy (based on materials of Tambov region of late 1930s)

M.Yu. Antimonov

Department of “History and Philosophy ”, TSTU

Key words and phrases: homelessness; child neglect; orphans; orphanage; Committee on improvement of children’s life; vocational training.

Abstract: The reasons for homelessness and basic forms of its elimination in 1937-1939 as well as the way of orphans’ life at pre-war time are considered.

Obdachlosigkeit und die soziale Politik des Staates (auf den Materialien Gebietes Tambow des Endes 1930 Jahre)

Zusammenfassung: Es werden die Gründe der Obdachlosigkeit und die grundlegenden Formen des Kampfes mit ihr in 1937-1939, das Muster des Lebens der obdachlose Kinder den Vormilitär der Jahre betrachtet.

Enfants abadonnés et politique sociale de l’état (sur le matériel de la région de Tambov de la fin des années 30)

Résumé: Sont examinées les causes de l’apparition des enfants abadonnés et les formes essentielles de la lutte avec ce phénomène dans les années 1937-1939 ainsi que le mode de vie des enfants abadonnés des années d’avant-guerre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.